Внеклассное мероприятие на данную тему помогает учащимся в работе с различными видами словарей. Правильно использовать на уроке, определять значение того или иного слова. Такая работа ведется не только вне урока, но и на уроках. Она пополняет словарный запас учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
vneklass._spravochnaya_literatura_slovari.doc | 40.5 КБ |
Внеклассное мероприятие
по русскому языку в 7 классе
Справочная литература. Словари.
МБОУ «Старо-Матакская СОШ»
Алькеевского муниципального района
Республики Татарстан
учителя первой категории
Пожарской З.А.
Тема: Справочная литература. Словари
Цель: расширить знания школьников о словарях;
показать многообразие и назначение конкретного словаря;
заложить навыки практической работы со словарем;
воспитание любви к языку.
Оборудование: книжная выставка «Словари – наши друзья и помощники»
Цитаты: «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке» (Вольтер), Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». ( Л. Толстой)
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя. И школьникам, которые учатся, и взрослым, которые занимаются умственным трудом, время от времени бывает нужно выяснить, как пишутся или что обозначают те или иные слова. Для этого люди создали словари. А они бывают разные.
Чем мы больше читаем и учимся, тем больше нам нужны словари. Что же такое словарь? (Это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык)
II. Ребята, я хочу рассказать вам о чудаке, Чудаки – хороший народ. Над ними посмеиваются, но их уважают. С чудаками жить интересней. Может быть, самые интересные чудаки на земле - собирали слова.
В прошлом веке жил один чудак, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль (индивидуальные задания, рассказ учащихся о Дале).
В словарях громадное количество слов. Как отыскать нужное? Вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире слов - алфавит. Слова в словарях расположены по алфавиту. Так слово «автомобиль» ищем в начале словаря, а «яблоко» в конце.
В 1935 году начал выходить четырехтомный словарь русского языка, работу над которым возглавил Д. Н. Ушаков. В словаре Ушакова объяснены значения более чем 85 тысяч слов. Он получил большую известность. Вслед за словарем Ушакова был создан Толковый словарь Ожегова, в котором собрано и объяснено около 57 тысяч слов.
III. Работа со словами «друг», «дорога», «спутник», «номер». Первая группа ищет значения слов в словарях, а другая самостоятельно определяет значение этих слов.
Вывод: (Слово может иметь несколько лексических значений. Свойство слов употребляться в разных значениях называется - многозначностью)
IV. Рассказ о других словарях и об их назначении (индивидуальные задания)
Запись слов: «сервиз», «сервис», «манекен», «бетон», «бидон», «фломастер».
Работа со словарем, определение правильности написания слов.
Слово ученика (рассказ об орфоэпическом словаре). Не забывайте, что правила написания и произношения разные Мы пишем «солнце», а произносим «сонце».
Задание:
В данных словах поставьте ударения:
1.Ударения в словах: звонит, квартал, красивее, алфавит, каталог, портфель, шофер.
2.Как правильно произнести слова: «сердечный», «смазчик»
V. Рассказ о «Школьном словообразовательном словаре» (индивидуальное). Дает сведения о том, как образуются слова в русском языке. Слова в языке очень разнообразны по структуре. Они могут состоять только из корневой части. Но большое количество слов кроме корня включают в себя и приставку. И суффикс, и окончание.
Задание:
1.Подобрать к данным словам однокоренные слова: дорога, дорожить.
2.Индивидуальное задание. Когда пишешь, готовишься к выступлению, переводишь, редактируешь, то приходится искать более точное слово. И тут нам поможет словарь синонимов. Синонимы расширяют словарный запас языка, речь делают более ярче, выразительнее, разнообразнее.
Задание:
Подберите синонимы к словам: «ошибка», «осьминог», «ураган», «промежуток».
VI. Рассказ о словаре антонимов.( Словарь составлен под редакцией Львова М.Р Употребление антонимов позволяет по- разному выражать один и тот же смысл, делает речь более выразительной.
Задание: :Подобрать антонимы к данным словам :буря, рыхлый, новатор, дельный, льстивый .утешение.
Сообщение о словаре иностранных слов.
Задание: В словаре иностранных слов отыскать название предметов одежды и ответить на вопрос6 чем отличаются смокинги фрак, капюшон и капор, джемпер, свитер, пуловер.
Сообщение о фразеологическом словаре.
Задание: Вспомнить фразеологическое выражение о руках и голове.
VII. Итог занятия. Итак ребята, мы совершили с вами путешествие в страну русской речи, государем которой является Словарь. Его Величество Словарь. Разговор о словарях безграничен .Привыкайте заглядывать в словари всегда, когда вам неясно значение слова, когда хотите узнать, как применяли его мастера слова, входит ли оно в литературную норму или принадлежит речи диалектной. Не жалейте времени на это. Словари- инструмент работы. А инструментом следует владеть в совершенстве.
В Китае испытали "автобус будущего"
Рисуем "Ночь в лесу"
"Морская болезнь" у космонавтов
Швейня
Марши для детей в классической музыке