Вложение | Размер |
---|---|
moya_pervaya_knizhka.docx | 75.33 КБ |
МКОУ «Петропавловская СОШ»
МОЯ ПЕРВАЯ КНИЖКА
Творческий проект
Направление: литературное творчество
Выполнила:
ученица 3 класса
Нестреляй Екатерина
Руководитель:
учитель начальных классов
Таранина Татьяна Павловна
2012-Муромцево
АКТУАЛЬНОСТЬ
Как люблю я стихи сочинять!
В них можно о разном мне рассказать
Я решила: лучше время не терять
Что-нибудь веселое взять и написать.
Вокруг меня происходит много интересного. Мне нравится наблюдать за домашними животными, за тем как идет дождь, как после дождя появляется радуга. Нравится фантазировать, читать книги.
Вот однажды мне захотелось самой попытаться что-нибудь сочинить. Я написала небылицу. Прочитала её одноклассникам. Ребятам понравилось. Так в начале второго класса я стала писать небылицы, стихотворения, сказки на разные темы. У нас в классной комнате есть уголок «Наши сочинения», где постепенно скапливаются работы собственного сочинения. Ребята заметили, что моих сочинений стало достаточно много и поэтому предложили издать книгу моих работ.
ЦЕЛЬ моей работы: выпустить книжку-сборник, систематизируя по темам работы собственного сочинения.
Для выполнения поставленной цели мне потребовалось выполнить ряд ЗАДАЧ:
1. Систематизировать накопленные сочинения по темам
2. Придумать название книги
3. Узнать из каких элементов состоит художественная книга
4. Определить художественное оформление книги
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Работу над книгой я начала с того что разложила все листы формата А4 с собственными сочинениями. Далее разбила все сочинения на группы по темам и придумала название каждой группе.
У меня получилось 5разделов книги:
1- Небылицы
2- Изменения в природе
3- Наблюдения за животными
4- Мои праздники
5- Учат цифры малыши
2. После того как были систематизированы все накопленные сочинения по темам, я стала думать над названием книжки. Для этого перечитала несколько раз стихи, небылицы, рассказ и поняла, что после чтения остается хорошее, радужное настроение. Так и родилось название моей книги «Радужные страницы».
3. Мне захотелось побольше узнать о книгах. Всегда бывает приятно взять в руки не только интересную, но и красиво оформленную книгу. Я прочитала о внешнем облике книги, о её структуре.
Всякое знакомство с книгой начинается с её одежды: переплета или обложки. Зачем же нужна обложка?
Книги одевают в обложки, чтобы они дольше служили людям. Переплет предохраняет книгу от порчи и украшает её, а еще обложка создает первое впечатление о книге. Только ли для этого нужна обложка? Какую информацию можно узнать, внимательно посмотрев на неё? Автора книг, название.
Обложку своей книги я нарисовала сама акварельными красками.
Сейчас нам привычен картонный переплет, а были времена, когда переплет состоял из досок и обтягивался кожей или красивой тканью. Впервые книги в твердых бумажных переплетах появились в России в середине 18 века.
Переплет моей книги выполнен на специальном оборудовании в р.п.Муромцево.
С обложкой все понятно, а что такое суперобложка?
Слово «супер» мы часто употребляем, а не знаем, что оно пришло в русский язык из латинского языка и означает «сверху, над». Значит, это дополнительная обложка, одеваемая поверх переплета. Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением, являясь элементом книжного оформления и рекламы книги.
Чаще всего суперобложки встречаются на очень дорогих или подарочных изданиях и очень часто - на энциклопедиях. В этих же изданиях можно часто встретить закладку в виде ленточки, которая называется ляссе. Помимо основной функции, которую несет в себе закладка - отметить нужную страницу, она еще и несет в себе функцию художественно-эстетическую - украшает книгу.
Раскроем книгу. Первое, на что мы обращаем свое внимание, конечно, первый лист, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке, соединяющий переплет с книжным блоком. Это фoрзац. Слово состоит из двух немецких слов: «фор» (перед) и «зац» (набор). Форзац - это то, что предшествует тексту. Какую роль играет форзац?
Он играет не только служебную роль, соединяя обложку с книжным блоком, но зачастую это - один из элементов художественного оформления книги.
Перевернув свободный лист форзаца, видим лист титульный. Его называют лицом книги, её дверью. Что обычно помещается на титульном листе?
Здесь помещают название книги, фамилию автора, сведения об издательстве, выпустившем книгу, время и место её выхода в свет. Часто указывается фамилия художника, иллюстрировавшего книгу. Если книга переведена с другого языка, то на титульном листе можно еще увидеть и фамилию переводчика.
«Шмуцтитул». Что же это такое? Вторая часть слова знакома, а первая означает «грязный». «Грязный титул», но почему он «грязный»? Все дело в том, что раньше шмуцтитулом называли страницу перед титульным листом. Назначение её было предохранять титульный лист от загрязнения. Сейчас же шмуцтитулом называются страницы, на которых помещены названия отдельных частей или глав книги.
Часто перед титулом помещают фронтиспuс. Это заглавная иллюстрация, которая является иллюстрацией ко всему произведению и выражает основную идею произведения. Иногда здесь помещают портрет писателя или главного героя. Раз уж мы начали говорить об иллюстрации, то давайте узнаем, откуда это слово пришло в русский язык и что дословно оно означает. Воспользуемся «Словарем иностранных слов».
Слово «иллюстрация» латинское, переводится как прояснение или наглядное изображение. Зачем нужны иллюстрации в книгах?
Назначение иллюстрации - помочь лучше понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать его ясным и наглядным. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлечь читателей.
Рассмотрим различные виды иллюстраций.
Иллюстрация-заставка помещается в начале части или главы книги. Это небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая или украшающая начало раздела. Она выполняет роль увертюры, подготавливая читателя к восприятию произведения или главы книги. Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы: показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.
Бывает иллюстрация полосная - когда рисунок во всю страницу, или иллюстрация полуполосная, которая располагается на половине страницы.
Илюстрация разворотная - располагается на двух страницах. На разворотных иллюстрациях изображают важные события произведения. А иллюстрация оборонная - это книжная иллюстрация в виде небольшого рисунка, окруженного текстом.
Иногда встречаются в книгах рисунки на полях - книжные иллюстрации, изображающие обычно менее значимые события произведения или главы.
Иллюстрации-концовки помещаются в конце глав, частей или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, т. е. изображать тему концовки главы или произведения. Бывают орнаментально-декоративными или символическими.
В своей книге я использовала полуполосные, оборонную, иллюстрации.
Иллюстрации, расположенные на отдельном листе-вклейке, называются вкладными иллюстрациями. Качество бумаги этого листа может отличаться от бумаги всего книжного блока.
Ведущими художниками иллюстраторами детской книги в России являются И. Билибин, В. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Т. Маврина, А. Чижиков и другие.
Иногда писатели сами иллюстрируют свои книги - это Е. Чарушин, В. Сутеев, И. Агапова и др.
Что же называется «языком» книги? Конечно же, шрифт.
За пятьсот лет книгопечатания художники создали сотни шрифтов: газетные и книжные, журнальные и афишные - разных размеров и начертаний. Одни шрифты читаются легко, другие - с трудом. О чем говорит размер шрифта? Он подчеркивает значение текста. Обычно названия глав, параграфов, заголовки статей набирают более крупным и жирным шрифтом, чем текст.
Часто в книгах можно встретить инициал - это заглавная буква раздела в тексте или печатной книге. Инициал обычно соответствует стилю иллюстраций. Он может быть богато расцвечен сложными орнаментами, украшаться изображениями человеческих фигур, животных, жанровыми сценками.
Перечисление всех произведений или глав, входящих в книгу, с указанием страниц, где они помещены – это содержание или оглавление.
В моей книге содержание включает в себя название разделов распределенных по цвету и нумерацию страниц.
Вводный текст, перед изложением основного материала или произведения – это предисловие.
Заключительный текст, расположенный после основного материала или произведения – послесловие.
Краткое содержание книги – аннотация.
4. Художественное оформление «Радужных страниц» я построила по цветовой гамме радуги, которая имеет 7 цветов. Красным цветом обозначила обращение автора к читателю. Оранжевым раскрасила раздел «Небылицы». Желтый цвет «Изменения в природе». Зеленым цветом раскрасила страницы раздела «Наблюдения за животными». Голубым - «Мои праздники». Синим -«Учат цифры малыши», а фиолетовым – содержание.
Номера страниц я вписала на радуге в нижнем левом углу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над составлением книги, я узнала, из чего состоит книжка. Была редактором и оформителем. Выпустить первый сборник «Радужные страницы» мне помогли учитель и родители. Учитель помогла систематизировать накопленные сочинения по темам, придумать название книги, узнать из каких элементов состоит художественная книга, определить художественное оформление книги.
Родители оказали спонсорскую помощь в издании книжки и затратили 140 рублей.
В перспективе я хочу издать альбом с собственными рисунками.
Литература:
1. Белоусова Л. Е. Экскурсия в библиотеку // Л. Е. Белоусова. Добрые досуги по произведениям детских писателей. - СПб.: «Детство-пресс», 2005. - Стр. 11.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.
Словарь иностранных слов: Свыше 21 000 слов/ Отв. редакторы В. В. Бурцева, Н. М. Семенова. - 2-е изд., стереотипное. – М.: Русский язык. - Медиа, 2004. - 820 с.
4. Структура книги: Слайд-урок в 3-м классе// Библиотечные уроки и мероприятия (электронный ресурс). - Волгоград, ООО «Учитель», 2009. (Сер. «Внеклассная работа в школе»)
5. Южина И. И. В библиотеке // Начальная школа. - 2002. - № 12. - Стр.96.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Мост Леонардо
Агния Барто. Сережа учит уроки
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?