В презентации показана роль цветов как символов разных периодов поэтического творчества Анны Ахматовой. Автор презентации анализирует то, как меняется смысл данных символов на протяжении творчества поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
anna_ahmatova_11_klass.pptx | 767.08 КБ |
Слайд 1
Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии Анны АхматовойСлайд 2
Одной из особенностей лирики Анны Ахматовой является обилие цветов в её поэтическом «букете». «Цветы» освобождают автора от прямого называния переживаний и выражения чувств, которые по каким-либо причинам не могли быть высказаны вслух .
Слайд 3
С одной стороны, она символизирует красоту, любовь, страдания и страсть. Но эта любовь безответна, поэтому в стихотворениях есть доля грусти и тоски. «И крапива запахла, как розы…» - сорняк прикинулся розой. Это также означает предчувствие чего-то неладного в чувствах автора. Образ розы в поэзии А.Ахматовой неоднозначен . Роза Раннее творчество -«сухие, розовые губы.» («Не будем пить из одного стакана…» 1913) -«Чёрных ангелов крылья остры, Скоро будет последний суд, И малиновые костры, Словно розы, в снегу цветут.»(«Как ты можешь смотреть на Неву…» 1914) -«Новогодний праздник длится пышно, Влажны стебли новогодних роз, А в груди моей уже не слышно Трепетания стрекоз»(«После ветра и мороза было…» 1914)
Слайд 4
Роза Позднее творчество -«бессмертные розы»(«Луна в зените» 1942-1944) -«взамен могильных роз» (памяти М.А.Булгакова.) -«Всё возьми, но этой розы алой Дай мне свежесть снова ощутить»(«Последняя роза» 1962) -«А умирать поедем в Самарканд, На родину предвечных роз…» (1941) С другой стороны, поэтесса упоминает её, говоря о жизни и смерти, следовательно, и окраска всего произведения меняется.
Слайд 5
Сирень -«Подстригаю на кустах сирени Ветки те, что ныне отцвели»(«Стал мне реже сниться, слава Богу…» 1912) -«Бензина запах и сирени, Насторожившийся покой»(«Прогулка» 1913) -«Небо мелкий дождик сеет На зацветшую сирень»(1916) Ранняя лирика Поздняя лирика -«О, кто бы мне тогда сказал, Что я наследую всё это: …И покаянную рубаху, И замогильную сирень» («Наследница» 1958) -«И кладбищем пахла сирень..»(«Поэма без героя» 1940-1962) Ахматова характеризует сирень как угасание вечных ценностей не только в раннем творчестве, но и позднее. Отличие заключается лишь в том, что сначала угасает чувство любви в человеке, а потом и самое дорогое – человеческая жизнь.
Слайд 6
Фиалка Из раннего -«Горы парижских фиалок в апреле – И свиданье в Мальтийской Капелле, Как проклятье в твоей груди.» («Поэма без героя» 1913) -«Только глаза подымать не смей, Жизнь мою храня, Первых фиалок они светлей, А смертельные для меня.» («9 декабря 1913 года») -«Персик зацвел, а фиалок дым Всё благовонней » («Луна в зените» 1942-1944) -«Привольем пахнет дикий мёд… Пыль – солнечным лучом, Фиалкою – девичий рот… …Но мы узнали навсегда, Что кровью пахнет только кровь.» (1933) Из позднего Основное различие в образе фиалки в том, что в ранней лирике читатель воспринимает её зрительно, а в поздней она открывается нам через мир запахов и ощущений.
Слайд 7
«Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак.» (1917) Мак «Как в доме, где душистый мрак И окна заперты от зноя И где пока что нет героя, Но кровлю кровью залил мак.» (1943) «В садах впервые загорелись маки, И лету рад, и вольно дышит город Приморским ветром свежим и солёным» (1950) В раннем творчестве Ахматовой мак уводит её в мир спокойных воспоминаний, в мир снов. В позднем эти воспоминания вызывают более яркие ассоциации, так как в них присутствует некая доля драматизма.
Слайд 8
Хризантема Раннее творчество Позднее творчество «Я говорю сейчас словами теми, Что только раз рождаются в душе, Жужжит пчела на белой хризантеме, Так душно пахнет старое саше.» («Вечерняя комната» 1910) -«И была для меня та тема, Как раздавленная хризантема На полу, когда гроб несут.» («Решка» 1941) -«Но сколько предо мной ночных аллей-то, И сколько в сентябре прощальных хризантем.» (1963) В данном стихотворении отдельные слова помогают создать целостную картину вечерней комнаты, которая «хранит и помнит старину». Так, глаголы «жужжит», «пахнет» и прилагательное «белой» передают звук, запах и цвет . Хризантема обычно обозначает приветливость, но в поздней лирике она помогает поэтессе выразить всю боль и разочарование жизни.
Слайд 9
Тюльпаны и гвоздики. Ранняя лирика «Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.» («Смятение» 1913) « И дал мне три гвоздики, Не поднимая глаз, О милые улики, Куда мне спрятать вас?» (1913) В символике цветов тюльпан и гвоздика характеризуют выражение любви, олицетворяют некую непорочность. Влюбленная героиня не видит ничего перед собой и поэтому впоследствии может оказаться обманутой.
Слайд 10
Тюльпаны и гвоздики. Поздняя лирика «Над Азией весенние туманы, И яркие до ужаса тюльпаны Ковром заткали много сотен миль…» («Какая есть. Желаю вам другую,…» 1942) «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, Светила нам только зловещая тьма, Своё бормотали арыки, И Азией пахли гвоздики.» (Из цикла «Ташкентские страницы» 1959) В позднем творчестве читатель может заметить, что поэтессу с домом разлучают сотни миль. Запах гвоздик и ковер из тюльпанов помогает Ахматовой мысленно погрузиться в воспоминания о прошлом.
Слайд 11
Нарцисс «И белые нарциссы на столе, И красное вино в бокале плоском Я видела как бы в рассветной мгле.» (1916) «Без малейшей надежды заснуть Вижу я сквозь зелёную муть И не детство моё, и не море, И не бабочек брачный полёт Над грядой белоснежных нарциссов В тот какой-то шестнадцатый год» (1928) Из раннего «И время прочь, и пространство прочь, Я всё разглядела сквозь белую ночь: И нарцисс в хрустале у тебя на столе, И сигары синий дымок, И то зеркало, где, как в чистой воде, Ты сейчас отразиться мог. (1946) Из позднего В символике цветов нарцисс – это символ мужского начала. В ранней лирике Ахматовой нарцисс выражает пустоту души и чувство беспомощности. А в поздней он ассоциируется с неприятными воспоминаниями далекого прошлого, с надеждой на что-то хорошее.
Слайд 12
Символика цветов. В раннем творчестве преобладают образы нежных цветов – образы непорочности, чистоты. В 1913-1914 годы цветы олицетворяют ощущения непостоянности счастья, связанные с разочарованиями и несчастной любовью. В позднем творчестве символы цветов приобретают мрачный характер и драматизм, связанный со страданиями и смертью. « Я не люблю цветы – они напоминают Мне похороны, свадьбы и балы» (А.Ахматова 1910г.)
Слайд 13
Для того, чтобы проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души, А.Ахматова использует символику цветов. Они помогают ей проникнуться во всю гамму чувств, ощутить отдельно каждый оттенок и донести эмоции до читателя. Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии Анны Ахматовой.
Сказка "12 месяцев". История и современность
Смекалка против Змея-Горыныча
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рисуем лошадь акварелью
Загадка старого пирата или водолазный колокол