Рассказ о святителе Иоасафе, покровителе земли Белгородской
Вложение | Размер |
---|---|
nebesnyypokrovitel.doc | 90.5 КБ |
Каждому обществу, каждому человеку необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху смутного времени. Что же служит нам, русским людям, этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов?
Несомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и
социально-экономических особенностей Древней Руси.
Белгородская земля по праву именуется Святым Белогорьем: множество православных храмов, монастырей, часовен, целебных источников, чудотворных икон и других святынь, к которым за духовным укреплением в течение нескольких веков шли люди. Некоторые православные святыни, годами считавшиеся утерянными безвозвратно, вдруг чудесным образом вернулись к нам.
Много известно имён святых, почитаемых русскими людьми. Но для меня, родившегося, выросшего и живущего на Белгородской земле, особое значение приобретает имя Святителя Иоасафа.
Святой епископ Белгородский. На этом свете прожил немногим больше сорока девяти лет. При жизни был известен как человек одновременно строгий и милостивый. К безбожникам, к нерадивым попам — строг, к убогим, старым, кающимся — милостив. К себе самому строг — до беспощадности. По смерти — славен как чудотворец. Мощи нетленны и благодатны. Родился он в день Рождества Богородицы и назван в честь отца Её Иоакимом. Родившись в день Рождества Пречистой, нося в младенчестве имя Её отца, будущий святитель чудесным образом с раннего детства полюбил молитву и полюбил Царицу молитвы — Пресвятую Богородицу.
Поскольку мы не пишем подробный биографический очерк, промчимся, словно Гоголь на тройке, мимо юношеских лет, пострига, монашеского искуса первых лет, скорбей, смены обителей. Остановимся на том периоде, который дал владыке вторую часть имени — Белгородский. Последние шесть с небольшим лет своей жизни Иоасаф был епископом Белгорода. Приехав в Белгород, он встретил скудость, грубость, разруху и невежество. Духовенство нужно было перевоспитывать, употребляя власть, народ нужно было учить, подавая пример. Хуже всего было с помещиками и дворянами. Те могли пороть попов наравне с крепостными, могли и епископа ударить. Среди прихожан Иоасафа же был такой барин, который недействующую церковь в своём имении разобрал на кирпич и сделал ограду для дома.
Знал Иоасаф: архиерею предстоит во все времена одна и та же задача. Во-первых, победить свои немощи, умереть для мира. Затем, освятившись, он должен других освящать; став светом, других просвещать. Если первая часть задачи не решена, то вторая, в силу неумолимости духовных законов, решена быть не может. Если же человек совершает свой внутренний труд терпеливо и мужественно, если он по мере приближения к Богу начинает и других вслед за собой вести, то мир восстанет на такого человека всегда. Восстанет с клеветой, восстанет с кулаками, восстанет при феодализме, восстанет при демократии.
Мне кажется, что Иоасаф похож на Николая Чудотворца. Он не писал много. Он не говорил много. Но он входил в бедные хижины, он тайком раздавал деньги и вещи, покупал дрова, сам рубил их, если в доме были только старухи и дети. Иоасаф вёл двойную жизнь. Днём это — облечённый высокой властью строгий и мудрый человек. Ночью это — странник, обходящий с пригоршнями милостыни бедные жилища, или подвижник, не позволяющий глазам закрыться, проводящий всю ночь на молитве.
29 мая 1754 года, уезжая из Белгорода, и зная, что обратно живым он уже не вернётся, Святитель свершил последнюю литургию в кафедральном соборе, слёзно просил у всех прощения и сам всех простил и благословил. После этого он отправился в дорогу. В последний раз окинул преосвященный Иоасаф взглядом город и провожавший его со слезами народ.
Святитель, отправляясь из Белгорода в свое последнее путешествие и зная, что живым не вернётся, завещал похоронить себя в Белгороде. Он указал точное место.
В советское время нетленные мощи Святителя выставлялись в музеях. В семидесятые годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора в Ленинграде. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи Святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора. В начале 1991 года бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года.
Через двести тридцать семь лет вновь возвратился Иоасаф на нашу святую землю, где и по сей день помнят о его чудесах исцеления больных и страждущих.
Несмотря на все испытания, выпавшие на долю страны, неустроенность сегодняшней жизни, мы не погибли как народ и не погибнем, пока будем помнить о наших небесных заступниках, о тех, кто ратовал за Святую Русь.
Ах эта снежная зима
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Лепесток и цветок