Работа представляет краеведческое исследование ученика истории своего родного края. Ученик рассказывает об образовании Судинской школы, которой в 2012 году исполнилось 115 лет; о первых выпускниках, их победах и достижениях; о выпускниках - ветеранах педагогического труда, которые связали свой жизненный выбор с родной школой; о школе сегодня - творчески работающем коллективе, который использует в работе новые образовательные технологии и никогда не останавливается на достигнутом.
Работа имеет практическую значимость, так как может быть использована для внеклассной работы учителями-предметниками и классными руководителями.
Работа была опубликована в школьной газете.
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_etap_vserossiyskogo_konkursa.doc | 51 КБ |
Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
МОУДОД «Дом детского творчества»
Объединение «Журналист»
Дом, в котором мы живём…
очерк
Воронин Лев Андреевич
7 класс
Зомарева Ангелина Григорьевна
Педагог дополнительного образования
МОУДОД «Дом детского творчества»
Пермский край
Уинский район
Село Суда
Улица Центральная, 29
Суда, 2010
Дом, в котором мы живём…
Школ, из которых дети не хотят уходить на каникулы, а начало учебного года встречают радостнее, чем его окончание, не так много. Когда же такая школа встречается, не просто определить, чем она так привлекательна для учителей и учеников, для всех, кто в ней находится.
В далёком Уинском районе Пермского края есть небольшой островок замечательных человеческих отношений и Судинская средняя школа. В нашей школе замечательные ученики и отличные учителя. Учеников всего 168 и 25 педагогов. В школе созданы все условия для того, чтобы мы хорошо учились, любили свой край, думали о родителях, заботились о своих бабушках и дедушках. В школе сложился ряд хороших традиций: чествование ветеранов педагогического труда, вечер встречи выпускников. Мы, ученики, присутствуем на этих мероприятиях, узнаем многое о своей школе, знакомимся с выпускниками прошлых лет. Я решил поподробнее познакомиться с историей школы, так как на вечере встречи услышал, что в 2008 году школе исполнилось 110 лет. И школа наша, пожалуй, единственный культурный центр на селе. Именно в школе учимся мы беречь свой край, охранять богатства края. С помощью учителя литературы познакомился с архивными документами, с газетными вырезками, с рукописной книгой «История школы». В создании этой книги принимала участие моя сестра, которая сейчас учится в ПГПУ на филологическом факультете. Я просмотрел все её записи, познакомился с альбомом, составленном членами творческого объединения «Журналист». На одном из классных часов мы совершили путешествие в прошлое, прошлись по коридорам старинного здания нашей школы. Здание это меня очень заинтересовало.
Школьный звонок никого не оставляет равнодушным: ни детей, ни взрослых, ни глубоких старцев. Когда же он впервые раздался в Судинской школе? Кто в глубокую старину учил детей? Какие предметы преподавали в школе? Чем занимались ученики? Что представляла из себя наша школа 111 лет назад? Ответы на эти вопросы и решил я найти, познакомившись с архивными документами, поговорив с бывшими учениками, учителями-ветеранами.
История школы
В глубину веков уходит история нашей школы.
В 1897 году – это двухклассное министерское училище. В нем обучались дети после окончания начальной школы из Медянской, Ашапской и Апачевской волостей. Это была единственная доступная для крестьянских детей школа повышенного типа. Школа пользовалась большой известностью. Программа в ней соответствовала городскому училищу.
После революции с 1918 года школа стала называться Судинской начальной.
В 1934–35 учебном году при слиянии с Медянской школой образовалась Судинская неполная средняя школа, которая просуществовала до 1953 года.
С 1953 года – Судинская средняя школа.
Мы не должны забывать тех, кто работал в школе в такое трудное время. И мы отдаем дань уважения тем, кто может и сегодня сказать: «Здравствуй, школа!». Мы помним и о тех, кто сегодня уже не может произнести эти слова.
Первые ученики
Трудно было учиться в предвоенное время, но в школу ходили с большим желанием, стремились постоянно узнать что-то новое и были первые победы, первые достижения.
В неполной средней школе(1935-1936 учебный год) уже были свои первые отличники учебы.
Первый класс: Легостаев Иван, Серовиков Григорий, Харитонов Василий, Мутыхляева Анна, Ушакова Мария, Маленьких Филипп.
Второй класс: Курбатова Надя, Пахомов Александр, Сапронова Неля, Маленьких Зоя.
Третий класс: Пономарев Силантий, Воронина Муза, Щипицын Василий(беспризорник), Зайцева Наташа, Головин Павел, Седунов Иван, Рязанов Василий.
Четвертый класс: Маленьких Ваня, Рязанова Тася, Бурмасова Маша, Гаврилов Шура(беспризорник), Харитонова Настя.
Пятый класс: Гороумова Маша, Харитонова Настя, Харитонова Лиза, Гневшева Инна, Головин Иван, Журавлева Тамара, Кашин Иван, Одинцева Тамара.
В то время в школе проводилось много вечеров, интересных мероприятий, игр. Всегда с нетерпением ждали новогодние праздники.
В конце учебного года сдавали экзамены. Те, кто хорошо сдавал экзамены, получали премии.
Выпускники школы – ветераны педагогического труда
В нашей школе есть хорошая традиция. Многие ученики связывают свой жизненный выбор со школой. Получив образование, возвращаются в родные места и приходят в свою школу уже в качестве учителя.
Сейчас я постараюсь рассказать о таких учениках.
Осокина Любовь Михайловна родилась 6 сентября 1919 года в Телесе Уинского района. В Судинской школе закончила семь классов.
После школы вынуждена была устраиваться на работу. Родителей Любовь Михайловна потеряла рано, росла сиротой.
Шесть лет работала учителем начальных классов, а потом уже появилась возможность продолжить обучение. Любовь Михайловна поступила на заочное отделение ПГПИ на исторический факультет. В Судинской школе Любовь Михайловна проработала 39 лет. За многолетний труд награждалась неоднократно грамотами, награждена медалью «За трудовую доблесть».
Смирнова Мария Ефимовна родилась 8 марта 1931 года в селе Суда Уинского района. Судинскую школу Мария Ефимовна закончила в 1946 году и поступила в педагогическое училище города Кунгура. После окончания один год проработала в Судинской школе и снова поступила учиться в ПГУ на филологический факультет. Из воспоминаний Марии Ефимовны Смирновой: «Во время учебы пассивную практику проходила в классах, в которых учились и осужденные. Трудно было с такими детьми работать, сама еще слишком молода. Старалась объяснять как можно проще, чтобы все понятно было.
Училась с желанием, но часто голодала, и из-за голода даже голодные обмороки были. Закончив учебу, уехала в Эстонию. Любовь к малой родине оказалась гораздо сильнее, поэтому вернулась домой, в свою родную школу. Первые годы работала учителем русского языка и литературы, потом организатором, завучем 15 лет была директором. Работали в две смены, так как классных комнат не хватало. В школе обучались ребята из Воскресенска и Усановки. Для проживания старые здания уже не подходили, поэтому пришлось строить интернат. В пяти комнатах проживали сто учащихся. По 20 человек в комнате. В школе же в то время обучались свыше 550 человек. К нам пришли еще ребята из Воскресенска, Медянки, Иштеряк, Мерекай, Чайки, Михино, Шарынино, Луговой.
В младших классах обязательно проводили уроки чистописания, а в старших классах изучали Конституцию СССР. В десятых классах было по 30-35 учеников. Школьную жизнь всегда вспоминаю с теплотой. Интересно жили. Часто ездили с ребятами по городам нашей Родины. Не раз съездила с ними в Москву, были в Ленинграде, Витебске.
Среди моих учеников много талантливых ребят было. Пахомов Анатолий Иванович отдал мне целую тетрадь стихотворений, а Курбатов Александр почти все сочинения писал в стихах, объем которых доходил до 6-7 страниц. За увлечение стихами ребята прозвали его Пушкиным. Так и шагало это прозвище с ним по жизни до смерти».
Много правительственных наград имеет Мария Ефимовна. Она Отличник просвещения СССР, Отличник народного просвещения РСФСР. Но самая главная награда, считает она, это то, что уроки ее помогли выбрать профессию многим ученикам.
А в школе Мария Ефимовна проработала 40 лет.
Соснина Агриппина Григорьевна родилась 30 июня в 1934 году в Луговой Уинского района. Судинскую школу закончила в 1952 году и поступила в педагогическое училище города Кунгура. Училище закончила с красным дипломом и вернулась в родную школу уже учителем. Поступила на заочное отделение ПГУ на гаографический факультет. В школе работала рядовым учителем, потом завучем, воспитателем интерната. Несколько лет руководила МО учителей географии.
Агриппина Григорьвна очень любила свой предмет и смогла привить любовь к родному краю и ученикам. Может быть, поэтому большая часть учителей, работающих сегодня, это выпускники Судинской школы.
За свою безупречную работу Агриппина Григорьевна награждена Орденом Трудового Красного знамени. И она Отличник народного просвещения РФ.
Школе Агриппина Григорьевна отдала 37 лет.
Зубарева Нина Григорьевна родилась в 1941 году в Луговой Уинского района. Судинскую школу закончила в 1959 году. Работала учителем математики и заведовала школьной библиотекой. Нина Григорьевна закончила ПГПИ и получила специальность учителя начальных классов. Работая в библиотеке, много внимания уделяла воспитанию бережного отношения к книгам.
В Судинской школе проработала 36 лет. Нина Григорьевна тоже имеет правительственную награду. Она Отличник народного образования РФ.
Школа сегодня
Наша школа сегодня – это дружная семья учителей, учеников и их родителей. Я решил задать несколько вопросов директору школы. Наталья Борисовна считает, что «школа сегодня – это обязательно творчески работающий коллектив, который использует новые образовательные программы, новые технологии, никогда не останавливается на достигнутом, всегда шагает вперёд, а не топчется на месте. Школа может влиять на развитие индивидуальных способностей учащихся только тогда, когда в ней есть учителя, которые сами являются яркими, творческими личностями, для которых школа – это не просто рабочее место. В школе не должно быть случайных людей, поэтому считаю, что учитель должен уметь раскрыть свои индивидуальные способности, самовыражаться. Ведь именно в этом и проявляется его творческая активность, его заинтересованность, стремление к совершенствованию своего мастерства. Именно это и укрепляет духовную связь ученика и учителя. Необходимо, чтобы каждый учитель работал, учитывая требования времени, учитывая экономическую ситуацию.
Очень важно, чтобы учитель видел в каждом ученике, прежде всего, человека, а потом постарался полюбить его таким, какой он есть.
Считаю, что школа – это наш дом. А каждая хорошая хозяйка старается сделать свой дом уютным. И наш учительский коллектив прилагает все усилия для того, чтобы нашим ученикам было в этом доме комфортно. После учебных занятий каждый наш ученик может развивать свои творческие возможности. В нашей школе организована работа девяти кружков и восьми творческих объединений».
В нашей школе работают талантливые учителя и учатся талантливые ученики. Два отличника просвещения РФ, шесть педагогов удостоены звания «Почётный работник общего образования РФ», два преподавателя награждены Грамотой Министерства РФ, а наш классный руководитель – победитель конкурса «Лучшие учителя России» в 2008 году. Семнадцать учителей из двадцати пяти имеют высшее образование. Ученики ежегодно принимают участие и побеждают в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.
Наша школа сильна традициями. Из стен школы, начиная с 1965-го года, выпустились 28 золотых и 38 серебряных медалиста.
С 2004-2005 учебного года мы учимся в новой школе, о которой так мечтали. И сегодня в школе замечательный компьютерный класс, ксерокс, принтер, сканер, ризограф, телефакс.
Заботятся и о нашем здоровье. Уроки физкультуры и спортивные секции проходят в современном спортзале, имеется площадка для волейбола и баскетбола, велотренажёр для развития мышц спины. Занимаемся мы в четырнадцати кабинетах, а уроки музыки и рисования проводятся в кабинете искусства.
Такая наша школа сегодня. Так выглядит дом, в котором мы живём. Этот дом мы должны беречь, приумножать его славу, чтобы и о нас потом могли сказать: «Они учились в этой школе. Были отличными учениками, верными друзьями».
Я ещё только восьмиклассник, но стараюсь вносить свой вклад в сохранение школьных традиций. Стараюсь отлично учиться, участвую во внеклассной работе, занимаюсь в фольклорном кружке «Соловушки». Каждое лето посещаю экологическую площадку. С нашими воспитателями мы занимаемся озеленением школьной территории, следим за чистотой улиц села, очищаем берега прудов, которых у нас четыре.
Я считаю, что мы должны знать историю своей малой родины, а школа наша – это и есть история. В этой школе учились мои бабушка, тётя, дядя, мама и сестра.
Глупый мальчишка
Учимся ткать миленький коврик
Три загадки Солнца
Сладость для сердца
Лиса Лариска и белка Ленка