Анализируя нравственные и экологические проблемы современности, ученица приходит к выводу, что написанная В.Г.Распутиным почти 30 лет назад повесть "Прощание с Матерой" повествует о тех же проблемах, и делает вывод, что "Прощание с Матерой " - самое актуальное произведение современности.
Адрес электронной почты школы:sch1371@bk.ru
Телефон/факс школы: 413-25-74
Мобильный телефон руководителя Кумановой Надежды Владимировны: 89629648101
Тема сочинения: «Какое из произведений В.Г.Распутина наиболее актуально?»
В рамках празднования юбилея Валентина Григорьевича Распутина в нашей школе прошли беседы о творчестве писателя, о проблематике его произведений. Мы познакомились с содержанием повестей Валентина Григорьевича «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар». Наибольшее впечатление на меня произвела повесть «Прощание с Матерой». Когда учительница попросила нас прочитать хотя бы одну из повестей данного автора при подготовке к беседе и назвала список произведений Распутина, меня привлекло необычное название – «Прощание с Матерой». Сразу возник вопрос: «Кто или что это такое – Матера?», и мне захотелось прочитать именно эту повесть. После прочтения повести я поняла, что не ошиблась. На мой взгляд, это самое актуальное произведение, хотя написано оно в 1976 году.
Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных, но на мой взгляд, одна из самых страшных проблем века – экологическая. От ее решения зависит будущее всего человечества. Уничтожен Арал, Волга отравлена стоками промышленных предприятий, умирает Ока из-за вырубки прибрежных лесов, заражен радиацией Чернобыль, в крупных городах становится тяжело дышать от смога и загазованности. Люди пытаются исправить положение: придумывают электромобили, обогреваются при помощи солнечных батарей, конструируют более современные и эффективные очистные сооружения. Они исправляют свои ошибки. В.Г.Распутин пишет о тех ошибках, которые уже невозможно исправить.
О безнравственной человеческой ошибке написал В.Г.Распутин свою повесть «Прощание с Матерой». Он выступает против варварского уничтожения природы, пытается пробудить в читателях ответственность за будущее человечества. Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это вопрос отношения к Родине, ее прошлому, ее настоящему и будущему. Это не только экологическая проблема, но и духовно-нравственная.
Матера – это остров, на котором уже триста лет живет деревня, много повидавшая на своем веку. «Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов и ,завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». В жизни острова и деревне отразилась многовековая история России.
Помните библейскую историю о всемирном потопе? Она ужасна. Погибло все живое. И только Ной и по паре животных разных видов спаслись. Библия написана нам для поучения, но люди не внемлют урокам истории. Они почему-то решили, что наделены властью богов и сами могут устраивать «потопы», размер явления не имеет значения, вселенский или материнский – это все равно потоп. Ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, многие деревни, в том числе и островная Матера, попадают в зону затопления. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где селились люди. Придется переезжать».
Жителям Матеры кажется, что скоро наступит «конец света». Может быть, тот же страх перед будущим испытывал и сам писатель, когда его деревня детства Атамановка оказалась на дне Братского моря.
Писатель очень любил свою деревню , да и кто не любит свою родину, место, где родился. Любовь к «малой родине» все равно, что любовь к матери. Красота лугов, полей, лесов воспитывает лучшие качества человеческой души. А Матера была очень красива. «От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка держала она в достатке – не потому ли и назвалась громким именем Матера». Матерь Божья, Мать-природа, Мать – слышатся в названии острова значения слов, перед которыми тысячелетиями преклоняется человек.
Известие о затопление острова разделило материнцев на два лагеря: тех, кто радовался переезду в наскоро построенные на большой земле дома с горячей водой и отоплением. И тех, кто не ощущал себя «человеком с нуля», а понимал, что он продолжение жизни, не им начатой, ты – сын или дочь, предки дали тебе само существование, навыки. Как можно оставить лежащих в могилах отца и мать? Как можно допустить, чтобы деревенское кладбище стало дном водохранилища? Вот почему для людей старшего поколения переселение смерти подобно. Молодежь радуется материальной компенсации за уничтоженные дома. Но не все измеряется деньгами. На Матере даже «смерть виделась собственными глазами ясно и просто – как оплачут, куда отнесут, с кем рядом положат». Если бы мужичок, основавший деревню, подумал обо всем, то люди, строившие поселок для переселенцев думали только о своей выгоде: на новом месте не было ни покосов, ни огородов. Для того, чтобы людей отучить от одного и приучить к другому, требуются годы. Отеческая мораль разрушается, а новый образ жизни трудно назвать нравственным. Когда Петруха поджег родительский дом, люди, наблюдавшие за пожаром, не смотрели друг другу в глаза, так легче забыть стыд. Мать не стала ругать сына, она будто отказалась от него.
Самая старая в деревне Дарья. Она настоящий «философ» со своей системой ценностей. Она свято чтит заветы предков: «В горе, во зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь – нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были».
Именно Дарья искренне недоумевает: когда Бог людям землю давал, он никому лишнего куска не дал, почему же она теперь лишней стала. Именно она впервые в жизни берет в руки палку и встает на защиту памяти о предках, не давая бригаде рабочих рубить кресты на кладбище, потому что человек, забывший свои корни, – не человек Она проклинает обидчиков – врагов, грозится им: «Вы еще пожалеете». За Дарьей, Настасьей, Симой – хранителями Матеры – душа и совесть. Совесть отсутствовала у рабочих, пытавшихся спилить Царский Листвень, который будто прикрепляет Матеру-остров ко всей Земле , разрушить кладбище, у строителей нового поселка, строивших наспех и кое-как, ведь «не для себя». Дарья просит прощения у Бога и за себя, и за всех: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Она верит, что, когда умрет, все родственники соберутся, чтоб обсудить ее. «Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».
Сын Дарьи , Павел Пинигин, - представитель среднего поколения, уставший от вопросов и сомнений человек. Он пытается найти одну общую правду, которая бы объединила стариков и молодежь: «Ведь должна быть какая-то одна, коренная правда?!» Что плохого в переезде в новые дома со всеми удобствами и строительстве так необходимой стране электростанции? Но он, в отличие от сына Андрея, внука Дарьи, родился в деревне, у него теснее связи с малой родиной. Внук Дарьи, Андрей, радуется тому, что он будет работать на строительстве плотины, которая затопит родной дом бабушки и отца. Дарья пытается разъяснить внуку, что человек по сравнению с природой – существо маленькое и что он ошибочно думает, будто является хозяином Вселенной.
Повесть Распутина «Прощание с Матерой» внутренне соотносится с древними мифами о гибели Земли, о гибели Атлантиды. После повести писатель замолчал почти на десять лет. Но печальная по сюжету и жесткая по мысли повесть, по мнению критиков, светит по прочтении родным обнадеживающим светом. «Прекрасна земля» и «жутко небо», - писал Распутин о последних днях острова. Этот контраст символичен: он означает разрыв во вселенской связи и таящуюся в этом явлении угрозу. «Прощальный голос хозяина» разносится в «развернутой пустоте». Пустоте душ человеческих. Матера – «малый мир» - становится символом тревожного состояния современного мира, где дети не почитают родителей, хищнически относятся к природе, растут потребленцами. Автор пишет о том, что Матера – Земля, человечество – находятся «сейчас на самом сгибе: одна половина есть и будет, другая была, но вот-вот подернется вниз, а на сгиб встанет новое кольцо. Где же больше – впереди или позади?» Повесть «Пожар», повествующая о последствиях затопления и переселения людей, свидетельствует о том, что в мире стало без Матеры больше зла. Дарья и старухи понимали, что похоронить в памяти – это не то, что похоронить в земле. Недовольство происходящим испытывал и Павел. Каждый понимал, что без техники, без электричества жить нельзя, но не понимал, что сотворили с поселком, со старыми людьми. «Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живется, и плыть, как плывется, да ведь я на этом замешен: знать, что почем и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».
По словам Дарьи получается, что мы те люди, которые сами под собой сук рубим, на котором сидим.
Писатель показывает нам, читателям, что многие беды с нами происходят из-за нашего безразличия, от равнодушия. Самый отвратительный афоризм – «После нас – хоть потоп». Если Человек считает себя властителем природы, то он должен поступать разумно, учитывая опыт прошлых поколений, не повторять ошибок предков. Нет прощения тем, кто бездумно уничтожает природу. Они теряют свою душу. Позор тем, кто природу считает лишь мастерской. Герой тургеневского романа «Отцы и дети» задумался о справедливости своих мыслей относительно роли природы слишком поздно, а ведь роман был написан во второй половине девятнадцатого века. Людям нужен электрический свет, но нужен и свет духовный: совесть , вера, нужны и память, и кладбище, на котором лежат отец и мать, а у кого-то сын. Нельзя быть Иванами, не помнящими родства, людьми «перекати поле».
Матеру сожгли, не отстояла ее горстка старух. Лишь долго не поддавался огню Царский Листвень, чем-то похожий на Богодула, может быть, символикой жизнеутверждения.
Повестью «Прощание с Матерой» В,Г.Распутин предостерегает читателей от легких, скорых и «дешевых» решений в тех ситуациях, где сталкиваются «надо» и «нельзя», то есть интересы разума и души. Писатель выносит приговор Государству и людям, которых не волнует будущее, потому что они не уважают исторического прошлого. Если машины стали столь всесильными, то почему же нельзя было, воспользовавшись их мощью, перенести дома материнцев, пусть не дома, а только кладбище, на большую землю.
Оказывается, это очень дорого, а потерять целое поколение в нравственном отношении – это нормально.
То, что сейчас происходит с некоторыми моими одноклассниками и знакомыми , – это последствия Материнского потопа. Они во всем ищут выгоду, живут только для себя, равнодушные, эгоистичные, не способные к самопожертвованию и состраданию, люди без души. У них «затоплено» историческое сознание, они не чувствуют себя частичкой большого и прекрасного мира, в который каждым из нас должна быть превнесена частичка добра. Они временщики. И становится страшно: «Что с нами будет, если наше сознание не изменится? Как его изменить?» Изменение нашего сознания – основная задача В.Г.Распутина. Его повести актуальны, интересны, жизненны.
Рисуем кактусы акварелью
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Военная хитрость
Калитка в сад
Можно от Солнца уйти...