Публицистическая статья в защиту природы и культуры ( посвящается проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы, взаимоотношения жизни этноса и природной среды).
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy__protokol__olimpiady.doc | 82.5 КБ |
Публицистическая статья в защиту природы и культуры ( посвящается проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы, взаимоотношения жизни этноса и природной среды).
« Степи заветный талисман».
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода
и маленький цветок»
Х.К. Андерсен.
Замечательный русский учёный К.А.Тимирязев, оценивая значение растений как первичных накопителей лучистой солнечной энергии, сравнивал их с Прометеем, похитившим у богов огонь и подарившим его людям. По легенде, неблагодарные люди предали Прометея, боги разгневались на него и приковали к скале. Каждый день прилетал сюда орёл и клевал печень героя, причиняя ему невыносимые страдания. Не так ли мы поступаем с нашими зелёными друзьями? За время существования человечества наша планета потеряла более 50% своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли навсегда, а над сколькими ещё нависла угроза вымирания!
Сегодня мы поговорим о некоторых редких растениях нашей степи, занесённых в Красную книгу. Узнаем о них побольше.
Тюльпан.
Не радужное марево туманов,
Не золотые выплески зари,
Колышется симфония тюльпанов
Возвышенной мелодии земли.
Они переполняют счастьем душу,
Рассудок заставляют ликовать,
А потому их надо сердцем слушать,
Восторженной душой воспринимать.
Такое буйство красное в зените
Несёт крутой тюльпановый прибой,
Что вы в зените этом захотите
Однажды искупаться с головой.
Тогда – то и услышите нежданно,
Что сердца плеск с цветами заодно,-
Подобно сердце венчику тюльпана
И тою же зарёй озарено!
С. Красиков
Когда зацветают тюльпаны, земля радуется, и от избытка счастья каждому встречному будто протягивает разноцветные бокальчики: и снежно – белые, и алые, и бархатисто – фиолетовые, тёмно – красные и звенящие солнечным светом жёлтые.
Дикие виды тюльпанов известны на Руси ещё с XII в. Длительное время их выращивали только в усадьбах состоятельных людей.
« Степи заветный талисман», такое лирическое название дали поэты степному тюльпану, чей аромат и краски просто не повторим.
« На солонцах уже поднимались сказочно яркие
тюльпаны, подставляя солнцу свои пунцовые,
жёлтые и белые чашечки, и ветер, смешав
разнородные запахи цветов, далеко разносили
их по степи».
(Михаил Шолохов)
Снова наша степь засветилась на ещё не яркой зелени разложистых балок червонными костёрками тюльпанов. Покачиваясь на прохладце ветерка, они кланяются солнцу за то, что оно подарило их лепесткам своё утреннее самоцветье, а земле – за то, что дала гибкость волнистым листьям стеблей, в которых сверкают алмазы росинок. Прекрасны тюльпаны! Пройдитесь по обновлённой степи, запоминая её самый лучший период – пору цветения «лампадоподобного», «золотокоронного», «венценосного»…
«Алтн зул цецг»- его древнее калмыцкое название, Об этом рассказывал в своих произведениях, старейшина калмыцкой поэзии Санджи Каляев, написавший:
И вспомнил я предание о том,
Что солнце, девушку создав
сначала,-
Головку ей тюрбаном увенчало
И, передумав, сделало
цветком.
Много легенд об этих ярких цветах, которые зовут каждого полюбоваться своей нежной и беззащитной красотой. Одна из них – о чёрном тюльпане.
Редок этот цветок необычайного цвета, Появляется он в степи через каждые девять ( счастливое число у многих кочевых народов) лет. Обязательно на самой верхушке древнего кургана, в котором покоится прах защитников этой земли от набегов чужеземцев. Чёрный тюльпан, как беззвёздная ночь, но тычинки в его чашечке белы, как только что выпавший снег. Чёрные лепестки его охраняют от бед. Белые тычинки обещают счастье. Увидевший чёрный тюльпан никогда не должен касаться его, а просто молча постоять над редким дивом природы, загадав про себя только одно желание. Встречается чёрный тюльпан человеку один раз в жизни. И, конечно, принесёт ему счастье, если он никому не расскажет о месте произрастания этого необычного цветка. Всё таки, не случайно, уже в современное время - это словосочетание, применяли в боевых действиях в Афганистане, когда отправляли на Родину погибших солдат «груз 200» рейсом «чёрный тюльпан».
По старинным казачьим поверьям там, где пролилась казачья кровь, обязательно всходил лазорик – тюльпан ( лазорь – цвет нарождающейся утренней зорьки). По ним казачки находили места упокоения своих родных.
Апрель – самое прекрасное время года в калмыцкой степи, прежде всего потому, что в этот период здесь цветут тюльпаны, называемые ещё степными звёздами. С этим цветком ассоциируются представления бывших кочевников о красоте мироздания, ему посвящают свои произведения калмыцкие поэты и писатели, художники и музыканты. А сколько народных песен, преданий восхваляют этого степного красавца, упоминается тюльпан и в калмыцких сказках, пословицах и поговорках. Сегодня уже дети пишут о чуде – цветке свои первые творческие сочинения.
В степи калмыцкой, мне родной,
Вдыхая запах разнотравья,
Люблю весной я любоваться
Цветеньем красного тюльпана.
Но что увидел в этот раз?
Телёнок миленький и чудный,
Свернувшись в маленький комок,
Лежит в степи ковыльной.
И это чудо из чудес
В степи калмыцкой народилось…
И счастье вновь вернулось в степь
С его апрельским появленьем.
Владислав Ахматханов,
МОУ «Красномихайловская СОШ»
Ангелина Орендаренко из Элисты написала сказку про этот замечательный цветок «БАМБ ЦЕЦГ» - цветок счастья , а иллюстрацию к этой сказке нарисовал выпускник МОУ СОШ №17 Бостаев Джангар. ( Приложение 1.)
Вообще, история этого цветка удивительна. Попав в семнадцатом веке в Европу. Он произвёл здесь настоящий фурор. Именно этот период описывается в знаменитом романе Александра Дюма – старшего «Чёрный тюльпан». «как известно, то была эпоха, когла фламандцы и португальцы, соревнуются в занятии этого рода цветоводством, дошли буквально до обожествления тюльпана», - пишет романист. Далее он подчёркивает, что « от Дортрехта до Монса только и говорили о тюльпанах господина Ван Берли. Его гряды оросительных каналов, его сушильни, его коллекции луковиц приходили осматривать так же, как когда – то знаменитые римские путешественники осматривали галереи и библиотеки Александрии». Герои Дюма 1653 году утверждали: «Пренебрегать цветами – значит оскорблять бога. Тюльпаны прекраснее всех цветов. Потому тот, кто пренебрегает тюльпанами, безмерно оскорбляет бога». По мнению автора, в те времена « четыре или пять тысяч цветоводов Голландии, Франции и Португалии ( мы не говорим уже о цветоводах Цейлона, Индии и Китая) могли бы, при наличии злой воли, поставить весь мир вне закона и объявить раскольниками и еретиками и достойными смерти сотни миллионов людей, равнодушных к тюльпанам».
В Калмыцкой степи растут три вида тюльпанов. Самый красивый их них – тюльпан Шренка, в основном красного цвета. Существует такая легенда, что много лет назад были тюльпаны только жёлтого цвета и вот однажды пошли войной друг на друга Север с Югом. В результате этой битвы тюльпаны приобрели цвет крови и стали в основном красного цвета. Именно этот цвет вдохновляет на творчество наших поэтов. Помните у Джангра Насунова?
Из – под земли он вырвался весною,
Всего лишь на мгновение одно,
Как вызов наступающему зною,
Коль в схватке с ним погибнуть
Суждено.
И в небо одуряющее глядя,
На цыпочках привстал он от земли,
И тень орла его тихонько гладит,
И льнут к нему седые ковыли.
Жёлтый тюльпан – Биберштейна намного меньше красного, его мы привыкли называть подснежником, так же, как и белый, двухцветковый. О подснежнике, конечно, слышали все. А какого он цвета? Белый – говорят одни, голубой – утверждают другие, жёлтый – считают третьи. У нас подснежниками считают любые ранневесенние цветы. Они действительно могут быть и белыми, и голубыми, и жёлтыми. Все эти види произрастают только на юге России. Их цветение непродолжительное, всего 2,5 недели.
Но настоящие подснежники – это горные цветы, произрастающие в южных районах, главным образом на Кавказе. Латинское название их Galanthus. Не отсюда ли происходит и слово «галантный»? Подснежники и в самом деле очень изящные растения. Их стебель развивается из маленькой луковицы. От основания стебля отходят два голубовато – зелёных листа. На цветочном стебле выступает цветоножка с одним повислым цветком.
Цветки у подснежника молочно – белые, что и определило название рода Галантус ( от греч. гала – молоко и антос – цветок). Иначе говоря, подснежник – это молочный цветок. И в самом деле, его пониклые цветки появляются в начале апреля прямо из – под снега и напоминают крупные капли молока, свисающие с изумрудно – зелёных цветоносов. А ещё они похожи на крошечные белые фонарики, украшающие зелёные столбики. Немцы называют подснежники колокольчиками, итальянцы – снегосверлителем, а англичане – снежной серёжкой, снежной каплей.
Нередко во время цветения подснежников возвращаются холода, на растения без ущерба для себя переносят десятиградусные морозы.
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек.
Полузамёрзший, чуть живой.
Наверно жарко припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом душно стало
И он подумал, что пора.
И вылез … но кругом всё тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.
З. Александрова
Подснежники не только декоративные растения. Их цветки с ярко – жёлтыми пыльниками служат источником самого раннего взятка для пчёл.
Подснежники имеют и лекарственное значение. Из них выделяют вещество галантомин, помогающее при заболеваниях нервной системы.
О подснежниках существует немало легенд. Одна из них утверждает, что, когда Бог изгнал из рая Адама и Еву, те спустились на землю. Здесь была зима, шёл снег, Ева замёрзла. Она с грустью вспоминала о тёплых райских садах. В утешение ей несколько хлопьев снега превратились в цветки подснежника.
Вот такое это удивительное растение!
В прошлом учебном году в рамках декады Экологии у нас в школе проводилась акция листовок «Сохраним первоцветы!». Где ученики могли написать свои мысли, призывы, описать экологическую проблему и даже написать сочинения, чтобы достучаться до сознания людей и заставить посмотреть на эту проблему через детские души. Листовки и сочинение прилагаются. (Приложение 2).
Из древности пришла легенда о тюльпане. В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено Счастье. До него никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая могла бы раскрыть его бутон. Но однажды шла по лугу женщина с ребёнком. Мальчик, увидел цветок, со смехом подбежал к нему, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны тем, кто испытывает счастье.
Глядя на юный тюльпан, трудно представить себе, что это очень древний цветок. Степные тюльпаны не чета культурным сортам, выращенных в теплицах, ведь даже лучшие голландские сорта несут в себе «кровь» дикорастущих родителей, вывезенных около четырёх столетий назад, в том числе и из наших степей.
А история такова: в годы гражданской войны на Маныч случайно попал голландский офицер Деррик Лефебр, в мирное время бывший цветоводом. Увидев необычайные дикие цветы, поразился их красоте. Он выкопал несколько луковиц, спрятал их в военный ранец и когда бежал от будённовцев, сумел увезти их домой, Голландию.
Потом была долгая селекционная работа с удачами и не удачами, в конце концов «дикари» превратились в те самые «королевские тюльпаны», что принесли Лефебру несметные барыши, а миру – необычную красоту
Как прекрасно, ранним утром выйти в пригородную степь, чтобы увидеть чудо: как раскрываются бутоны тюльпанов. Бледно- алые лучи только что родившегося солнца касаются вспыхнувшего огненным факелом красного бутона. Очень медленно, в течение примерно полутора часов, трепетно раскрываются нежные лепестки цветка, чтобы улыбнуться солнышку и голубому небу, выпуская на свободу заснувшего вчера сладким сном в цветочной чаше светло – коричневого жучка. Раскрыв ещё слегка липкие, осыпанные цветочным нектаром крылышки, полупьяный от сладкого эфира ночного домика, он, деловито зажужжав, кругами врезается в голубизну небосвода…
Нет, пожалуй, лучшего времени года, когда степь полыхает бесчисленными огоньками тюльпанов. Слегка покачиваясь на упругих, тоненьких стебельках, они, кажется, ведут неумолкающий разговор не то между собой, не то с солнцем, ласкающим их своими тёплыми струящимися лучами. На светло – зелёном фоне молодой травы особенно хорошо смотрятся яркие чаши красных тюльпанов. Вся степь выглядит как огромный, красно – пёстрый ковёр.
В едином дыхании весны человек и природа: когда обновляется природа, расцветает и человек.
О калмыцкой степи сказано так много, так красиво, так пафосно, что кажется ничем удивить невозможно. Но надо быть большим художником слова, очень горячо любить свою землю, тонко чувствовать и понимать природу, чтобы дать такую уникальную художественную картину калмыцкой степи, которой, пожалуй, нет аналогов в нашей калмыцкой литературе. Сила строк из романа «В степи орлиной» народного писателя Калмыкии А.Г.Балакаева в том, что степь не просто фотографически обрисована, как это обычно бывает, а она представлена в богатой динамике красок и звуков, она вся пульсирует, трепещет, ликует и тонкий слух читателя, при внимательном, вдумчивом прочтении лирических строк, несомненно уловит эту многоголосую торжественную симфонию жизни степи:
«… Да, красавица калмыцкая степь весной! Мягкая зелёная трава, душистая полынь, стелющийся по земле бессмертник – зултурган. Красные, бордовые, розовые, белые, жёлтые тюльпаны, украшая своим разноцветьем землю, словно бесконечный ковёр, мерцают красками и перекатываются под лёгким ветерком до самого горизонта.
Блеяние овец и ягнят, мычание коров и телят, ржание кобыл и жеребят, надрывный крик верблюдиц и верблюжат, сливаясь в единую симфонию торжества всего живого, озвучивают степь, которая поёт свою песнь на разные голоса, понятные лишь тем, кто родился здесь и не ведает иного бытия.
Вся эта красота лежит, в основе растительного орнамента при пошиве национальных калмыцких костюмов. Растительные мотивы - интереснейшая область творчества народных умельцев. В них можно увидеть, как любил калмык свою степь, её природу, её флору, как хорошо он её знал и так тонко чувствовал её красоту и поэзию.
На калмыцкой вышивке растительные узоры очень близки к непосредственному, натуральному изображению трав и степных цветов.
Очень хорошо о внутреннем смысле орнамента сказал в своё время В.В.Стасов: « У народа древнего мира, орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая чёрточка тут имеет своё значение, является словом, фразой, выражением известных понятий. Ряды орнаментов – это связанная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства».
Калмыцкий народный орнамент берёт своё начало в далёком прошлом Востоке, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. Орнамент закономерно складывался исходя из процессов конкретного исторического развития народа, воплощал в себе те или иные черты национального характера, обусловленные конкретными условиями их жизни и бытия.
Хотелось также отметить, что существенным элементом орнамента является цвет. Цвет всегда оказывал сильное влияние не только на зрение, но вообще на психику человека. С тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются те или иные ( подчас конкретные ) настроения и переживания. Цвет способен вызвать в человеческой памяти самые различные воспоминания о пережитом, хранящемся где то в подсознании, в самой глубине человеческой душе, в сокровищнице его индивидуального житейского опыта.
А ведь, сколько выпало на долю калмыцкого народа. И не смотря на все трудности, испытания, этот народ не растерял своей душевной красоты, своей верности к родным просторам, своей любви к природе. В подтверждение сказанному хочется привести строки стихотворения, которое написал ветеран Великой Отечественной войны, элистинец Герман Александрович Титов ( в 2005 году ему было 77 лет).
Я помню – мы ещё детьми
В тюльпаны были влюблены.
Мне красно – огненный цветок
Встать крепко на ноги помог.
Тюльпан, тюльпан – моя душа,
Моя любовь, моя весна.
Тюльпан, тюльпан – цветок степной,
Все восхищаются тобой.
Расти, сынок, из года в год.
Как Элиста моя растёт.
Шагай смелее в степь, малыш,
Тюльпаном ярким ты горишь
Встаёт над родиной рассвет.
Он как тюльпана красный цвет.
Цветок весной боготворю,
За всё его благодарю.
Тюльпан, тюльпан – моя душа,
Моя любовь, моя судьба.
Тюльпан, тюльпан_ цветок степи,
Ты песнь моя, ты крик души.
Степной тюльпан заслужил своей красотой и историей право, чтобы его исчезающие или ставшие редкими виды были включены в «Красную книгу». Ведь заметно меньше стало алеть степь весной. Немало у степной красавицы обидчиков. Отпечаток автомобильной шины с красным пятном раздавленного тюльпана не редкость в наше время. Глянешь влево – увядающий букетик цветов, подчас с луковицами, сорван кем – то просто так, ради забавы. Бросишь взор направо – «вон уже тюльпан с перебитым стеблем грустно качает своей головой». Глаз ласкает красота – вот, пожалуй, чему обязаны следовать любители шумных пригородных поездок за цветами, руководствующиеся, зачастую, другим принципом – руки рвутся к красоте. Радость от оставшихся в памяти красочных картин цветущей степи, заряд бодрости от общения с нею должны заменить «максималистам» недостающую охапку цветов и гложущую душу чёрную мысль, что они сорвали не всё, что видели.
Восхищаясь красотою цветка, покорившего мир невольно вспоминаешь строки из дневника Льва Толстого: «Самая чистая радость – радость природы. Безумно приятная весна. Всякий раз не веришь себе. Неужели опять из нечего эта красота?».
Человек и природа – единое целое. Одно без другого существовать не может, ведь человек – неотъемлемая частица природы, а природа в свою очередь во многом зависит от деятельности человека. Только в едином ритме могут существовать человек и природа. Но, к сожалению, ритм этот сегодня нарушен. Технический прогресс, конечно не остановить. Но люди должны понять, что природа и всё, что она даёт небезгранично. Природа щедра к тем, кто умеет её ценить и хранить, но тем, кто относится к ней бесцеремонно, мстит жестоко.
Тюльпан – один из символов Калмыкии. Степан Тесли, написал такие строки:
Я видел степь. Она звенела.
На все степные голоса,
Когда тюльпанами алела
Её девчоночья краса.
Пока ещё как и прежде, прекрасна наша планета. Как и прежде, живописна родившая нас земля. Но редеют леса, мелеют реки, превращённые в систему водохранилищ, гибнут моря, исчезают ароматные первоцветы.
В последние двадцать лет тюльпаны в степи измельчали. Экологи забили тревогу, видя результат варварского отношения человека к окружающей природе. Со временем это может привести к исчезновению степных тюльпанов. Для их сохранения нужна государственная программа, рассчитанная на десятилетия. Ещё в 2002 году Народным Хуралом (Парламентом) РК был принят Закон «О Красной книге Республики Калмыкия», чуть позже вышло постановление правительства РК о проведении мероприятий, направленных на сохранение тюльпанов.
В нашей школе, ежегодно проводится конкурс экологических листовок, где учащиеся стараются привлечь всех неравнодушных людей к этой проблеме. (Приложение 3).
Теперь уже очевидно, что тюльпан, являющийся природным достоянием, своего рода брэндом Калмыкии, должен охраняться законом, тем более что он уже давно занесён в российскую Красную книгу как исчезающий вид. В целинном районе создан природный парк «Бамб цецг», где в последние годы проводился республиканский праздник «Гимн тюльпану». На территории тюльпанного заповедника запрещено выпасать скот.
И всё же единственным местом в Калмыкии, где сохранилось разноцветье тюльпана, являются острова озера Маныч – Гудило. Говорят, что здесь можно найти такую редкость, как чёрный тюльпан. Тюльпановые острова, расположенные на Маныче, входят в биосферный заповедник «Чёрные земли». Но поможет ли это сохранить символ калмыцкой степи? Ведь и по сей день здесь немало отдыхающих, которые покидают острова с огромными охапками тюльпанов.
В последнее время много говорят о развитии в республике въездного туризма. Может, стоит именно в апреле привозить туристов на тюльпановые острова, чтобы и они полюбовались « степными звёздами»? Причём небесплатно. А доход от туристического бизнеса потратить на проведение охранных мероприятий.
Чтобы тюльпаны цвели всегда, радуя нас ни с чем не сравнимой красотой, не надо их рвать. Пусть руки, которые тянутся к тюльпану, вместо того, чтобы погасить его пламень, перенесут благостный облик цветка на лист бумаги, щёлкнут затвором фотоаппарата, нажмут на кнопку кинокамеры….
Или же наклонитесь над его благоухающей шестилепестковой чашечкой – бокальчиком, вдохните чудо – аромат, расправьте шире плечи, оглядите степь, в которой с каждой весной всё меньше и меньше тюльпанов, почувствуйте себя ответственным за её неповторимый облик, дарованный нам нашими мудрыми предками, завещавшими: « Берегите красавицу – степь!».
И в заключении хочется прочитать такие строки:
Не рвите тюльпаны, не рвите!
Пусть будет нарядной земля!
И пусть наша степь в апреле
Звенит и поёт для тебя!
Хозяин природы калмыцкой,
Веди достойно себя!
Так последуем же этому замечательному почину, тем более что для этого понадобится лишь сознательное отношение к щедрому дару природы.
Пчёлы и муха
Мороз Иванович
Твёрдое - мягкое
Сказки пластилинового ослика
Как нарисовать китайскую розу