Одна из старейших династий педагогов в Омске – династия Баринг-Стригуновская – Стригуновская – Пуцко –Парфёнова – Коротких – Моренко. Общий педагогический стаж этой семьи 272 года. Их жизненное кредо - "Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле". Быть учителем – судьба моя. Так может сказать о себе каждый из этой династии. Каждый представитель династии педагогов – по-своему уникальный человек и талантливый учитель. И для них самая лучшая награда – это память и уважение учеников. Мы уверены, если бы им сегодня пришлось выбирать, они бы не задумываясь, вновь выбрали профессию учителя.
Вложение | Размер |
---|---|
dinastiya.doc | 45 КБ |
Городской фестиваль творческих и исследовательских проектов «Держава»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»
Секция «Образование Омского Прииртышья»
Тема: «Светить, любить, творить, зажигать»
(о династии педагогов Баринг-Стригуновская – Стригуновская – Пуцко –Парфёнова – Коротких – Моренко)
Автор: Мацкевич Юрий Владимирович 5а класс
Никоноров Алексей Александрович 7а класс
Консультант: Вальдт Людмила Фёдоровна учитель музыки
Профессия преподавателя – самая лучшая. Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, но я убежден: самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле - это профессия учителя. Моя мама учительница и поэтому я знаю, что профессия педагога - особенная. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома. Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что нельзя научиться трём профессиям: врача, учителя и артиста. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых ты должен научить читать и писать, тех, кто, может быть, не всегда прилежен, умен и послушен. Любить детей, дано не всем... Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира.
Если человек нашёл себя в профессии и очень увлечён своим делом, то эта увлечённость нередко передаётся и его детям. А если и те, в свою очередь, станут настоящими профессионалами и сумеют «заразить» выбранным ремеслом следующее поколение, то можно говорить о рождении семейной династии.
Одна из старейших династий педагогов в Омске – династия Баринг-Стригуновская – Стригуновская – Пуцко –Парфёнова – Коротких – Моренко. Общий педагогический стаж этой семьи 272 года. Их жизненное кредо - "Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле". Быть учителем – судьба моя. Так может сказать о себе каждый из этой династии. Каждый представитель династии педагогов – по-своему уникальный человек и талантливый учитель. И для них самая лучшая награда – это память и уважение учеников. Мы уверены, если бы им сегодня пришлось выбирать, они бы не задумываясь, вновь выбрали профессию учителя.
Мария –Элисабет Баринг-Стригуновская – так звали родоначальницу этой учительской династии. Вот автобиография «Стригуновской М.Х. урождённой Баринг Марии Хансовны.
Родилась в 1889 году 13 марта (ст. стиля) в городе Митава, бывшей Курляндской губернии. Отец работал приказчиком в бакалейной лавке до 1901 года, потом служил в Кредитном обществе до своей смерти в 1910 году. Поступила в приготовительный класс женской гимназии в 1897 году и окончила её в июне 1906 года 17-ти лет со званием «Начальной учительницы». После окончания гимназии 3 года работала репетитором и усовершенствовалась в знании немецкого и французского языков в родном городе. В августе 1909 года поехала служить домашней учительницей в Самарскую губернию. В январе месяце 1910 г. Умер отец, и мать с братом переехали в Тифлис к сестре матери; с этого времени я начала жизнь, совершенно оторванную от дома. В 1913 году в сентябре месяце, скопив немного средств, я поступила на высшие курсы по иностранным языкам, минуя подготовительный курс, сразу на первый, в Москве, Маросейка 7 Степановой, откуда, по окончание 1 курса, поехала на лето работать домашней учительницей в Московскую губернию г.Руза. В июле 1914 года началась Империалистическая война, и я решила, ввиду гонения на немецкий язык, отложить занятия на один год и осталась работать домашней учительницей. В 1915 году я хотела продолжить учиться, но у меня украли заработанные деньги, и я опять поступила работать в Москве домашней учительницей в семью учительницы Павлинской и вместе с ней на лето 1916 года уехала в город Лубны Полтавской губернии, где вышла замуж за агронома СтригуновскогоП.М. С этого времени я занималась домашним хозяйством и репетиторством до 1933 года, когда уже семейное положение дало возможность поступить на работу. С 33 года работала учительницей немецкого языка, затем учительницей младших классов и завучем в Ново-Царицынской НСШ. В июне 1937года меня перевели завучем и учительницей немецкого языка в Степковскую НСШ по собственному желанию из-за семейных обстоятельств. В Степковской НСШ работаю и по данное время.
16.11.40г. Стригуновская М.Х»
«По собственному желанию» в Сибирь! Нигде Мария Хансовна не упоминает, что в деревню Степок её семья была выслана. Об этом в страшные сталинские времена не говорили. Пока добирались, одна из дочерей Марии Хансовны сошла с ума, сын по дороге убежал, каким-то непостижимым образом он сумел добраться до Франции и там обосновался. Когда семья наконец-то добралась до места, им принесли лопаты и сказали, что жильё они себе должны вырыть сами, т.е. сделать землянку. Мир не без добрых людей, нашлись хорошие люди, которые приютили семью Стригуновских. Через несколько лет Стригуновские точно так же приютят у себя семью переселённых немцев, с которыми они станут друзьями на всю жизнь.
Мария Хансовна привезла с собой в деревню огромное количество книг и пианино. В автобиографии она не пишет, что учительницей ей дали работать ой как не скоро. Сначала она работала библиотекарем, по вечерам играла на фортепиано, и вся деревня потешалась над ней и считала её интеллигентнейшую женщину, знавшую восемь языков, сумасшедшей «барыней».
Одна из дочерей Марии Хансовны Надежда Павловна впоследствии тоже стала работать учителем начальных классов в степковской школе, потом вышла замуж за Пуцко Георгия Сергеевича, который работал в школе учителем математики, физики и астрономии. Работать учителем в деревне, где все тебя знают, каждый день видят, особенно нелегко. В деревне к Георгию Сергеевичу было особое отношение, и когда он шёл по улице, люди кланялись ему в пояс.
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка…
Кого по головке погладил рукой,
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей,
И это понятно: ты совесть детей!
Когда началась Великая Отечественная война, Георгий Сергеевич ушёл на фронт, через год был ранен и комиссован. Родители Георгия Сергеевича так и не приняли невестку, считая её семью врагами народа, а Георгию Сергеевичу долгое время не позволяли занять должность директора школы из-за биографии его жены.
В те времена в деревнях жителям не давали паспортов на руки и поэтому выехать на другое место жительства было крайне сложно. Как только появилась возможность получить паспорта, вся семья переехала в Омск. Надежда Павловна и Георгий Сергеевич стали работать в средней школе №110. Одна из пяти их детей Ольга Георгиевна Пуцко (Парфёнова) тоже стала учителем начальных классов и всю свою жизнь проработала в 110 школе. Она уже третье поколение в семейной династии. Ольга Георгивна любила вспоминать, что когда один из её маленьких учеников увидел как ей нелегко ходить (у Ольги Георгиевны были больные ноги), сказал что подарит ей лошадь. Ольга Георгиевна очень любила свою работу. Дома у неё постоянно находились ученики: кого-то она подкармливала, кто-то ночевал, потому что дома пьяные родители. О любви к своей профессии говорят стихи, которые Ольга Георгиевна написала сама.
Учитель! Это кто?
Я скажу: «Человек,
У которого сердца
Хватит на всех!
Учитель – это тот,
Кто во имя детей
Не жалеет ни сердца
Ни жизни своей.
Кто за творчество дела
Готов умереть,
Чтобы честно в глаза
Поколеньям смотреть!
До конца жизни взрослые уже ученики приходили, приезжали к своей старой учительнице и с далёкого Севера, и из других городов и даже из других стран.
Дочь Ольги Георгиевны Коротких Людмила Геннадьевна – четвёртое поколение в династии проработала в школе 110 учителем начальных классов уже 27 лет. Людмила Геннадьевна в свободное от работы время занимается в изостудии «Квадрат», пишет картины и приобщает к прекрасному своих учеников.
Без преувеличения можно сказать, что династия Стригуновская – Пуцко – Парфёнова – Коротких воспитала практически всех жителей Московки. Сын Людмилы Геннадьевны Алексей закончил педагогический университет факультет информатики. Правда работать учителем он пока не готов.
Сколько профессий поменяли своё название, а профессия учитель и двести, и триста лет назад, и сейчас называется так же. Кем бы я ни стал, я хочу так же как представители этой династии, гордиться своим делом, считать его нужным. Я тоже хочу "светить, любить, творить, зажигать».
Использованные ресурсы:
2.Личные фотоальбомы семьи Коротких Л.Г.
3.Документы,письма, автобиографии, газетные вырезки из архива семьи Коротких Л.Г.
Приложение:
1.Мультимедийная презентация
Серебряное копытце
Привередница
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию