Это первые пробы пера моего ученика, этими словами Михаил призывает всех нас беречь лес, беречь нашу Землю.Я надеюсь вы оцените эту работу достойно.спасибо за внимание!!!!!!!
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 11.27 КБ |
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ НА ТЕМЫ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Соломасова Тамара Николаевна, воспитатель МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Радость»
Ребёнок рассказывает о виденном, слышанном и пережитом ежедневно: о дружбе и сверстниках, о себе, об интересных прогулках и путешествиях, о праздниках и играх. Дети любят рассказывать, рассказывают с интересом. Но когда это становится учебной задачей, сразу возникает проблема: дети теряются, не могут подобрать нужные слова. Таким образом, задача нас, педагогов, детей этому нужно учить.
Начиная со старшей возрастной группы, воспитатель планирует такую деятельность. Начинаем с выбора темы. Они конкретны, однако, некоторые из тем ориентируют на рассказ о точно увиденном факте. Например, тема «Цветы на нашей клумбе» побуждает описывать определённые объекты – цветы, распустившиеся на клумбе перед детским садом, тема «наши зимние забавы» даёт возможность самому ребёнку выбрать тот или иной факт и о нём рассказать, предполагается, что дети смогут проявлять большую инициативу в отборе конкретного содержания для рассказа. В начале учебного года может быть предложена тема «Моя любимая игрушка», так как эта тема очень близка детям, у каждого ребёнка такая игрушка есть.
Рассмотрим структуру непосредственной деятельности педагога с детьми на примере этой темы. Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. Сначала педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Далее воспитатель сообщает тему или подводит детей к теме, а они её формулируют. Затем следует образец-рассказ педагога, который помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения. «Сначала я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой». Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-либо из детей воспроизвести первую, а за тем и вторую части рассказа. Далее предоставляется время на обдумывание рассказа, затем – выступления детей. Можно заслушать 4 – 6 рассказов. Педагог анализирует рассказ каждого ребёнка. В итоговой части воспитатель подчёркивает, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках и советует более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать их в следующий раз.
Хочется обратить внимание: педагог слушает выступления – рассказы детей с живым интересом: одобрительно кивает, поддерживает улыбкой, выразительным взглядом – всем своим видом выражает искренность и внимание.
Большое значение имеет предварительная работа. Это активизация опыта, на основе которого будут построены рассказы. Например, перед темой «Наши игры с куклами» воспитатель ориентирует детей на действия с разными куклами, отмечает проявление инициативы, творческой выдумки. В предварительной работе можно использовать наблюдения, так как часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями в природе. Можно использовать те интересные мероприятия, которые проходят в дошкольном учреждении: дети расскажут о том, как они мастерили поделки на выставку, как играли сказочные роли, яркие эмоции оставляют утренники, можно рассказать об участии в кукольных спектаклях и о многом другом.
Благодаря таким наблюдениям и впечатлениям у детей пополняется запас фактического материала, повышается эмоциональная готовность делиться накопленным опытом. С каждым разом дети проявляют всё большую активность и инициативу. Учитывая это обстоятельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений. Рассказы детей становятся несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала.
На такой стадии находится умение составлять рассказы в конце старшей группы детского сада. В подготовительной к школе группе продолжается формирование данного навыка. Усложняется тематика, она становится более разносторонней, например, тему «Добрый поступок твоего товарища» можно предложить только детям в подготовительной группе. Усложняется структура занятия. В этой группе педагог может предлагать детям составлять рассказ на тему по заранее намеченному плану или привлекать детей к совместному продумыванию плана (сам он заранее при подготовке полностью намечает и разрабатывает план). Это повышает активность и самостоятельность дошкольников. Также к анализу и оценке рассказа ребёнка можно привлекать всю группу, дети в данном возрасте уже могут высказывать несложные суждения.
Навыки, которые формируются в данной непосредственной деятельности педагога с детьми, в дальнейшем реализуются в следующем: общение детей между собой становится более содержательным, дети придумывают сценки для своих концертов, сюжеты своих рассказов они могут превращать в игры.
3 загадки Солнечной системы
Как я избавился от обидчивости
Шум и человек
Заповеди детства и юности
Барсучья кладовая. Александр Барков