Работа Солоповой Любови была представлена на конкурсе Союзных государств "Россия - Беларусь: историческая общность"
Десятиклассница комплексно проанализировала "Стихотворение в прозе" И.С. Тургенева "Деревня". Работа получилась глубокая и убедительная.
Вложение | Размер |
---|---|
solopova_lyubov.docx | 92 КБ |
Солопова Любовь,
Ученица 10 б класса
МБОУ «Гимназия № 5»
г. Дзержинский
Олимпиада школьников Союзного государства
«Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Тема сочинения
«Незабываемый мир русской вольной деревни! (отзыв о стихотворении И.С. Тургенева «Деревня»)
Родина мила сердцу не местными
красотами, а пленительными
воспоминаниями.
Н. М. Карамзин
Первое из стихотворений в прозе И.С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл, "Деревня" начинается картиной сельской природы, родной ему Орловщины.
После прочтения мы не можем не заметить сходства лирического героя с автором. Во многом это произведение автобиографично. Иван Сергеевич Тургенев рассказывает нам о своей родине. До девяти лет он прожил в наследственном имении, дорогом его сердцу Спасском-Лутовинове, в десяти километрах от Мценска Орловской губернии, которое и является прообразом патриархальной деревни, зримо представшей перед нами в его стихотворении. А потому такой ностальгией пронизано это произведение, «стихотворение-воспоминание»!
В первой строке четко обозначен хронотоп: «последний день июня месяца», «на тысячу верст кругом Россия – родной край!» Символично, что первое предложение текста – восклицательное! Восторгом наполнено сердце лирического героя. Что его радует? “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки...” Поразительное, типичное для поэтики Тургенева художественное пространство, зримое, осязаемое, наполненное цветом, светом, движением, жизнью! Читая эти строки, мысленно оказываешься на обрыве перед оврагом, чувствуешь лёгкий ветерок, ощущаешь речную свежесть, видишь, как причудливо соединились земля и небо. … И сама становишься героиней этого произведения.
Всё стихотворение Тургенева пронизано невероятной любовью лирического героя к России. Тургенев тщательно подбирает эпитеты, выбирает самые яркие краски, чтобы филигранно описать русскую деревню. “Я, — писал Тургенев в 1848 году, — предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, — всему тому, что херувимы (эти прославленные парящие лики) могут увидеть в небесах...” Стихотворение в прозе «Деревня» как нельзя лучше подтверждает эти сокровенные мысли писателя. Лирический герой никогда ни за какие богатства не сможет променять благодатную тишину и неяркую красоту родных мест на райские пейзажи и заморские страны.
Язык Тургенева прост, изящен, в этом произведении каждое слово играет, как драгоценный камень. “Огнистые капли”- этот эпитет как таковой не передаёт никакого явления, но очень ёмко и образно создаёт ощущение тёплого летнего денька, солнца, слепящего глаза. “На конце-крае земли и неба” – удивительно как неповторимо ярко можно описать манящую линию горизонта. “Стенки горшка покрыты росинками, точно бисером…”, «большой ломоть ещё теплого хлеба», «крупные дутые бусы», «вырезной железный крутогривый конек», «кувшины с букетами» - такое описание обычных, повседневных в обиходе крестьян предметов делает их осязаемыми.
Кто-то скажет, что таких деревень в России тысячи, и, конечно будет прав. Но ведь никто и не настаивает на оригинальности, неповторимости этой деревни. Да, и скорее всего, описание её во многом носит собирательный характер, ведь каждый, прочитав это стихотворение в прозе, увидит в нём до боли знакомое место, дорогое именно ему, свою малую родину, отчий дом…
Что очень важно, Тургенев не разделяют малую и большую Родину. Для него эти понятия едины. Так и для лирического героя его деревня – весь мир. Это место, где он родился, сделал свои первые шаги, сказал первые слова, впервые влюбился.
Известно, что Иван Сергеевич Тургенев – мастер цветописи. “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.” «…стекла окон отливают цветами радуги». Прилагательные и существительные со значением цвета помогают создать автору эффект присутствия, полноты бытия.
Поражает и звукопись стихотворения: «жаворонки звенят», «зобастые голуби воркуют», «лошади фыркают», молодка смеётся, «петух … закричал и хлопотливо захлопал крыльями». Цветом, звуками и запахами наполнен тургеневский текст. «Молоко парное», «и дымком-то пахнет, и травой и дегтем маленько – и маленько кожей», «кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена».
Важную роль в произведении играют чувства и эмоции лирического героя. Всё стихотворение пронизано его невероятной любовью к миру русской деревни, раздольной и «вольной», с круговертью каждодневных дел и забот.
В этом произведении, как в родниковых водах, отразилась вся наша Россия-матушка. Страна наша много веков была сельскохозяйственной. А значит, ключевую роль в ней играли крестьяне. И как удивительно описывает их Иван Сергеевич! Он говорит об этих простых людях с невероятной теплотой. “Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, — зубоскалят. Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене .” Какой ёмкий образ деревенской жизни подарил нам Тургенев! Его лирический герой любуется каждой деталью крестьянской жизни. «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!» - эти риторические восклицания невольно тоже эхом отзываются в нашем сердце.
Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: “И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?” Автор хочет подчеркнуть эфемерность, временность нашей жизни в городе в плену ложных ценностей, и показать дух соборной жизни в деревне. Тут всё идёт так, как было заведено столетия назад. В ней все живут как одна большая семья, и всё это кажется удивительным после одиночества города…
Родина у нас одна единственная, мы не должны забывать о ней. Да и вряд ли нам это удастся. Тургенев подтвердил эту истину всей своей жизнью и творчеством…
Нарисуем попугая цветными карандашами
Карандаши в пакете
Два петушка
Лиса Лариска и белка Ленка
Астрономы получили первое изображение черной дыры