"Есть книги на века. Они добрые советчики, наставники и друзья. Если такая книга вошла в жизнь, ты не будешь одинок. У меня такие книги есть. Одни растут вместе со мною, другие вошли в мою жизнь сравнительно недавно. Удивительно, что по мере взросления человека, смысл прочитанных произведений меняется. К этой мысли меня привела книга замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». "
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_zvyozdy_svetyatsya.doc | 57.6 КБ |
«Зачем звезды светятся»
(Проблема смысла жизни в сказке Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»)
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся,
- задумчиво сказал он.
(Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)
1.Введение
Есть книги на века. Они добрые советчики, наставники и друзья. Если такая книга вошла в жизнь, ты не будешь одинок. У меня такие книги есть. Одни растут вместе со мною, другие вошли в мою жизнь сравнительно недавно. Удивительно, что по мере взросления человека, смысл прочитанных произведений меняется. К этой мысли меня привела книга замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это удивительное произведение – сказка и для детей, и для взрослых. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения. Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.
Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой»!
Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки собрана вся человеческая мудрость. Путешествуя по планетам и знакомясь с их обитателями, маленький мальчик познает мир, и я вместе с ним.
Эта сказка заставляет задуматься о многом, а особенно о смысле жизни и ее ценности. Эти мысли рано или поздно посещают человека, в том числе и меня. Проблема смысла жизни волновала, волнует и будет волновать людей. Если они умеют думать и чувствовать. Если они хотят понять себя и мир вокруг. На мой взгляд, этот вопрос является актуальным для каждого. Я черпаю крупицы мудрости из Книг Великих. И одна из них - «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Целью моей работы является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на произведении французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
При работе над данной темой ставились следующие задачи:
рассмотреть произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
Я считаю, что моя исследовательская работа имеет широкую практическую значимость, которая заключается в следующих аспектах:
1)интеллектуальный багаж (помощь при сдаче ЕГЭ);
В этой книге я могу найти множество полезных цитат и аргументов к ним о любви, дружбе, детстве, психологии взрослого человека и ребенка, духовной стагнации и, конечно же, о смысле жизни, которые помогут мне при сдаче ЕГЭ по русскому языку, литературе и обществознанию;
2)«прививка» против суицида;
Проведенная мною работа заставила меня заглянуть в себя, в суть вещей, задуматься о том, что самоубийство противоречит всем законам нравственности и морали, задуматься о ценности и красоте жизни, об удивительной тайне бытия, которую можно постичь лишь живая деятельная душа.
3)шаг к православию;
В произведении «Маленький принц» затрагивается множество важных тем, которые звучат в унисон христианству. Они заставили меня в очередной раз понять, что Бог есть Любовь.
4)личностное развитие. Эта книга развивает личность человека: его характер, взгляд на мир, помогает оценить свои поступки, мысли, желания, понять свои права и, прежде всего, обязанности.
2. Об авторе
Антуан де Сент-Экзюпери написал немного книг, но в них успел сказать людям самое главное.
Французский писатель, поэт и профессиональный лётчик родился 29 июня 1900 года в городе Лионе. Впервые он начал писать в школьные годы. В этом возрасте Антуана постигла тяжелая утрата – умер его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные размышления о жизни.
После окончания колледжа он готовился поступить в военно-морское училище. Но карьера блестящего морского офицера не состоялась. Юноша, одержимый любовью к писательству, провалился на экзамене по литературе. Уже тогда Антуану было очевидно: писать он сможет лишь о том, что лично пережито. «Прежде, чем писать, нужно жить», - заметил он позже.
Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: «Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же». Безмятежному застойному существованию обывателей Антуан противопоставлял жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу. Под этим достойным девизом и прошла вся его жизнь.
«…Я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода».
31 июля 1944 года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание. Долгое время его считали без вести пропавшим. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель.
Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря…
Сент-Экзюпери ушел от нас совсем незаметно, но так ли уж бесследно?
Всю жизнь Сент-Экзюпери искал тот смысл, который оправдает будущую смерть и этим ее разрушит: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.
Ради чего же в его понимании стоило жить? Ради людей, взрослых и детей, ради поэзии и любви – ради самой жизни…
Свое лучшее произведение Сент-Экзюпери создал в дни войны, в 1942 году. «Маленький принц» - самая читаемая в мире сказка для детей и взрослых. Удивительно, ведь не каждая книга может заинтересовать, казалось бы, такие противоположные возраста.
На мой взгляд, разгадка кроется в том, что дети читают эту книгу с удо- вольствием, так как она привлекает их простотой изложения и необычным сюжетом, взрослые видят в ней неподкупную истину, верного советчика.
3. «Маленький принц»
В шесть лет мальчик прочитал о том, как удав глотает свою жертву, и нарисовал змею, проглотившую слона. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал еще один рисунок — удава изнутри. Тогда взрослые посоветовали мальчику бросить эту ерунду — по их словам, следовало больше заниматься географией, историей, арифметикой и правописанием. Так мальчик отказался от блестящей карьеры художника. Ему пришлось выбрать другую профессию: он вырос и стал летчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, — и все отвечали, что это шляпа. С ними нельзя было говорить по душам — об удавах, джунглях и звездах. И летчик жил в одиночестве, пока не встретил Маленького принца.
Это произошло в Сахаре. Что-то сломалось в моторе самолета: летчик должен был исправить его или погибнуть, потому что воды оставалось только на неделю. На рассвете летчика разбудил тоненький голосок — крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумленный летчик не посмел отказать, тем более что его новый друг оказался единственным, кто сумел разглядеть на первом рисунке удава, проглотившего слона. Постепенно выяснилось, что Маленький принц прилетел с планеты под названием «астероид В-612».
Вся планета была величиной с дом, и Маленькому принцу приходилось ухаживать за ней: каждый день прочищать три вулкана — два действующих и один потухший, а также выпалывать ростки баобабов. Но жизнь его была печальной и одинокой, поэтому он очень любил смотреть на закат — особенно когда ему бывало грустно. Он делал это по нескольку раз на дню, просто передвигая стул вслед за солнцем. Все изменилось, когда на его планете появилась чудесная роза. Это была красавица с шипами — гордая, обидчивая и простодушная. Маленький принц полюбил её, но роза казалась ему капризной, жестокой и высокомерной — он был тогда слишком молод и не понимал, как озарил его жизнь этот цветок. И вот Маленький принц прочистил в последний раз свои вулканы, вырвал ростки баобабов, а затем простился со своим цветком, который только в момент прощания признался, что любит его.
Он отправился странствовать и побывал на шести соседних астероидах. На первом жил король: ему так хотелось иметь подданных, что он предложил Маленькому принцу стать министром, а малыш подумал, что взрослые — очень странный народ. На второй планете жил честолюбец, на третьей — пьяница, на четвертой — деловой человек, а на пятой — фонарщик. Все взрослые показались Маленькому принцу чрезвычайно странными, и только Фонарщик ему понравился: этот человек оставался верен уговору зажигать по вечерам и гасить по утрам фонари, хотя планета его настолько уменьшилась, что день и ночь менялись ежеминутно. Не будь здесь так мало места. Маленький принц остался бы с Фонарщиком, потому что ему очень хотелось с кем-нибудь подружиться — к тому же на этой планете можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз в сутки!
На шестой планете жил географ. А поскольку он был географом, ему полагалось расспрашивать путешественников о тех странах, откуда они прибыли, чтобы записывать их рассказы в книги. Маленький принц хотел рассказать о своем цветке, но географ объяснил, что в книги записывают только горы и океаны, потому что они вечны и неизменны, а цветы живут недолго. Лишь тогда Маленький принц понял, что его красавица скоро исчезнет, а он бросил её одну, без защиты и помощи! Но обида еще не прошла, и Маленький принц отправился дальше, однако думал он только о своем покинутом цветке.
Седьмой была Земля — очень непростая планета! Достаточно сказать, что на ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев — итого около двух миллиардов взрослых. Но Маленький принц подружился только со змейкой, Лисом и летчиком. Змея обещала помочь ему, когда он горько пожалеет о своей планете. А Лис научил его дружить. Каждый может кого-то приручить и стать ему другом, но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил. Тогда Маленький принц решил вернуться к своей розе, потому что был за нее в ответе. Он отправился в пустыню — на то самое место, где упал. Там он и познакомился с летчиком. Маленький принц нашел желтую змейку, чей укус убивает в полминуты: она помогла ему, как и обещала. Летчику малыш сказал, что это только с виду будет похоже на смерть, поэтому печалиться не нужно — пусть летчик вспоминает его, глядя в ночное небо. И когда Маленький принц рассмеется, летчику покажется, будто все звезды смеются, словно пятьсот миллионов бубенцов…
Прочитав очередной раз книгу, я решила проследить основные идеи произведения, которые помогут глубже понять проблему смысла жизни.
Предварительно я открыла учебник Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене. «Основы нравственности», монографии Соловьёва В. С. «Оправдание добра», Трубецкого Е. Н. «Смысл жизни», Шердакова В. Н. « Смысл жизни как философско-этическая проблема». Я поняла, что поиск смысла жизни – проблема актуальная во все времена и у всех народов.
4.Смысл жизни в философии и религии
Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.
Философское видение проблемы
Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.
Античная философия
Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека.
Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.
Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека, в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим
Экзистенциализм
Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жана-Поля Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).
Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём
Нигилизм
Фридрих Ницше
Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Нигилизм отрицает требования знания и истины, и исследует смысл существования без познаваемой истины. Нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни — получить от неё удовольствие.
Позитивизм
Людвиг Витгенштейн
Вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей.
Прагматизм
Уильям Джеймс
Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.
Артур Шопенгауэр
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
Религиозные подходы и теории
Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели. Большинство людей, кто верит в персонифицированного Бога, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем»
Смысл жизни с точки зрения Христианства
Истинный смысл жизни - в принятии Иисуса Христа нашим Господом и Спасителем. В этом наше спасение и жизнь вечная. Мы примиряемся с Богом посредством Голгофской Жертвы Сына Божьего, - мы прощены, и искуплены, и оправданы, и приняты в вечные обители Иисусом Христом. И хотя мы ещё продолжаем жить на земле, но духом мы с Богом, - мы Его дети, наследники прекрасной вечности. Тогда и жизнь наша полностью обновляется, мы рождены Свыше - в нас пребывает Дух Божий, Дух Святой, - мы побеждаем грех Силой Свыше, Силой Иисуса Христа!
Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие.
Смысл жизни — это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать».
Смысл земного этапа жизни — в обретении вечной жизни, которое возможно только через личное принятие Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, обещание служить Ему верной и чистой совестью, сопричастие к жертве Христовой и Его воскресению.
Серафим Саровский в 1831 году во время беседы с Николаем Александровичем Мотовиловым говорил:
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего».
«Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».
Иудаизм
Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства.
Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу.
Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.
Ислам
Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи Ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (Коран, 51:56).
Согласно основополагающим догматам Ислама, «Аллах (Бог) властвует надо всем и опекает свои творения. Он Милостив, Милосерден и Всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду.
Буддизм
Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления (нирваны — состояния полного отсутствия желаний, а значит и страданий).
Я, конечно, уважаю мнение людей думающих, ищущих, но считаю, что смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, что христианство, а именно православие, помогает человеку считать себя рабом Божиим и быть счастливым от того.
5. Основные идеи произведения
И так, «Маленький принц»…
Удивительные олицетворения и глубокие философские образы придают этому произведению особую индивидуальность и колорит. Я бы сравнила «Маленького принца» с алмазом с множеством граней: так и хочется подольше подержать его в руках, рассмотрев драгоценный камень со всех сторон. Прежде всего, эта книга делает человека Человеком, затрагивая потаённые струны души, она формирует его личность. Маленький принц напоминает взрослым людям о том, что когда-то они тоже были детьми, учит видеть сердцем, ведь «самого главного глазами не увидишь».
Можно бесконечно говорить о мудрости каждой главы сказки.
1)Антуан де Сент-Экзюпери рассказывает нам об удивительных планетах, подразумевая души людей. Эти загадочные планеты с их обитателями, с которыми нас знакомит автор, олицетворяют собой многоквартирный дом, где в каждой квартире (планете) со своим собственным укладом и своеобразным внутренним миром живут различные люди.
Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота
У некоторых в душе доминируют изъяны, как мечта о власти у короля, эгоизм и самолюбование у честолюбца, а некоторые рассказывают нам об истинных моральных ценностях как лис о дружбе и любви, фонарщик о преданности делу. В образах Маленького принца и Летчика, от имени которого ведется повествование, писатель воплощает самые светлые человеческие качества — человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Летчик и Маленький принц видят мир одинаково, по-детски: для них важно любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько кому лет. Летчик - человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым сердцем. Маленький принц обретает друга в лице Летчика, потому что они понимают друг друга без слов и готовы открыть все тайники своей души.
В характере Маленького принца ярко запечатлены христианские идеи детской чистоты, открытости и кротости. «Будьте как дети» — психологам, даже самым далеким от христианства, эта фраза ясна, как день. Дело в том, что до семи лет детское сознание не способно разделять себя и мир. Я — это весь мир, а весь мир — это я. Детское сознание не ограничено и экспрессивно, оно вмещает в себя абсолютно все. Жизнь, как целое яблоко, прекрасна в своей нераздельности и простоте. Поэтому необходимо помнить, что, обижая ребенка, мы обижаем мир; даря ему радость — мы разукрашиваем мир в тысячи цветов.
Одна из ступенек ведущим к познанию смысла жизни – понимание того, что нужно жить с открытым сердцем. Как дети.
Маленький принц живет в укромном уголке души каждого человека. Он олицетворяет собой наши мечты, светлые помыслы и, наверное, совесть. Словно ангел-хранитель с золотистыми волосами, радуется нашим добрым делам. Когда же мы совершаем неблаговидные поступки, он скорбит и ждет нашего возвращения на праведный путь.
2) Для каждого человека очень важно понять, что важным моментом в жизни является понимание своей греховности и умение бороться с грехом.
Говоря о баобабах, автор пытается сказать человеку о его грехах.
Раньше этого я, наверно, не понимала, но я все время пыталась задержаться на ускользающем от меня смысле метафоры. Когда я стала ходить в церковь и узнала, что такое грех, то поняла, о чем говорит писатель. Баобаб — это грех. Сейчас мне ясно, почему смысл «ускользал». Ведь в моем лексиконе просто не было этого слова, а понимания его значения — тем более. Грехом было для меня не следовать своим «хочу». Автор рассказывал нам о том, как маленький нежный росток — грех, не вырванный вовремя — растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое.
«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».
Святым Отцам удалось вырвать семя баобаба-греха из своей души. Нам же приходится вести ежедневный осмотр своей души и вырывать ростки баобабов Таинством покаяния. Иначе — прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превращается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обрекает душу на погибель. Поэтому позволю себе вслед за автором воскликнуть: «Люди, берегитесь баобабов!!!» И не забывайте прекрасный совет Маленького принца:
«— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Я поневоле сравниваю это с утренней молитвой. Каждое утро, глубоко заглядывая в свое сердце, мы должны помнить о необходимости «убрать свою планету» — свою душу.
Для чего, по мнению Сент-Экзюпери, живет человек: для того, чтобы любить, совершенствовать свою душу или выращивать баобабы?.. Конечно же, для того, чтобы самосовершенствоваться и развиваться.
Маленький нежный росток — грех, не вырванный вовремя — растет и крепнет, каменеет и разрывает душу на куски, лишая ее возможности произрастить что-то живое.
3)Наша жизнь ориентирована на вещи, называемые благоустройством жизни человека и научно-техническим прогрессом. И вот тратя все свои силы на поддержание «достойного уровня жизни», люди все чаще стали понимать, что этот путь не делает их счастливыми.
— А где же люди? В пустыне так одиноко…
— Среди людей тоже одиноко.
Люди стали агрессивными, закрытыми и недоброжелательными друг к другу, при этом забыв, что наша жизнь - это следствие наших поступков. Поэтому не стоит поддаваться хандре и обидам на окружающих, а учиться чувствовать движения своей души и следовать им.
4)«…Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами! Совершенно невозможно. Невозможно жить без поэзии, без красок, без любви...», - пишет Сент-Экзюпери в своих воспоминаниях. Автор заставляет читателя изменить угол зрения на привычные вещи. Ведь по-настоящему ценным является желанный глоток воды, жажда человеческого общения, одна – единственная роза, дружба, любовь к человеку, взаимопонимание, милосердие, наслаждение красотой природы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.
Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью. "Приручить друг друга" — таков один из его секретов. Приручение – это искусство, которому можно научиться. До встречи с Маленьким принцем Лис только и делал, что боролся за свое существование: он охотился за курами, а охотники охотились на него. Приручившись, Лис смог вырваться из замкнутого круга, в котором между собой чередовались нападение и защита. Он обрёл духовную гармонию, радость общения, постепенно раскрывая свое сердце Маленькому принцу.
Это невидимые узы. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, сделать мир ценнее и добрее, ведь все в нем будет напоминать о любимом существе: засмеются звезды, оживут колосья ржи. Приручить – значит, связать себя с другим существом любовью, заботой и ответственностью.
Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Главный герой открывает истину для себя и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, во что вложена душа.
Маленький принц знает, что его роза — единственная, потому что он ее «приручил».
Роза – это символ любви и красоты, которую нужно вырастить из маленького семени до прекрасного цветка.
«Ничего я тогда не понимал! — признается Маленький принц. — Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать... За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод. Я еще не умел любить».
Теперь он понимает, что она одна дороже ему всех роз на свете. Поэтому он жертвует своей жизнью и возвращается туда, где в нём нуждаются.
Вместе с Маленьким принцем я поняла, что смысл жизни, прежде всего в том, чтобы научиться любить. Эта наука сложна и проста одновременно. Если в сердце Господь – всё под силу! По-настоящему любить — значит быть терпимым и чутким, не придираться к словам, уметь прощать. Очень хочется дополнить эту мысль высказыванием апостола Павла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».
И ещё я поняла благодаря Маленькому принцу, что «умирают только за то, ради чего стоит жить»…
Какие же основные ориентиры, которые помогут глубже понять проблему смысла жизни, я вынесла из этой книги?
таинственной жизнью - только остановись и прислушайся.
6. Язык произведения
Язык сказки привлекает удивительным богатством и разнообразием приемов. Он мелодичен («...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...»), прост и необычайно точен. Это язык воспоминаний, грез и раздумий:
«...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную
картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком
меня покинул». Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера — переход от образа к обобщению, от притчи к морали — характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.
Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенцов». Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т. д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать».
Благодаря таким особенностям языка известные истины воспринимаются по-новому, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься: всегда ли привычное это лучшее и правильное.
В языке сказки можно найти немало традиционных понятий о добре, справедливости, здравом смысле, свойственных народному фольклору, в нем присутствует древний мифологический подтекст. Так, Змея таит в себе загадку жизни и смерти, свет — круг человеческого тепла, общения и близости. Своеобразна и повествовательная манера повести. Автор словно ведет с читателем беседу, доверительную и искреннюю, размышляя о сущности человеческого бытия. Мы чувствуем постоянное незримое присутствие автора, страстно желающего изменить жизнь на земле и верящего, что царство добра и разума наступит. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.
Постигая мудрость жизни, маленький герой одновременно преподает нравственный урок взрослым, всем людям вообще. Нравственная красота любви, дружбы, счастья и человеческой жизни открывается героям и читателям к концу повествования.
В сущности, перед нами переосмысленный сюжет притчи о блудном сыне, в котором заблудшие взрослые люди внимают словам ребенка.
7. Образы-символы сказки
Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.
Маленький принц – это символ человека – странника во Вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.
Рассказчик терпит аварию в пустыне — такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон.
Он оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа в произведении особое — он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине — «устами ребенка глаголет истина».
«...Знаешь, отчего хороша пустыня?» — спрашивает Маленький принц у летчика. И сам отвечает: «Где-то в ней скрываются родники...» Колодец в пустыне, вода — вот еще один важный для Сент-Экзюпери образ-символ, исполненный глубокого философского содержания. Вода — первооснова жизни, источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению, источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду стерегли драконы, у Сент-Экзюпери ее стережет пустыня. Автор верит, что в каждом человеке «скрываются родники», нужно только уметь найти их и открыть.
Вода, которую находят герои, оказывается не простой водой: «Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...» Это иносказание нетрудно понять: нас всех движет вера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которую оберегают автор и Маленький принц — каждый в своем роде.
Тема скрытых родников, вера автора в их существование придают финалу сказки-притчи оптимистическое звучание. Повесть заключает в себе мощный созидательный, возвышенный пафос, нравственное начало в ней не противостоит жизненным устремлениям героев, а напротив, сливается с общей направленностью произведения.
8. Исследование Прочитав книгу Антуана де Сент-Экзюпери в очередной раз, я захотела поделиться с одноклассниками своими размышлениями и попыталась построить общение как диалог. В заключении я предложила ребятам ряд вопросов, которые должны были подвести итог ранее сказанному.
Было опрошено 15 человек в возрасте 16-17 лет.
Основным лейтмотивом психического развития в этом подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, попытки понять себя и свои возможности. Обычно этот возраст называют переходным. В это время происходит становление личности и характера человека, переоценка жизненных ориентиров, подросток ищет себя и познает взрослый мир.
Узнав мнение своих товарищей, я решила задать эти же вопросы учителям (возрастная категория от 30 до 45 лет), и сравнить мнения учеников и педагогов. И вот что у меня получилось.
Ученики | Ответы | Кол-во человек |
1. Сравнительно недавно, в 14 – 15 лет. | 9 | |
2. В детстве, в 7- 8 лет. | 2 | |
3. Не задумывался о смысле жизни. | 4 | |
Причины: смерть близкого человека, трагические семейные обстоятельства, выбор будущей профессии (окончание школы). | ||
Учителя | 1.В последних классах школы, в 16 – 17 лет. | 8 |
2.В детстве, в 10 – 11 лет. | 2 | |
3.В юности. | 5 | |
Причины: смерть близкого человека, трагические семейные обстоятельства, выбор будущей профессии (окончание школы), прочитанные книги. |
Большая часть двух возрастных категорий задумалась о проблеме смысла жизни в старших классах школы. И это, на мой взгляд, неудивительно, ведь окончание школы – это начало взрослой жизни. В этот период подросток должен решить чему посвятить жизнь, наметить ценностные ориентиры.
Другая причина, по которой большинство опрашиваемых задумались о смысле жизни, - смерть близкого человека или трагические семейные обстоятельства. Это достаточно веская причина, ведь смерть родного человека или проблемы в семье – это всегда нечто внезапное и угнетающее. Но одновременно это и толчок к тому, чтобы задуматься о своих поступках, прожитых днях и о том, ради чего стоит продолжать жить. Я долго пыталась вспомнала, когда же я задумалась над этим вопросом. Я с детства полюбила читать и рисовать, наверное, именно эти увлечения и развили во мне способность размышлять.
2.Что помогает Вам не отчаиваться в трудных жизненных
ситуациях?
Ученики | Ответы | Кол-во человек |
1. Поддержка друзей, родителей, надежда. | 13 | |
2. Любимые увлечения. | 2 | |
Учителя | 1. Поддержка близких людей, надежда, юмор, вера, востребованность. | 10 |
2.Характер и сила воли. | 5 |
Конечно, самый популярный ответ на этот вопрос - поддержка близких людей. И, признаюсь, что я рада, это именно так. Ведь одиночество – это в большинстве случаев мучительное состояние человека, которое приводит к отрицательным последствиям.
Я считаю, что и остальные варианты ответов на этот вопрос немаловажны. Ведь для меня сила воли, вера, юмор и надежда на лучшее – верные помощники в борьбе с жизненными проблемами, неурядицами и хандрой.
3.Назовите 5 слов, которые раскроют для Вас понятие «смысл жизни».
Ученики | Ответы | Кол-во человек |
1.Семья, друзья, любовь. | 14 | |
2. Увлечения. | 8 | |
3. Вера в хорошее. | 4 | |
Учителя | 1.Семья, дети, любовь. | 15 |
2. Самореализация. | 10 | |
3. Здоровье, друзья. | 7 |
Меня порадовало то обстоятельство, что и для учителей и для учеников в большинстве случаев семья в понятии «смысл жизни» является одним из главных аспектов. Ведь семья – это ячейка общества, значимая составляющая сильной страны.
На мой взгляд, понятия «увлечения» и «самореализация» имеют некоторое родство, потому что человек хочет заниматься тем, чем ему нравится заниматься. А это значит, что, самореализуясь в любимом деле, он будет выполнять свою работу качественнее.
Здоровье является не самым главным, хотя тоже довольно значимым аспектом. Наверное, это в какой-то степени зависит от нашего менталитета. В русском человеке заложена удивительная способность к самоотдаче и преданности своему делу. С одной стороны это хорошая особенность, но с другой увеличение объёмов труда часто сказывается на здоровье пагубно.
Для меня смысл жизни раскрывают такие слова как крепкая семья, любовь к человеку и окружающему миру, увлечения (самореализация), вера в Бога и сокровенность жизни.
4.Назовите исторические личности, героев литературных произведений, которым можно подражать (без фанатизма), у которых можно поучиться.
ученики | 1. Я никому не подражаю. | 6 |
2. Литературные герои (Джейн Эйр, А. Штольц) | 5 | |
3. Исторические личности (Жанна д’Арк, Суворов, Кутузов, Ф.Ушаков, Ю.Гагарин) | 4 | |
Учителя | 1. Исторические личности (М.Ломоносов, Ю.Гагарин, Серафим Саровский, Екатерина II, Н. Некрасов) | 8 |
2. Литературные герои (Павел Корчагин, д’Артаньян, А.Маресьев) | 5 | |
3. Я никому не подражаю. | 2 |
Большое количество моих одноклассников считают, что не стоит кому-либо подражать. Я считаю, что этот факт несколько неоднозначен. С одной стороны это хорошо, что подростки не хотят слепо идти за кем-то. Они сами стараются выделиться из толпы и не быть похожими на кого-то. Но, на мой взгляд, они отнеслись к этому вопросу критически. Подражать можно по-разному. Возможно, в силу своего возраста, они просто еще не нашли того человека, у которого можно чему-либо поучиться, или пока не хотят найти, пробуя жить своими принципами. Возможно, здесь ещё можно сказать и о нежелании размышлять, и об отсутствии определённого багажа знаний.
Меня порадовало, что другие одноклассники назвали различных исторических личностей, литературных героев, у которых можно чему-то научиться.
Я могу назвать много литературных героев и исторических личностей, заслуживающих внимания. Если руководствоваться примерами из литературы, то я бы назвала Алексея Карамазова (его чистую душу и любовь к людям), петербургского мечтателя (за способность видеть прекрасное и живое во всем) и, конечно же, Маленького принца (удивительно мудрого и доброго).
9. Заключение
Экзюпери заставляет читателя изменить угол зрения на привычные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.
« — На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— Не находят, - согласился я.
— А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…»
Важно, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.
Главное, что хотел донести до читателя Антуан де Сент-Экзюпери, он смог уместить в одной книге. Я люблю «Маленького принца» за неисчерпаемую идею любви, любви к жизни и всему живому. Такие книги нужно читать, потому что они заставляют думать, заставляют человеческую душу жить. Читайте и перечитывайте сказку «Маленький принц» в разное время и в любом возрасте. Черпайте из этого бездонного колодца живительную влагу мудрости для своего духовного совершенствования.
Человек живет обыкновенной жизнью. Иногда он похож на трудолюбивого муравья: он работает до изнеможения, заботясь о хлебе насущном, при этом забывая временами смотреть на звезды. Но все же душа человека чувствует, что земное бренно, приходяще, и поэтому, пускай подсознательно, каждый из нас стремится понять, зачем и ради чего он живет. И все догадки человека об этом бытии, все его попытки приблизиться к этому бытию, все стремления проникнуть в его тайну представляют собой, по сути, огромный вопрос, задаваемый небу. Тысячи вопросов, тысячи попыток и тысячи догадок…
Дар мгновенный, дар прекрасный,
Жизнь, зачем ты нам дана?
Ум молчит, а сердцу ясно:
Жизнь для Жизни нам дана…
10. Литература
1.А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. – М., 2007.
2.Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. – М., 2002.
3.Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л.,
1975.
4.Смысл жизни в русской философии, конец XIX — начало XX в. СПб.:
Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. — С. 12, 218
5.Соловьёв В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. — С. 29—30,
189—193, 195—196.
6.Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Москва, 1998
7.Франк С. Л. Смысл жизни. Берлин, 1995
8.Шердаков В. Н.. Смысл жизни как философско-этическая проблема //
Философские науки. 1985. № 2.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Военная хитрость
Две снежинки
Дымковский петушок
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?