Сегодня далеко не каждый знает имена своих прадедушек и прабабушек. Наше исследование представляет собой начало изучения истории моей семьи. Человек как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней. Составив свое родовое древо, я увидел, что я - человек с корнями, я ощутил себя частью живого древа, имеющего корни (предшествующие поколения предков) и надеюсь, что когда-то у меня тоже вырастут ветви (дети, внуки, правнуки). Мне удалось составить восходящую мужскую родословную моей семьи. Я познакомился со своими дальними родственниками, узнал их имена, воинскую принадлежность. Познакомившись с судьбой своего прадеда, Кондрашова Ивана Алексеевича я узнал о трагической и героической странице истории Великой Отечественной войны – обороне Москвы, почувствовал себя причастным к судьбе страны - ведь в истории любой семьи отражается история государства, а судьба страны - это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений. Моё открытие заключается в том, что я принадлежу к роду настоящих военных героев, что обязывает меня воспитывать в себе волевые качества.
Практическая значимость работы: данная работа имеет большую практическую направленность, т.к. она может быть использована: 1) на классных часах, посвященных семье, а также праздникам государственной и воинской славы;
2) на уроках истории и обществознания (5-9 классов) потому, что знание истории своей семьи позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи, увидеть, что прошлое, настоящее и будущее – единый процесс, а они – хранители памяти о своих предках и должны передать ее потомкам.
Вложение | Размер |
---|---|
архивные материалы к работе.rar | 2.96 МБ |
родословное древо.rar | 2.03 МБ |
Исследовательская работа "Говорю о войне, хоть и знаю о ней по наслышке"..doc | 224.5 КБ |
«Теремок»
Стоит в поле теремок. | БУБЕН |
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. | КОЛОКОЛЬЧИК |
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ |
— Я, мышка-норушка! А ты кто? | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка | ЛОЖКИ |
Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. | КОЛОКОЛЬЧИК |
Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | ТРЕУГОЛЬНИК |
— Я, мышка-норушка | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка — А ты кто? | ЛОЖКИ |
— А я зайчик-побегайчик. | ТРЕУГОЛЬНИК |
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. | ТРЕУГОЛЬНИК |
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | ШУРШАЛОЧКА |
— Я, мышка-норушка | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка | ЛОЖКИ |
—А я зайчик - побегайчик — А ты кто? | ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. | ШУРШАЛОЧКА |
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | ШУМЕЛОЧКА |
— Я, мышка-норушка | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка | ЛОЖКИ |
—А я зайчик - побегайчик | ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка — А ты кто? | ШУРШАЛОЧКА |
— А я волчок-серый бочок. | ШУМЕЛОЧКА |
— Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. | МЕТАЛЛОФОН |
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет? | УДАРЫ ПО БАРАБАНУ |
— Я, мышка-норушка. | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка | ЛОЖКИ |
—А я зайчик - побегайчик | ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка | ШУРШАЛОЧКА |
— А я волчок-серый бочок.— А ты кто? | ШУМЕЛОЧКА |
— А я медведь косолапый | БАРАБАН |
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить. | МЯТЬ БУМАГУ |
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился | |
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. | КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,ТРЕУГОЛЬНИК,ШУРШАЛОЧКА,ШУМЕЛОЧКА |
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего построили!! | РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА МЕТАЛЛОФОН |
«Репка»
Жил-был дед с бабкой да внучка | БУБЕН |
И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка. | ПОГРЕМУШКА, ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИК |
Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! | МЕТАЛЛОФОН |
Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. | МЯТЬ БУМАГУ |
Позвал дед на помощь бабку. | ШУМЕЛОЧКА, |
.Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. | УДАР ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ |
Позвала бабка внучку | ШУРШАЛОЧКА |
.Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. | 3 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ |
Кликнула внучка Жучку. | ПОГРЕМУШКА |
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. | 4 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ |
Кликнула Жучка кошку. | ТРЕУГОЛЬНИК |
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут | 5 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ |
Кликнула Муська мышку. | КОЛОКОЛЬЧИК |
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку. | 6 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ, МЕТАЛЛОФОН |
«Курочка Ряба»
Жили- были Дед да Баба | МЕТАЛЛОФОН |
Да была у них курочка Ряба: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах,тах» | ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ |
Снесла курочка яичко, Да не простое, а золотое. | УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ |
Дед бил, бил-не разбил | ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ |
Баба била,била -не разбила. | ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ |
Мышка бежала, | КОЛОКОЛЬЧИК |
Хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось | ШУРШАЛОЧКА УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ |
Плачет дед, Плачет Баба, | ТРЕУГОЛЬНИК ТРЕУГОЛЬНИК |
А курочка кудахчет: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах, та | ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ |
Не плачь, Дед, Не плачь, Баба! | УДАР ЛОЖКАМИ |
Я снесу вам яичко другое, Не золотое, а простое! | ПРОВЕСТИ ПО МЕТЕЛЛОФОНУ |
«Большие ноги»
Большие ноги Шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. То-о-п, то-о-п, то-о-п. | ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ |
Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ-топ! | ТРЕУГОЛЬНИК |
«Мышка, мышка, как живёшь?
Мишка: Мышка, Мышка, как живёшь? Мышка, Мышка, что грызёшь? | БАРАБАН |
Мышка: Я живу прекрасно, | КОЛОКОЛЬЧИК |
У меня с собою книжка, | ШУРШАЛОЧКА |
Зубки чешутся с утра, Книжку мне погрызть пора. | РАСЧЕСКОЙ ПО БУМАГЕ |
Мишка: Ну, какая ты глупышка! Не для этого нам книжка | ШУРШАЛОЧКА |
Книжки надо ведь читать, Их нельзя ни грызть, ни рвать. | ШЕЛЕСТ БУМАГОЙ |
Мишка:Я могу тебе помочь: Погрызи сухарик, Мышка, Будет целой твоя книжка | РАСЧЁСКОЙ ПО ДЕРЕВЯННОМУ БРУСОЧКУ |
«Идёт коза рогатая…»
Идет коза рогатая, | ШУМЕЛОЧКА |
Идет коза богатая: | ПОГРЕМУШКА |
Ножками топ,топ! | БАРАБАН |
Глазками: хлоп! хлоп! | ТРЕУГОЛЬНИК |
Кто кашки не ест, Кто молока не пьет, | УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ |
Того забодает, забодает. | ПРОВЕСТИ ПО МЕТАЛЛОФОНУ |
«Мышиная история»
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. | (СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ) |
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. | (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ) |
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. | (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ) |
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, | (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ) |
Грызли зёрнышки | (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ) |
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. | (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ) |
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. | (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ) |
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. | (ДУЕМ В БУТЫЛКУ) |
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. | (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ) |
«Заяц в лесу»
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! | (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ) |
Испугался заяц и бежать. | (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)) |
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! | (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ) |
Бросился заяц бежать. | (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)) |
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. | (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ) |
Побежал заяц из леса к речке | (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)) |
А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. | (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ) |
Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так и смело поскакал обратно в лес. | (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)) |
Автор: Сергей и Екатерина Железновы
СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ПЫХ» 5 мин 58 сек 24 шума.
Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька. | БАРАБАН |
И пилой пилил. | РУБЕЛЬ/ ТРЕЩОТКА |
Бабка пол подметала | СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ) |
И пыль вытирала. | ГЛАДИТЬ тряпкой БАРАБАН |
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала. | КСИЛОФОН |
Вот как-то Машенька и говорит : «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу | БАРАБАН |
Потом по камушкам, | КСИЛОФОН |
А потом по травке. | ЦЕЛЛОФАН |
Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат | «ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ» |
И комарики пищат | «зззззззззззззз» |
И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то | ФЫРКАТЬ: ПЫХПЫХ ПЫХПЫХ… |
Дед испугался и домой побежал. | КСИЛОФОН И БАРАБАН |
Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный Пых сидит». Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу | БАРАБАН |
Потом по камушкам, | КСИЛОФОН |
А потом по травке. | ЦЕЛЛОФАН |
Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат | «ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ» |
И комарики пищат. | «зззззззззззззз» |
И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает: | ФЫРКАТЬ |
Бабушка испугалась и домой побежала. | БАРАБАН |
Прибежала и говорит: «Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой-то страшный Пых сидит». Тогда Машенька говорит: Пошла Машенька в огород: сначала по полу, | БАРАБАН |
Потом по камушкам | КСИЛОФОН |
А потом по травке. | ЦЕЛЛОФАН |
Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает: | ФЫРКАТЬ |
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком. | ГИТАРА ИЛИ НАТЯНУТАЯ РЕЗИНОЧКА |
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек. | КСИЛОФОН |
Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёжик не спал и по комнате бегал. | БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ |
Муз. рук.: Дети, а кто из героев сказки вам понравился больше всех? А почему? Обсуждение сказки и ее героев. Подвести детей к тому, что Маша и смелая (не испугалась «Пыха»), и добрая (принесла ежика домой, напоила молочком).
Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…
Введение
Меня зовут Кондрашов Данила. Я ученик 4 класса. В четвертом классе еще не изучается история. Но мне этот предмет интересен, и я решил изучать его самостоятельно. Оказывается, исторические знания охватывают не только знания истории мира или своей страны, но и историю своего края и историю своей семьи. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывается о своих корнях. Почему я больше похож на папу или маму? Почему, например я часто слышу от бабушки, что я — «вылитый» дед. Ведь каждый из нас приходит в этот мир не как Иван, родства не помнящий. Мы – дети своих отцов и матерей, мы – продолжение тысячелетней жизни человечества. Так как же не интересоваться жизнью хотя бы ближайших наших предков, как не знать, кем были, о чем мечтали, с кем и за что боролись наши деды и прадеды!
Отсюда цель работы: изучить историю моей семьи.
Гипотеза: выяснить, действительно ли через историю семьи можно изучить историю своей Родины
Задачи:1) используя устные рассказы родственников и законы науки генеалогии составить свое родовое древо;
2) познакомившись с семейным архивом, изучить историю рода Кондрашовых
Метод работы: поисково-исследовательский.
В ходе работы были использованы:
А для начала я обратился к науке генеалогии, с которой мы познакомились на уроках «Окружающий мир».
1. Наука - генеалогия.
Наука генеалогия позволяет установить общие связи между родственниками разных поколений. В генеалогии есть два основных закона [1]:
1. Закон удвоения числа предков – у каждого из нас родителей (1 поколение) – 2, дедов и бабушек (2 поколение) - 4, прадедов и прабабушек (3 поколение) – 8, прапрадедов и прапрабабушек (4 поколение) -16 и т.д.
2. Второй закон – на каждое столетие приходится деятельность только трех поколений. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной [1]. Сейчас не все люди могут правильно отобразить родословное древо, поэтому, как в старину, создаются специальные общества или отдельные организации и лица, которые делают это профессионально. Но большинство людей составляют родословное древо «вручную».
Мне стало интересно: знают ли современные школьники свои корни, и я провёл социологический опрос проверки знаний родственников ближайших трех поколений. Со своими вопросами я обратился к учащимся трех звеньев: начальная школа (4 классы), среднее звено (8 классы), старшеклассники (11 классы). Результаты оказались ожидаемые, но интересные (Приложение 1). Анализируя данные опроса, я пришёл к выводу, что:
Мне в этом отношении, наверное, просто повезло. У меня крепкий и сильный род, в котором знают и помнят свои корни.
2. Моё родовое древо.
Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши деды?
Наши деды - славные победы, вот где наши деды!
(Народная песня)
Говорят, что в былые времена каждый русский человек знал своих предков до седьмого колена. Об этом даже в русском языке поговорки есть. Предания об истории рода передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Благодаря моим прадедушкам и прабабушкам, бережно собиравшим и хранившим семейные архивные материалы (книги, иконы, фотографии, дневники), мне удалось узнать о родственниках, о которых не знали даже мои родители. Составив своё генеалогическое древо (Приложение 2), я обнаружил, что в моей родословной преобладают мужчины. Все они служили в армии. Самое удивительное в том, что среди них оказались настоящие герои Великой Отечественной войны, которые сыграли определённую роль в истории нашей страны. Проведя анализ полученных данных, я выявил, что в моём роду до 3 поколения - 38 мужчин, среди них: пограничников – 4; воинов ПВО – 8; стройбат – 6; военные водители – 2; ФСБ – 1; морфлот – 3; ВДВ – 2; участники ВОВ – 4; военнослужащие русской армии — 8 (прадеды - 4 и прапрадеды - 4).
Корнями моего генеалогического древа я представил своих прапрадедов, а стволами – своих прадедов. Оба они защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Каменев Дмитрий Антонович на Курской дуге (кавалер ордена Красной звезды) и Кондрашов Иван Алексеевич - защитник Москвы (кавалер ордена Ленина). Именно доброй памяти моего прадеда Кондрашова Ивана Алексеевича и посвящена эта работа.
3. Род Кондрашовых.
Время так быстротечно, поэтому необходимо ценить каждый день и миг, который ты проводишь в кругу близких тебе людей. Моя прабабушка Кондрашова Ольга Андреевна напоминаем мне барышню – дворянку. Всё в её доме необычно: картины, столики, кружевные скатерти. Среди портретов родственников больше всего меня заинтересовал портрет прадеда – Кондрашова Ивана Андреевича. Я даже сначала подумал, что это мой дедушка Юра, так они похожи. Из рассказов бабушки я узнал, что мой прадед был участником Великой Отечественной войны. Он был командир партизанского отряда. Бабушка Оля (так ласково все её называют) тихим завораживающим голосом, бережно перелистывая старенький фотоальбом, трогательно рассказывает о своём муже. Как он воевал, как восстанавливали, разрушенное войной хозяйство, как красиво умел петь песни. У моего прадедушки 3 сына (Приложение 3.1): мой родной дедушка - Кондрашов Юрий Иванович, мои двоюродные дедушки – Алексей Иванович и Сергей Иванович. Военную династию прадеда продолжил сын дедушки Серёжи – Кондрашов Вадим Сергеевич, который закончил Московскую военную Академию ФСБ и в настоящее время служит майором ФСБ в г. Новосибирске. Я догадался по тембру её голоса, что в семье Кондрашовых всегда царили взаимоуважение, любовь к детям и глубокая тяга к знаниям. Бабушка постоянно говорит о том, что лучшее занятие – чтение.
Мой дедушка Юра очень похож на своего отца (Приложение 3.1). Он закончил Киевское военное училище связи, но по семейным обстоятельствам не смог продолжит карьеру военного и стал хорошим инженером-энергетиком. Дедушка очень трудолюбивый, он любит работать в своей лаборатории. Когда я приезжаю к нему на каникулы, мне тоже находится какая-нибудь работа. В прошлое лето я познакомился с работой паяльника. Дедушка хорошо поёт, любит читать вслух и играть в шахматы. Хочется верить, что и я, и мой папа – Кондрашов Сергей Юрьевич унаследовали от своих предков много настоящих мужских качеств. Мне бы этого очень хотелось, потому что бабушка Оля называет меня продолжателем рода, а это значит, что она верит в меня, и что я стану настоящим мужчиной.
Для меня стало великим открытием знакомство с моей тетей - Леночкой (Приложение 3.4). Помню, как она качала меня на коленях и читала мне красивые книжки. Иногда мне кажется, что Леночка знает всё на свете, она может ответить на любой мой вопрос. Папа сказал, что Леночка – это гордость нашей семьи. С виду такая обычная и современная — она стала студенткой МГУ и настоящей журналисткой с заграничной практикой. Сейчас Леночка живет в далёкой Америке и иногда рассказывает нам по Skype интересные новости из-за океана. Недавно мама показала мне портретный очерк Леночки о моём прадедушке Иване (Приложение 3.3). Вот это подарок! Оказывается, Леночка тоже занималась историей нашего рода, и ей удалось разыскать рукопись прадеда (Приложение 3.6). Сенсация в том, что мой прадед - настоящий герой, которому вручена высшая награда СССР – орден Ленина (Приложение 3.5). Я все больше и больше увлекаюсь исследованием своих корней. Может быть, я также как и Леночка совершу настоящее открытие.
4. Начало большого пути.
Мой прадед — Кондрашов Иван Алексеевич родился 27-го августа 1907 года в деревне Харинки Смоленской области. В семье Иван был старшим из десяти детей. Очевидно, что вся тяжёлая работа в хозяйстве легла на плечи молодого парнишки. Тяжёлая работа с ранних лет, крайняя бедность – самые яркие воспоминания его детства. В 1919 году Иван окончил начальную школу, но продолжить учиться дальше он не смог, хотя очень хотел, так как надо было помогать родителям, поднимать младших сестёр и брата [2].
Вот как он вспоминал о своей юности: «…то я в Брянских лесах на заготовке дров, то я ещё юношей таскаю в Смоленске из холодного Днепра дрова и складываю их в высокие штабеля. Чем я только ни занимался дома: с отцом лет в десять валенки валял, с дядей год портняжничал и даже был молотобойцем. Ещё ребёнком прял, вышивал, кормил свиней, разводил сад, но всё это не то…хотел учиться» [6]. И мой дед мне очень напомнил героя стихотворения Н. Некрасова мужичка - Власа, который «в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок...» [3] помогал своему отцу возить из лесу дрова (Приложение 3.2).
Прошли годы... Младший брат и сёстры повзрослели, сами стали помощниками родителям. Иван решает, во что бы то ни стало продолжить образование. В 1927 году он успешно окончил курсы по разработке торфяных болот, а в 1929 становится мастером огнестойкого строительства. По совету приятеля Иван Алексеевич почти тайком от отца на 29 рублей, подаренных мамой, в домотканом пиджаке и брюках едет поступать в строительный техникум города Новгорода. Постоянно недоедая, преодолевая все трудности, в 1932 году он окончил учёбу и стал работать техником-строителем. В этом же году Иван Алексеевич получает должность прораба [2]. В течение девяти лет он не меняет место работы. В 1941 году война прерывает мирную жизнь небольшого подмосковного поселения, разрушая привычные устои. С этого момента все мужчины нашей страны становятся одной профессии – военные.
5. «Два месяца в тылу врага».
На рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны германская армия вторглась в нашу страну [4]. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей — почти 4 героических и трагических года. В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация (Приложение 4.1). Раскрывая эту главу далее я использовал материал рукописи Кондрашова Ивана Алексеевича «Два месяца в тылу врага», в которой описывается первый период войны 1941-1942 гг., а также начало его военной карьеры [4]. Мой прадедушка очень хотел, чтобы эта книга увидела свет и была напечатана, но, к сожалению, при его жизни этой мечте не суждено было сбыться (Приложение 5.4).
В первые же дни войны прадедушка уходит добровольцем на фронт. Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство было настолько велики, что уже через три недели были оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. С июля по октябрь 1941 года Иван Алексеевич состоит в должности командира 3-й роты Уваровского истребительного батальона Московской области (Приложение 5.1, 5.6). Задачей истребительных батальонов, организованных по постановлению СНК СССР от 2-ого июля было ходить в разведку и прочёсывать местность в местах возможной высадки парашютистов (Приложение 4.2). Около 8-ми тысяч вражеских самолётов участвовало в налётах на Москву, лишь 229 из них прорвалось к городу [5]. Фашистские десантники уничтожались незамедлительно во многом благодаря действиям истребительных батальонов. 30 сентября 1941г. началось генеральное наступление немцев на Москву (командующий Г.В.Жуков). «Невыносимо больно было смотреть, как наши войска, потеснив противника до 25 км от Уваровки, вынуждены были отступить из-за нехватки боеприпасов» - отмечает Иван Алексеевич [6]. Такая ситуация создавалась неоднократно. На фронте постоянно не доставало оружия, тёплой одежды и продовольствия. Немецкие танковые дивизии уже заняли близлежащие сёла и двигались в направлении Можайска. Для Москвы сложилась критическая ситуация. К середине октября в немецкие бинокли уже отлично просматривались башни Кремля. 3-я рота оказалась на территории захваченной врагом. Только благодаря строгой дисциплине и военной выдержке им удалось преодолеть расстояние до села Бородино незамеченными. В дороге после каждого привала командир недосчитывался бойцов. Отношение Ивана Алексеевича к подобным поступкам было очевидно: «На меня это действовало потрясающе. Не мог я никак себе представить, что есть такие предатели интересов нашей Родины» [6].
Особенно страшными были четыре долгие ночи от Уваровки до Москвы. Когда наконец, они добрались до столицы, то увидели, что «Москва жила своей трудовой жизнью. Смерть стояла всего в двух шагах, но чтобы пройти эти два шага, необходимо было сломить дух великого народа» [6]. В штабе истребительных батальонов Иван Алексеевич сдал список лиц, дезертировавших во время отступления, и получил назначение в Подольский истребительный батальон (Приложение 5.7). Здесь начались суровые трудовые будни. В обязанности батальона вменялось патрулирование улиц, уничтожение вражеских десантников, охрана особо важных объектов (Приложение 5.2). «Порой казалось, что никогда этот ужас не кончится, и будет тянуться вечной каторгой» [6].
Но всё же бывали и моменты счастья, оставляющие радостные незабываемые чувства в душе солдат на всю последующую жизнь. Приближался праздник - XXIV годовщина Великой Октябрьской Революции. 3-я рота под командованием Кондрашова Ивана Алексеевича была выбрана как образцово-показательная для участия в традиционном параде Красной Армии в Москве (Приложение 4.3).
«7 ноября 1941 года, - как вспоминает прадедушка, - парад начинался в шесть утра. Приближаясь к Красной площади, части подолгу стояли, пропуская тех, что были с передовых позиций при полном вооружении в мятых и грязных шинелях. Там, где было наибольшее скопление людей перед выходом на площадь, внезапно появилась старушка. «Сыночки мои родненькие, да куда же вы идёте, ведь бомбить будут!» - причитала она. Казалось, что никто её не замечал. Все прекрасно понимали, что даже под страхом смерти каждый сочтёт за честь промаршировать мимо Мавзолея. Они слышали гул канонады вдали, чувствовали приближающееся вражеское дыхание, но это только подталкивало на большую дерзость. Им хотелось прямо с Красной площади кричать, что враг не пройдёт! Отстоим Москву! Когда приблизились к трибуне, неприятный комок встал в горле, биение сердца усилилось. На трибуне в центре стоял Иосиф Виссарионович Сталин в серой шинели и фуражке без каких-либо знаков различия. «На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков... Будьте же достойны этой миссии!» - провозгласил он. После парада 3-я рота вернулась в Подольск [6].
В связи с приближением фронта Государственный Комитет Обороны принял решение об обороне столицы. В городе и прилегающих к нему районах вводилось осадное положение. Из добровольцев-москвичей были сформированы 25 истребительных батальонов, сведенные позже в полки и дивизии [5].
3-я рота вошла в четвертый отдельный истребительный мотострелковый полк УНКВД Москвы и Московской области, предназначенный для разведывательно-диверсионной работы в тылу и уничтожения самой главной опасности для наших войск в то время – фашистских танков (Приложение 5.3). Командиром полка был назначен полковник погранвойск А.Я. Махоньков (Приложение 5.5). «Отсутствие специальной экипировки вынудило одеть бойцов полка во все, что было под рукой, а под рукой оказалась не военная форма или форма сотрудников госбезопасности и милиции, а обмундирование заключенных, вооружались только легким стрелковым оружием. На вооружении группы так же находились: винтовок образца 1891/30 г., одна снайперская винтовка образца 1891/30 г., оснащенная прибором бесшумно-беспламенной стрельбы (глушителем) БРАМИТ. В боекомплект спецназовца входило по 2 ручные осколочные гранаты Ф-1 или 2 ручные гранаты, 1-2 противотанковые гранаты. Каждый боец имел при себе 1-2 бутылки с зажигательной смесью, или килограмм тротиловых шашек, или одну противопехотную мину. Главным недостатком оснащения группы являлось практически полное отсутствие средств связи. С декабря 1941 года полк начал свои операции в тылу врага» [6].
«С началом второго этапа генерального наступления немецко-фашистских войск на Москву приступил к массовой заброске истребительно-диверсионных групп в тыл противника для нанесения ударов по коммуникациям на рузском, дороховском, наро-фоминском и рогачевском направлениях. Какое-либо взаимодействие с частями Красной Армии категорически воспрещалось» [6]. В одном из таких же партизанских отрядов воевала, была схвачена и казнена Герой Советского Союза – Зоя Космодемьянская [7]. Война в тылу врага – особый вид боевых действий, требующий особых знаний, особых методов, специальной подготовки. Уже в первые дни войны против партизан и подпольщиков была брошена целая армия обученных специалистов, прошедших подготовку в спецшколах.
Бойцы отряда Ивана Алексеевича, получив в первых боях богатый опыт борьбы с противником, стали инструкторами партизан, и вместе со своими учениками проходили боевую практику, пуская под откос немецкие эшелоны, занимаясь разведкой в гитлеровских войсках. После проведённых успешных операций, немецкое командование встревожилось. Вдоль железной дороги стали вырубать лес и очищать широкой полосой. Появились парные дозоры с собаками, патрулирующие железнодорожные станции. В деревнях расклеивались объявления с угрозами в адрес населения. Но, несмотря на это, «за два месяца отряд уничтожил более четырёхсот немецких солдат и офицеров, несколько автомашин с живой силой, боеприпасами, горючим, разгромил танкоремонтную базу, штаб полка, несколько баз и складов с горючим, добыл ценные разведывательные данные» [6]. В своей статье «Два месяца в тылу врага», опубликованной в фронтовой газете 15 января 1943 года, старший лейтенант Кондрашов И.А писал: «партизан – это человек, окружённый противниками со всех сторон. Его методы борьбы гораздо сложнее и изощрённей, нежели на фронте. Он – истинный патриот Родины, который готов умереть без славы, но зато с честью» [6].
В связи с выполнением задач, стоявших перед полком УНКВД, и полным освобождением территории Московской области полк получил новое назначение. 12 августа 1942 года бойцы и командиры полка прощались со столицей, которую стойко защищали в самые кризисные дни 1941 года. Москва навечно сохранит память о более чем пятистах московских спецназовцев, отдавших за неё свои жизни. Многие из героев были награждены медалью «За оборону Москвы».
А мой прадед был направлен на Северо-Кавказский фронт, где он защищал Чечню, участвовал в прорыве «Голубой линии» - системе немецких укреплений на Таманском полуострове (Приложение 6.1, 6.2). В ходе боев советские войска овладели «Голубой линией» и 9 октября 1943 г. окончательно выбили немецкие войска с Таманского полуострова [4]. «На Кубани и Таманском полуострове не осталось ни одного живого немца, кроме пленных» - слова рапорта генерала Петрова Сталину [6]. Освобождение Таманского полуострова и Новороссийска значительно улучшило возможности базирования Черноморского флота и создало условия для борьбы за возврат Крыма. Под Новороссийском сражался также дед президента России Дмитрия Медведева.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и за выдающиеся заслуги в деле боевой подготовки и их обеспечении Указом Президиума Верховного Совета СССР воентехник второго ранга Кондрашов Иван Алексеевич был награжден: орденом Ленина (Приложение 7.3, 7.4), медалью «За оборону Москвы» (Приложение 5.8) , «Партизану Отечественной войны» 1 степени (Приложение 7.2) , «За победу над Германией» (Приложение 7.1) и многими другими.
Еще во всю полыхало пламя войны, но после тяжелого ранения в 1944 году Иван Алексеевич был демобилизован из армии. Продолжать свой боевой путь пришлось на другом, уже трудовом фронте. Большой опыт организаторской работы был востребован для возрождения разрушенного войной хозяйства. Вся послевоенная жизнь семьи Кондрашовых была также служением на благо страны и своего народа.
По рекомендации партии Иван Алексеевич неоднократно направлялся на ответственные участки по развитию производства. Так семья оказалась в городе Новосибирске, а затем, с развитием цветной металлургии - в Восточном Казахстане. И существенной для бывшего партизана была необходимость служения Родине, а главное состояло в том, чтобы с честью выполнять свой долг. В своем стихотворении «Былое партизанской войны» обращаясь к своим однополчанам мой прадед писал (Приложение 8):
Но последствия боевых ранений внезапно оборвали его жизнь. Иван Алексеевич умер 14 января 1963 года, оставив троих сыновей. К сожалению ему не удалось напоследок встретиться со своими боевыми друзьями. Но после его смерти соболезнования родственникам пришли со всех концов нашей необъятной страны (хранятся в семейном архиве). Значит даже через столько лет, моего дедушку помнили и любили его однополчане.
Выводы
Выводы
1.Наше исследование представляет собой начало изучения истории моей семьи. Человек как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней. Составив свое родовое древо, я увидел, что я - человек с корнями.
2.Изучая свою родословную, я ощутил себя частью живого древа, имеющего корни (предшествующие поколения предков) и надеюсь, что когда-то у меня тоже вырастут ветви (дети, внуки, правнуки).
3.Мне удалось составить восходящую мужскую родословную моей семьи. Я познакомился со своими дальними родственниками, узнал их имена, воинскую принадлежность. Моё открытие заключается в том, что я принадлежу к роду настоящих военных героев, что обязывает меня воспитывать в себе волевые качества.
4.И ещё я отметил, что в нашем роду многие мужчины носят истинно русские, красивые имена - Прохор, Афанасий, Антон, Моисей. А меня, по желанию деда, назвали Данила.
5.Мои предки - люди не избалованные судьбой, они любили и умели трудиться. Каждый познал тяготы и лишения армейской службы. Есть участники Великой Отечественной войны, участник ликвидации аварии на Чернобольской АЭС.
6.Познакомившись с судьбой своего прадеда, Кондрашова Ивана Алексеевича я узнал о трагической и героической странице истории Великой Отечественной войны – обороне Москвы, почувствовал себя причастным к судьбе страны - ведь в истории любой семьи отражается история государства, а судьба страны - это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений.
Моя гипотеза подтвердилась. Я горжусь тем, что родился в такой замечательной семье с такой богатой историей. Для того, чтобы мой род и в дальнейшем славил нашу Родину, мне необходимо быть уверенным в себе человеком, с большей настойчивостью овладевать знаниями, казать себя физически и в любой ситуации оставаться в ладу со своей совестью, как поступали мои предки.
Литература
Сторож
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Горка
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Сорняки