Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники. Цель исследования: проанализировать, как И.А. Крылов отразил народный характер войны 1812 года в своих баснях.
Вложение | Размер |
---|---|
sevostyanov_sergey.doc | 51.5 КБ |
Кадет Севостьянов Сергей17.07.1996 года рождения
МКОУ СОШ № 4 г.Куйбышев Новосибирская область, кадетский 9 «А» класс
Руководитель : Рязанцева Ирина Валериевна (учитель русского языка и литератур)
Офицер-воспитатель: Батов Игорь Анатольевич
Исследовательская работа по теме: По следам исторических событий 1812 года в баснях И.А. Крылова
Введение
Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники. История не дает оценок: хорошо или плохо, она не су дит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях, не приукраши вая, не преувеличивая и не преуменьшая значение того или иного факта. Художественная литература в описании какого-либо исторического факта может позволить себе снисходительность или строгое отношение, вымысел, вос хваление, иногда неточности, которые необходимы для более глубокого эмоцио нального восприятия содержания произведения. Цель нашего исследования: проанализировать, как И.А. Крылов отразил народный характер войны 1812 года в своих баснях.
I.Историческая справка
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю». Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием“. [3] Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц. Когда баснописец умер, последовало высочайшее повеление воздвигнуть ему памятник. И. А. Крылову предстояло немедленно после кончины стать символом духовной силы.
II. О события 1812 года в баснях И.А. Крылова
Александр I послал Наполеону письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон продолжал действовать. В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота ― Наполеона, повара ― Александра I.( «..А я бы повару иному/Велел на стенке зарубить:/Чтоб там речей не тратить по пустому,/Где нужно власть употребить…»). В начале войны, до назначения главнокомандующим М. И. Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» была острой реакцией на эту трагическую для России ситуацию («В делах, которые гораздо поважней,/Нередко от того погибель всем бывает,/Что чем бы общую беду встречать дружней,/Всяк споры затевает/О выгоде своей…»). Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны, ― «Волк на псарне»: (« Волк ночью, думая залезть в овчарню,/Попал на псарню…») Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение: («Мой волк сидит, прижавшись в угол задом./Зубами щелкая и ощетиня шерсть,/Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;/Но, видя то, что тут не перед стадом/И что приходит наконец/Ему расчесться за овец, ―/Пустился мой хитрец/В переговоры…») Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову. В басне И.А.Крылова «Обоз», показана стратегия и тактика Кутузова.
Автор обращается к истории и историческим персонажам, чтобы показать один из многих примеров, к которым можно отнести сюжет и мораль басни. Крылов написал свое произведение, чтобы показать, что Кутузов подвергался постоянным нападкам со стороны Александра 1 и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений.
Автор относится к изображаемому в басне с сатирой и иронией. Он высмеивает лошадь, которая ругала коня, а сама, как говорится в басне, взявшись за дело, напроказила вдвое хуже, но и жалеет за ее глупость. Крылов говорит о хвастовстве лошади и ее беспомощности.
Иван Андреевич использует аллегорию. В лошадке угадываются Александр 1, в коне-Кутузов.
После Бородинского сражения М. И. Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы неприятелю. И. А. Крылов оказал поддержку главнокомандующему, откликнувшись на отступление русских войск басней «Ворона и курица»: («Когда Смоленский князь,/Противу дерзости искусством вооружась,/Вандалам новым сеть поставил/И на погибель им Москву оставил…»)
Заключение
Басни И. А. Крылова, впитавшие в себя народную мудрость, оказали большое влияние на развитие русского общественного самосознания. Особое место занимает цикл басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. Басня как жанр политической сатиры, как слово распрямляющегося раба, начинающего понимать свое историческое предназначение, постигающего социальное зло, царящее в мире. [1] Сочетание художественного историзма и народности оказало влияние на язык героев. Каждый персонаж заговорил у Крылова языком, соответствующим своему положению, психологии, характеру. Сюжеты для этих басен были взяты автором из жизни, они явились «летописью» событий того времени.[4] Крылов-баснописец отразил народный характер войны, показал духовный склад, образ мышления русского человека. Крылов вывел и тот тип ворон (басня «Ворона и Курица»), которые, ставя личные интересы выше интересов Отечества, сами оказались «поживкой» для «гостей». Басня «Волк на псарне» показывает всенародный характер борьбы с Наполеоном и мудрость действий Кутузова. Мораль этих басен обращена и к тем, кто вершил судьбы страны и всего народа. Мудрость и стойкость гениального полководца Кутузова были изображены в баснях «Обоз», «Волк на псарне», «Щука и Кот».[4] Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, Крылов стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа. Неумолим ход времени, ход Истории. И так же, как мы сегодня, наши благодарные потомки будут стремиться вперед – к гению Крылова, к неиссякаемым родникам его поэтических строк, олицетворяющих события Отечественной войны 1812 года.
Литература
1. Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. М.: Московский рабочий,
1974.-288 с.
Сведения об авторе
Севостьянов Сергей-учащийся 9 «А» кадетского класса. В кадетах с 2007 года. За время обучения показал себя только с положительной стороны. Отношение к учёбе- серьёзное. Дисциплинированный, работоспособный, вежливый, коммуникабельный. Сергей - творческая личность. Постоянный участник конкурса чтецов, конкурса исполнителей эстрадной песни, соревнований по рукопашному бою.
Рецензия
на работу ученика кадетского 9 «А» класса Севостьянова Сергея
по теме: «По следам исторических событий 1812 года в баснях И.А. Крылова»
Тема, представленная Сергеем, является актуальной в силу своей значимости в гуманитарном образовании и отечественной истории. Кадет определяет цель, которой следуют на протяжении всей работы, и решает её посредством историко-теоретического анализа литературоведческой литературы. Работа написана доступным языком. Для исследования поставленной проблемы кадет использует дополнительную литературу. В работе наблюдается логичность оценочных суждений, умение анализировать, обобщать. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы в работе учителей словесников, историков и библиотекарей в школе.
26.03. 2012 года
Учитель русского языка и литературы ВКК Рязанцева Ирина Валериевна
Неньютоновская жидкость
Серебряное копытце
Карандаши в пакете
Как зима кончилась
Разноцветное дерево