Научно-исследовательская работана I городскую научно-практическую конференцию молодых исследователей
научно-социальной программы « Первые шаги в науку»
Вложение | Размер |
---|---|
Образ Бабы Яги в русских народных сказках | 105.5 КБ |
Оглавление
I ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………3
II Основная часть ……………………………………………...................................4
Образ Бабы-Яги, костяной ноги ................................................................4
1.Кто ты, Баба-Яга?........................................... 4
2.Основные версии происхождения образа Бабы-Яги………………5
3. Баба – Яга в русских народных сказках……………………………………8
4. Общие выводы………………………………………………………........ 9
5.Анализ результатов и выводы …………………………………………….9
III.Заключение………………………………………………….......... 10
IV. Используемая литература……………................................................ 13
Приложения
Таблица 1. Результаты опроса учащихся
Диаграмма 1. Какая Баба- Яга?
Таблица 2. Результаты анкетирования младших школьников
Рисунки детей
Образ Бабы-Яги в русских народных сказках
Попова Анастасия, Попова Екатерина
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Радужный
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
4 - А класс
Введение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог. В шорохе листвы… Сказки родились с человеком, и пока живет человек, живет и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес, волшебства.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба-Яга? Почему ест маленьких детей и почему одна живет в дремучем лесу? Кто ее придумал? Может это вымышленный сказочный персонаж? А может Баба-Яга – мифологическое существо? Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен. Кто же эта Баба-Яга и что в этом лихом существе та кого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет читателя по тропинкам сказки. С раннего детства, слушая их, мы при выкли, что Баба-Яга необходимый персонаж русских сказок. Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба-Яга обычно изобра жается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Кто она, Баба-Яга? Какая она Баба-Яга?
Мы решили больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.
Это определило цель нашей работы: определить роль Бабы-Яги как сказочного персонажа в русских народных сказках.
Для достижения целей мы поставили следующие задачи исследования:
Объект исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: Баба-Яга.
Гипотеза: Баба-Яга – некий собирательный образ, который воплощает в себя злое начало.
Методы исследования: чтение русских народных сказок и анализ образа Бабы- Яги в сказках, изучение дополнительной литературы, анкетирование.
Образ Бабы-Яги, костяной ноги.
Кто ты, Баба – Яга?
Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха, волшебница, ведьма.
В энциклопедии мы нашли такое определение: «Баба – Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому».
Согласно сказкам восточных и западных славян Баба - Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба - Яга старается изжарить похищенных детей. В некоторых сказках Баба - Яга (Яга Ягишна, словенск. Ежи - баба) – мать змеев, противников богатыря. Кроме образов Бабы - Яги – воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы одна нога – костяная, она – слепа (или у нее болят глаза), она старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы - Яги, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуется с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с Бабой - Ягой, известны и в германской (Фрау холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях»[1].
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках; при этом не только ее вид, но и сам образ жизни противоестественны и противопоставлены человеческим.
«Руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку метет». Слугами Бабы- Яги считают гадов (змей, лягушек, черных кошек, ворон). Черти и вся нечистая сила у нее в подчинении. Внешность её пугает: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, груди болтаются до пояса, нос крючком, одна нога костяная. Глаза горят красными сполохами. Для тех, кто добирается до её жилища, она становится проводником в иной мир, или мир мёртвых. 2
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу.
Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто
видит ягу, становится нем». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти.
Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
В волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
Баба - первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба- бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
И откуда только взялась эта мрачная лесная волшебница – Баба – Яга? Где тут правда, где вымысел?
Основные версии происхождения образа Бабы-Яги.
Образ Бабы-Яги с точки зрения происхождения очень сложный и неоднозначный, существует несколько точек зрения на этот счет. Можно провести следующие параллели:
БАБА ЯГА — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. Потом она становится богиней-
громовницей, распорядительницей таких небесных операций, как дождь, необходимый для посевов. Много знает, умеет лечить. Не любит слабых духом и дураков и жёстко к ним относится. Но всегда помогает герою, если чувствует в нём силу духа. По мере же проникновения на Русь христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения.3
Рассмотрим основные версии происхождения образа Бабы-Яги.
Первоначально образ Бабы-Яги восходит к тотемному животному - черной змее. Предположительно, само слово «яга» является изначальным, позднее измененным названием змеи: известно, что общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло, вероятно, как табу по связи со словом земля — «ползающая по земле». Слово же «яга» соответствует— змей. Связью со змеей объясняется и «хромоногость» Бабы-Яги. Подобно мифическому змею, она поедает человеческое мясо и чует «человеческий дух» (вспомним народные сказки, когда Яга или змей возвращаются в свой дом, где притаился герой, они восклицают: «Фу-фу! Человечьим духом пахнет!» и т.п.).
Многие исследователи называют ее повелительницей и даже матерью, прародительницей змей и змеев. Помимо всего прочего, змеи издревле считались существами, сопричастными к стране мертвых, и это представление также могло повлиять на сближение змей с Бабой-Ягой, существом, соотносимом со смертью и с потусторонним миром усопших.4
2. Хозяйка леса.
Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением ее с женщинами-знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С этой точки зрения Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим ее миром (лес и его обитатели), отсюда представление о ней, как о хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой. Связью Яги с животным миром, также может объясняться одна из ее ролей – проводник в царство мертвых.4
3. Стражница потустороннего мира.
Яга в сказках часто выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).4
4. Образ Богини-матери.
Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, живущей где-то в глухих лесах, позволяют предположить, что образ Яги является конечной трансформацией древнейшего образа богини-матери, повелительницы мира, ведающей судьбами людей. Некогда эта богиня-мать считалась верховным божеством; однако со временем, с переходом от матриархата к патриархату и от охотничьего хозяйства к земледельческо-скотоводческому, произошли определенные изменения этого образа, и богиня-мать стала почитаться людьми не как хозяйка мира, а превратилась в существо, несущее смерть.
Также в древности существовал обряд инициации - посвящения юношей в охотники. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню — повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги.4
5. Яга-Воительница.
В некоторых южнославянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырша, иногда — мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Царство ее находится «за тридевять земель в тридесятом царстве», «за огненной рекой», часто — в подземном мире; дворец ее огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы. Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Совместно с Бабой-Ягой нередко действуют ее дочери или жены ее сыновей, обычно числом 3 или 12. В основу подобных сказок-легенд о воинственной Яге-богатырше, обитающей где-то «за степной рекой среди шелковых трав, у криничной воды возле моря», вероятно, легли сказания о войнах с царством амазонок. Лихие амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади, и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга!», что принято трактовать как «ура!» или «ага».4
Баба – Яга в русских народных сказках.
Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских сказках. Именно новгородские казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яга:
б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром («Василиса Прекрасная» из сборника А.Н.Афанасьева), волками, медведями, другим лесным зверьем);
в) Яга-охранительница, покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя).
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей - в роли воителя и похитителя. Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги: Ягишна колдунья, бабка, а иногда - мужские: Кощей, колдун.
Мы решили провести опрос среди учащихся младших классов, так как нам стало интересно: что думают наши ровесники о Бабе – Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
В опросе участвовали 30 учеников 4-ых классов. Варианты ответов мы внесли в таблицу1, диаграмма 1 (Приложение 1).
Далее мы самостоятельно анализировали образ Бабы – Яги. Для этого мы прочитали 8 русских народных сказок, где говорилось о Бабе – Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Марья Моревна», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», ««Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – мы записали в таблице (Приложение3)
Общие выводы
Таким образом, в прочитанных нами сказках Баба - Яга представляется старой, беззубой уродливой женщиной с длинным носом, живущей дремучем в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 5 сказках из 8 Баба Яга – положительный персонаж, в 3 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна). Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Она – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).8
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.
Анализ результатов исследования и выводы
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Таким образом, наше исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Наше предположение подтвердилось.
Образ Бабы-Яги в русских народных сказках
Попова Анастасия, Попова Екатерина
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область) город Радужный
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
4 - А класс
Заключение
В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе - Яге. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Нам очень понравилось анализировать сказки. Нам стало понятно, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. В большинстве сюжетов она представлена в обличии ведьмы - старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою.
В целом она все-таки отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою. В ситуации с Бабой-ягой этот парадокс разрешается достаточно просто. Представление о ней формировалось в ту далёкую эпоху, когда ещё не было ни богов, ни жрецов, а женщины являлись главенствующим полом. Постепенно этот образ все усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. С приходом христианства негативные черты заслонили позитивные, и стали ведущими. Постепенно Баба-Яга была переведена в ранг низших существ.
Но и сейчас нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких читателей России?
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Словарь терминов
Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
Яга – язвить, причинять боль, мучить.
«Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».
Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.
Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.
Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).
Список использованной литературы:
1. В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996,.1989-с. 135.
3.htt: // sueverija. Narod.ru/ Muzei/Jaga.htm
4.http://www.ezocat.ru/index
5. .Забылинин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. - М.,
6 .О рус ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.
7. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.
8. .Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.
9 .Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Сказка об одной Тайне
Иван Васильевич меняет профессию
Сказка про Серого Зайку
За чашкой чая