Ученица анализирует стихотворение, опираясь на изобразительно-выразительные средства языка, личностное восприятие.
Вложение | Размер |
---|---|
otzyv_o_stihotvorenii_solouhina.docx | 18.39 КБ |
Я бы никогда не спрашивал
про стихи – о чём они?
Я бы скорее спрашивал –
что в них?
В. Солоухин
Уникальная способность простыми словами говорить о главном присуща Владимиру Солоухину. Взаимоотношения человека и человека, человека и природы – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях.
«Здравствуйте»… О чём может быть стихотворение с таким простым названием? Сюжет внешне прост: на заснеженной тропинке встречаются два человека. Встречаются, поклонившись, здороваются:
Пропуская её по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
-Здравствуйте!-
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Случайная встреча двух прохожих выливается в размышление автора о том, что простое слово «здравствуйте» прибавляет «капельку солнца», «капельку счастья», «капельку радости» в мире.
Далее автор переходит к размышлению о том, что обычай здороваться потерян в больших городах из-за их многолюдности. « Здравствуйте» - будьте в хорошем здоровье - это «главное, лучшее» в жизни, что можно пожелать человеку. А затем следует вывод о необходимости быть добрее, внимательнее друг к другу:
Но я - человек, и вы человек –
Мы люди на этой земле.-
Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим.
Эти финальные слова усиливаются яркими контекстуальными синонимами :
Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено.
Как далек наш мир от таких добрых, человечных поступков – нас уже не удивишь жестокостью, ненавистью и все увеличивающимся дефицитом доброты. Необходимо научиться доброте и милосердию в первую очередь нам и научить этому детей – в этом суть, это ключ к стихотворению Владимира Солоухина «Здравствуйте» - оно оживляет душу, определяет нравственные ориентиры. « Уступим» - ключевое слово. Уступить другому человеку, не думать только о себе и о боязни промокнуть и испачкаться. Люди отвыкли от доброты, от того, что тебе кто-то уступит: дорогу, место в автобусе. «Как я рад, что могу вам это сказать!» Радость доставляет человеку не зло и хамство, а просто добрый поступок. Именно от этого становится легко и радостно на душе.
. Стихи Солоухина вышли из лирической прозы. А лирическая проза не терпит фонтанов красноречия. Искренность, правдивость автор перенёс в поэзию. Точности и естественности слова «мешала» рифма, которая должна повториться через определенный промежуток, и Солоухин убрал рифму. Белый стих, но и в нем свои ограничительные законы – поэт отбросил и эти ограничения. Остался свободный стих с острым чувством интонационного, смыслового ритма фразы. Автор искал слова – и эта простота становилась и содержанием, и своеобразной формулой отношения поэта к миру. Стихотворение написано верлибром или свободным стихом, автор отказался от всех признаков привычного традиционного стихосложения. Отсутствие их восполняется иными средствами: интонацией, ритмическими повторами и, наконец, смыслом. Поражает простота построения стихотворения. В нем нет метафор, ярких сравнений, эпитетов, а в основном синтаксические фигуры, позволяющие строить поэтический текст.
Автор умело использует синтаксический параллелизм, инверсию и парцелляцию в первых строчках стихотворения:
Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках…
Выразительные средства не только помогают организовать стихотворение, но и рисуют зрительные образы. Автор использует звукопись (сзади, резко, увязнув). Звуки перекликаются со словом «здравствуйте», разделяющим стихотворение на смысловые части. Поэт активно использует риторические вопросы:
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Смысловая цепочка, которую выстраивает автор: солнце – счастье - радость. Именно в такой последовательности усиливается ощущение счастья от простой человеческой доброты.
Поэт размышляет о необходимости сохранения русских традиций:
- Здравствуйте! - был ведь когда-то обычай такой.
Мы его в городах потеряли.
Местоимение «мы» говорит о том, что лирический герой близок автору. В автобиографическом романе «Мать – мачеха» (1964 года) автор показал трудный процесс вживания героя – деревенского парня в городской мир, причём героя – поэта, человека с душой, ищущей простых и естественных отношений, которых очень мало в большом городе, разобщающем людей. Эта тема ещё будет звучать в поэзии и прозе В. Солоухина.
Что же является связующим звеном, объединяющим все части стихотворения воедино? Конечно, слово «здравствуйте», рефреном звучащее на протяжении всего стихотворения. И заканчивается стихотворение риторическим восклицанием:
- Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!
«Стихи – самое радостное и дорогое, что было и есть у меня в жизни». Так писал о своих стихах Владимир Солоухин. Так что же в них, в стихах Владимира Солоухина, я открыла для себя? Любовь к миру, к жизни, уважение к человеку, тот гуманистический пафос, который характерен для нашей великой, не побоюсь этого слова, литературы.
Может быть это будет отступлением от темы, но я очень рада участию в олимпиаде, она открыла для меня мир внешне простых, но глубоких по содержанию стихотворений замечательного русского поэта и писателя. Мне особенно близка его любовь к родной земле, родным владимирским просёлкам, исхоженным им пешком, моя душа откликается на замечательные строчки его стихотворения «Родник»:
Я тех мест святыми не считаю,
Только я не так еще отвык,
Только пусть пока не высыхает
Очень звонкий маленький родник.
Пусть вдали от низенького дома
Я, мужая, сделаюсь седым.
Я еще приду к нему, живому,
И еще напьюсь его воды!
«Я шел по земной, вьющейся меж деревьев и трав незамысловатой, но – хочется верить – своей тропе.» Так скромно оценивал свой творческий путь Владимир Солоухин. Поэт ушёл, а нам остались его «Камешки на ладони», заставляющие задуматься о многом:
«Чтобы любить и защищать родную культуру, достаточно, может быть, родиться в своей стране, среди своего народа и, так сказать, впитать национальные чувства с молоком матери.
Чтобы любить и защищать культуру другого народа, нужно обладать самому высокой и широкой культурой.
Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем…
Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше, чем человеком."
Медведь и солнце
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
5 зимних аудиосказок
Ветер и Солнце
Соленая снежинка