Работа содержит анализ художественного материала - стихотворений А.С.Пушкина. Ученица пыталась разобраться в том, что такое настоящая дружба и какую роль она играет в нашей жизни. В своей работе Ксения пыталась показать, что дружба бывает на только унылой и серой, но и радостной, приносящей вдохновение. Для этого она обратилась к некоторым страницам биографии А.Пушкина, его лирическим произведениям, чтобы ещё раз убедиться в непреходящей ценности творчества поэта, а также провела микроисследование среди учащихся школы о рли дружбы в нашей жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
______________________________________________________________________
Вотинова Ксения Сергеевна
(на основе литературного материала – лирике А.С.Пушкина)
Руководитель:
Сухарева Елена Геннадиевна,
учитель литературы МОУ «СОШ №4»
г. Губкинский
2006г.
Оглавление
1. Вступление………………………………………………………………………………….....3
2. Основная часть:
а) Микроисследование «Что такое дружба? Какую роль в нашей жизни играет дружба?»……………………………………………………………………………………….....6
б) К познанию Пушкина………………………………………………………………………...8
в) «Подруга дней моих суровых…»…………………………………………………………….9
г) «Друзья души моей…»……………………..………………………………………………..12
3. Заключение…………………………………………………………………………...………14
4. Библиографический список……………………………………………………………...….15
5. Приложение №1……………………………………………………………………………...16
Нет настолько великого дела,
Которое я побоялся бы сделать
Ради своего друга;
Нет настолько малого дела,
Которым я пренебрег бы ради друга.
Ф.Сидни.*
Во все времена и эпохи люди стремились к общению, а основой этого общения всегда были дружба и любовь. Человек не сможет воспринимать мир без чувств. «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг», - писал в 12 веке Шота Руставели.* Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Без друга в жизни туго», «Человек без друзей – что дерево без корней» и т.д.*
Но как показывает жизнь, люди все более и более удаляются друг от друга, перестают опираться на чувства, губят в себе свой собственный мир. Все чаще в мире происходят природные катаклизмы, войны, страшные, ужасающие своими последствиями. Но разве не являются они всего лишь отражением наших поступков, разве не являются они стремлением победить все то зло, что совершается людьми?
Люди перестали понимать друг друга. Более того, они настроены агрессивно. Уникальные, с моей точки зрения, слова великой женщины – философа Е.Блаватской: «От рождения до смерти каждый человек ткет нить за нитью вокруг себя свою судьбу, как паук свою пряжу. Когда последняя нить соткана, человек оказывается в сетях своих деяний».*
И, действительно, дружба – счастье осознания того, что тебя кто-то понял, принял твой поток чувств, эмоций, даже порой просто выслушал, - не приходит из ничего. Оно возникает из нас самих, из наших мыслей и жизненных ценностей.
Для многих писателей и, главным образом, поэтов дружба явилась тем чувством, которое вспыхивало в душе, и плавно, радостно и легко складывались стихи.
Люди, которые творят, создают, лепят мир из слов, образов, воздушных форм, очень чутко и трепетно относятся ко всему тому, что касается сферы человеческих взаимоотношений. Они скорее не мыслят, а чувствуют, и потому таким многоликим, разносторонним бывает их восприятие.
Совсем недавно я прочитала совершенно необыкновенные, нежные строки В.Шекспира:
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде,
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без лишних слов,
Он помочь тебе готов.*
Они заставили меня задуматься над вопросами: «Что такое настоящая дружба? Какую роль в нашей жизни играет дружба?»
И поэтому я в поисках ответа на вопрос обратила свой взор к литературе, потому что всегда люди воспевали дружбу, так как она вдохновляет и достойна пера великих писателей.
В своей научно-исследовательской работе «Дружба в жизни человека (на основе литературного материала – лирике А.Пушкина)» я поставила цель: понять, что же такое настоящая дружба и какую роль она играет в нашей жизни, какое место занимает в жизни и творчестве А.Пушкина.
Данная тема актуальна, так как проблема поиска (истинного) настоящего друга, который разделит с тобой радость и огорчение, проявит сочувствие в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь, а если необходимо, то ради вас поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы, -существует и по сей день.
1* Энциклопедия мысли - стр.97
2* Энциклопедия мысли - стр.99
3* Русские народные пословицы и поговорки - стр.301
4* Энциклопедия мысли - стр. 95
5* В.Шекспир «Избранное» - стр.42
Задачи работы:
В работе мною были использованы различные методы:
Микроисследование
«Что такое дружба? Какую роль в нашей жизни играет дружба?»
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь; близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».* На первое место ученый поставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
В поисках ответа на вопросы, мною было проведено микроисследование в МОУ «СОШ №4» среди учащихся 8 классов. В анкетировании приняли участие 50 человек.
На первый вопрос «Что такое дружба?» учащиеся дали свои собственные определения, самое распространенное из которых: «Дружба – это взаимоотношения двух или более людей, основанные на взаимопонимании и общих интересах».
На второй вопрос все 50 учащихся (100%) дали ответ, что «друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого».
Отвечая на третий вопрос «Есть ли у тебя друг?» большая часть (90%) ответили положительно и лишь 10% опрошенных сомневаются в этом. Ребята дали такие ответы: «Друг встанет к тебе лицом, даже если отвернутся все от тебя», «Друг просто придет и скажет: «Не вешай нос», «Друг – это тот, кто все понимает, все видит, он верит в тебя», «Это тот человек, от светлого сердца которого и день становится не таким хмурым, неудачи – не такими большими, а сам ты – не таким потерянным и скучным», «Друг – это тот, кто делает тебя лучше, умнее, добрее, сильнее»…
100% опрошенных учащихся, отвечая на четвертый вопрос, ответили, что не смогли бы простить предательства.
45 человек (90%) ответили, что дружба может сделать человека лучше, избавить от недостатков, а пять человек (10%) сомневаются в этом.
Из перечисленных достоинств, которые было бы приятно видеть у друзей, были отмечены искренность и верность – 30 человек (60%).
В результате анкетирования я пришла к выводу, что большая часть восьмиклассников имеют настоящих друзей.
Я думаю, что в наше «безумное», неблагополучное время, когда главные нравственные ценности жизни поставлены под сомнения, когда нам так не хватает духовности, именно А.С. Пушкин, как человек, высоко ценивший дружбу, достоин подражания. В наш век таких людей, к сожалению, становится все меньше и меньше, и потому хочется помнить о большом русском поэте, умевшем пробуждать «чувства добрые» в людских душах.
В этом году я провела повторное анкетирование с учащимися 9 классов. По прежнему 100% опрошенных считают, что «Друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого». Так же и на вопрос «Есть ли у тебя друг?» выбрали ответ «да» 45 человек (90%), а 5 человек(10%) все таки сомневаются в этом. Большинство опрошенных не смогли бы простить другу предательство, сквернословие и клевету. На 5 вопрос «Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?» 45 человек (90%) дали положительный ответ, 3 человека (6%) сомневаются в этом, а 2 человека (4%) считают, что это может произойти только в очень редких случаях. 35 человек (70%) ценят в своих друзьях искренность и верность, 10 человек (20%) находчивость и скромность.
По итогам анкетирования я сделала вывод, что с возрастом у большинства людей появляются настоящие верные друзья. Люди начинают понимать, насколько необходимы в нашей жизни друзья.
* С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» - стр.176
К познанию Пушкина.
Да, не подлежит никакому сомнению,
Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна…
Антон Карташев.*
Человеческая память хранит много имен, и есть среди них такие, которые произносишь с особым волнением и гордостью. Одно из них – имя А.С. Пушкина.
Пушкин к каждому из нас приходит в раннем детстве и не покидает всю жизнь. Творчество Пушкина – это чистейший родник, припадая к которому, мы черпаем вдохновение, высокую нравственную чистоту. Этот родник вечен. Для кого-то Пушкин – учитель, который помогает идти по нелегкой дороге жизни. Кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы. А для меня он – друг, которому можно поведать сокровенные тайны своей души.
Читая его произведения, я задумываюсь над тем, как мало мы умеем ценить мир и жизнь, как несправедливо порой наше неудовлетворение своей судьбой; я учусь восхищаться, чувствовать, любить. От его стихотворений веет надеждой, а душа наполняется уверенностью, что все будет хорошо.
«А.С. Пушкин умер в полном развитии своих сил и, унес с собою некоторую великую тайну. И вот теперь мы без него эту тайну разгадываем», - писал в свое время Ф.М. Достоевский.*
Одна из главных тайн А.С. Пушкина заключается в том, что прошло уже более 160 лет после гибели поэта, но интерес к его поэзии не только не ослабевает, а возрастает особенно в последние годы. Почему же это происходит?
Мне кажется, что в наш век всеобщей бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты, опоры, поддержки и находит ее в поэзии Пушкина. В стихотворении нашего современника Анатолия Передреева я нашла много созвучного моим взглядам на это уникальное явление – поэзию Пушкина.
… Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим!*
И мне кажется, что, именно «духовно жаждою» томимы, идем на встречу Пушкину и мы.
* Пушкин в русской философской критике - стр.302
* Русские писатели о литературном труде (т.3) - стр.129
«Подруга дней моих суровых…»
Но самым первым другом Александра Сергеевича Пушкина была няня Арина Родионовна, с которой он делит и свой досуг, и коротает зимние вечера.
Родилась Арина Родионовна Яковлева, легендарная няня Александра Сергеевича Пушкина 10 апреля 1758 года. Как писал про нее биограф поэта Павел Анненков, она «принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира». Когда одного из крепостных Пушкина, живших в Михайловском, спустя годы спросили, а любил ли Александр Сергеевич Арину Родионовну, тот сказал: «Арину-то Родионовну? Как же, любил. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть – «Здорова ли, мама?» А она ему, бывало, эдак нараспев: «Батюшка, ты за что меня мамой зовешь, какая я тебе мать?» «Разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила».
Александр Сергеевич посвятил своей няне много добрых, теплых, проникновенных строк. В образах няня Татьяны Лариной («Евгений Онегин»), няни Владимира Дубровского («Дубровский») запечатлены черты Арины Родионовны: доброта и житейская мудрость, трогательная забота о своем питомце. В годы Михайловской ссылки няня делила с поэтом горести долгих дней одиночества. Более пространно о ней мы узнаем в стихотворении «Вновь я посетил…»:
… Бывало,
Ее простые речи и советы
И полные любови укоризны
Усталое мне сердце одобряли
Отрадой тихой…
В августе 1826г. Арина Родионовна была обеспокоена тем, что Пушкину пришлось покинуть Михайловское в сопровождении жандарма. Спустя полтора месяца принудительного отъезда поэта в Москву он написал стихотворение «Няне». К сожалению, оно так и не было завершено.
Сыновьим чувством проникнуто стихотворение:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!..
Какое удивительное тепло! Крепостная крестьянка названа подругой. Пушкин считал, что люди, вне зависимости от их социальной принадлежности, равны
В словах голубка, моя выражены добрые чувства поэта к няне. Инверсия слов суровых, моя выделяет их.
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
В словах давно, давно – чувство вины за долгое молчание, признание того, как много он причинил беспокойства родному человеку.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
«Горюешь, будто на часах»: как часовой в карауле ожидает смены, так и няня ждет приезда Александра Сергеевича. В контексте стихотворения эта строка обретает особый смысл: изо дня в день вглядываться в дорогу, вслушиваться, не прозвенит ли колокольчик, - это своего рода пост няни. Горюешь означает «скучаешь, томишься».
И медлят поминутно спицы…
Медлят: няня прерывает работу, чтобы взглянуть на дорогу. Академик Д.С. Лихачев дает несколько иное толкование: «У Арины Родионовны были признаки старости: например, она засыпала во время работы. Вспомните:
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Что значит слово «медлят»? Она не всегда медлила, а «поминутно», время от времени, то есть так, как это бывает с время от времени засыпающими стариками. И Пушкин умел находить в старческих слабостях Арины Родионовны милые черты: прелесть и поэтичность».*
Обратим внимание на то, что слова голубка, светлица, горюешь характерны для лексики народной поэзии. Они-то и придают характерную фольклорную окраску образу няни.
В небольшом стихотворении не только воссоздан образ няни, человека, преданного Пушкину, но и раскрыты отдельные грани личности поэта, его добрые чувства к «подруге дней суровых».
Н.А. Некрасов с особой остротой воспринял стихотворение: «Нельзя не любить эту музыку любви и сиротливой грусти, исходящую из благородного, мужественного, глубоко страдающего сердца».
* Д.С. Лихачев «Заметки и наблюдения» - стр.476
* Н.А. Некрасов «Полное собрание сочинений» (т.9) - стр.177
* П.В. Анненков «Материалы для биографии Пушкина» - стр.56
«Друзья души моей…»
Тема дружбы занимает в творчестве А.С. Пушкина особое место. Общительный, умевший ценить людей, поэт имел множество друзей, много писал о дружбе. Дружба являлась для него той всепобеждающей силой, которая способна соединить людей в крепком союзе на всю жизнь.
Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам («первому другу» И.И. Пущину, «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» А.А. Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В.К. Кюхельбекеру), «неизменному другу» П.Я. Чаадаеву, поэтам П.А. Вяземскому, Н.М. Языкову, Е.А. Баратынскому. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее.
Чувство товарищества, верность братским узам, преданность – все эти чувства воспитал в Александре Сергеевиче Лицей. Именно там во время учебы он обрел много искренних, настоящих друзей, которым в дальнейшем адресовал свои послания, задушевно откликался стихами на все лицейские годовщины.
Бездушному светскому обществу поэт всегда предпочитал тесный круг друзей:
И, признаюсь, мне во сто крат милее
Младых повес счастливая семья,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
И где все мы – прекрасные друзья…
Манифест дружбы – 7 строфа стихотворения «19 октября», написанного в 1825г. в Михайловском во время ссылки:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их огорчениями. Разбросанные по свету, друзья как бы соединялись в лирическом мире Пушкина. Без друзей любимый поэт чувствует себя несчастным. Он всегда принимает с радостью уединение, помогающее творить, но не приемлет одиночества:
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Александра Сергеевича – высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании «И.И. Пущину» поэт словно возвращает другу – декабристу святой долг дружбы, напоминает ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ними в «заточенье» дошел и луч «лицейских ясных дней»:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует тоже утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья.
К дружеской лирике относятся и послания декабристам, среди которых у поэта было много друзей. В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» Пушкин призывает декабристов хранить гордое «терпенье», верить в то, что труд их не пропал даром и мученья их не бессмысленны. Хотя Александр Сергеевич не разделял политических убеждений декабристов, для него они навсегда остались героями. В послании «19 октября 1827г.» Пушкин благословляет своих друзей-декабристов:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
Старшие друзья всегда следили за развитием таланта поэта. «О! Как стал писать этот злодей!»* - воскликнул Батюшков, прочитав пушкинское послание «Юрьеву».*
Крепла его дружба с П. Чаадаевым. В послании «К Чаадаеву» поэт выражает благодарность своему другу за дружбу и единомыслие:
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором…
Здесь звучит мотив принимания дружбы как высокой ответственности за моральную чистоту друга, здесь и признательность за строгость, за совет, но главная благодарность выражена в строке: «Твой жар воспламенял к высокому любовь…» А высокое во времена Пушкина – это любовь к свободе, к «вольности святой».
Но не всегда дружба была безмятежной и радостной для поэта.
Никто из русских поэтов не сказал о неверной дружбе столько горьких слов, как Пушкин. Я узнала это, читая биографические очерки. Пушкина больно ранило предательство друзей. Так случилось с А. Раевским. Пушкин период южной ссылки тайно был влюблен в Елизавету Воронцову. Раевский оказался его соперником и разглашал в гостиных тайны, которые поэт поведал ему. Узнав о предательстве друга -«злобного гения», поэт порывает с ним все отношения и пишет:
… Он слаб и зол, он дружбы не достоин;
Вся жизнь его какой-то тяжкий сон…
Ужель ты прав? Ужели ты спокоен?
Но вот проходит год, и что же? Пушкин уже без всякой обиды справляется о здоровье А. Раевского. А после восстания декабристов он беспокоится о судьбе бывшего друга.
В этом – весь Пушкин. Его ранимость и всепрощающее великодушие, которых нам так не хватает порой.
Н. Чернышевский писал: «Живость, Пылкость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к удовольствиям и тревогам…, - эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто имеет хотя бы малейшее понятие о его жизни».*
* Анненков П.В. «Материалы для биографии Пушкина» стр.74
* Н.Г. Чернышевский «Полное собрание сочинений», т.2 стр.437
Вот и закрыта последняя страничка поэтического дневника Александра Сергеевича Пушкина. И хочется повторить еще раз, что дружба для поэта – прекрасное, животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты, а красота для Пушкина – святыня.
В ходе исследовательской работы я поняла, что дружба необходима нам всем не только в смутное время, но и тогда, когда радость и счастье освещает наши лица.
Если же анализировать высказывания мыслителей, то наиболее полно начинаешь понимать философскую суть самого понятия «дружба». Для того, чтобы дарить людям настоящие чувства, человеку в первую очередь надо самому стать чище, в совершенствовании самого себя познать истинность дружбы.
Мы подобно музыкальному инструменту настраиваемся на ту волну, которая совершенствует мелодии нашей жизни. Люди «слышат» нашу музыку, и те, кто чувствует, что его мелодия сливается с нашей, стремятся к единению во имя любви и дружбы.
Человек, который нам близок, является нам и другом, и спутником жизни, а «…когда умирает друг, с ним умирает и частица твоей души».
«Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», - писал В. Белинский.* И я с ним полностью согласна. Читая Пушкина, мы открываем для себя многое, а в первую очередь, прекрасный мир человеческих чувств, таких, как любовь и дружба.
Библиографический список
Анкета.
* Друг – это тот, кого нам вечно не хватает. 5чел. (10 %)
* Друг – это тот, кто встанет вместо меня. 5чел. (10%)
* Друг – это тот, вместо которого встану я. 5чел. (10%)
* Друг – это тот, к кому можно ворваться даже в 12 ночи и сказать: «Мне больно» или «Я влюблена!» 30чел. (60%)
* Друг – это тот, с кем можно помолчать. 5чел. (10%)
* Друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого. 50чел. (100%)
* Друг – это тот, кто хочет, чтобы ты был лучше его, лучше всех. 0чел.
3. Есть ли у тебя друг? Если да, почему ты считаешь его своим другом?
* Да – 45чел. (90%)
* Нет – 0чел.
* Сомневаюсь – 5чел. (10%)
* Не думал об этом – 0чел.
* Да – 45чел. (90%)
* Нет - 0чел.
* Очень редко – 0чел.
* Сомневаюсь – 5чел. (10%)
* Искренность – 30чел. (60%)
* Верность – 30чел. (60%)
* Находчивость – 10чел. (20%)
* Красота – 5чел. (10%)
* Скромность – 15чел. (25%)
* Занимательность – 5чел. (10%)
* Ум – 5чел. (10%)
Попробуем на вкус солёность моря?
Фокус-покус! Раз, два,три!
Мост Леонардо
Пчёлы и муха
Басня "Две подруги"