Данное сочинение рассказывает об Авраамии Палицыне, чьи сила и величие в бесконечной любви к своей Родине. За данное сочинение Касаткина Виктория была награждена грамотой Главы администрации Сергиево-Посадского района в рамках районного конкурса сочинений "Лицо России".
Вложение | Размер |
---|---|
avraamiy_palicyn.doc | 47 КБ |
Откроешь карту – и сразу видишь ее, большую и мощную, прочитаешь «Россия» - и дух захватывает! "Сильна ли Русь? Война и мор, и бунт, и внешних вод напор ее, беснуясь, пробегали... Смотри те ж! Все стоит она! "- писал о моей стране А.С.Пушкин. Ее раздирали внутренние смуты. На нее обрушивался могущественный враг. Не однажды она оказывалась на краю гибели, но все же выстояла.
Мне несказанно повезло жить недалеко от святыни Русской земли – Троице-Сергиевой Лавры.
Здесь согревают весь крещённый мир
своим дыханьем маленькие свечи.
В них вера крепче, чем в большие речи,
(язык лишь медный не стереть до дыр).
Это строки поэта Сергея Бокова, родившегося и живущего в Сергиевом Посаде, в духовной столице России. Действительно, на протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны, да и сейчас остается таковой. Но историю и культуру всегда вершили люди решительные, благородные, любящие свой народ и родную страну. И я горжусь тем, что таких людей, обладающих гениальным умом, выдающимися чертами, необходимыми для выполнения больших, трудных и ответственных задач, образованных, решительных, смелых, твердых, принципиальных и очень ответственных, не боящихся брать на себя риск и ответственность за принятые решения и доводить их до конца, в истории нашей страны было много. Мне хотелось бы написать свое сочинение о человеке, сыгравшем огромную роль в истории моего родного города, а значит и в истории всего государства Российского.
…Неизвестно, какая была погода в Москве 21 февраля 1613 года. В этот день на Красной площади собралось много народа. Четыре человека поднялись на Лобное место. От имени Земского собора они объявили, что Смутное время окончилось: царем избран Михаил Романов.
Одним из этих четырех человек на Лобном месте был Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря. Он не принадлежал к тем, кому ставят памятники. На картинах художников таких людей тоже не изображают, разве что где-то во втором ряду.
Как написал один из наших выдающихся историков В. О. Ключевский: «Московское государство выходило из страшной Смуты без героев; его выводили из беды добрые, но посредственные люди». Страна имела таких ярких и одаренных деятелей. Палицын был одним из главных среди этих людей.
Год рождения Авраамия Палицына неизвестен, предположительно 1540–1550 гг. Родился он в селе Протасьево близ Ростова, а звали его в миру Аверкием Ивановичем.
При царе Федоре он попал в опалу, лишился земли и имущества и был сослан в Соловецкий монастырь, стал монахом. А.Палицын уже тогда слыл человеком серьезным, умным и деятельным.
Затем Борис Годунов решил простить тех, кого репрессировал, и Авраамий Палицын был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Почему в Троицу? Была серьезная причина. Троицкая лавра к этому времени утрачивала свою роль. Было решено «укрепить кадры» — в том числе и А.Палицыным. Выходит, что его числили среди тех, кем можно «укреплять».
И на Соловках, и в Троице А.Палицын много читал. В молодости он не учился и теперь наверстывал, превращаясь в образованнейшего человека своего времени: его хорошее знание церковной литературы легко заметить по его книге, где много ссылок на источники. При ставшем царем Василии Шуйском А.Палицын получил пост келаря Троице-Сергиева монастыря. Это был второй после настоятеля пост в монастыре. Келарь — это не священник, это администратор. А хозяйство было огромное: 250 сел, 500 деревень, десятки тысяч десятин земли и десятки тысяч душ крестьян.
А.Палицын довольно быстро отладил хозяйство монастыря. Как-то московские продавцы зерна, пользуясь противостоянием Шуйского и Дмитрия II, договорились скупить весь хлеб и придержать его до самых высоких цен. А.Палицын же выбросил из монастырских запасов десятки «мер» ржи на рынок и сбил цену. Растерявшиеся продавцы сдались и тоже начали торговать по такой же цене.
После свержения Василия Шуйского встал вопрос о выборе нового царя. Собравшиеся на заседание Думы остановились на кандидатуре сына польского короля Сигизмунда Владиславе, но при условии, что Владислав примет православную веру. А.Палицын был согласен с этим решением и вошел в состав делегации, отправленной в Польшу. Но Сигизмунд отказался, предложив на московский трон себя. Поляки заняли Москву, а делегация была арестована. Часть ее во главе с митрополитом Филаретом (отцом будущего царя Михаила Романова) решила твердо следовать полученным указаниям. А другая часть — в нее вошел и А.Палицын — присягнула Сигизмунду, была освобождена и вернулась в Москву. Но в Троице-Сергиевом монастыре Авраамий «забыл» о присяге и вместе со своим начальником архимандритом Дионисием начал агитацию против поляков и поиск решения проблем Московского государства.
Нужно было победить Смуту, вернуть господство православия, поднять царство Московское, помирить бояр друг с другом, объединить горожан с дворянами, подружиться с казаками. Зародились эти идеи именно в Троице-Сергиевом монастыре, в котором только крепли заветы Преподобного Сергия. И полетели из святой обители во все города русской державы письма, призывающие к свободе и независимости, к отмщению за православие. Дионисий и Авраамий звали крепко стоять за благочестие, взывали к самому святому для русского человека – любви к вере и Родине.
Пришло время, когда надо было выйти из монастыря на улицы и площади, говорить с людьми, убеждать, уверять, хвалить, пугать, угрожать, чтобы «встряхнуть» Московскую Русь, преодолеть русскую инерцию, а то и просто лень.
На Пасху 1611 года под Москвой уже появились первые дружины защитников, а в 1612 году поднялись нижегородцы, долго медлившие в Ярославле под предводительством Дмитрия Пожарского. Чтобы поторопить прибытие этих сил на помощь, Авраамий сам поехал в Ярославль и сумел убедить Д.Пожарского выступить незамедлительно. Когда же понадобилась помощь казакам, А.Палицын приказал вынуть из уже заряженных пушек Троицева монастыря заряды и послать их в Москву. Риск для Троицы был огромный, но судьба государства вершилась тогда в столице. Однако в решающий момент сражения в Москве казаки действовали неактивно, Д.Пожарский вызвал А.Палицына из обоза и сказал: "Мы не можем быть без казаков". Келарь, чуть ли не под огнем поляков, немедленно отправился к казакам. Он добрался до них и сказал: "От вас, друзья, началось доброе дело. Вы первые крепко стали за истину и православную веру. Вы, и никто другой, сражаясь за веру и отечество, многие раны приняли, голод и нищету претерпели. Слава о вашей храбрости, о вашем мужестве, как гром, гремит в ближних и дальних государствах. Что же? Неужели то доброе дело, которое от вас началось и вами продолжилось, вы теперь одною минутою погубить захотите! Неужели ваши раны и ваши труды должны пропасть теперь даром? Идите, сражайтесь, Бог поможет вам!" Он говорил со слезами на глазах, и, тронутые его пламенными словами, казаки устремились в бой, не щадя себя. Босые, нагие, оборванные, в одних сорочках, только с одною пищалью, да у пояса с мечом и пороховницей, опрокинули они поляков. Воодушевленный мужеством казаков, Кузьма Минин с тремя сотнями ударил с другой стороны. И поляки, блестяще вооруженные, в железных латах, дрогнули, и сам храбрый гетман Ходкевич отступил. Именно А.Палицыну обязан Кремль тем, что спустя восемнадцать месяцев после захвата поляками снова стал русским.
И еще одно личное деяние А.Палицына послужило на пользу России - активное участие в избрании царем Михаила Романова. По воцарении Михаила Феодоровича польский королевич Владислав задумал оружием добыть себе русский престол. Подойдя к Москве, Владислав отрядил партию и для захвата Троицкой лавры, в которой находился, за отбытием архимандрита Дионисия в Москву, один келарь Авраамий. Ему и принадлежит честь защиты обители от осаждавших ее поляков. За осадой монастыря, продолжавшейся почти полтора года, с тревогой и надеждой следила вся Россия. Сражения под стенами святой обители рассматривались как борьба между добром и злом. Ведь падение Троице-Сергиевого монастыря для сознания русских людей той поры было равнозначно исхождению благодати от Русской земли, — если Богородица отступилась от монастыря, а преподобный Сергий не может вымолить ее заступничества за свою обитель, значит и Сам Господь отвернулся от России. Таким образом, защита Троице-Сергиевого монастыря приобретала общенациональное значение.
Дав полякам жесткий отпор, Авраамий начал мирные переговоры, закончившие этот неудачный наезд королевича миром, заключенным в лаврском селе Деулино. Келарь так радовался окончанию войны, что поставил в Деулино церковь во имя преподобного Сергия. Это был последний подвиг Авраамия. Благодаря этому человеку жив мой город, «город вечных песнопений…, созвучный с тайной веры и души», как сказал Павел Турухин, наш поэт.
А.Палицын удалился в Соловки и умер в месте своего пострижения, оставив для потомков описание событий Смутного времени. Оно носит заглавие: "История в память предыдущим родам".
Когда из Соловецкого монастыря просили разрешения похоронить Авраамия "вместе с братией", из Москвы пришло указание хоронить Палицына на почетном месте - не на кладбище, которое было за стенами, а внутри монастыря, возле главного Преображенского собора. Его надгробие сохранилось для нас, прорвавшись через века и бури истории.
Как бы то ни было, но очевидно , что среди выдающихся людей Российской державы действительно был и этот ярчайший человек, патриот своей страны. Цель же моего скромного сочинения простая — напомнить современникам и утвердить в их памяти это имя — Авраамий Палицын. В чем его сила и величие? Все просто: в бесконечной любви к своей Родине! А это под силу каждому:
Начни с себя Россию делать сильной!
Не для того, чтоб силу показать,
Чтоб жизнь в стране была спокойной, мирной.
А сильному всегда есть что сказать.
……………………………………….
Начни с себя: люби, люби Россию!
И предоплат не требуя взамен.
С твоей любовью всё она осилит
И даже лихолетье перемен!
(Евгений Мартишин,г.Сергиев Посад).
Будьте как солнце!
Военная хитрость
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Щелкунчик