Исследовательская работа посвящена одному из самых трудных и загадочных произведений С.А.Есенина.
Вложение | Размер |
---|---|
s.a.esenin_chyornyy_chelovek.docx | 35.13 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
город Энгельс Саратовская область
Поэма «Чёрный человек» как завершающий этап становления художественного мастерства С.А. Есенина.
Работа ученицы 10 б класса
МБОУ «СОШ №21» г. Энгельса
Макаевой Светланы Александровны
Руководитель – учитель русского языка и литературы Ермолаева Галина Петровна
2012 год
1. Введение
«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» - эти слова А.Н. Толстого о Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова». «Половодье чувств», затопившее его поэзию, в свою очередь, не может вызвать ответного душевного волнения сопереживания.
Трудно найти поэта, который с такой предельной искренностью и беспощадной прямотой выразил бы себя в своих стихах, превратив их в исповедь и дневник. Он не мыслил своей жизни без поэзии, он жил, чтобы петь («засосал меня песенный плен»), и пел, чтобы жить. «Пусть вся жизнь моя за песню продана» - сказано не ради красного словца. То же самое поэт повторит перед смертью и не в стихах: «Остались лишь одни стихи. Я всё отдал им».
Творческий путь С. Есенина был очень короток. Первую книгу своих стихотворений он сдал в печать в 1915 году, а в 1925 году Есенина не стало. Его жизнь трагически оборвалась в возрасте 30 лет. Сегодня мы во многом пересматриваем наши взгляды на художественное наследие поэта и его биографию. Однако до сего времени нельзя говорить о равномерности изучения всего творческого наследия С. Есенина. Одним из наименее изученных произведений остается поэма “Черный человек”.
Цель работы: найти место данного произведения в творчестве поэта. Основные задачи: определить время создания поэмы с наибольшей полнотой и достоверностью; уяснить закономерности формирования её концепции; рассмотреть поэму как итог целого периода в жизни С.А. Есенина.
2. Поэма «Чёрный человек» как завершающий этап становления
художественного мастерства С.А. Есенина
2.1. Поэма последнего периода творчества
Поэма С. Есенина «Чёрный человек» впервые была опубликована после смерти поэта в январе 1926 года в журнале «Новый мир», а датирована 14 декабря 1925 года. На основании этой датировки во всех изданиях есенинских произведений поэма печатается последней вместе с предсмертным «До свиданья, друг мой, до свиданья...». Во всех последующих публикациях сочинений поэта эта дата неизменно сохраняется. Между тем её нельзя считать правильной: в лучшем случае она указывает лишь время последней и не очень изменённой редакции ранее созданной поэмы. Есениноведы характеризуют это произведение как кульминацию мотивов личной трагедии поэта, как предвестие конца.
Казалось бы, сомнений в датировке «Чёрного человека» быть не может: в беловом автографе дата поставлена по указанию самого поэта С. А. Толстой-Есениной. Однако известно, что замысел поэмы возник задолго до 1925 года - первые упоминания о ней относятся к 1922 году; известно также, что Есенин намеревался опубликовать «Чёрного человека» в 1924 году. Самым же первым сообщением о работе Есенина, вероятно, надо считать информационную заметку, появившуюся в апрельской книжке журнала «Россия» за 1923 год. В ней говорилось: «Сергей Есенин вернулся из Нью-Йорка в Берлин... Им написан цикл лирических стихотворений - «Страна негодяев» и «Человек в чёрной перчатке».
Цикла или циклов стихов под такими названиями у Есенина нет. Но надо полагать, что как «Человек в чёрной перчатке» называлась первоначальная редакция «Чёрного человека».
По возвращении в Москву в августе 1923 года Есенин читал новую
поэму, уже под названием «Чёрный человек», нескольким литераторам.
Одним из первых её слушал Анатолий Мариенгоф.
Очевидно, замысел поэмы возник в начале 20-х годов, а создавалась она в 1922 - 1923 годах. При редактировании «Чёрного человека» Есенин использовал опыт своих «маленьких поэм» 1924 - 1925 годов и тем самым усложнил своё ритмическое «дыхание», сделав его более напряжённым и взволнованным и менее напевным.
Многие критики считают, что формула «Чёрный человек» пришла к Есенину от Пушкина, либо из «Записной книжки» К. Батюшкова, современника Пушкина. Тома собраний сочинений Батюшкова издания 1885 - 1887 годов были в библиотеке С. Городецкого, которой по приезде в Петроград воспользовался Есенин. Батюшков писал: «Недавно я имел случай познакомиться со странным человеком, каких много! Вот некоторые черты его характера и жизни. Ему около тридцати лет. Он то здоров, то болен, при смерти болен. Сегодня беспечен, ветрен^, как дитя; посмотришь завтра - ударился в мысли, в религию и стал мрачнее инока... В нём два человека: один добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до излишества, щедр, трезв, мил; другой человек - злой, коварный, завистливый, жадный, мрачный, угрюмый, недовольный, мстительный, лукавый, сластолюбивый до излишества, непостоянный в любви и честолюбивый во всех родах честолюбия. Этот человек, то есть чёрный - прямой урод. Оба человека живут в одном теле... Дурной человек всё портит и всему мешает: он надменнее сатаны, а белый не уступает в доброте ангелу-хранителю. Откуда этот человек, или эти человеки, белый и чёрный, составляющие нашего знакомца? Заключим: эти два человека, или сей один человек живёт теперь в деревне и пишет свой портрет пером по бумаге... Это я!»
Читаешь и удивляешься: как чёрный человек Батюшкова близок к чёрному человеку Есенина! Кажется, будто Батюшков провидел ночного гостя поэта XX века и совершенно точно выявляет его, гостя, внутреннюю сущность.
«Чёрный человек» - цельное, законченное произведение, выдержанное в одном эмоциональном и интонационном ключе без «неверных звуков» и несоответствий. Вероятно, и сам Есенин считал свою поэму завершённой, так как в течение 1924 года неоднократно читал её друзьям и знакомым и собирался отдать в печать.
В «Чёрном человеке» Есенин оглядывается на пройденный путь с такой трагической горечью, которая не была характерна для последних двух лет его жизни, и которую он пережил в 1922 - 1923 годах, когда особенно острой была боль за неудачно сложившуюся жизнь.
Чёрный человек рассказывает историю поэта, который имел «много прекраснейших планов», был «авантюрист» «самой высокой марки», с лёгкостью относился к жизни, казался «улыбчивым и простым», когда ему было грустно, ловко приспособлялся к жизни, видел в этом путь к счастью («Все неловкие души за несчастных всегда известны»). Тогда-то и встретился он с женщиной, которую с такой легкостью называл «скверной девочкой и своею милой».
Теперь всё это позади. На смену лёгкому отношению к жизни пришли страшные душевные муки, глубокое разочарование в истинности избранных путей, на которых рухнули «прекраснейшие планы и мысли» и которые привели к болезни, мукам и одиночеству. Теперь поэт не ждёт «ни друга, ни гостя», без приглашений посещает его каждую ночь зловещий чёрный человек и читает ему столь же зловещую книгу.
В «Чёрном человеке» выражена не безысходность и не беззащитность Есенина перед тёмными силами, а осознанное твёрдое желание покончить сними. Эта решимость и являлась свидетельством его нравственноговыздоровления. В черновиках поэмы не зря зачеркнуты строки:
Далеко нам ещё до прихода дня.
Знаю я, ты боишься идущего дня...
Считать поэму написанной за месяц до смерти Есенина ошибочно. Попытки объяснить причины появления столь трагического произведения в его поэзии в 1925 году приводят к разноречивым толкованиям творческогопути поэта.Со временем в литературе о Есенине дата создания «Чёрного человека» всё больше связывается с 1922 - 1923 годами, то есть с периодом пребывания поэта за границей.
В 1925 году Есенин изменяет первоначальный вариант поэмы. Текст сокращается, уменьшается его трагичность. Зачёркиваются строки, связанные с длительностью болезненных переживаний («Далеко ещё нам до прихода дня»), с боязнью будущего («Знаю я, ты боишься идущего дня»). Это сделано в двух сохранившихся отрывках чернового варианта.
То, что Есенин в ноябре 1925 года отдаёт новый вариант «Чёрного человека» в журнал, как бы символизирует решение поэта порвать с прошлым, с настроениями тоски, безнадёжности, наполняющими некоторые стихи последних лет (вспомним строки:«Песню тлен пропел и мне...», «На сердце изморозь и мгла...»).
Может показаться, что не столь существенно, когда была написана поэма - в 1925-м или двумя годами раньше. На самом деле решение этого вопроса многое меняет в наших представлениях о последнем периоде творчества Есенина, о его духовной и художественной эволюции.
История, рассказанная чёрным человеком, - это трагедия, но трагедия вчерашняя, в значительной степени уже пережитая, поэтому-то поэт чувствует в себе силы начать новую жизнь, к которому он готов, ибо полон решимости очистить себя от кошмара и груза прошлого.
2.2. Поэма судьбы
Основным жанрообразующим началом «Чёрного человека» является исповедь.
В композиционном отношении это двухчастное произведение, состоящее из 20 строф. Две части поэмы - две встречи лирического героя с Чёрным человеком - построены зеркально. Первая строфа, начиная обе части поэмы, скрепляет и объединяет их в единое целое. Занимая особое место в композиции, она становится эмоционально «ключевой» в структуре всего произведения, выделенная в образном, лексическом и ритмическом отношении:
Друг мой, друг мой,
Я очень, очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
-То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
О какой болезни говорит здесь поэт? О боязни пустых пространств, о боязни безлюдных полей, столь идиллически воспевавшихся им раньше. Конечно, не в буквальном смысле дан этот образ. Страх поэтического, песенного безлюдья овладел сердцем Есенина.
Вся строфа пронизана всевозможными повторениями, сближениями, аналогиями, нагнетающими, усиливающими напряжённость и
взволнованность поэтическом речи: «друг мои, друг мои», «очень и очень», «болен и боль». Синонимы «пустой» и «безлюдный» обостряют впечатление полной пустоты от всего живого: и людей и зверей. А метаморфическое сопоставление таких, казалось бы, несовместимых понятий, как осенний листопад и «осыпание» мозгов от алкоголя, отражает болезненное психическое состояние героя.
Зачин задаёт и метроритмический «пульс» поэме - это вольные дольники (от 3 до 5 ударений в строке). Ко времени создания «Чёрного человека» дольник приобрёл в русской поэзии достаточно ощутимую экспрессивность, ассоциируясь с мотивами душевной неуспокоенности и неустроенности в тревожном, катастрофическом мире. С самого начала вводится в поэму графический столбик, который делит строки на полустишия и делает течение стиха более прерывистым. Только шесть строк не подверглись расчленению, выделяясь на общем фоне, в том числе вторая: повторенная дважды, она придаёт исповеди определённую настроенность - подавленности, растерянности и желания понять, чем вызван душевный надлом.
Вторая строфа подхватывает и экспрессивный настрой, и анапестический «импульс», и имажинистскую метафоричность первой. Образ поникшей головы-птицы, бессильно машущей ушами-крыльями, развивает тему осеннего увядания и умирания.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Во второй строфе возникает главная тема поэмы - появляется Чёрный человек. Уже полустишие «Маячить больше невмочь» как будто предсказывало страшное видение, ночной кошмар. Звуковой повтор вступает в ассоциативные связи со смыслом, и сходство звучания сближает отдалённые по значению слова: «черный человек», «маячить», «невмочь», «ночь», «бормочет». И настойчивое четырёхкратное «очень» втягивается в орбиту притяжения главной темы, как*, неотделим от неё мотив ночи, проходящей через всё произведение и доведённый до кульминационного, «обвинительного» накала в последних строках: «Ах ты, ночь! Что ты ночь наковеркала?»
"Чёрный человек, чёрный, чёрный" и еще раз "чёрный человек". Как бы боясь, что эпитет этот пройдет мимо ушей, не запомнившись, как бы не желая, чтобы его приняли лишь за поэтическую расцветку - повторяет Есенин. Упорным нажимом интонации, он как бы хочет отделить, материализовать этот призрак от остальных представлений.
Монологи ночного гостя и в первой и во второй частях поэмы начинаются с обращения «Слушай, слушай» и авторской ремарки «бормочет мне», «храпит он, смотря мне в лицо». Вначале Чёрный человек сдержан, почти добродушен и без особых резкостей по-приятельски посмеивается над собеседником, рассуждая о «стране негодяев», о прекраснейших планах книге жизни поэта, читает их неё выдержки. И его оценки и характеристики хотя и ироничны, но не беспощадны («авантюрист, но самой высокой и лучшей марки», «изящен, к тому ж поэт, хоть с небольшой, но ухватистой силою»).
Тон его нравоучений резко контрастирует со взволнованной тирадой лирического героя, негодующего и потрясённого:
Чёрный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живёшь водолазовой.
Что мне до жизни Скандального поэта.
Пожалуйста, другим Читай и рассказывай.
Первая часть заканчивается молчанием мрачного призрака и суровым самоосуждением героя, более непримиримого к себе, чем его недруг. Не Чёрный человек, а он сам бескомпромиссно называет себя «прохвостом и забулдыгой», «скандальным поэтом», «жуликом и вором».
Во второй части трансформируется не только звучание речи непрошенного визитёра, но и её тональность, приобретая язвительный, ядовитый оттенок, - ирония переходит в сарказм. Чёрный человек сбрасывает с себя маску бесстрастного монаха, читавшего над «усопшим», и вступает в бой с живым противником: издевается, грубит, бравирует своим цинизмом, провоцирует. Но к концу исповеди характер её снова меняется, кажется, что заряд ненависти и презрения иссяк, и неожиданно слышатся задумчивые ноты. Необычны в речи самоуверенного и циничного Чёрного человека мягкость, неуверенность. Буквально на глазах Чёрный человек сближается с лирическим героем и перестаёт быть его антиподом:
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
В центре поэмы оказывается трагический феномен самоотчуждения, принимающий характер раздвоения личностного сознания. Есенин строит своё произведение как исповедальный диалог, перенося тёмные, болезненные стихии души лирического героя в образ его демонического двойника - Чёрного человека, который терзает свою жертву, обвиняя её во всех смертных грехах: лицемерии, расчётливости, распущенности. Лирический герой начинает свой путь с детства как естественного состояния человека. Поэма "Черный человек" является как бы итогом всего творчества С. Есенина, она представляет несколько фаз развития лирического героя. Свой мир, или детство, с присущими ему религиозностью, народностью, национальной ориентацией, который, впрочем, постепенно становится тесен лирическому герою. Следующий шаг - уход в иной мир, когда человек перестает быть органичной частью традиции, определяющей его жизнь, и возлагает ответственность за сделанный шаг на себя. Стадия, которая не может характеризоваться абсолютными категориями, это период исканий. Поэт, сталкиваясь с новым порядком, не находит для себя места (ложь и грязь, космополитизм, бесприютность, упадок культуры, диктатура, подавление национального и личностного начал), соприкасается с чужим (чуждым) бездуховным и безбожным миром. Достигается точка наивысшего напряжения. Лирический герой, покинувший сущее ради существующего, совершил акт самоотчуждения, соответственно, возникает феномен "раздвоения личностного сознания", когда болезненное (лирический герой в кризисе, истоки которого он не всегда может понять до конца) состояние, психодрама, персонифицируется в образе двойника, который, однако, не следует понимать исключительно как синоним Черного человека. Двойник - взгляд извне, попытка через столкновение двух начал вернуть начало.
Черный человек, вначале агрессивный и напористый, постепенно сближается с лирическим героем: в речи преобладают исповедальные ноты, язык и рифмовка финальных слов "прескверного гостя" сближаются с авторскими. Это момент выбора, а выбор - известен. Определение Черного человека и освобождение от него - есть не что иное, как самоочищение от "дурной веры": двоедушия, лицедейства, самообольщения, стремления "казаться", а "не быть", а также от давления внешних сил, породивших этот конфликт. Лирический герой совершает поступок, в основе которого естественный ответ на разрушение привычных человеку условий бытия. Поэма "Черный человек" - призыв к такому обращению, в нем потенция оборванного на взлете творчества С. Есенина.
Таким образом, последовательный анализ есенинской- поэмы обосновывает трактовку Чёрного человека как двойника * героя и свидетельствует не о противопоставлениях их, а об общности. И лирический герой не столько спорит со своим противником, сколько просит его замолчать и за него высказывает предполагаемые мысли. Не раз партнёры как бы меняются местами, говорят друг за друга, передоверяют один другому собственные речевые особенности.
Узнав о себе беспощадную правду и поняв, что Чёрный человек в нём самом, лирический герой растерян и подавлен и не чувствует «в себе силы начать новую жизнь», а скорее ощущает душевную опустошённость и усталость. Поэтому поэма обрывается на трагической ноте. Кажется, что круг замкнулся: снова «похоронный» мотив, безнадёжное одиночество и «разбитая» душа. Однако это не тупик, а распутье: позади ночные кошмары, впереди - пугающая неизвестность, а в настоящем - осознание собственной вины за свою «изломанную», «обокраденную» жизнь. Наверное, в этом заключается смысл ритмико-интонационного «обрыва» в концовке «Чёрного человека», что жизнь не кончена, а продолжается.
2.3. Поэма кризиса или поэма конца
Есенинскую поэзию 1921 - 1923 годов пронизывало ощущение неразрешимых противоречий жизни, безысходное отчаяние и одновременно мотивы озорства и хулиганства, доходящие до эпатажа, скандала.
Эти настроения не созвучны есенинским стихам последнего периода. В них нет тех диссонансов и той тоски, что рвала сердце на части, -\даже печаль светла и умиротворённа, а лирический герой тянется к жизни, к людям.
С чувством долгожданного избавления расстаётся он с «кабацким чадом», с былыми муками и разочарованиями: «Улеглась моя былая рана - Пьяный бред не гложет сердце мне» («Персидские мотивы»).
Но в «Чёрном человеке эта рана кровоточила, и кошмарный бред вселял в душу тоску и страх, во многом определяя настроенность произведения. «Мрачные силы» терзают лирического героя, и он не в силах заглушить в себе «чёрные думы».
Воплощением этих горьких и страшных «чёрных дум» и является Чёрный человек, перелистывающий «мерзкую книгу» жизни скандального поэта, «бесстыдно и нагло обокравшего» самого себя.
Чёрный человек - это двойник поэта, вобравший в себя всё то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема - тема болезненной души, раздвоенной личности - традиционна для русской классической литературы. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обречённости: всё лучшее и светлое - в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Читая поэму, невольно задаёшь вопрос: Чёрный человек - это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо? «Дуэль» с Чёрным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.
Поэма «Чёрный человек» - это кульминация трагического накала душевных страстей поэта, наибольшего проявления его раздвоенности, отчуждения от самого себя. Здесь очень отчётливо проявляется его «чёрный двойник», который не давал ему покоя на протяжении многих лет. Он – часть самого поэта, именно ему Есенин отдаёт самое дурное, уродливое, что есть в нём.
Чёрный человек
Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Чёрный человек - двойник самого поэта, обвиняет его в двоедушии, лицедействе, самообольщении, иронизирует над его жизненными принципами:
Счастье - говорил он, -
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
Лживые жесты.
Ночной гость беспощаден в своих обвинениях:
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор.
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то...
Важно подчеркнуть, что Чёрный человек не произносит подобных слов, их договаривает за него сам лирический герой, вычитывая в его обличающих монологах некий недосказанный, лишь им двоим ведомый смысл. И это не случайно, ведь переживание двойника тесно связано с отношением человека к самому себе и к тому в себе, что он знает, но не любит и не может признать, стремится вывести за порог сознания.
Чёрный человек Есенина - это двойник поэта, его внутренний голос, требовательный, суровый, безжалостный. И сам поэт в состоянии душевной депрессии и подавленности готов перечеркнуть свою жизнь как неудавшуюся и бесцельную. Таким же «пропащим», прожившим «непутёвую жизнь» осознаёт себя и герой поэмы «Чёрный человек». Он не щадит себя, и та оценка, которую даёт ему незваный гость (а по существу он сам),совпадает с автохарактеристикой самого Есенина: прохвост, забулдыга, жулик и вор, подлец, авантюрист, скандалист.
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги...
(«Чёрный человек»)
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
(«Я обманывать себя не стану»)
Феномен двойничества в поэме выражен ярко и отчётливо. Ножной гость является лирическому герою не как бесплотный призрак его больного, раздвоенного сознания, а как вполне самостоятельный субъект. Лишь постепенно, к финалу поэмы, выясняется, что это двойник - самозванец, оптический подлог зеркального отражения. При свете утра станет понятно, что навязчивый ночной гость не противник, пришедший из внешнего мира, а посланник неких демонических стихий из глубины его собственной души:
Я в цилиндре стою,
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...
Сам Есенин непримиримо относится к лирическому герою поэмы, обвиняя его в самых тяжких грехах, которые не прощал ни себе, ни другим: лживости и лицемерии, умении ловчить и приспосабливаться, презрении к неудачникам, несчастным «неловким душам». Непримиримость эта тем более очевидна, что перед нами саморазоблачение героя, сурово осудившего и свою философию, и свою поэзию. С пренебрежением отзывается о даровании поэта его двойник:
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою...
В «Чёрном человеке» Есенин бескомпромиссно и решительно порывает с поэтизацией анархизма и индивидуализма.
При всей бескомпромиссности лирического героя поэмы, при всей его
решимости покончить с прошлым, он стоит на распутье, не видя для себя
перспектив и не теша себя надеждами (« один...И разбитое зеркало...»).
«Чёрный человек» - это исповедь измученного, отчаявшегося человека. Это безотрадный итог целого периода жизни поэта, о котором он впоследствии скажет: «С больной душой поэта Пошёл скандалить я, Озорничать и пить».
«Чёрный человек» - поэма прозрения и мужества. В ней - осознание глубины падения и решимость выбраться на свежий воздух и жить тем, «чем здоровый живёт человек».
Финал поэмы трактуется критиками по-разному. Одни видят в нём надежду на нравственное выздоровление героя, для других он символизирует«разбитую вдребезги жизнь». И всё же этот финал знаменует отчаянную попытку преодоления своего трагического раздвоения и обретения цельности. Лирический герой поэмы не только переживает процесс трагического самоотчуждения, но и пытается противостоять ему.
Поэма Есенина «Чёрный человек» предельно остро выражает Всё то, что мучило его на протяжении многих лет: душевное противоречие, невозможность примириться с самим собой, понять себя. Она является итогом всего творчества поэта. Двойник, мучавший Есенина всю его жизнь, и так или иначе проявляющийся во многих его произведениях, в поэме «Чёрный человек» материализуется, предстаёт перед поэтом во плоти. Есенин открыто признаётся самому себе и всему миру в своём раздвоении, ибо это настолько тяготит его, что он уже не может с ним справиться.
Путь к себе для Есенина был трудным. Понадобились месяцы, чтобы прозвучал вздох облегчения. Но, как ни прошла прежняя боль, чёрный человек время от времени давал знать о себе.
Надо, наконец, покончить с «прескверным гостем». Возвращение Есенина к поэме «Чёрный человек» в ноябре 1925 года было для него своеобразным очищением перед новым жизненным шагом.
Таким образом, целостный анализ «Чёрного человека» и прочтение его в контексте всего творчества Есенина доказывает, что перед нами не «поэма конца», а скорее «поэма судьбы» - трагическая история человека, потерявшего себя, но не сдавшегося в жизненной борьбе и мужественно встречающего рассвет нового дня.
3. Заключение
Поэма «Чёрный человек» занимает особое место в сложном и противоречивом творчестве Есенина: она отражает трудный процесс преодоления им тяжёлой духовной драмы, которую он испытал в первые послереволюционные годы. В поэме Есенин ясно увидел, обнажил и решительно осудил тёмные силы в самом себе. Она являет собой поэтический вариант духовной автобиографии поэта, опыт его трагически глубокого самопознания. «Чёрный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых произведений Есенина. Этой поэме суждено было стать последним крупным произведением поэта. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Поэма - одна из загадок творчества Есенина.
Биографы Есенина ещё долго будут разгадывать истинную природу таинственного незнакомца. Но и без трудов биографов и критиков эстетическое воздействие есенинской поэмы огромно. Каждый раз при чтении этой вещи вновь и вновь прикасаешься к больному и тревожному сердцу поэта, чувствуешь, как ему тяжко», и горько, как ему ненавистно всё ложное, нечестное, мерзкое, чёрное. У истоков глубинного постижения поэмы Есенина «Чёрный человек» стояли крупнейшие деятели нашей отечественной культуры: Горький, Маяковский, Луначарский. Это совсем не значит, что любая высказанная ими мысль принимается сегодня безоговорочно, как непререкаемая истина.
Поэма “Черный человек”, долгое время оставалась произведением на вторых, а то и на третьих ролях. Ряд научно обоснованных положений, в том числе “фрагментов” монографий о С. Есенине, нельзя принимать за целостное исследование поэмы. Однако наметившаяся в последние годы тенденция в изучении творчества эпохального русского поэта позволяет говорить о выходе есениноведения из кризиса, неминуемо возникавшего при столкновении с поэмой “Черный человек”.
Кажется, недавно как само собой разумеющееся воспринимались слова критиков о том, что время сняло, стряхнуло с Есенина всё наносное, преходящее, несущественное. Но прошли годы, и оказалось, что и новым поколениям нужен «Чёрный человек». Каждая строчка есенинская нужна, каждое слово. Так же, как каждая строчка Пушкина и Маяковского, Лермонтова и Блока.
Не праздное любопытство - стремление почувствовать поэта во всех его связях с жизнью, во всей его психологической сложности и глубине, со всеми его тревогами и недоумениями, колебаниями и ошибками, услышать биение его сердца и в радости и в печали - вот что сегодня движет читателями и - тем более - исследователями. И здесь имеет своё значение каждая деталь, каждый штрих, каждая буква.
Список использованной литературы
Русь. - 1992.-N 1, с. 44-45.
Просвещение, 1992, с.80-87.
Именинный пирог
Два морехода
За еду птицы готовы собирать мусор
Ель
Белый лист