Работа посвящена изучению текстов рок-и поп- исполнителей с точки зрения анализа художественных средств. Эта работа и ее автор стали лауреатами Фестиваля исследовательских работ, проводимого Центром информационной культуры Кировского района, г.Санкт-Петербург.
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennye_sredstva_vyrazheniya_v_rok-i_pop-muzyke_kaganova_e._377.ppt | 514 КБ |
kaganova_377.docx | 19.47 КБ |
Сравнительный анализ художественных средств в песнях рок-и поп- исполнителей. (Каганова Елена, 8Б, школа 377, научный руководитель Тарасова Н.А.)
Изучение художественных средств в курсе литературы представляет определенные сложности как для преподавателя, так и для ученика. Нехватка времени, сложность теоретического материала (не только Евгений Онегин, но и современные ученики не в состоянии отличить ямба от хорея, а метафору от сравнения), а главное – элементарное непонимание стихотворных текстов классиков.
Таким образом, литература (и в первую очередь поэзия), которая всегда представляла собой диалог читателя и писателя, оказывается в плачевном состоянии. Книги не читают и не понимают, а книга - это форма и содержание, которые надо истолковать.
В этом задействовано образное и языковое мышление. Значит литература это работа ума. Поэзия первая представляет образцы для анализа, используя художественные средства выражения.
На мой взгляд, в этом важном и нелегком деле могла бы прийти на помощь современная музыка. Музыка является неотъемлемым элементом воспитания и формирования личности наших дней, несмотря на смену жанров, видов, исполнителей.
Музыка близка современному ребенку, гораздо ближе классической поэзии, поэтому мы решили сделать ее отправной точкой в изучении поэзии. Почему бы на примере знакомых строк не объяснить, в чем же отличие метафоры от сравнения.
Решение такой сугубо прикладной задачи дало толчок к появлению новой цели исследования. Взяв в качестве отправной точки поп- и рок-музыку, я наткнулась на разные наборы художественных средств с каждом из музыкальных стилей, что послужило появлению такой рабочей гипотезы: рассмотреть отличие поп- и рок-музыки на уровне формы. Известно, что к метафоре были склонны писатели-романтики и символисты, а к метонимии – реалисты и последователи натурализма, возможно, такое же различие мы сможем обнаружить и в современной поэзии.
Таким образом, основными задачами нашего исследования стали:
-изучить теорию художественных средств;
-создать доступные для понимания схематические обозначения художественных средств;
-проанализировать песни рок-и поп- исполнителей с литературоведческой позиции;
- определить наборы художественных средств в рок- и поп-музыке и сопоставить их.
Цели работы:
-создать базу примеров художественных средств из современных песен;
-вывести общие для текстов поп- и рок- песен принципы в плане художественных выразительных средств;
- определить наборы средств, характерных одному стилю (или исполнителю).
В результате проведенной исследовательской работы были сделаны следующие выводы:
-современные песни могут дать яркие образцы художественных средств, использование которых возможно на уроках литературы;
-тексты популярных песен тяготеют к активному использовании сравнений, олицетворений, близких к устойчивым эпитетов, что сближает их с народной поэзией, фольклором;
-рок-поэзия представляет прежде всего разнообразные примеры авторских метафор, именно метафору можно считать знаком рок-поэзии. Метафора является одним из наиболее существенных признаков романтического искусства 19 века и символизма начала 20 века. Метафора, по мнению Виктора Жирмунского, крупнейшего русского теоретика литературы, является одним из наиболее существенных признаков романтического искусства 19 века и символизма начала 20 века. Таким образом, рок-поэзию конца20- начала 21 века можно считать продолжателем традиций русского символизма.
1 1. Диакон Андрей Кураев. "Рок и миссионерство ". Москва, Эскмо, Яуза, 2004.
2.Марианна Цой , Александр Житинский "Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания." Новый геликон, Спб, 1991.
3. Антон Чернин. "Наша музыка. Энциклопедия русского рока." Спб, Амфора, 2006.
4.Современная русская музыка // http://sru-musika.narod.ru/index.html
5. http://socfil.narod.ru/glava_7.htm
6. Нарушение литературных норм в текстах современных песен //
http://www.openclass.ru/node/7100
7. Кострюкова О. С.Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах // http://www.referun.com/n/tekst-sovremennoy-populyarnoy-liricheskoy-pesni-v-kognitivnom-kommunikativnom-i-stilisticheskom-aspektah
11.Шугалей Е. Что такое метафора?// http://www.hr-portal.ru/article/elena-shugalei-chto-takoe-metafora
12.Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока // http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=309
Всему свой срок
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Мороз и заяц
Тигрёнок на подсолнухе