Работа посвящена юбилею открытия Российских железных дорог и памятнику Францу Антону фон Герстнеру в Санкт- Петербурге.
Появлению железных дорог в России мы обязаны человеку, украшающему сегодня зал Витебского вокзала...
Между прочим, даже «День железнодорожника» стал первым профессиональным праздником в нашей стране!
Вложение | Размер |
---|---|
sofiya_stepanova_lica_rossiyskoy_istorii.doc | 118 КБ |
Степанова София- 9а класс лицей 369 Тема «Лица истории»
Эссе «Вечная признательность Отечества»
Веселится и ликует весь народ…
Поезд мчится… в чистом поле…
Эти слова когда-то известной песни я напевала по пути к Витебскому вокзалу. Меня ожидала встреча с создателем дороги, по которой двигался пароход. Да, да, я не оговорилась: первые паровозы называли именно так, а М.И. Глинка- автор «Попутной песни»- воспел проект Франца Антона фон Герстнера.
Наконец, я у входа в Витебский (бывший Царскосельский) вокзал и ощущаю дух прошлого: ведь это первый вокзал не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России.
Прохожу через металлодетектор, поднимаюсь на второй этаж... Еще пара минут, и я увижу предмет моего интереса…
В светлом просторном зале у левой стены я вижу бронзовую скульптуру человека на гранитном постаменте. Импозантный мужчина бережно держит в руках макет паровоза. На макете игрушечного паровоза читаю название «Проворный». Странно, я где-то слышала, что первые паровозы изготавливались в Англии или Бельгии, а тут- русское название (потом я узнала, что на дороге работало 6 паровозов, куп ленных за рубежом. Каждый паровоз имел свое имя: Проворный, Стрела, Богатырь, Слон, Орел, Лев). На постаменте надпись: «Франц Антон фон Герстнер Автор и строитель первой железной дороги в России Санкт- Петербург- Царское село- Павловск Открыта 30 октября 1837г.»
Стройный молодой мужчина одет как «денди». Видно не чуждо ему было желание стильно выглядеть. Взгляд устремлен вперед, серьезен, и я бы сказала, суров. Хотя с какой стороны посмотреть: «читается» некоторая ухмылка, довольствие, что ли… То, что он уверен в себе - бесспорно! Одна нога выставлена вперед - как будто человек только что сделал шаг… Может, это попытка художника передать тот толчок, который талантливый инженер дал прогрессу в России, в корне переломав все представления о передвижениях?
Мне показался необычным постамент. Как будто боковые детали (похожи на шпалы или части рельсов) поддерживают основу. Вероятно, эту задумку автора памятника можно истолковать тем, что у строителя первой российской дороги была хорошая поддержка в лице императора, и он не обманул его надежд!
Вернувшись домой и обратившись к всемирной паутине, я узнала много интересного.
Я выяснила, что Франц Антон фон Герстнер - австрийский подданный чешского происхождения. На самом деле звали его Франтишек Антонин, частицу «фон», говорящую о дворянском происхождении, получил его отец за особые заслуги только в 1810 г., когда сыну было уже 14 лет.
Закончив университет в Праге, Франц Антон становится молодым преподавателем Венского Политехнического университета, но увлечение, заложенное отцом (автора проекта первой конной железной дороги) пересилило… Молодой человек до самой кончины в возрасте почти 44 лет, стал продолжателем дела отца и посвятил жизнь проектам строительства железных дорог.
Судьба посылает встречу уже опытного инженера с российским императором и проект строительства железной дороги в России осуществляется…
Благодаря чему имя Франца Антона фон Герстнера вносится в скрижали российской истории. А в юбилейный год для Российской Железной Дороги – 30 октября 2007 г. – состоится открытие памятника примерно на том месте, где 170 лет назад в свой первый рейс отправился паровоз «Проворный», машинистом которого был Франц Антон фон Герстнер…
Поезд двигался со средней скоростью 51 км/ч и через 35 минут прибыл в Царское село. На обратном пути Герстнер развил скорость до 63 км/ч и доехал до Петербурга за 27 минут. На другой день «Санкт- Петербургские ведомости» писали: «60 верст в час, страшно подумать!...вы не замечаете этой быстроты… какая же сила несет экипажи с быстротой ветра в пустыне.. Эта сила - ум человеческий!»
Кстати, в 1987 г, на платформе пригородных электричек Витебского вокзала в стеклянном павильоне установили модель того самого первого поезда!
Первая российская дорога была построена за год и восемь месяцев. Специально образованное акционерное общество израсходовало на её сооружение 5 млн. рублей. Не могу не упомянуть следующий факт: для строительства дороги привлекли 3200 человек: 1800 крепостных крестьян и 1400 солдат, расквартированных в Красном Селе!
Итак, 1837 год стал стартовым в развитии железнодорожного транспорта в России. Протяженность Царскосельской железной дороги была невелика — 24 версты, она не имела хозяйственного значения. Но все же создание этого пути — первый опыт строительства междугородных пассажирских железных дорог в страдавшей от бездорожья России.
Для Герстнера же окончание строительства поставило крест на его российских проектах, он был вынужден уехать. Глубоко разочарованный в своих ожиданиях, Герстнер умирает в 1840 г. в Филадельфии.
А в Петербурге ликуют! Открытие железной дороги вызывает небывалый резонанс в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появляются изображения паровозов. На сцене Александринского театра дают водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль отводится паровозу.
Все понимают: железнодорожный транспорт отличается быстротой движения, непрерывностью и всепогодностью, гарантиями сроков доставок и дешевизной перевозок, что делает его преимущества в сравнении с другими видами перемещений того времени очевидными.
Появлению железных дорог в России мы обязаны человеку, украшающему сегодня зал Витебского вокзала. Очень жаль, что авторство памятника нужно узнавать в разных источниках… А это- известный московский скульптор, заслуженный художник России, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Салават Александрович Щербаков. Спасибо ему еще раз за то, что своим творением он обращает внимание пассажиров к персоне, подарившей России новый путь сообщений! Между прочим, даже «День железнодорожника» стал первым профессиональным праздником в нашей стране!
Император Николай 1 произнес слова, которые сегодня может повторить любой россиянин, обращаясь к Францу Антону фон Герстнеру: «Одна достойная вам награда будет- вечная признательность Отечества!»
Сказка "12 месяцев". История и современность
Филимоновская игрушка
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Весёлые польки для детей
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)