Научно-исследовательская работа по литературе, посвящённая теме чуда в цикле рассказов Л. Улицкой "Лето сорок девять". Ученица прослеживает особенности раскрытия темы детства в цикле и показывает, как на примере характеров и судеб самых обыкновенных людей утверждается вера писательницы в человеческое добро.
Вложение | Размер |
---|---|
l._ulickaya._sunyaeva_yuliya.doc | 100 КБ |
Содержание
£1. «Проза нюансов». Особенности творчества Л. Улицкой_______ 3
£2. Жанр рассказа в творчестве Л. Улицкой. Цикл рассказов «Детство сорок девять»_______________________________________________4
Введение
Мои главные книги жизни… На чём остановиться? О какой книге писать? В моей жизни очень много книг, и почти все они для меня главные. И выбрать я могла бы любую из них, так как в каждой хранится множество знаний. В конечном итоге я решила положить в основу работы сборник рассказов Людмилы Улицкой «Детство сорок девять». С этой книгой я познакомилась не так давно, но она заняла важное место в моей жизни. Она стала для меня открытием нового писателя и нового отношения к человеку.
Необычность и актуальность рассказов Л. Улицкой заключается в том, что в них писательница изображает повседневную жизнь обыкновенных детей и обыкновенных взрослых, но при этом она глубоко проникает во внутренний мир своих героев, тонко чувствует человеческую душу и очень бережно к ней относится.
Главной целью моей работы является раскрытие нравственной ценности книги через осмысление её содержания. Для осуществления цели я поставила перед собой следующие задачи:
Глава I
£1. «Проза нюансов». Особенности творчества Людмилы Улицкой
Людмила Улицкая родилась в 1943 году в Башкирии, в городке под названием Давлеканово, куда была эвакуирована её семья. После войны Улицкая с родителями вернулась в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ. По окончании университета два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, была уволена в 1970 году за перепечатку самиздата. С тех пор жизнь Улицкой так или иначе была связана с литературой. Однако писательницей Л.Улицкая стала почти в 50 лет, когда начала публиковать свои произведения в журналах.
Л. Улицкая сразу обратила на себя внимание критиков и писателей, по ее романам и повестям снимают фильмы, она является обладательницей множества премий. Почему? В чём секрет? А секрет, конечно, кроется между строк. Сочинения Улицкой - это литература, каким-то чудом сохранившая русскую культурную традицию любви и добра при обычных жизненных коллизиях и безумствах современного мира. Её считают продолжательницей традиций русской классики, в первую очередь А. П. Чехова.
Литературоведы называют прозу Л.Улицкой «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью»[1]. На мой взгляд, именно в этом заключается главная особенность её писательской манеры: она не спешит развивать сюжет, не придумывает замысловатых поворотов, останавливая внимание читателя на том, что для неё важнее всего - на человеке, его переживаниях, его проблемах, на первый взгляд кажущихся мелкими и незначительными. Но из этого мелкого и незначительного складывается жизнь. Сама же Улицкая так говорит о своих писательских принципах:
«Я писатель не конструирующий, а живущий»[2].
£2. Жанр рассказа в творчестве Л. Улицкой. Цикл рассказов «Детство сорок девять»
Л.Улицкая неоднократно обращалась к таким литературным жанрам, как романы и повести. Однако преимущественное место занимает в ее творчестве жанр рассказа, но не в виде отдельного произведения, а в качестве составного элемента цикла. Причем циклы рассказов Улицкой, по мнению …, «похожи на многочастные эксперименты, в которых при меняющихся условиях результат каждый раз подтверждает гипотезу»[3].
В 2004 году в издательстве «ЭКСМО» (Москва) вышел сборник рассказов Людмилы Улицкой «Детство сорок девять». По признанию писательницы, в эту книгу вошли самые первые ее вещи, публиковавшиеся еще в «Пионерской правде».[4]
Все они посвящены теме детства. На мой взгляд, это не случайно, так как детство - самая запоминающаяся часть жизни любого человека, «детство с его свежестью и крутящейся по сторонам головой вообще». [5] А детство писательницы, кроме того, совпало с годами войны: в 1949 году ей было шесть лет. По словам Л.Улицкой, « в жизни человека есть периоды, когда он очень чувствителен. Прежде всего - время детства, когда все укрупнено, усилено, имеет дополнительные краски, как будто существует ещё один спектр красок и звуков».[6] Именно поэтому писательницу не отпускают детские впечатления и воспоминания.
Однако рассказы, составляющие цикл, связаны не только темой, но и так называемой «гипотезой». Каждый из главных героев шести коротеньких произведений переживает свою драму. Изображенные в рассказах драматические ситуации становятся способом проверки окружающих на человечность. И гипотеза, которую как бы выдвигает автор, на мой взгляд, заключается в том, что человек способен выстоять в нравственных испытаниях, возникающих у него на пути. Улицкая показывает, что человек сложнее и лучше, чем может показаться на первый взгляд, и верит в силу добра. Может быть, именно поэтому главным мотивом цикла, как я считаю, является мотив чуда – обыкновенного чуда доброты.
Глава II. Мотив чуда как главный мотив цикла
Первый рассказ сборника называется «Капустное чудо». Интересное название, не правда ли? Казалось бы, такой обычный, самый прозаический предмет - капуста, а рядом с ним стоит такое высокое слово, как «чудо». Слово, рождающее мотив, который становится главным в цикле, проходя через все рассказы.В чем же он заключается? Может быть, именно в этом сочетании низкого и высокого, обыкновенного и возвышенного, в той простоте, душевности, непосредственности, с помощью которых героям рассказов и удается выдержать проверку, заданную автором - проверку на человечность?
События в рассказе «Капустное чудо» происходят в первый послевоенный год, в сумрачный и хмурый ноябрьский день. Главными героями рассказа являются старуха Ипатьева по прозвищу Слониха и две девочки: Дуся - 6 лет и Оля – помладше. Из скупого и сдержанного авторского отступления мы узнаём, что девочек – внучек недавно умершей сестры старухи Ипатьевой – привезли к ней как к ближайшей родственнице («ближе никого не было») в конце сорок пятого после того, как они осиротели.
Характер главной героини раскрывается постепенно. В начале рассказа её образ явно снижен: «старуха», отсутствие имени, грубое прозвище «Слониха». И сама она предстаёт перед нами человеком суровым, не особенно чувствительным, даже грубоватым. Эти черты проявляются в отношении героини к девочкам: она приняла их без особой радости и сочувствия и неделю «думала большую думу»: оставлять их при себе или сдать в детский дом. Писательница не оправдывает и не осуждает героиню, но изображённый ею в нескольких деталях трудный послевоенный быт говорит сам за себя: дощатый зелёный ларёк, перед которым в ожидании машины с капустой выстроилась «беспросветно-тёмная очередь». Всё это объясняет причину сомнений старухи. Да и возраст с его болезнями: «…ноги еле ходили».
Однако первое чудо происходит: «В субботу она взяла таз, чистое бельё и девочек…и повела их в баню», а затем в первый раз «уложила спать на свою кровать». Улицкая умело даёт нам почувствовать важность этого решения Ипатьевой для девочек - им словно вернули жизнь: неделю молчавшие, словно немые, они «заговорили сначала между собой, а потом и со старухой». Тогда же впервые в рассказе у старухи появляется имя: девочки стали звать её бабой Таней.
Драматический поворот событий в рассказе происходит в тот момент, когда Ипатьева отправляет девочек за капустой. Целый день Дуся и Оля в «дарёных изношенных, не держащих тепла ботинках» простояли в очереди, и только когда «свет стал убывать», «ноги вконец иззябли» и лишь промокшие платки «пока ещё грели», их очередь подошла. Но тут старшая Дуся с ужасом обнаруживает, что потеряла деньги: «Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула её – вместо десятки в руке была картинка с японцем». В следующий момент читатель едва ли не физически ощущает всю глубину горя, обрушившегося на девочек. Дуся закричала: «Тётенька! Я деньги потеряла», ноги её одеревенели, перестали слушаться, она не могла отойти от прилавка, пока кто-то из очереди не оттеснил её, затем мы видим, как «две сгорбленные девочки» разгребают окоченевшими ногами «кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев» и «роют побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах». Девочки уверены: за такое преступление, как потеря денег и возвращение домой без капусты, старуха их обязательно выгонит, и тогда жизнь снова закончится.
И тут случается новое чудо: на повороте дороги нёсшийся им навстречу грузовик с капустой «вильнул», «сбросив к их ногам два огромных кочана». На этом, казалось бы, и можно было закончить рассказ: девочки спасены, и спасло их «капустное чудо». Но оказывается, что это не главное – главное заключается в том, что Ипатьева, не дождавшись своих «девчоночек», движимая чувством вины, своими неходящими ногами «два раза «бегала к ларьку» и, никого не найдя, горько плакала у соседки: «Как же они без меня? А я-то, я-то как без них?»
Так Улицкая показывает, что настоящее чудо происходит в душе героини, которая постепенно и трудно заполняется теплом человеческих отношений, и это тепло побеждает в ней холод и равнодушие.
В рассказе «Восковая уточка» образ уточки, продаваемой старьевщиком, становится символом детской мечты, заполняющей всё существо героини – шестилетней Вальки Бобровой: « Валька стояла, жадно рассматривая сокровища, и прикидывая, чего бы она выбрала.… На крупные шары она и не глядела, чтобы не тратить попусту желание». Она хотела восковую уточку. Та была немного попорчена, со вмятиной на крыле, поэтому Вальке она казалась более доступной.
Кульминацией в развитии сюжета становится «чудесный» момент, когда девочка видит, как тетя Матрена Клюева, «хлопает половиком о забор», но, услышав плач своего сына, бросается в дом и оставляет половик во дворе. И тут ради обладания уточкой героиня идёт на «преступление»: «Решимость и холод вдруг обрушились на Вальку. Она … схватила половик и понеслась вслед за Родионом». И чудо происходит: «-Ишь, вспомнила, - буркнул он, ковырнул половик пальцем и бросил в телегу. Валька хотела попросить уточку, но язык не ворочался во рту. Родион не глядя сунул руку в фанерный чемодан, огромными пальцами вынул оттуда помятую уточку и опустил Вальке в руку. Она спрятала ее между ладонями и тихо пошла домой».
И опять писательница уводит нас от суда над героиней: её волнуют чувства девочки, она стремится передать всю глубину и силу детских переживаний и сопоставляет их с переживаниями взрослого человека в самые ответственные моменты жизни: когда Валя стала известной на весь мир спортсменкой, перед выступлением к ней приходило то же чувство холода и решимости и она почему - то вспоминала о нежной восковой уточке с помятым крылом.
Восковая уточка скоро растаяла под её «горячими пальцами» - горячими от счастья, но память о ней осталась и не отпускала героиню всю жизнь. Она стала символом чуда, которое может произойти, но навстречу ему обязательно нужно сделать шаг, требующий напряжения всех сил. Даже если это шаг в пропасть.
Рассказ «Дед – Шептун», на мой взгляд, - это произведение о чуде прозрения – прозрения в прямом и переносном смысле.
В начале рассказа дед – Шептун предстает перед нами странным и смешным стариком: он был почти слеп, отличал только свет от тьмы, мало разговаривал, но постоянно что-то шептал, так тихо, что почти не слышно.
Из всех своих детей, внуков и правнуков он больше всего любил Дину. Самая младшая в семье, она еще не ходила в школу и оставалась с прадедом. Иногда они ложились на диван, и дед рассказывал Дине сказку. Еще была у них такая игра: Дина прятала палку, а дед ее искал, но не всегда находил. В этих играх и раскрывается особая теплота их отношений.
Сюжет рассказа построен на истории с часами, подаренными дедом брату Дины, которые девочка взяла без спроса, чтобы похвастаться во дворе, и разбила. У Дины было ужасно тяжело на душе, она даже не могла плакать. Ей казалось, что в этом несчастье ничто и никто не способен ей помочь. Но, проснувшись, Дина увидела прадеда, сидящего за столом над фарфоровой коробочкой с инструментами и круглым увеличительным стеклом, которое дети называли «глазком». Он засовывал ремешок в ушки целых часов. Дина воспринимает починку часов как чудо. Особенно её удивляет то, что дед прозрел: он видел даже маленькую царапину на стеклышке. «Скажи, ты не слепой, да? Ты видишь?» - шёпотом спрашивает Дина. «Пожалуй, кое-что вижу. Но только самое главное», - ответил, улыбнувшись добрыми и блёклыми глазами, дед – Шептун. Для Дины история с часами стала нравственным уроком: с годами ей стал яснее смысл ответа деда на её вопрос. И мы тоже понимаем, что чудо прозрения объясняется очень просто: не мог же герой оставить свою правнучку в беде!
Завершается цикл рассказом «Бумажная победа». То же неожиданное и загадочное сочетание обычно не сочетаемых понятий, что и в названии рассказа «Капустное чудо». Это рассказ не случайно последний в сборнике: он символизирует победу веры в человека над безверием, жестокостью и озлобленностью.
Главный герой рассказа - мальчик Геня Пираплетчиков - не такой, как все: часто болел, хромал, у него всегда был заложен нос, не была отца и, наконец, его фамилия писалась так нелепо, что он ощущал её, как унижение. Из-за всего этого дворовые ребята презирали его и не упускали возможности обидеть. Особенно не любил его «ловкий и бесстрашный» Женька Айтыр.
Конфликт Гени с ровесниками получает неожиданное развитие после того, как его участником становится мама мальчика – она решает пригласить всех ребят на день рожденья к сыну. Бабушка не разделяет намерений своей дочери – она считает, что это бесполезно: «Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут». Но мама остаётся непреклонна.
Геня ожидает праздника с ужасом. Он боится прихода «гостей». Его смущает пианино, стоявшее в комнате, шкаф, ноты, маска Бетховена: «Геня … старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги…» Но происходит чудо. Улицкая рисует «невообразимую картину»: «человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причёсанных детей, в полном молчании поедавших угощение», слушают «легко бегущие звуки» песен Шуберта. А затем - совсем уже невероятное: мама предложила сыграть вместо карт в фанты, никто не знал этой игры, фантов ни у кого не оказалось, и тогда мама посоветовала Гене сделать всем гостям в качестве фантов бумажные фигурки - оригами. Мальчик «был великим мастером этого искусства. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов…» И вот «бритые головы мальчишек» склонились над столом, где из ловких пальцев Гени одно за другим выходили бумажные чудеса: лодка, кораблик, стакан, солонка, хлебница, рубашка… Геня мог сделать из бумаги все что угодно. Ребята, забыв о своей неприязни к мальчику, тянули к нему руки, и все улыбались, и все его благодарили, а Женька Айтыр впервые в жизни обратился к нему по имени. Геня «словно впервые увидел их лица: НЕ ЗЛЫЕ».
И опять мотив чуда развивается в нескольких планах: для мальчишек чудом становится мастерство Гени, для него - изменение отношения к нему, превращение озлобленных, циничных, жестоких «врагов» в «нормальных» открытых мальчишек и девчонок, для нас – то тепло, которое рождают в душе простенькие рассказы Людмилы Улицкой.
Заключение
Проанализировав цикл рассказов Л. Улицкой «Детство сорок девять», мы можем сделать следующие выводы:
Анна Андерсен считает, что рассказы Улицкой могли бы занять достойное место рядом с рассказами для детей Льва Толстого.
Список использованной литературы
[1] Улицкая, Людмила Евгеньевна — Википедия: ru.wikipedia.org/.../Улицкая,_Людмила_Евгеньевна
[2] Там же
[3] Творчество Улицкой - Рефераты - 5ballov.ru: 5ballov.qip.ru/referats/preview/95864
[4] Детство сорок девять, Людмила Улицкая / Книга / Рецензии / Newslab.Ru: www.newslab.ru/review/107547
[5] Там же
[6] Там же
Чья проталина?
Новый снимок Юпитера
Рисуем "Осенний дождь"
Есть ли лёд на других планетах?
Заяц-хваста