В данной работе ученица не только сопоставляет различные редакции поэмы М.Ю.Лермонтова "Демон", но и рассматривает этот противоречивый образ в произведениях музыки и живописи
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_demona_v_iskusstve_katya_fugol.doc | 64 КБ |
Содержание
Введение ………………………………………………………………………4-5
1. Человек и эпоха. Роль поэта в судьбе общества………………………….6
1. 1. Безвременье……………………………………………………………..7
1.2. Жанр молитвы в творчестве М.Ю.Лермонтова……………………….8
1.3. Жанр поэмы……………………………………………………………...9
2. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Образ Демона, его судьба в поэме…10-12
2.1. Сопоставительный анализ I и II редакций:
2.1.1 посвящение;
2.1.2 сюжет;
2.1.3.композиция и система образов;
2.1.4. вывод.
2.2. Сопоставительный анализ ключевого эпизода «свидание Демона с Тамарой» (II и V редакции):
2.2.1 экспозиция;
2.2.2. описание Демона;
2.2.3. развитие действия (диалог);
2.2.4.кульминация (смерть Тамары);
2.2.5.судьба поэта и героя……………………………………………….13
2.3. Идейно- художественные особенности поэмы «Демон»…………….14
3. Образ Демона в искусстве…………………………………………………15
3.1.Триптих Врубеля…………………………………………………………16
3.1.1. биографическая справка о художнике;
3.1.2Демон летящий»;
3.1.3.«Демон поверженный»;
3.1.4.«Демон сидящий».
3.2.Опера Рубинштейна «Демон»:
3.2.1. биографическая справка о композиторе;
3.2.2. история создания оперы;
3.2.3. современная постановка в театре «Новая опера».
4. Современное восприятие образа Демона в контексте понятий добра и зла…18
5. Библиография…………………………………………………………………….19
6. Приложения………………………………………………………………………20
Введение
Одна литература изъята
От законов тления,
Она не признает смерти.
М.Салтыков-Щедрин.
В современном мире, к сожалению, люди всё реже и читают книги, которые нужны для самообразования, познания жизни, себя в этой жизни. Красивые, умные, глубокие произведения … Многие говорят, что умные книги тяжело читать, ведь хочется расслабиться. Считают, что лучше почитать более «легкую» литературу. Но когда читаешь поистине художественные произведения Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова, то понимаешь и ощущаешь всю силу и мощь духа великих людей в каждом абзаце, предложении, слове и даже порой в звуке. Есть ли в современной литературе подобное? Не хочу никого оскорбить, но, по-моему, таких книг больше не найти.
Читая произведения великих русских поэтов, прозаиков, драматургов, ощущаешь в себе удивительное чувство сопричастности: где-то радуешься происходящему, где-то огорчаешься вместе с самим автором, но такие чувства могут возникнуть, если только читатель проник в саму суть произведения, погрузился в мир автора полностью и без остатка. Именно такие чувства я испытала, когда читала поэму М.Ю.Лермонтова «Демон»…
Михаил Юрьевич Лермонтов – второй по величине поэт «золотого века» русской поэзии, в творчестве которого отразились основные черты эпохи, страстная, мятущаяся, наполненная противоречиями человеческая натура, вечное томление человеческого духа. В нынешнем году исполняется 195 лет со дня его рождения, что во много определяет актуальность данного проекта.
Цель моей работы: - реализовать читательский интерес к образу Демона в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
Поставленная цель предполагает следующие конкретные задачи:
- расширить рамки исследования природы творческого процесса через рассмотрение образа Демона в живописи и музыке;
- показать теснейшую связь человека и эпохи, отраженную в различных видах искусства;
- привлечь внимание публики к проблеме недооценивания роли искусства в нравственном становлении личности сегодня.
Основной метод исследования, применяемый в ходе работы над проектом – сопоставительный анализ художественного текста.
Лермонтовский Демон - это человек, желающий вновь ощутить ценность красоты и добра. Но как может понять добро существо, олицетворяющее зло? И Лермонтову удалось совместить в этом Демоне и злое начало, и доброе.
Хочу я с небом помириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру… -
крик души главного героя и, кажется самого автора.
Прежде я так не сопереживала героям. И как только мне предложили заняться проектом, я с большим удовольствием взялась за работу. Каждый день я открываю для себя что-нибудь или о жизни самого Лермонтова, или о «жизни» его произведений. Этот процесс - и познавательный, и исследовательский, и даже отчасти творческий - неожиданно захватил меня. Никогда не думала, что возьмусь за проект такой глубины…
1. Человек и эпоха. Роль поэта в судьбе общества.
Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Видимо, Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но, что делает большинство наших современников, они делают для себя. Люди 90-х годов XX века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Они привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. Вспомним, к какому выводу приходит Печорин, которого считают человеком, воплотившим крайний индивидуализм: “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя “сверхчеловеком”. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Правда, Печорин ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время “сверхлюдьми”, которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, очень существенна. Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.
Что же ей остается? Один из возможных вариантов — уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным.
О самом Лермонтове лучше расскажут его современники. Одни из них М.Е.Меликов(художник, один из преданных учеников Брюллова):
«…в детстве наружность его обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. »
А.М.Меринский (в 1833 году поступил в юнкерскую школу, однокашник М.Ю.Лермонтова по школе): «В обществе Лермонтов был очень злоречив, но душу имел добрую: как его товарищ, знавший его близко, я в том убежден. Многие его недоброжелатели уверяли в противном и называли его беспокойным человеком…»
И.И.Панаев: «у него была страсть отыскивать в каждом своем знакомом какую-нибудь комическую сторону, какую-нибудь слабость, и, отыскав ее он постоянно преследовал этого человека и выводил его наконец из терпения. Когда он достигал этого, он был очень доволен. Отставал от своих товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва. Он непременно должен был кончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его. »
М.Н.Лонгинов: «нежность Елизаветы Алексеевны, лишившейся единственной дочери, перенеслась вся на внука, и Лермонтов до самого вступления в юнкерскую школу жил и воспитывался в ее доме. Она так любила внука, что к ней можно применить выражение «не могла им надышаться», и имела горесть пережить его».
А.П.Шан-Гирей: «великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины. Проявления же поэтического таланта в нем вовсе не было заметно в то время…»
Бог согревает свои руки
У человеческого сердца,
Когда человек молится.
Д. Мейсфилд.
1.2. Жанр молитвы в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Очевидно, что при всей противоречивости натуры Лермонтова его тяга к добру и свету выразилась в целом ряде стихотворений, написанных в жанре молитвы, чего мы не видим ни у одного поэта.
Молитва – это обращение священнослужителя или мирянина к Богу, Богородице, святым с просьбой о ниспослании милости или отвращении зла, с хвалой или благодарностью.(Краткий словарь литературных терминов) .В этих стихотворениях М.Ю.Лермонтов открывается с совершенно иной стороны: он понимает неизбежность приближения «часа прощального»,но полон жизни, жаждет любви, уповает на дружеское участие, понимание. А где еще поэту можно найти понимание? Только обращаясь к «небу»,к Богу. Как бы ни был поэт огорчен, обижен, унижен, разочарован- в молитве он всегда найдет упокоение и силы для чего-то нового. Лермонтову всего 23 года, но эти стихотворения отражают ясное отношение к жизни и твердое осознание избранного пути. В минуты слабости он обращается к Богу и снова обретает веру.
М.Ю.Лермонтовым создан целый ряд произведений, тематически близких жанру молитвы: «Раскаяние», «Исповедь» …
Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман и стихах, многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.
(краткий словарь литературных терминов).
2. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Образ Демона, его судьба в поэме.
В течение почти всей своей короткой творческой жизни Лермонтова постоянно обращался к одной поэме «Демон». Ее задумал и начал писать в 1829 году ученик университетского Благородного пансиона. А в 1839 году восьмую редакцию готовил к печати 25 поручик лейб - гвардии гусарского полка.
От одной редакции к другой поэма все больше наполнялась отзвуками лермонтовского времени, которое не обозначено хронологическими вехами. «Демон»- центральное произведение поэта. Нельзя войти в лермонтовский мир не вчитываясь в «Демона». Кто же он - Демон? Возможно, это библейский дьявол? Лермонтовский образ не повторяет ни одного из предшествовавших ему, но соотноситься со многими образами, созданными в разные эпохи, начиная с древности.
Неожиданно для себя я поняла, что не очень отчетливо представляю лексическое значение слова «демон», тем более что у него существует своего рода ряд «синонимов». Пришлось заглянуть в толковый словарь. Перед вами те самые «синонимы».
Дьявол – по религиозным, мифологическим и даже философским суждениям является служителем сатаны, является одним из проявлений Хаоса и Тьмы.
Сатана являл собой полноту мудрости, печать совершенства, и венец красоты и жил в Эдеме среди огнистых камней, однако, возгордившись, был опущен на землю.
Люцифер – одно из обозначений сатаны. Люцифер в переводе с латинского значит «утренняя звезда» или «несущий свет».
Воланд – это князь тьмы, дьявол, сатана, злой дух и повелитель теней.
Демон – это сатана, злой дух.
Философия лермонтовского Демона- вечное выражение демонизма всякой власти- церковной, светской, монархической, республиканской.
Но как бы ни было связано творение Лермонтова с предшествующей «демонической» традицией, оно вполне оригинально - прежде всего, потому, что принадлежит к художественному миру, где все пронизано личностью поэта, все дышит его мироощущением, звучит интонациями его голоса.
Первые же строки поэмы Лермонтова («Демона») поднимают читателей «над грешною землей», вовлекают в поток времени, где века бегут, «как за минутою минута», и открывают тот решающий миг, когда Демону наскучили зло, губительная власть над миром. Когда проснулась надежда на возрождение. Поразительно передано в поэме внутреннее движение - от космической, истинно демонической власти - к земной, истинно человеческой подчиненности, к смирению перед любимой. Не сразу догадываешься, как складывается в поэме это единство космического идеала и нежного, земного трепетного девичьего обаяния. Может быть, здесь многое зависит от первой встречи читателя с Тамарой. Мы видим ее первый раз танцующей и именно так ее видит первый раз сам демон.
Образ Тамары, первоначально возникающий в музыке и ритме танца,- и далее весь в движении, как всегда у Лермонтова. Монастырское томление, лишенное «восторгов чистых», полное тоски, трепета, мучительного счастья страстной и грешной любви. Лишь смерть останавливает это движение, наделяя Тамару иной красотой- красотой мрамора, «лишенной чувства и ума». Поэма становиться для читателей источником суждений, предложений, душевных движений, в которых мысль неотделима от душевных бурь.
Лермонтовский Демон – скептик и нигилист, желающий заново ощутить ценность красоты и добра.
Демон – страдающий герой. Ему тяжко от ощущения бессмысленности бытия, поэтому он мстит обществу, вершит суд над миром.
Очевидно, Демон Лермонтова стал очень близким по духу самому автору, потому он писал его на протяжении всей своей жизни, менял что-то в сюжете, в диалогах героях. В.Г.Белинский сказал о поэме: «это слеза ребенка, отлитая в бронзу».
Новый герой (герой-романтик)- это свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности. Презрение к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь отрицания приводит к самоотрицанию, к духовному небытию- таков смысл романтического иносказания М.Ю.Лермонтова. красота и добро напоминают о себе Демону в тот момент, когда он встречает Тамару. Любовь к ней заставляет Демона вспомнить «о прежнем счастье», об утраченной гармонии, которую он знал, живя в согласии с миром и Богом. Чувство же Демона к Тамаре эгоистично. Он любит себя: ему нужно вернуть утраченную с миром связь.
«Увы! Злой дух торжествовал»
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник»
Душа Тамары еще полна сомнений. В этом она сродни Демону. Однако человек может заслужить прощение от Бога за вольные или невольные ошибки. Демон же обречен на муки страданья. Тамару спасает ангел, смывая зло с души женщины своими слезами.
2.2.5. Судьба поэта и героя.
В чем же причина такой принципиальной смены ведущей интонации поэмы? Возможно, в жизни поэта произошли какие-то события, обусловившие кардинальные изменения в его «отношении» к героям произведения. Ответ кроется, естественно, в слове любовь. Взгляните еще раз на изображение монахини кисти самого М.Ю.Лермонтова. вы видите несомненное сходство с Варварой Александровной Лопухиной, которую можно считать прототипом героини поэмы «Демон». Переезд Лермонтова в 1832 году в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова к М.А.Лопухиной, сестре Вареньки: «Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь – хорошо, а нет – значит, если б я задал вопрос, вы не могли бы на него ответить…» На что Лопухина, мгновенно догадавшись, отвечает: «поверьте, я не утратила способности вас понимать: Она хорошо себя чувствует, выглядит довольно веселой…». В 1835 году Варвара Лопухина выходит замуж. Лермонтов серьезно переживает по этому поводу и посылает ей новую V редакцию поэмы «Демон».
Вот что он пишет сестре возлюбленной, М.А.Лопухиной: «надо вам сказать, что я самый несчастный из людей, и вы мне поверите, узнав, что я ежедневно посещаю балы. Я кинулся в большой свет. Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части. Это по крайней мере откровенно. Весь этот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью… тем не менее я скучаю. Я просился на Кавказ - отказали. Не желают даже, чтоб меня убили…
Было время, когда я стремился быть принят в это общество в качестве новобранца. Это мне не удалось, аристократические двери для меня закрылись. А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как проситель, а как человек, который завоевал свои права… согласитесь, что все это может вскружить голову. К счастью, моя природная лень берет верх - и мало-помалу я начинаю находить все это крайне несносным. Но этот новый опыт принес мне пользу, потому что дал мне в руки оружие против общества, и если когда-либо оно будет преследовать меня клеветой (а это случится), у меня будут, по крайней мере, средства мщения; несомненно, нигде нет столько подлостей и смешного…».
Письмо это показательно, потому что в нем Лермонтов противопоставляет себя и общество как две равновеликие величины. Он понимает суть высшего света: поиски удачных браков, развлечений, сплетен, интриг. Тяжело поэту было жить по законам, которые не являлись его собственной сущностью, никак не отвечали его духовным поискам и устремлениям. Снова разочарование, тоска, одиночество. Судьба поэта снова ярко отразилась в судьбе его героя.
3. Образ Демона в искусстве.
Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей (как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.
М. Ю. Лермонтов
Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу. Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл».
Демон Врубеля предстает перед нами в облике искусительно -прекрасного героя. В его лице нет ничего демонического: большие темные глаза смотрят на мир с невыразимой печалью и мудростью, губы сложены в горькую усмешку, черные вьющиеся волосы свободно ниспадают на плечи. Демон изображен полуобнаженным, с развитым торсом и мускулистыми руками. Он сидит, обняв колени, и от его уныло-задумчивой фигуры веет какой-то безысходностью.
В «Демоне» нет ни злобы, ни презрения. Создается впечатление, что он весь погружен в свои мысли и осознание его нечеловеческой природы лишь добавляет ему трагизма. Меланхолическое оцепенение Демона столь велико, что он не замечает ни мерцающих самоцветами скал, ни прекрасного заката. Сам М. А. Врубель писал, что отразил на холсте свое видение Демона — «...полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката...».
Изображенный на картине Демон — это символ молодости и силы духа, мужской красоты, человечности и нерастраченных пылких чувств.
«Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия.»
Л.Бетховен.
4. Современное восприятие образа Демона в контексте понятия добра и зла.
Первые строки поэмы Лермонтова «Демон» заставляют читателя верить в то, что в каждом есть частичка добра, что в каждом может проснуться надежда на возрождение. На протяжении всей поэмы Бог и Демон словно ведут борьбу между собой так же, как и добро и зло. Но побежденных и проигравших в этой борьбе не может быть, ведь добро не может существовать без зла, как и зло без добра. Ювенал говорил: «Ни один злой человек не может быть счастлив». Если только этот человек не хочет измениться в лучшую сторону для себя, и для мира в целом. Лермонтов изобразил отрешенного от мира Демона, который не знает, что такое любовь и дружба. А без этих чувств трудно жить, особенно если ты одинок. Лермонтовского Демона постигла именно эта участь - одиночество. И именно это самое страшное наказание для человека и всего живого в этом мире. В прошлом Демон жил в согласии с миром, Богом, и «святыня красоты и добра» напоминает о себе в образе Тамары, которую встречает Демон. Чувство Демона к Тамаре эгоистично. Ему нужно вернуть утраченную с миром связь.
«Увы! Злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник».
Она же была последней надеждой на спасение его души.
« И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты».
Еще Белинский отмечал характерную черту поэзии Лермонтова: «в ней (поэзии) неизменно присутствуют вопросы о судьбе и правах человеческой личности. Этот подлинно романтический и одновременно гуманистический пафос поэзии Лермонтова коренился в напряженных духовных исканиях поэта, которого никогда не переставали волновать основные вопросы, касающиеся человеческого бытия: о смысле и цели…» и ведь на самом деле в каждом произведении Лермонтов изливает свою душу.
5. Библиография.
"Морская болезнь" у космонавтов
Сказка "12 месяцев". История и современность
Мост из бумаги для Киры и Вики
Мать-и-мачеха
Рисуем домики зимой