История Пионерской организации.
Вложение | Размер |
---|---|
pioner-vsem_primer.docx | 56.43 КБ |
«Пионер – всем пример»
Автор: Макарова Виктория Николаевна
Учащаяся 7 класса
МОУ «СОШ» с. Большелуг
Руководитель: Старцева Эльвира Александровна,
Заместитель директора по ВР, учитель коми языка и литературы,
руководитель этноклуба «Шондібан»
МОУ «СОШ» с. Большелуг
Введение
В последнее время частенько можно прочитать в прессе или услышать высказывания разных людей о том, что, мол, не был я пионером, красный галстук никогда не носил, и вообще все это была идеология и ерунда, к которой я никогда не был причастен... Не верьте, это обман!..
Все наши мамы и папы были пионерами, а затем комсомольцами! И верили в "светлое будущее коммунизма", и гордились, что живем в самой замечательной на планете стране – в Советском Союзе, и переписывались с пионерами братских социалистических стран, и выписывали "Пионерскую правду" и журналы "Пионер", "Костер" и "Юный натуралист", и слушали "Пионерскую зорьку", и участвовали в "смотрах строя и песни" и художественной самодеятельности, и выпускали стенгазеты и "боевые листки", и "молнии", и оформляли отрядные уголки, и ходили в школьной колонне на первомайские демонстрации, и ездили летом в пионерские лагеря по путевке, а кому совсем повезло - даже побывали во Всесоюзном "Артеке" или Всероссийском "Орленке"; и сами старательно наглаживали свои галстуки и пионерскую форму (белый верх, темный низ).
Если вспомнить историю, то в своем классическом виде всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья.
19 мая 1922 года по решению Всероссийской конференции комсомола опыт создания пионерских отрядов распространился по всей стране. Тем самым было положено начало почти семидесятилетней истории пионерского движения.
Тема данного исследования - идеологическое воспитание в советской России, в отдельной взятой школе. Соответственно, объектом исследования является идеологическое воспитание, а предметом - история пионерской организации в Большелугской восьмилетней, а затем в средней школе села Большелуг.
За последние десятилетия в СМИ сложился достаточно негативный образ пионера и всей деятельности пионерской организации. Критике, зачастую, ничем не обоснованной, подвергается вся история пионерского движения. Критический подход, конечно, нужен, но, при этом нельзя полностью отказываться от лучшего опыта, традиций, методик, которые были накоплены в пионерской организации и имели эффективные результаты в воспитании детей.
Исходя из этой проблемы, была поставлена цель - проанализировать историю Всесоюзной пионерской организации, в частности в Большелугской школе.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Обозначить цели, причины и истоки создания пионерской организации;
2) Охарактеризовать особенности развития пионерской организации конкретно на примере одной сельской школы;
3) Проанализировать этапы становления и развития пионерской организации и её деятельность;
4) Охарактеризовать символику и ритуалы пионерской организации.
Эта тема обделена вниманием абсолютно несправедливо, т.к. на сегодняшний день очень остро стоит проблема воспитания школьников. Старое было разрушено, а новая концепция до сих пор не сформирована основательно.
В своей работе я опиралась на статью С. Леонтьевой «Пионер - всем пример», где сделан краткий обзор истории становления пионерской организации, а так же автор статьи говорит о проблеме культа пионеров-героев и о том, кто является примером для подражания сегодняшней молодёжи. Леонтьева, С. Пионер - всем пример// Отечественные записки, 2004.-№3
Кроме того мною активно использовались интернет-ресурсы.
Методика исследования
I. Н. К. Крупская в ноябре 1921 года выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако, после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. http://pages.marsu.ru/iac/resurs/istori/
В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов. Была взята за основу старая структура - отряды, патрули, звенья, а также символы - галстук и форма, призыв «Будь готов!», салют, горн, барабан, некоторые законы, летние лагеря и многое другое. Часто и организаторами первых пионерских отрядов становились бывшие скауты. Но скаутские принципы признавались буржуазными. Особое неприятие вызывала система духовных ценностей скаутов, их религиозность и приверженность монархизму. Pionerorg.narod.ru
19 мая 1922г. по решению Всероссийской конференции РКСМ опыт создания пионерских отрядов в Москве был распространён по всей стране.
Идея назвать организацию пионерской, а её участников пионерами, была выдвинута тем же И.Жуковым. Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер - это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия - авангард рабочего класса - тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу». Леонтьева, С. Пионер - всем пример.// Отечественные записки. 2004. №3. С.253.
На протяжении 1922 года возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ, сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах.
В октябре 1923г. 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя В.И. Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).
К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры - ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение». Там же. С. 257.
Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом. Нельзя сказать, что принимали в пионеры по жёсткому принуждению, но, постепенно складывалось так, что не быть пионером было стыдно и не прилично.
Таким образом, мы видим, что КП(б) довольно активно приступила к организации детского идеологического воспитания. Была создана Всесоюзная пионерская организация, получившая впоследствии имя В.И.Ленина. Целью этой организации было воспитание подрастающего поколения строителей коммунизма, соответственно, все задачи исходили из этой цели. Пионерская организация не была построена на пустом месте, она вобрала в себя принцип построения и некоторые методы из скаутской организации. Руководство компартии было заинтересовано и прилагало все усилия для того, чтобы популяризировать пионерскую организацию, ведь изначально она существовала на основе добровольного вхождения и выхода из организации. В общем-то, пионеры получали всестороннее воспитание: и физическое, и нравственное, и эстетическое, и, безусловно, патриотическое. Особенность состояла в том, что всё это было пронизано коммунистической идеологией.
II. Особенности развития пионерской организации в Большелугской школе.
В Большелугской восьмилетней школе в 50- 70 годы дружина носила имя Зои Космодемьянской.
Записи из дневника отряда имени Олега Кошевого (1960-1962 год):
«Комсомольская работа. В школьной комсомольской организации 34 комсомольца. Комсомольцы большую помощь оказали классным руководителям в организации внеурочной воспитательной работы в классах: в выпуске стенгазет, в организации общешкольного дежурства и в подготовке концертов учащихся. Подготовкой и проведением концертов пионеров 5-8 классов руководили в основном комсомольцы. Пионерами и комсомольцами школы было дано много концертов в отдаленных бригадах колхоза и в школе.
Комитет комсомола помогал пионерам, вступающим в ВЛКСМ изучать его устав.
Пионерская работа. В дружине имени Зои Космодемьянской насчитывается 189 пионеров. В ней 8 отрядов. Дружина участвовала во всесоюзном пионерском соревновании. Пионеры по всем этапам вели самую разнообразную работу. Участвовали в вахте труда: сбор золы, макулатуры, металлолома, посадка деревьев, уборка школьного помещения и т.д. Все пионеры активно включились в турнир смекалистых, отгадывали и отвечали на вопросы из «Пионерской правды», проводилась математическая олимпиада.
Большую работу провели в походе боевой славы. 23 февраля провели праздник песен о Великой Отечественной войне. Члены краеведческого кружка, пионеры- следопыты составили список погибших воинов- односельчан в Отечественную войну и решили поставить обелиск.
Пионеры переписываются с пионерами большинства автономных республик. 5 декабря провели фестиваль дружбы народов СССР.
Октябрятская работа. Октябрятская работа ведется по звездочкам. Каждой звездочкой руководит пионер - вожатый. Вместе с вожатыми они готовятся к концертам, посещают кино, ходят в лес, катаются на санках.
В прошлом учебном году октябрятские классы поставили более шести концертов. Их концерты пользовались большим успехом среди детей. Провели большой праздник встречи с героями сказок, праздник игр.
Кружковая работа. Физическая культура - могучее средство воспитания и оздоровления людей. После учебных занятий учащиеся посещают различные кружки, где они углубляют свои знания по разным предметам, а также развивают физическую закалку и художественный вкус. В школе работали литературные кружки, коми и русский, математический, химический, фото, кино, разные спортивные кружки и кружки художественной самодеятельности. Кружками охвачено 167 учащихся.
Трудовое воспитание. Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое.
В школе учащиеся получают трудовое воспитание, как на уроках труда, так и вне уроков. Учащиеся 5-8 классов обрабатывают участок в 2 га. Здесь растет картофель. Кроме этого проводят по биологии различные опыты на опытном участке. Летом все дети работают на сеноуборке, а осенью помогают колхозу убирать картофель. Зимой учащимся школы собрано 13 тонн золы, 4944 кг металлолома и 324 кг другого вторичного сырья. Осенью и весной дети сажают деревья вокруг школы, чистят школьный двор. На уроках труда учащиеся изготовляют различные наглядные пособия, инструменты и сразу видят применение своего труда. Признание работы ученика работой хорошей является лучшей наградой за его труды. На доске почета школы занесены имена лучших учащихся в учебе и труде.
Эстетическое воспитание. Существуют разнообразные формы внеклассной работы по эстетическому воспитанию. Большое место в нашей школе отведено классным хорам, кружку сольного пения, оркестру гармонистов и баянистов.
В школе проводился смотр- конкурс художественной самодеятельности классов. В этом конкурсе участвовали все классы. В каждое воскресенье днем один из классов в клубе ставил концерт. 19 мая, в День пионерии, был итоговой концерт, и классу- победителю вручили переходящий вымпел, а участники были награждены подарками».
Итак, обобщая эти записи, можно выделить, что пионеры Большелугской восьмилетней школы проходили социализацию, участвуя в конкретных, значимых делах.
III. Этапы развития Пионерской организации
Пионерская организация, как воспитательная система, прошла в своем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительными событиями советского государства - образованием СССР, периодами коллективизации и индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства и обновлением России.
Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление воспитательной системы) связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистической организации, утвердил основные положения ее программы, принципы деятельности, законы и торжественное обещание юных пионеров. Программа организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма.
1923 год - в школах стали создаваться форпосты и базы - объединения пионеров данной школы независимо от их места жительства. В пионерской организации насчитывалось до 75 тыс. пионеров. Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства - на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях - например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир. В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.
Содержание деятельности пионерской организации определялось положением, законами и торжественным обещанием юных пионеров. Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят.
К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100 тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.).
В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них.
Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам.
В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей - например, детей «врагов народа».
В апреле 1932 года было опубликовано постановление ЦКВКП(б) «О работе пионерской организации». Это не единственный документ, инициировавший изменения в работе пионерской организации в 1930-е годы, но, как правило, именно это постановление в литературе считается отправной точкой нового периода в развитии детского коммунистического движения.
Документ указывал на необходимость реорганизации пионерии по школьному принципу, определял новые приоритеты в детском движении. Главными задачами в работе пионерских отрядов становились борьба за отличные знания и хорошую дисциплину, высокие показатели в школе. Декларировалось приобщение ребят к социалистическому строительству только через учебную деятельность. Постановление ЦК придавало большое значение работе учителя в работе пионерской организации, это было во многом обусловлено желанием партийного руководства привлечь педагогические кадры к работе с пионерами.
Можно выделить следующие причины перевода пионерской организации в систему школьного образования:
1. складывание административно-командной системы управления государством;
2. отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров пионерских вожатых;
3. привлечение педагогических кадров дореволюционной школы к ценностям новой советской жизни;
4. параллелизм в общественной работе школы и пионерских отрядов.
В результате реорганизации отрядов пионеров начинают формироваться на базе одной или нескольких школьных классов. До 1932 года механизм создания отрядов был достаточно гибкий: они создавались по месту жительства, в клубах. В школе ребят, состоявших в разных отрядах, объединял форпост.
Перевод пионерских отрядов в школу и привлечение учителей к общественной работе давало возможность государственным органам власти контролировать и управлять детским движением централизовано.
В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» - пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей... В детских домах, колониях, приёмниках, школах агитировать за вступление в пионеры детей было легче. И многие родители понимали - лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы... В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет). В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.
В 1941-1945гг. по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда».
Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты. Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведки. Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».
Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.
После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.
1962 год - Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.
1970 год - Во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн пионеров. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек.
Пионерская организация стала действительно массовой. Однако, постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.
После Перестройки Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: «За Родину, добро и справедливость».
Середина 1980-х годов - Предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.
Октябрь 1990 года - Преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.
Результаты исследований
Большелугская школа. Отряд имени Лёни Голикова (Записи приведены без изменений и реконструкций)
1. Альбом № 1
Дата рождения отряда: 19 мая 1972 года
Место рождения: село Большелуг
На марше «Всегда готов»
Совет отряда 5- а класса (1972-1973 г.г.)
Мишарина Эля – председатель
Габова Мая – звеньевая I звена
Ширяева Галя – звеньевая II звена
Панюкова Люда – звеньевая III звена
Павлова Ангелина – звеньевая IV звена
Знаменосец – Ширяева Галина
Горнист – Ширяев Михаил
Барабанщик – Никифоров Василий
Совет отряда 6 - а класса (1974 – 1975 г.г.)
Мишарина Люба – председатель
Панюков Иван – звеньевая I звена
Лапшин Павел – звеньевая II звена
Панюков Василий – звеньевая III звена
Павлова Ангелина – звеньевая IV звена
Знаменосец – Ширяева Галина
Горнист – Ширяев Михаил
Барабанщик – Никифоров Василий
Санитары
1.Панюкова Маша
2.Павлова Нина
3.Мишарина Татьяна
4.Мишарина Маргарита
Маршрут «Моё Отечество – СССР»
Пионер глубоко изучает историю нашей Родины – Союза Советских Социалистических Республик, знакомится с успехами взрослых в девятой пятилетке, интересуется, как живут и трудятся в единой дружной семье народы союзных республик.
В этом году пионеры нашего отряда глубже узнали о своей Родине. Провели сбор «У карты нашей Родины». Узнали о 15 союзных республиках, жизни народов в СССР. Выпустили монтаж «50 лет СССР».
К 30 декабря наш отряд готовил Узбекскую ССР. Мы искали картинки, стихи, песни, рассказы об Узбекистане, читали узбекские сказки. Провели сбор об Узбекской ССР. Все пионеры умеют находить по карте эту республику. Узнали, чем занимаются. Выучили узбекскую песню «Пахтаой». Пахтаой по-русски хлопок. Нашли Узбекские пословицы. Сами сделали и украсили тюбетейки. Девочки по-узбекски сплели себе косы. Галя Ширяева станцевала узбекский танец.
5-а класс
1.20 учащихся записались в кружок «История села». Стояла задача: организовать музей. А из-за отсутствия помещения кружок почти не работал.
2.Совершили два похода в лес: осенью и весной
6-а класс
В этом году открыли музей «История села Большелуг». Хотя музей маленький, но старинных вещей уже собрано много. На стенах висят фотокарточки.
В сборе экспонатов активно участвовали Панюкова Маша, Панюкова Люда, Макаров Иван и Лапшин Павел. Они принесли в музей старинные вещи. В оформлении музея активно участвовали все девочки класса. В музее хорошо дежурили: Панюков Иван, Павлова Нина, Павлов Василий и Макаров Иван. Плохо дежурили: Макаров Николай и Павлова Оля.
Маршрут «В страну знаний»
Пионер знает: хорошая и отличная учёба – его главный труд. Он любознателен и пытлив, учится на совесть и помогает товарищам.
Лучшими пионерами по учёбе являются Мишарина Эля, Мишарина Ангелина, Габова Мая, Мишарина Таня, Павлова Нина, Мишарин Миша, Симпелев Вася, Макарова Рита, Панюкова Люда. Стараются хорошо учиться Игушев Николай, Панюков Иван, Мишарина Люба, Павлова Ангелина. У них аккуратные тетради, всегда готовы к урокам, читают художественные книги.
5-а класс
Цель на 1973-74 учебный год – всем перейти в 6 класс.
В стенной газете, пионерском уголке давались советы учащимся:
- Как готовить уроки дома, как слушать на уроке, как писать сочинения – рассуждения. Выпустили уголок «В страну знаний».
Еженедельно подводили итоги успеваемости, проверялись дневники. Хорошо учились: Мишарина Ангелина, Мишарина Эля, Ширяева Галина, Панюков Иван, Мишарина Таня, Габова Мая. Старались Панюкова Людмила, Рита Макарова, Нина Павлова, Симпелев Вася и другие. Имели «2» Павлов Вася, Ширяев Миша, Никифоров Вася.
6-а класс
«В страну знаний»
Лучшие: 1.Мишарина Ангелина
2.Мишарина Эля
3.Павлова Нина
4.Ширяева Галина
В отряде добросовестно относятся к учёбе: Павлова Ира, Павлова Ангелина, Панюкова Людмила, Габова Майя, Мишарина Таня, Павлова Нина, Мишарина Эльвира. С отстающими занимались Пыстин Анатолий, Мишарина Ангелина, Ширяева Галина. В конце года имеет «2» Ширяев Михаил по математике.
Провели физическую викторину между двумя шестыми классами.
7-а класс
«В страну знаний»
Лучшие: 1.Павлова Нина
2.Мишарина Ангелина
3.Габова Майя
В отряде добросовестно относятся к учёбе: Павлова Ангелина, Павлова Ира, Макарова Рита, Мишарина Таня, Панюкова Людмила, Панюков Иван.
С отстающими занимались: Пыстин Анатолий, Мишарина Ангелина, Габова Майя.
Все перешли в 8 класс.
Маршрут «Пионерстрой»
Пионер знает главные задачи девятой пятилетки: как трудящиеся родного края выполняют решение XXIV съезда КПСС. Об этом мы узнавали из газеты «Пионерская правда» и «Звезда», слушали передачи по радио, смотрели по телевизору.
Пионер стремится внести свой вклад в общий труд.
Пионеры нашего отряда собрали 473 кг золы, 254 кг металлолома, 178 кг макулатуры. Больше всех собрали и сдали Макаров Иван, Лапшин Павел, Макаров Николай, Игушев Николай, Пыстин Анатолий.
Им мы дали бесплатные билеты на кинофильм.
5-а класс
Все учащиеся, кроме Никифорова Василия, участвовали в уборке картофеля, заработали 65 рублей.
Кроме трёх пионеров: Панюкова Ивана, Панюкова Николая, Никифорова Василия, все участвовали в сборе золы и вторичного сырья. Брали обязательство собрать золу по 20 кг, вторичного сырья по 5 кг. Собрали золы – 600 кг; вторичного сырья – 150 кг.
Маршрут «Пионерстрой»
Собрано чёрного металла – 424 кг
цветного – 9 кг
макулатуры – 168 кг
трапья – 93 кг
кости – 38 кг
золы – 672 кг
брусничных листьев – 7 кг
В сборе вторичного сырья участвовали почти все, кроме Павловой Ольги.
Больше всех собрали пионеры: Макаров Иван, Макаров Миша, Панюкова Маша, Попов Вася, Павлова Нина. Они занимают I место. Активно участвовали пионеры I звена. Участие в копке картофеля: заработали 71 рублей, собрали брусничных листьев – 12 кг.
Проведено отрядных сборов – 7, звеньевых – 6, выпущено стенгазет – 8, уголков – 5.
7-а класс
Наш класс работает три дня на уборке картофеля. Заработал 102 рубля. В летний период многие работали на сенокосе, помогали совхозу. Особенно хорошо работали: Макарова Маргарита, Макаров Владимир, Мишарина Ангелина, Мишарина Эльвира, Панюков Иван, Никифоров Василий, Габова Майя и другие.
Совсем нигде не работали: Ширяева Галина, Панюкова Мария, Павлова Ирина, Павлов Вася, Мишарин Вася, Павлова Оля.
8-а класс
Осенью наш класс работал 8 дней на уборке картофеля. Заработал 202 рубля. Не пропускали дни: Мишарина Рита, Мишарина Таня, Павлова Ангелина, Павлова Нина, Панюков Василий, Панюков Иван, Панюкова Мария; многие работали хорошо: Габова Майя, Макарова Рита, Мишарина Ангелина, Мишарина Люба, Мишарина Эля, Павлова Ира, Макаров Миша, Макаров Николай, Павлова Ольга. Совсем не был на работе Никифоров Вася.
Маршрут «В мир прекрасного»
Пионер постоянно знакомится с искусством, литературой. Зимой у нас был сбор «Зима в произведениях русских поэтов и композиторов».
К этому сбору мы долго готовились. Была организованна выставка рисунков к зиме. Лучшими рисунками члены жюри признали у Мишариной Эли, Лапшина Павла, Ширяевой Гали, Панюковой Люды, Мишариной Любы.
Читали наизусть стихи, пели песни, слушали музыку, отгадывали загадки. Активные участники получили призы. Ходили коллективно на просмотр кинофильмов «Риск», «Разрешите взлёт», «Батько».
Были на беседе в библиотеке у Панюковой Ольги Васильевны. Она интересно рассказывала о книгах Пришвина. Она и сама приходила в наш отряд. Рассказывала о Сергее Михалкове.
5-а класс
1.Сбор – поход «Осенний лес» - написали сочинения, принесли осенний букет.
2.На новогодней ёлке заняли первое место по костюмам и играм, танцам, песням.
3.1 мая танцевальная группа (Панюкова Люда, Рита Мишарина, Мишарина Эля, Люба Мишарина) участвовала в концерте.
4.Группа учащихся дали концерт в честь Праздника Победы в клубе.
5.Приветствовали работников с/ хоз-за в День работников с/х.
6.Участвовали в концерте в честь Дня Победы – 9 мая
Маршрут «В мире прекрасного»
1.К 7 ноября подготовили два номера
2.Осенью 1974 ходили походом на «Чуб ді»
3.На ёлке заняли первое место. Все участвовали активно.
4.В конкурсе инсценированных песен заняли III место.
5.Дали концерт 1 мая.
6.9 мая была демонстрация строевой песни – не заняли места. Не участвовали в конкурсе: Макаров Миша, Макаров Николай, Макаров Владимир, Макаров Иван, Павлов Василий, Панюков Иван.
Маршрут «Сильные, смелые, ловкие»
Пионер готовится к труду и обороне СССР, стремится стать смелым, сильным, надёжным защитником Родины. Много мы бегаем, играем, прыгаем, делаем разные упражнения на уроках физкультуры. На уроках бывают физкультминутки. Зимой по воскресеньям часто ходили на лыжах, катались с горки. Активное участие всегда принимали в этих походах Мишарин Миша, Лапшин Павел, Габова Майя, Мишарина Эля, Панюкова Люда, Панюкова Маша.
5 – а класс (1973-74г.)
Первое – участвовали в сдаче норм ГТО. По лыжам сдали нормы.
Чемпионами стали Пыстин Толя (I место), Лапшин Павел (II место), Симпелев Вася (III место)
Второе – участвовали в соревнованиях по баскетболу.
Третье – провели игру «Зарница» между двумя звеньями. Победило III звено. Активно играли: Мишарин Миша, Лапшин Павел, Симпелев Василий, Габова Майя, Мишарина Эля, Мишарина Маргарита, Мишарина Люба, Ширяева Галина, Пыстин Анатолий.
6-а класс
Норматив по лыжам сдали все
I место – Панюков Иван, Габова Майя
II место – Лапшин Павел, Павлова Ангелина, Павлова Ира
III место – Пыстин Анатолий, Ширяева Галина
Г.Т.О. I ступени по лёгкой атлетике: Лапшин Павел, Панюков Иван, Мишарина Ангелина, Макаров Николай, Павлов Вася.
Лапшин Павел участвовал в разных соревнованиях. По возрасту занял 5 место по району.
Маршрут «Пионер – всем ребятам пример»
Мы познакомились с правилами поведения учащихся в школе, дома и на улице, в общественных местах. Оформляли «Экран чистоты».
Состояние нашего класса было неплохое. Получали «4» и «5».
Проводили беседы по книге «Как себя вести»
5-а класс
Большинство пионеров вели себя удовлетворительно. Активно участвовали в общественной жизни класса и школы.
Провели сбор «Наши мамы», цель – стать хорошим помощником родителей и младших братьев и сестёр. План сбора:
1.Итог о наших мамах, сёстрах – Пыстин Анатолий
2.Выступление Розы Никитьевны – обязанности матери
3.Соревнование между «а» и «б»: сварить еду, вымыть посуду, ответить на вопросы (победили «б»).
Активно участвовали в общественной жизни класса: в выпуске стенгазет, монтажей, уголков: Мишарина Эля, Рита, Ангелина, Таня, Люба, Габова Майя, Панюкова Людмила, Панюкова Нина, Ширяева Галя, Ивановские девочки, Пыстин Толя, Мишарин Миша, Ширяев Михаил.
6-а класс
Каждый знает этот закон пионера, но не каждый выполняет.
Мешаются на уроках русского языка: Симпелев Василий, Никифоров Василий, Макаров Николай, Панюков Иван, Мишарин Михаил, Пыстин Анатолий, Попов Василий, Лапшин Павел.
На уроках английского языка: Пыстин Анатолий, Мишарин Миша, Лапшин Павел, Попов Василий, Симпелев Василий, Никифоров Василий, Макаров Николай, Панюков Николай. Дерзят учителям, грубит: Пыстин Толя, Мишарин Миша, Макаров Миша, Никифоров Василий, Панюков Иван. Опаздывают на уроки: Пыстин Толя, Ширяев Миша, Никифоров Василий, Попов Василий.
Маршрут «Равнение на пионерское знамя»
В апреле 1972 года нас приняли в пионеры. Мы познакомились с историей пионерской организации, узнали, что первые пионерские отряды были организованны в 1922 году. 19 мая считается Днём рождения пионерской организации.
В 1924 году ей было присвоено имя В.И.Ленина. На сборах мы узнали о том, как спасали красные знамёна в годы ВОв.
5-а класс
Большинство пионеров старались выполнять взятые обязательства.
Изучили законы юных пионеров.
Маршрут «Мир и солидарность»
Пионер внимательно следит за событиями в мире, умеет оценивать их о позициях пролетарской солидарности.
На политинформациях знакомимся с событиями в мире, узнаём много нового.
Следим по газетам за подготовкой к x Всемирному фестивалю, который состоится летом этого года
5-а класс
1.Провели интересный сбор «Юные герои – антифашисты» - 8 фестиваль.
2.В течение учебного года следили за событиями в Чили.
6-а класс
Участвовали в общественных мероприятиях, посвященных ко дню 8 февраля.
Маршрут «Звёздочка»
5 «а» звеньевые октябрят: Панюкова Людмила, Мишарина Люба, Панюкова Маша, Ширяева Галина, Габова Майя.
Маршрут «Тимуровец»
5 – а. Девочки: Лина Мишарина и Рита Макарова систематически навещали Вассу Ивановну (пенсионерку). Ребята и девочки складывали ей дрова. Мишарин Миша помогал маме на ферме. У Габовой Майи мать инвалид. По дому всё делает Майя.
6 – а. До конца III четверти шефствовали над Вассой Ивановной, потом взяли шефство интернатские девочки.
2. Альбом № 2
Ученическая производственная бригада организована в 1975 году при Большелугской средней школе Большелугского отделения совхоза имени 50- летия СССР. Площадь закрепленного проихводственного участка 509 га- это заливные и суходольные луга, а также участки сеянных трав: клевер с тимофеевкой, костёр безостый, овсяница луговая. В состав ученической бригады входят 200 членов. Это ученики 7-10 классов.
Бригадиры меняются каждый год. В 1978 году бригадиром был Макаров Владимир Иванович. На лето организованы были 5 лагерей труда и отдыха:
1. Зулобский- I год, впервые.
2. Вылибский- 5 лет.
3. Макарсиктсткий- 5 лет.
4. Большелугский- 5 лет.
5. Ивановский- I год, впервые.
В каждом лагере были свои комиссары, командиры и звеньевые. В лагерях работали 177 человек.
В ПМК работали 20 человек. На строительстве животноводческого комплекса- 35 человек. В каждом отряде были свои бригадиры от учащихся.
Летом и осенью работали на строительстве физзала.
Организация летней работы учащихся.
1975 | 1976 | 1977 | 1978 | |
Работают на пришкольном участке (человек) | 204 | 196 | 177 | 177 |
Учеба на трактористов (9-10 класс) | 54 | 31 | 45 | 59 |
Учеба на мастеров машинного доения | 19 | 8 | 14 | 32 |
Работают в ЛТО (человек) | 148 | 156 | 162 | 177 |
Работают в ученической производственной бригаде | 208 | 216 | 222 | 220 |
Работают в ПМК (человек) | 24 | 38 | 40 | 48 |
Итоги работы ученической производственной бригады
1975 | 1976 | 1977 | 1978 | |
Заготовлено сена (тонн) | 898 | 1200 | 970 | 502 |
Уборка картофеля (тонн) | 231 | 230 | 235 | 235 |
Отработано дней | 3588 | 3884 | 4860 | 1700 |
Заработано рублей | 10737 | 11500 | 13500 | 7616 |
Убрано гектаров | 519 | 519 | 519 | 519 |
Летняя культурно- массовая работа за 3 года
Дано концертов | 9 |
Проведено бесед, политинформаций | 36 |
Поведено спортивных соревнований | 18 |
Проведено походов и экскурсий | 12 |
В 3-х бригадах имеются полевые вагончики, а в Вылибской бригаде- бригадный стан для детей.
3. Альбом № 3
18 марта 1978 года у нас в школе состоялась встреча с Героем Советского Союза, членом президиума областного совета ветеранов и комсомола, войны и труда Лобановым Виктором Ивановичем и ответственным секретарем Коми областного совета ветеранов партии и комсомола, войны и труда, председателем комитета ветеранов войны 6- й гвардейской Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова и ордена Кутузова бомбардировочной авиационной дивизии, кавалером Почетного знака Ленинского комсомола «50 лет с именем Ленина», комсомольцем с 1919-го года Топорковым Фёдором Александровичем. Эта встреча была в физзале нашей школы. Посередине зала стоял стол, накрытый красной скатертью, а на нём были живые цветы. Много интересного рассказывал В.И. лобанов. Он говорил: «Вот однажды нам задали такое задание - взять мост и убить часовых с этого моста. Мы с товарищами пошли выполнять задание. Часовых было двое, которые ходили по мосту взад и вперед. Мы старались найти тот момент, когда бы оба часовых были бы убиты. Вот уже часовые истреблены. Самое главное уже сделано…Оставалось взорвать поезд, ехавший через мост. И это сделать не очень- то просто…Вот едет поезд. Под мост положили мину. И когда поезд ехал по мосту, то мост был взорван вместе с поездом. А когда мои товарищи скрылись куда- то, тогда- то меня схватили немцы. Они пытали меня, пытали иголкой под ногти, но так и ничего не узнали от меня. Тогда немецкий офицер приказал одному из немцев отвести меня. Ну, меня отвели, дали лопату и приказали копать себе яму (могилу). Ну, я начал копать… А тогда- то у на были хорошие сапоги…Я копаю, копаю, а немец- то смотрит на мои сапоги и говорит: «А ну- ка, снимай!»- и показывает на мои сапоги. Ну, я и снял сапоги. А он и стал одевать мои сапоги. Тогда- то я его и ударил лопатой. По голове, и у меня такая скорость тогда была, что я двухметровые заборы перепрыгивал!»
В.И. Лобанову присвоили звание Героя Советского Союза за то, что он трижды переплыл реку Днепр, ширина которой 1 км и встал вместо командира отряда, который был ранен в один из боев. Он боролся против семи танков. Вот за что ему присвоили звание Героя Советского Союза. Нам очень понравилась эта встреча, бывшая впервые в истории школы. Мы навечно запомним эту встречу!
Выводы
День 19 мая, когда-то известный как день рождения Пионерской организации имени В. И. Ленина, уже давно не является ни для кого праздником. Для людей моложе тридцати пяти пионерия – это всего-навсего полстранички в учебнике истории России. В то время как для многих из наших родителей пионерия – самая светлая грусть по детству, легкая тоска по упорядоченным временам. День приема в пионеры? Можно ли забыть его? Когда даже у хулигана и двоечника вдруг начинало бешено колотиться сердце, когда на его шею впервые повязывали красный пионерский галстук…
Жаль, что нынешнее время так и не придумала никакой альтернативы организации, объединяющей детей! А ведь идея создания организации в том виде, в каком знаем ее мы, принадлежала Н. К. Крупской. Именно она, супруга вождя, предложила создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Символика, девизы и прочие пионерские атрибуты были почти полностью заимствованы у скаутов. Так, например, три лепестка лилии на скаутском значке заменили на три языка пламени, символизирующие три поколения коммунистов: пионеры, комсомольцы и коммунисты. Скаутский девиз «Будь готов!» и ответ на него «Всегда готов!» были взяты без изменений, однако в них уже звучал коммунистический призыв к борьбе. Скаутской же была и структура пионерской организации – звенья, отряды, дружины.
И вот немногочисленное движение скаутов, которое в 1917 году насчитывало около пятидесяти тысяч ребят, к середине тридцатых годов превращается в огромную, всесоюзную организацию с самоуправлением и четкой структурой. А к 1970 году она насчитывала уже более двадцати миллионов. Пионерия не оставила забытым ни один, даже самый отдаленный уголок Советского Союза. Пионером становился каждый школьник от 9 до 14 лет.
С исчезновением Советского Союза пришел в упадок и культ пионеров- героев, и монопольная воспитательная «пионерская» система. Для современной ситуации характерно многообразие общественных детских движений: возродился скаутизм, возникли многочисленные клубы — военно-патриотические, музыкальные, спортивные и пр. У них свои герои и свои культы. Но многое из наследия пионерии перешло в эти новые формальные и неформальные детские организации. Это и смотры строя и песни, и пристрастие футбольных фанатов к внешней атрибутике, и новые герои, почитаемые нынешними скаутами и пр. организациями. Пионерские воспитательные идеи и формы возникли не на пустом месте и не ушли бесследно.
Заключение
Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
До 1990 года воспитание учащихся школ осуществлялось в детских общественных организациях: октябрятской, пионерской и комсомольской. Затем их упразднили и воспитательный процесс остался без четкой программы. Поэтому было, да и сегодня существует много подходов к организации воспитательной работы в школах.
В современной России наметился переход к государственности, возрождению культурно- исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Наша страна идет по пути формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе традиционных патриотических ценностей отечественной культуры. Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально- политических отношений является мощным фактором и необходимым условием для защиты национальных интересов, возрождения и укрепления российской цивилизации на основе отечественного менталитета. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы готовности к защите интересов многонационального государства. Однако, в условиях нестабильности общественного развития в России система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании. Любое общество, любое государство, если оно действительно озабочено своим дальнейшим существованием и развитием, заинтересовано в том, чтобы большинство его граждан принимали основные идеи, принципы, нормы и интересы данного государства. Необходимо, чтобы члены общества активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности общества, обеспечивая защиту его интересов и поступательное развитие. Все это возможно только в том случае, если основными социальными ценностями государства являются гражданственность и патриотизм. Такое качество личности, как патриотизм, формируется только в результате сложного, систематического и целенаправленного процесса развития личности, которое называется воспитанием. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы должны видеть в нем человека. Поэтому, гражданин – это индивидуальность, личность, обладающая единством духовно- нравственного и правового долга.
Список источников и использованной литературы
1. Леонтьева С. Пионер - всем пример. Отечественные записки. М.: Наука, 2004.- №3.
2. Материалы из фонда школьного музея МОУ «СОШ» с. Большелуг «История села»: «Отряд имени Лени Голикова». Альбом № 1-№ 3. «Отряд имени Олега Кошевого». Альбом № 1.
3. http://www.great-country.ru/content/sssr/zakon_pioner_bse_1.php
4.http://ru.wikipedia.org/wiki/
Плавает ли канцелярская скрепка?
Сказка об осеннем ветре
Знакомимся с плотностью жидкостей
Девчата
Сказка про Серого Зайку