Сегодня среди ребят мы часто слышим рассказы о различных пришельцах, черепашках, и нам кажется, что тем самым мы забываем имена русских сказочных персонажей. В скором времени мы можем потерять пусть небольшую, но не менее значимую часть нашей общей культуры.
Актуальность этой темы объясняется тем, что, изучая и сохраняя сказки, которые достались нам от наших предков, мы тем самым могли бы внести свой посильный вклад в сохранение культуры нашей малой Родины.
Мы попыталась исследовать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Рабочая гипотеза заключается в том, чтобы доказать, доказать, что Баба Яга – вымышленный персонаж русских народных сказок, поэтому её образ нужно исследовать глубже, узнать основные её черты, место обитания и решить, положительный или отрицательный это образ.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи, подтверждена рабочая гипотеза.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 446.5 КБ |
Исследовательская работа
Кто такая Баба Яга?
( Баба Яга – одна из ярчайших героинь русского народного фольклора)
Васинёва Анастасия
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4, 7 Б класс
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Сухарева Е.Г.
г. Губкинский
2011
Оглавление:
Глава 2. Баба Яга – одна из ярчайших героинь русского народного фольклора.
1. Характеристика образа Бабы Яги учёным А.Н.Афанасьевым …….10-11
2. Характеристика образа Бабы Яги …………………………………..12-13
3. Баба Яга в русских народных сказках ……………………………...14-15
4. Заключение………………………………………………………………………….16
5. Микроисследование №1 (анализ анкеты)………………...………………………17
6. Микроисследование №2 (анализ анкеты)……...…………………………………18
7. Библиографический список……………………………………...…………………19
8. Приложения…………………………………………………………...……………20-23
Введение.
Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
под личиной безобразной старухи.
В. Даль *
Баба Яга – положительный
персонаж древней русской мифологии.
В. В. Иванов **
Тема нашей научно-исследовательской работы – «Кто такая Баба Яга? (Баба Яга – одна из ярчайших героинь русского народного фольклора)».
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это реальный или вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Положительный это или отрицательный персонаж? Я решила больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.
Актуальность исследования.
В детском саду, в начальной школе мы с удовольствием слушали и смотрели сказки о всевозможных чудесах и превращениях, где так великолепно звучит русский язык. Но сейчас среди одноклассников часто слышим имена и названия «заморских» монстров и пришельцев: черепашки Ниндзя, Скуби-Ду, Гарри Поттер, приведение Каспер… Нам кажется, что ребята забывают имена русских сказочных персонажей. Пройдет какое-то время и вместе со сказками исчезнут и сказочные персонажи. Таким образом, мы можем потерять пусть небольшую, но от этого не менее значимую часть нашей общей культуры.
Изучая и сохраняя сказки, которые достались нам от наших предков, мы тем самым могли бы внести свой посильный вклад в сохранение культуры нашей малой Родины.
Цель нашей работы - подробно изучить и проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи исследования:
1. В процессе изучения русских народных сказок познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в них.
2. Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба - Яга.
3. Провести опрос среди взрослых и детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.
4. Составить Частотный словарь характеристик имен Бабы - Яги.
5. Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).
Объект исследования – образ Бабы Яги.
Предмет исследования – русские народные сказки. Оказалось, как и любая дама, наша Баба-Яга требует к себе присталь ного внимания. Такие русские ученые как А.А. Потебня, академик Б.А. Рыбаков, лите ратуровед В.А. Иванов, А. Аливердиев, М.И. Корнилович, профессор В.Я. Пропп на протяжении нескольких столетий пытаются по нять этот образ.
Наша рабочая гипотеза заключается в том, чтобы доказать, что Баба Яга – вымышленный персонаж русских народных сказок, поэтому её образ нужно исследовать глубже, узнать основные её черты, место обитания и решить, положительный или отрицательный это образ.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
Глава 1. Кто такая Баба Яга?
…Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
…Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…
А.С.Пушкин *
1. Происхождение образа.
Сказка - прекрасное творение искусства. Учёные по-разному толкуют сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремятся охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желают понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды - несказочную прозу? Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходится ни одна из сказок? Вот проблемы, которые издавна волновали исследователей.
Мы привыкли считать сказку чем-то неправдоподобным. Помните пушкинское: «Сказка - ложь...»? Однако наши предки относились к сказкам не в пример серьезнее. Сам термин «сказка» вошел в литературный обиход не так давно, а до того рассказы о чудесах носили название «баек - побаек», а рассказчики назывались «бахари» - от слова «баять», то есть говорить. Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было, все воспринималось всерьез. В древности мир русского человека делился на две абсолютно равные части - добрый мир, реальность, где русич мирно жил, пахал, охотился, рыбачил и прочее, и злой, дальний, потусторонний, но также абсолютно реальный, существующий где-то не здесь, где-то за тридевять земель. Эти миры постоянно соприкасались между собой, и с той стороны приходило на Русь горе - то Змей Горыныч прилетит и села пожжет, то Кощей Бессмертный девок в полог уведет, то Тугарин с войной нагрянет. Все мы помним, как трудна и полна опасностей дорога в Тридевятое царство, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ некоей Бабы Яги, живущей ровно посередине между мирами и знающей путь в неизвестное. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии супротив супостата? Только у Бабы Яги... И пусть живет она триста лет, пусть колдует, пусть обитает в избе на курьих ножках, но все же она человек! Хоть и особенный... А человек не может отказать в помощи другому человеку...
Кто же такая Баба - Яга – одна из самых известных и колоритных фигур русского фольклора или неизвестных?
Все с детства знают, кто такая Баба - Яга, и помнят практически всё о её проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее, в любой сказке Баба - Яга выполняет важную роль. Баба-Яга - самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям, это страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер. Хотя, если с ней вежливо поговорить, то она может разжалобиться и даже указать путь и дать заветный клубочек, который доведет до места. (Приложение 1.1)
1. А.С.Пушкин. Собрание сочинений, том 3, стр. 7
Многие ученые, исследователи пытались угадать, что же скрывается за страшной оболочкой этой Старухи.
Как сообщает нам энциклопедический словарь:
«ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАБОВА, ЯГАЯ, ЯГЙНИШНА, ЯГИХА, ЯГИШНА — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма».
Владимир Даль (1801-1872) в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». *
Яга живет в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека. Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами.
Образ Бабы Яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В.Я.Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары. Второй тип — яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Третий тип — яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, вырезающая у них из спины ремень… **
В сказочных сюжетах Баба Яга — своеобразный проводник в иной мир; она испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает.
Баба - первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба - бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы" и от „бабая". БАБАЙКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом.
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках; при этом не только ее вид, но и сам образ жизни противоестественны и противопоставлены человеческим (Приложение 1.2)
Так, например, она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет».
Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засовов - ноги, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.
Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
Внешность Бабы-Яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая. Она имеет хороший и здоровый аппетит: "кушает за десятерых".
1. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2, стр. 784
2. В.Я Пропп. Исторические корни волшебной сказки, стр. 49
Проведя анализ литературы, мы пришли к выводу, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведунья, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух, сказочное страшилище, страшная богиня смерти, губящая тела и души людей;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, ведьму, а также лесных и стихийных духов (лешуху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением (кикимору).
2. Сколько лет Бабе - Яге?
Возраст Яги точно не установлен: некоторые утверждают, что ей около 700 лет, другие говорят - больше. Я решила выяснить, сколько же лет этой героине.
Первый этап исследования – это практическая часть исследования, в которой я разработала подробный план.
Составила вопросы для анкетирования детей и взрослых.
Анкетирование я решила провести среди учащихся и родителей 7 Б класса.
Анкетирование проводилось в 2 этапа:
1 этап – опрос детей;
2 этап – опрос взрослых.
Общее число опрошенных составило 40 человек (они были разделены на две группы – 25 детей и 15 взрослых).
1 группа – дети;
2 группа – взрослые.
На втором этапе исследования после проведения и обработки анкет, я составила Частотный словарь взрослых и детей. В нем я посчитала частоту употребления характеристик Бабы - Яги в восприятии обеих групп.
На третьем этапе исследования я выяснила возраст Бабы - Яги по мнению опрашиваемых. Обработав анкеты, я занесла все данные в таблицу.
(Микроисследование 1)
3. Жилье и транспорт Бабы Яги.
Где живёт Баба Яа? В избушке на курьих ножках, которая так просто не поворачивается.
Что же надо сказать? Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя влезть, хлеба-пива есть. Вот и хозяйка этого чудного местечка.
А как вы думаете, у Бабы Яги одно имя или вы знаете что-нибудь ещё? Оказывается имён у неё много, вот послушайте: Яга, Яга-Баба, Ягая Баба, Ягабиха, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Ягишна – Баба Яга, сказочный персонаж. По русским народным сказкам мы знаем Бабу Ягу как страшную старуху-волшебницу: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба яга, костяная нога нос в землю врос, сопли через порог висят, сама зубы точит". "
Кости у неё местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа железная".
Одноглазая, одноногая (костяная, железная), лохматая, с большим носом, горбатая. Живёт в дремучем лесу или на его окраине, в избушке на курьих ножках. Пожирает людей. Об этом свидетельствует забор из человеческих костей вокруг её избушки, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, а вместо запоров - руки, замок - с острыми зубами. Наша баба яга добрая, не так ли?
Посмотрите, какая она аккуратная, даже милая. И печка у неё побелена.
И в ступе - не менее чудном, чем домик, транспортном средстве Бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение. Но то у индусов!
В принципе, мне эта погребальная версия кажется логичной.
До тех пор, пока не откроешь книгу по русской архитектуре.
Ведь в предыдущей версии есть одно НО. В сказках избушка ВРАЩАЕТСЯ.
Чего о могильных домиках, конечно, не скажешь.
Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши…
Глава 2. Баба Яга – одна из ярчайших героинь русского народного фольклора.
Одна из ярчайших героинь русского народного фольклора то и дело мелькает перед нами в мультфильмах, на страницах любимых детских книг, в художественном кино. Вот она разозлилась на Иванушку-дурачка, забирается в ступу и летит над горами и долами, бранясь и проклиная все на свете. Но каким голосом? Популярного киноартиста? А может, она и не говорит вовсе, а поет, звучит музыкой?
Очень может быть. Но каков этот образ Бабы Яги?
1. Характеристика образа Бабы Яги учёным А.Н.Афанасьевым
По мнению учёного А.Н.Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1)Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и за став в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоловкости, является символом мно жественности нападающих), нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)
…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)
2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)
3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы:
а) Яга–советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре):
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. ( «Василиса Премудрая»)
б) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько
( «Баба Яга»)
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)
-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
в) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
1. А.Н.Афанасьев. Народные русские сказки в 3-х томах, стр. 174
г) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками).
…-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)
4) Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка.
…- Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая!
(«Баба Яга») *
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.
2. Характеристика образа Бабы Яги
Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя – отрицательный персонаж.
Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.
…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)
…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)
Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.
Далее это впечатление усиливается описанием её жилища.
Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)
…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)
…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)
...стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)
Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. ( В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».)
Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.
Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.
Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа, в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.
… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)
…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)
Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)
Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.
…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
-Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси - лебеди»)
…А кот ей в ответ:
- Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга»)
Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.
Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.
В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.
Обратимся к поступкам Бабы Яги.
В сказках «Гуси - лебеди», «Баба-яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).
Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).
Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.
…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист - ясный сокол»), «девица» («Гуси - лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).
С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».
…- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде? («Марья Моревна»)
…-Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе. («Василиса Прекрасная»)
- Здравствуй, бабушка! Скажи, как бы мне отыскать мою прекрасную королевну? («Заколдованная королевна»). *
Сможем ли мы сказать теперь, положительный это герой или отрицательный? Большинство из нас с уверенностью скажут, что отрицательный. Но тогда возникает вопрос: почему она так хорошо обращается с Иваном-царевичем, когда он к ней приходит? Она ведь всегда его вкусно кормит, обогревает и укладывает спать…. Думаете, что она делает это, преследуя какую-нибудь свою коварную цель? Тоже неверно. Ведь если бы она была на 100% отрицательным персонажем, то, попадая к ней в дом, главный герой обязательно бы почувствовал исходящее от неё зло и не стал бы так спокойно принимать её гостеприимство. Ведь ни один нормальный человек не будет ночевать там, где в любой момент может прерваться его жизнь.
3. Баба Яга в русских народных сказках.
Сначала я решила провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
В опросе участвовали 23 ученика 3 Б класса начальной школы. Варианты их ответов я записала в таблицу. (Микроисследование 2)
Далее я самостоятельно проанализировала образ Бабы Яги. Для этого я перечитала 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо - нет.
Результаты своего исследования я провела по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Результаты записаны в таблице. (Приложение 4)
Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.
1. Русские народные сказки, стр. 7, 15, 36, 62
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Так зачем же в наших любимых сказках есть Баба Яга? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать пару сказок.
В сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы Яги обычно описан подробнее, чем остальные персонажи. Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке. Думаете, такие подробности случайны? Вовсе нет. Это говорит о том, что она живет в тесноте, в голоде, одной ногой уже стоит в могиле, но в то же время ещё не переступает этот порог. От некоторых людей, занимающихся анализом литературных произведений, можно услышать даже такую версию, что эти признаки говорят о том, что Баба Яга спит в гробу.
Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Мое предположение подтвердилось.
III. Заключение
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
«Узнаю тайны – и был таков» - по принципу поэта хочется действо вать после знакомства с героиней исследования, Бабой-Ягой.
Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побы вали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уваже нием и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». А имена известных ли тературоведов и ученых, которые в свое время уделили ей столько внимания, спорили, доказывали, искали корни происхождения, за ставили уважительно отнестись к нашей знакомой. Хотя по–прежнему к Бабе–Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна, добра. Последнее время у Бабы - Яги находят всё больше положительных черт и даже называют её хранительницей домашнего очага. Возможно, взрослым людям тоже очень хочется верить в сказки, в которых всегда побеждает добро, тем более, если для этого даже плохие герои становятся хорошими.
В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы.
Наши наблюдения позволяют ещё раз убедиться в народной мудрости «По одёжке встречают, по уму провожают».
В ходе исследования мы научились:
-анализировать сказки;
-давать характеристики главным героям произведения;
-находить полезную информацию;
-делать выводы.
Исследование позволяет сделать вывод, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку.
Таким образом:
-Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
-она может быть разной – и доброй, и злой;
-часто она помогает герою, спасает его;
-Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи выполнены.
Микроисследование 1.
Анкетирование: «Кто такая Баба Яга?», «Сколько лет Бабе Яге?»
Таблица 1. Частотный словарь взрослых
№ п/п | Слова | Количество |
1. | Сказочный персонаж | 3 |
2. | Старая, злая бабка | 3 |
3. | Ведьма, колдунья | 5 |
4. | Женщина-ягодка | 1 |
5. | Смешная старушка | 3 |
Таблица 2. Частотный словарь детей
№ п/п | Слова | Количество |
1. | Героиня сказок | 5 |
2. | Злая старуха | 10 |
3. | Ведьма, колдунья | 10 |
На третьем этапе исследования я выяснила возраст Бабы - Яги по мнению опрашиваемых. Обработав анкеты, я занесла все данные в таблицу.
Таблица 3. Восприятие возраста Бабы - Яги взрослыми и детьми
№ респондента | Взрослые | Дети |
1 | 50 | 70 |
2-5 | 100 | 200 |
6-10 | 200 | 300 |
11-15 | 100 тысяч | 500 |
16 | 200 | 500 |
17 | 100 | 300 |
18 | 300 | 100 |
9 | 500 | 150 |
10-20 | 1000 | 300 |
30-40 | 500 | 100 |
Среднее значение | 2575 | 163 |
В таблице наглядно видно, что взрослые оценивают Бабу - Ягу намного старше, чем дети.
Микроисследование 2.
Вопросы анкеты:
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
В опросе участвовали 23 ученика 3 Б класса начальной школы. Варианты их ответов я записала в таблицу.
1. Кто такая Баба Яга? | |||||||||
Вымышленный персонаж | Ведьма, колдунья | Пожилая женщина | Злая сварливая старуха | Старушка с метлой | |||||
2. Какой вы себе ее представляете? | |||||||||
Злой, сердитой, плохой | Веселой, шутливой | Агрессивной, нервной | |||||||
3. Где она живет? | |||||||||
В лесу в избушке на курьих ножках | На болоте в избушке | ||||||||
4. Чем занимается? | |||||||||
Ходит в гости к Лешему | Летает в ступе | Варит зелья, колдует | Ест детей | Прядет пряжу | |||||
5. Как выглядит костяная нога? | |||||||||
Сделана из кости | Выглядит как у скелета | Деревянная нога | Волшебная нога | ||||||
Библиографический список:
В оформлении работы использованы иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1.
Страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 2
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках; при этом не только ее вид, но и сам образ жизни противоестественны и противопоставлены человеческим.
\
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образ Бабы Яги в русских народных сказках:
Название сказки | Место обитания Бабы Яги | Внешний вид | Волшебные вещи в сказках и др. чудеса | Животные, служащие Бабе Яге | Положительный или отрицательный персонаж |
«Гуси-лебеди» | «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» | «…морда жилиная, нога глиняная» | Золотые яблочки | Мышка, гуси-лебеди | Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть |
«Царевна-лягушка» | «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» | «…зубы – на полке, а нос в потолок врос» | Клубок | – | Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) |
«Баба Яга» | «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» | Баба Яга – костяная нога | Гребешок, полотенце | Кот, собаки, быки | Отрицательный, так как хотела съесть девочку |
«Баба Яга и Заморышек» | «За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены» | Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) | Волшебный платочек, огненный щит | – | Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев |
«Василиса Прекрасная» | «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» | «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Куколка; три всадника (белый, красный, черный); три пары рук | – | Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) |
«Марья Моревна» | «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» | «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Волшебный платочек | Волшебные кони | Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича |
«Иван-царевич и Белый Полянин» | «Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею» | Баба Яга – золотая нога | Волшебная игла, шило | – | Отрицательный, так как билась с богатырями |
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | Избушка на курьих ножках | Сидит седая старуха, прядет кудель | Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Сват Наум | Лягушка | Положительный, так как помогла Андрею-стрелку |
«Заколдованная королевна» | Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…» | Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая | Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка | – | Положительный, так как помогла найти королевну |
«Финист – ясный сокол» | Три Бабы Яги. | Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит» | Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце | Кот, собака, Серый волк | Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку |
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | Три Бабы Яги (сестры). | «…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» | Живая вода, молодильные яблоки | Волшебные кони | Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки |
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Свадьба в Малиновке
Где спят снеговики?
Три коробки с орехами