Научное исследоватльская работа по литературе, в которой исследуются причины низкого уровня интреса к чтению
Вложение | Размер |
---|---|
nik_1.docx | 55.45 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Исследовательская работа на тему:
«Мой молчаливый собеседник
Со мной беседует в тиши…»
/или почему мы не любим читать?/
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Дуйсалиева Г.М
Началово
2012
Содержание
Введение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 5
Введение
Несмотря на разнообразие видов носителей информаций, а это и флеш карты, и диски, и обширное информационное пространство интернета, на мой взгляд, книга в этом ряду остается одним из верных друзей человека. Значение книги в жизни человека огромно. Книги воспитывают человека в нравственном плане, развивают интеллектуально и даже развлекают. Однако интерес к чтению у учащихся очень низкий. Это приводит с неутешительным последствиям: низкий духовный уровень, плохая грамотность, бедный словарный запас и, как правило, узкий кругозор. Изучив интересы учащихся и выявив причины низкого уровня интереса к чтению, можно постараться ответить на вопрос «Почему многие не любят читать?». В этом и заключается актуальность моей работы
Цель моего исследования – проанализировать как влияют книги на развитие человека и выявить причины снижения интереса к чтению
В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования– учащиеся 6,7, 11 класса
Предмет исследования – отношение человека к книге, как носителю духовных и интеллектуальных ценностей.
Гипотеза – я считаю, что любовь к чтению развивает кругозор, грамотность, интеллект. Думаю, что на низкий уровень интереса к чтению влияет несколько факторов.
В работе я использовал следующие методы исследования:
Глава
Как же создавались первые русские рукописные книги?
На Русь первые книги пришли из Болгарии, но очень скоро были налажены перевод и переписка богослужебной и другой литературы непосредственно на русской земле. Основными центрами литературного творчества, переписки и распространения книг стали крупные монастыри и соборные церкви, где трудились высокообразованные люди. Как высоко ценили просвещение на Руси, как уважали книги, мы можем узнать из литературных памятников того времени. Вот несколько примеров из древнерусских сочинений: «Нет ни корабля без гвоздя, ни праведника без почитания книжного... Красота воину оружие, кораблю ветрило, тако и праведнику почитание книжное...»; «Книги, как глубина морская, окунувшись в них, мы находим драгоценные жемчужины».
Материалом для книг служил пергамент, называвшийся на Руси «харатья» (от латинского слова «charta» — «письмо, сочинение»), а также «кожа», «телятина». Писались книги железистыми чернилами, имевшими коричневатый оттенок. Для чернил использовалось старое железо (например, гвозди) и дубильные вещества («чернильные орешки» — наросты на дубовых листьях). Для блеска и густоты добавляли вишневый клей и патоку. Для украшения применяли цветные краски, особенно красные, а также листовое золото, реже серебро. Орудиями для письма служили гусиные перья, а для торжественного писания использовали лебединые и павлиньи перья. Кончик пера срезался наискось, посередине острия делался короткий расщеп.
Процесс написания книг протекал так: писец сидел на табуретке рядом с невысоким столиком, на котором располагались письменные принадлежности. Пергамент он держал на коленях. Перед написанием текста пергамент разлиновывался с помощью линейки и шильца, а с XVI века для линования листов стали применять рамку с натянутыми на ней нитями. Сушили чернила, присыпая их песком.
В монастырских и княжеских книжных мастерских было разделение труда. Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками). После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, иногда бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из металла (меди, золота или серебра). Некоторые книги помещали в оклад — своего рода футляр, серебряный или даже золотой. Его украшали драгоценными камнями. Книга получалась большой и тяжелой. Держать ее в руках было трудно, поэтому при чтении ее клали на стол. Естественно, что такие книги принадлежали богатым людям, монастырям и церквям. Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет.
Как и в других странах, на Руси первые рукописные книги были большей частью религиозными. В монастырских книжных мастерских прежде всего переписывали Библию и Жития святых, сочинялись и писались проповеди и поучения.
Рукописными были и первые летописи — ценнейший источник для изучения истории.
Уже первые созданные на Руси книги говорят о высоком уровне книжного дела, о незаурядном мастерстве книгописцев и оформителей. Начертания букв, изукрашенные буквицы, затейливые заставки и рисунки — все это показывает, как много заботы вкладывали древние мастера в создание книги.
Многие книги делались на заказ. До наших дней сохранились прекрасные образцы древнерусской рукописной книги, такие как «Изборник» Святослава 1073 года. В книге 266 пергаменных листов, богато украшенных цветными виньетками, буквицами (инициалами), а на полях выписаны знаки зодиака. В орнаменте книги использованы мотивы русского народного творчества.
«Изборники» были очень популярны на Руси. В них входили фрагменты из «священного писания», творения «отцов церкви», высказывания мудрецов, произведения античных и средневековых писателей. В них включали статьи о риторике, логике, поэтике, исторические сведения.
Кроме «Изборников» широко распространено было также Евангелие. Выделяется своим художественным оформлением Мстиславово Евангелие, написанное около 1115 года. Прекрасный пергамент, красивое письмо, выполненный золотом и разноцветными красками орнамент, роскошный переплет, покрытый серебром, с изящными золотыми бляхами и филигранью. Из записи в Евангелии следует, что эту книгу переписал Алекса, сын священника Лазаря, по заказу новгородского князя Мстислава. Другая запись свидетельствует, что после Алексы, писавшего текст чернилами, работу продолжал мастер Жаден, раскрасивший нужные места золотом. Из третьей записи, более поздней, узнаем, что, заняв после смерти отца престол великого князя в Киеве, Мстислав послал своего управляющего Наслава с этим Евангелием в Византию и приказал снабдить там книгу красивым переплетом.
Самой популярной книгой для домашнего чтения была Псалтырь. Ее лирические стихи с удовольствием читали и стар, и млад, а отдельные фразы широко использовались как афоризмы для украшения живой речи. Псалтырь читали больным, чтобы облегчить их страдания, а также использовали ее тексты при отпевании усопших.
Для церковных же служб писали Служебную Минею, в которой содержание было распределено по месяцам.
Разделить древнерусские книги на книги учебные, книги четьи (т. е. для домашнего чтения) и книги богослужебные довольно трудно. Единственное, чем отличались книги, применявшиеся в богослужении, от книг для чтения, — это богатым оформлением, дабы придать церковной службе особую торжественность.
Среднее положение между религиозной и светской литературой занимали весьма распространенные «Хождения» — путешествия различных духовных лиц или мирян в Иерусалим и другие святые места. Например, «Хождение игумена Даниила из Русской земли». Написано оно было в XII веке. Это путевой дневник — рассказ о путешествии русского монаха в Палестину.
Из Византии на Русь попадали и некоторые произведения художественной литературы. Они не просто переводились, но перерабатывались и пополнялись. Одним из самых любимых был роман «Александрия» — повествование о жизни и деяниях Александра Македонского. Исторические факты здесь соседствуют с причудливым вымыслом, но для средневекового человека этот фантастический Александр был совершенно реальным героем.
Из Византии и Болгарии на Русь пришла и «научная» литература. Самой распространенной книгой стала «Христианская топография» египетского монаха КосмыИндикоплова (VI век.), где рассказывалось, что земля как центр вселенной является продолговатым плоским прямоугольником, вокруг нее — океан, над землей — небесная твердь, поддерживаемая двумя арками, а еще выше — «царство небесное». Смена ночи и дня объяснялась движением Солнца вокруг конусообразного возвышения в северной части земной плоскости. О животном мире читатель тех времен узнавал из «Физиологов». Эти описания зверей и птиц изобиловали сказками и легендами. Авторы представляли читателям не только внешний вид животных, но и их «духовные свойства». Так, например, лиса, как дьявол, — «хитрая обманщица, и дела ее злы». Наряду с реальными животными фигурировали кентавры, единороги, сирены, птица феникс и другие.
Такое разнообразие переводной литературы стало стимулом для возникновения разных жанров в древнерусской литературе. Источником служили былины, сказки, исторические песни. Народные предания составили основу первых русских летописей. Возможно, тогда были записаны хранившиеся в народной памяти предания о первых киевских князьях Аскольде и Дире, о «вещем» Олеге. Поистине бесценным памятником отечественной и мировой литературы явились «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» (XII век.).
В те далекие времена были книги, запрещенные церковью.. Они подлежали уничтожению, а чтение их строжайше запрещалось. К ним относили языческую литературу, а позднее запреты распространились и на книги по разным отраслям «тайных» наук (астрономии, астрологии, космографии и т. п.), отвергающих учение церкви о сотворении мир. Сюда же причисляли «колдовские» книги, сборники заклинаний, сонники и подобные им. Чтение «ложных» книг считалось тяжким грехом.
Глава 2
Изобретение книгопечатания
Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным в 581 г. н. э., а по китайским источникам — между 936 и 993 гг. Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.
Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранился в Китае до начала XX века; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.
Уже в гробницах Фив и Вавилона находили кирпичи с вытиснутыми надписями; у ассирийцев для летописей служили цилиндры из жжёной глины с вырезанными буквами; в Афинах вырезали географические карты на тонких медных досках; Римские горшечники на изготавливаемой ими посуде отпечатывали имя заказчика или обозначение цели, для которой она предназначена. Богатые римляне, чтобы облегчить детям изучение грамоты, давали им буквы, вырезанные из слоновой кости или из металла, из которых дети учились составлять отдельные слова; Цицерон, рассказывая об этом, излагает в ясных выражениях основной принцип набора слов.
В Средние века, после крестовых походов, когда усилилось стремление к образованию, деятельность монахов, занимавшихся переписью книг (манускриптов), перестала удовлетворять возраставшие потребности. С XIII века начали вырезать картинки на досках с текстом, вначале весьма кратким. Впоследствии текст начал занимать больше места, чаще в виде составленной из слов ленты, исходящей из уст действующего лица; следом начали печатать книги, состоявшие из одного текста, без рисунков. Для печати изготавливались тонкие металлические доски, на которых вырезались значки. Существовало несколько методов: линии очертания букв оставлялись, а всё остальное срезалось; в доске вглубь вырезалось очертание букв — тогда буквы при печатании выходили белыми, а всё остальное оставалось чёрным.
История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.
Между 1041 и 1049 гг, китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжёной глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.
В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Почти все западноевропейские народы оспаривали у немцев честь изобретения книгопечатания. Первым книгопечатником на Руси стал Иван Федоров. Организованная Иваном Федоровым типография выпускала в основном книги религиозного содержания, первой из которых стал «Апостол» (богослужебная часть Нового Завета), выпущенный в 1564 году
Первопечатники во всём подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа.
Глава 3
Значение книги в жизни человека
«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласен
Люди беднеют от того, что начинают меньше читать или перестают читать совсем. Литература развивает образность мышления, творческое воображение, обогащает словарный запас и даже предостерегает от ошибок, описывая прошлое и указывая на ошибки. Чтение – это своеобразный диалог с нашим прошлым. Литература, как один из видов искусства, неотъемлемая часть жизни человека. Книга служит средством развития и воспитания человека с самого раннего возраста. Ценность литературных произведений бесспорно велика, все уже изобретено, картины написаны, музыка создана, дом построен, остается только прочитать и осмыслить содержание, не нужно заново изобретать велосипед. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Книга – это ключ к знаниям. Читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком. Учитывая все выше сказанное, ценность книги трудно переоценить. Уважение к книге было у народа издревле. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки, в которых народ собрал многовековую мудрость (Приложение 3). Ценность книги и ее значение прославляют многие русские поэты и с ними нельзя не согласиться. ( Приложение 4)
Я считаю, что смог убедить вас в том, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат, дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.
Почему дети не любят читать
В ходе исследования я задал себе вопрос: а как влияет любовь к чтению на успеваемость учащихся. В итоге была замечена прямая пропорциональность: чем лучше ученик читает, тем лучше оценки в его дневнике, тем лучше он пишет диктанты, тем грамотнее его речь, выше интеллект, а значит выше успеваемость. ( Приложение 5)
Вывод: чтение положительно влияет на учебу.
В течение месяца я наблюдал за своими одноклассниками, составляла схемы их общения и выявил Круг детей, являющихся лидерами или предпочитаемыми в общении. Такими детьми оказались те, которые много читают. Вывод: чтение помогает в общении, с читающим человеком очень интересно общаться.
Ещё одно красноречивое наблюдение: как правило, сочинения лучше и талантливее пишут те учащиеся, кто много читает. Мы сравнили несколько творческих работ читающих и не читающих учеников. У детей, которые любят читать использовано больше синонимов, сравнительных оборотов, красочные эпитеты, больше объем работы. У детей, избегающих чтение, как правило, очень маленький объем работы, бедный словарный запас, практический отсутствуют эпитеты, неясно выражены мысли. Вывод: книги учат красиво выражать свои мысли, обогащают словарный запас.
Я провел опыт, цель которого - выяснить, можно ли прожить без чтения книг: неделю не читал книги, даже учебники, смотрел телевизор, играл с друзьями, в компьютер, помогал маме. Результат: я стал хуже учиться. но остался жив.. А как же безграмотные народности, они ведь не читают книги и живут. Вывод: человек может прожить без книг, но отстанет в развитии.
Теперь об анализе результатов исследований Международной программы PISA по оценке читательской грамотности учащихся России.
Целью данного исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15- летнего возраста. По итогам исследования результаты российских учащихся в области грамотности чтения ниже, чем результаты других стран участниц:41-43 место в 2009 году.
В национальной программе поддержки развития чтения указано, что чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. От чтения зависит интеграция личности в культуру, от уровня культурного развития зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. Проследим эти взаимосвязи на основе исследований 2011 года.
Страны-лидеры по уровню жизни:1. Норвегия, 2.Дания, 3.Финляндия, 4.Австралия, 5.Новая Зеландия. Среднее значение уровня читательской грамотности в этих странах - 11 место.
Уровень жизни страны -13 место.
Страны с низким уровнем жизни :51. Таиланд, 53. Мексика, 58. Китай,
63. Россия, 65. Колумбия.
Средний уровень читательской грамотности -29 место,
Уровень жизни страны -66.
Да цифры неутешительные. А что же произойдет с людьми и страной, если мы перестанем читать? Многие ученики не любят читать. Это видно из результатов опроса
Данные опроса, как многие учащиеся предпочитают проводить свободное время
Мною было проведено анкетирование учащихся, с целью выявить причины почему, сожалению, чтение книг для учащихся входит в число нелюбимых занятий, уступая общению с друзьями, телевизору и компьютеру.
Среди причин были названы следующие ( из 50 опрошенных)
Исходя из этого, я предлагаю:
Книга – хранитель духовных и интеллектуальных ценностей. Нам предстоит задуматься о нашем отношении к чтению. Литература формирует человека как личность. Каждый должен сделать свой выбор: читать или не читать. Я уже свой выбор сделал.
Заключение
Книга – наш молчаливый собеседник. Она заставляет размышлять, дает ответы на многие вопросы, может повлиять на судьбу. От того, какую литературу мы читаем и читаем ли вообще, зависит, каким будет духовный уровень общества, а значит и наша жизнь. В работе рассмотрена история эволюции книги. Я пришел к выводу, что книга имеет огромное влияние на человека. В ходе исследования было установлено, что успеваемость зависит от уровня интереса к чтению. Проведя анкетирование, я выявил причины низкого уровня интереса к чтению. Предложил несколько мероприятий в целях повышения интереса к чтению. В заключение своей работы я бы хотел обратиться к этим строкам:
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать….»
Литература
Приложение1
Как правильно читать книги.
Как правильно читать книги ? Это один из первых вопросов, которые должен задать себе человек, решивший начать свой путь к успеху. Ведь ему необходимы новые знания и информация. Получить их можно из различных источников – Интернет, семинары, тренинги, успешные люди, книги и так далее.
И самым доступным, дешевым и не зависящим от других факторов является книга. А значит нужно знать, как правильно читать книги.
Если для доступа в Интернет нужен компьютер и подключение к нему, семинар стоит денег и они также не везде и всегда проводятся, успешных людей, желающих тратить на вас свое время еще найти надо, то книга в печатном виде является дешевым и удобным способом обогащения своих знаний.
Все что необходимо для чтения книги – это сама книга.
Но, зачастую, именно процесс поглощения литературы затягивает человека. Люди не знают, как правильно читать книги. И вместо того, чтобы применить полученные знания и начать действовать, люди покупают очередной бестселлер и продолжают чтение.
Результат очевиден – человек обременен кучей знаний, зачастую и вовсе не нужных ему на данный момент, но реальных действий нет, соответственно нет и результата
Наверняка многие согласятся, что книги по саморазвитию заметно влияют на нашу повседневную жизнь.
Ведь мы не только пополняем свой словарный запас, но и заряжаемся позитивной энергией, меняем мировоззрение, учимся и развиваемся.
При изучении подобного рода литературы наш потенциал становится практически неограниченным. Подумайте только, все таланты и способности открываются вам. Представьте свои осуществившиеся мечты, новые покорённые вершины и возможности. Все дороги открыты. Казалось бы, иди и читай, приобретай знания, книг-то таких в библиотеке полно. Чего ж тут сложного?
Да в принципе ничего. Но после одной или двух таких книг начинаешь понимать: я здесь, а мечты где-то далеко-далеко, в тридцати годах от нас. Видимо, необходимо не только уметь распознавать буквы и превращать их в слова. Что-то упущено из виду. Не хватает маленького сундучка с кладом, которым, как и стиральной машиной, надо уметь пользоваться.
Очень часто новички начинают жадно читать одну книгу за другой. Такой интенсивный поток знаний просто не успевает уложиться по полочкам в сознании. Получается, что новоиспечённая информация имеется, но не используется, а со временем и забывается. В итоге КПД такого чтения равен нулю, а время на прочтение никто не компенсирует. Так какое же решение этой проблемы?
1. Поменяйте приоритет «прочитать как можно больше страниц» на «вынести максимальную пользу из книги». Куда вы так спешите? Голова не должна перегружаться, кормите её знаниями постепенно, умерено. Не забывайте, читать такие книги быстро нет смысла, это вам не бульварные романы. Тут важно обдумать написанное, увидеть новые горизонты и принять решение изменить своё восприятие.
2. Как можно чаще задавайте себе умные вопросы, «Чем мне этот совет может быть полезен? Как я могу применить это в своей жизни?». Таким образом вы сможете попробовать советы из книги на практике. Поверьте, в Интернете хватает теоретиков, которые начитались «умных книжек» и цитируют их налево и направо.
3. Будьте студентом по жизни, конспектируйте! Очень важно записывать все понравившиеся мысли или задания в тетрадь по саморазвитию. Ведь часто в книгах такого жанра бывает много идей, всех и не запомнить. Согласитесь, жалко забыть записать что-то ценное и тем самым упустить потенциальный шанс.
4. Откидывайте бесполезное и забирайте полезное. Не всё прочитанное приживётся к вам. Автор всего лишь излагает свою точку зрения, вам не обязательно придерживаться всех его идей как десять божьих заповедей. Конечно, это не значит, что вы не будете стараться посмотреть на ситуацию с новой точки зрения. Просто постарайтесь объективно оценить взгляд автора на проблему. Отбросить ненужное вы всегда успеете, это сделать намного легче, чем понять позицию жизни других.
Итак, итоги таковы. Если вы читаете литературу по саморазвитию, не старайтесь одолеть книгу за раз, постепенно обдумывайте идеи и применяйте полученные знания в жизни. Принимайте информацию проще, свободнее. И у вас обязательно появятся свои результаты, свои достижения и успехи.
Приложение 2
Как правильно обращаться с книгой.
Во-первых, лучше приобретать книги в твердом переплете, он меньше истреплется.
Когда вы читаете книгу или отдаете на прочтение другим, позаботьтесь об обложке, чтобы сама книга не пачкалась.
Не оставляйте раскрытые книги на сквозняке у окна или там, где их могут достать животные или дети, чтобы страницы не порвались. Оставляйте книгу обложкой, а не страницами, вниз! А лучше всего пользоваться закладкой и держать книгу закрытой!
Не разрешайте никому рисовать в книгах или делать заметки на полях. Помните, что после вас их кто-то тоже будет читать и им это будет мешать. Если вам необходимо отметить какое-то место в книге, не загибайте угол страницы! Удобнее и практичнее воспользоваться самоклеющимися закладками, которые впоследствии можно отклеить.
Никогда не трогайте книгу грязными или жирными руками!
Если книга все же порвалась, аккуратно склейте страницы скотчем, а впредь постарайтесь быть аккуратнее!
Приложение 3
Пословицы и поговорки о книгах.
Книга - друг человека.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Кто много читает, тот много знает.
Ему и книги в руки.
Книга мала, а ума придала.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Кормчая книга кормит судей.
Книги читай, а дела не забывай.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читать - скуки не знать.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Хороша книга, да начетчики плохи.
Книги продал, да карты купил.
Читай, книгочей, не жалей очей.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книги читать - не в ладушки играть.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Много читает, а дела не знает.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Умен, как поп Семен: книги продал, да карты купил, забился в овин да играет один.
Всю жизнь живи, всю жизнь учись.
Одна книга тысячу людей учит.
С книгой поведешься — ума наберешься.
Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.
Хорошая книга — лучший друг.
Книга книгой, а мозгами двигай!
Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
Испокон века книга растит человека.
Книга - лучший подарок.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
С книгою жить – век не тужить.
Дом без книги – день без солнца.
Книги -это вам не луидоры, которые нравятся сразу всем без исключения.
Приложение 4
Стихотворения о книгах.
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
(В. Берестов)
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
(С. Михалков)
Праздник книжки
Тает снег, клокочут воды,
Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки
И девчонки, и мальчишки.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
(З. Бычков)
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
Мы дружны с печатным словом
В каждом доме, в каждой хате -
В городах и на селе —
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок
Просит книжку показать.
В день рождения подарок
Хочешь другу подарить —
Принеси ему Гайдара,
Будет век благодарить!
Книги дружат с детворою,
Книгу ценит пионер,
И любимые герои
Для него всегда пример!
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.
(С. Михалков)
Обращение писателя к читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
(В. Берестов)
Замечательные книжки
Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!
Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!
Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!
(Л. Крутько)
Путешественник
Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.
Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».
Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.
(А. Лугарёв)
Первая книжка
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Книгоград
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)
Писатель
С книжками мы все дружны:
И ты, и я – читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их писатели.
Писателем не просто стать,
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.
Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.
Сочиняет свой сюжет
Автор, сидя в кресле.
Выдумке предела нет –
Лишь бы интересней.
Он Незнайку на Луну,
Словно маг, отправит,
И волшебную страну
Полюбить заставит.
Из нее приходят к нам:
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.
Здесь, за письменным столом,
Место их рожденья,
Оживают под пером
Все их приключенья.
Вот дописана строка,
И готова книжка…
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!
Я – это мир!
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)
Книга
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)
О чтении
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)
Бумажный кораблик по имени «Книга»
Бумажный кораблик
По имени «Книга»
Не хуже корвета,
Фрегата и брига
Меня увлечёт
В океаны мечтаний,
Где щедро откроет
Сокровища знаний.
Готовы нести меня
В дальние страны
Рассказы и сказки,
Стихи и романы.
Страниц паруса
Наполняются бризом
Историй талантливых,
Полных сюрпризов.
А я командор
Экспедиции-чтения.
Поплыли со мною
Искать приключения!
Приложение 5
№ | ФИО учащегося | кол – во книг прочитанных за месяц | средняя оценка за диктант | успеваемость |
1 | **** | |||
2 | **** | |||
3 | ***** | |||
4 | **** | |||
5 | ***** | |||
6 | ****** | |||
7 | ****** | |||
8 | *** | |||
9 | **** | |||
10 | *** | |||
11 | *** | |||
12 | **** | |||
13 | *** | |||
14 | *** | |||
15 | *** | |||
16 | **** | |||
17 | **** | |||
18 | *** |
Снежная книга
Весенняя гроза
Можно от Солнца уйти...
Иван Васильевич меняет профессию
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись