Работа посвящена творчеству замечательного российского писателя-фантаста В.Д. Колупаева.
Вложение | Размер |
---|---|
rastashanskaya3.doc | 51.5 КБ |
Расташанская Евгения
Роль и место фантастической литературы в современном обществе на основе исследования творчества В.Д. Колупаева
Томский гуманитарный лицей
10 класс
Научный руководитель: О.В. Колупаева
Сегодня, в 21 веке, люди живут по четкому и строгому расписанию. Работа, семья, требующие очень много моральных и физических сил, город, который раздражает и давит - все это отнимает время, которого почти не остается на самого себя. В итоге человек стремится вырваться из этой атмосферы, отдохнуть от нее, разнообразя обыденную жизнь новыми впечатлениями: походами в кино, магазины, чтением книг, просмотром телевизора. И такой образ жизни типичен, он присущ почти всем людям. Он принял глобальный характер и принес результат. В суете, в проблемах, человек перестал задумываться и разбираться в собственных духовных потребностях, более того, эти потребности просто стали исчезать. В результате этого массовая культура, транслируемая в СМИ, в кино, в книгах, стала наполнять жизнь людей и заменять глубокие ценности поверхностным и однобоким восприятием мира. Благодаря массовой культуре люди начали больше и больше воспринимать все упрощенно: черное - белое, хорошее - плохое, умное - глупое. Такой подход проявляется во всем: люди перестают читать сложную, серьезную литературу, смотреть глубокое и трудное кино, ходить в театр. Массовость, зрелищность, возможность отдохнуть как физически, так и умственно - вот основные требования к сегодняшней массовой культуре.
Общество меняется, меняются условия жизни и ценности, возникают новые проблемы, задачи, и, конечно же, необходимость их решить. Поэтому появляются новые направления в искусстве, к примеру, фантастика. Интересная, неординарная, она позволяет посмотреть на мир с нового ракурса, открыть в нем новые грани и по-новому рассмотреть и объяснить вечные истины.
К сожалению, сегодня сформировано представление о фантастике, как о направлении ярком, зрелищном, визуально красочным, но достаточно примитивным в осмыслении проблем окружающей действительности. Этот стереотип был сформирован благодаря массовой культуре: грандиозные по финансированию, но примитивные по идейному содержанию фильмы, книги, которые при чтении лишь убивают время, не принося эстетической и моральной пользы. Современное общество знакомо лишь с самым распространенным видом: фантастика героических приключений. Он популярен благодаря тому, что зрелищен, красочен и не заставляет читателя умственно работать при тени книги.
Именно такое представление о фантастике имеет обычный человек (обыватель). При этом же фантастика куда глубже и интереснее. Возможность посмотреть на мир с новой (иной) точки зрения, увидеть необычное в обычном - вот, что дает фантастика.
Что приобретает сюжет произведения с включением фантастического существа? Три качества: исключительность, наглядность и значительность вывода. Интерес к исключительному - характерная черта человеческой психологии. Общее мы лучше понимаем чрез единичный пример, примеры же предпочитаем броские. К примеру, в «Фаусте» Гете не ростовщик, не вор, не судья - дьявол самолично явился в гости. Не о доме, не о саде, не об имуществе - о бессмертной душе торгуются.
Второе достоинство фантастического образа - наглядность. Благодаря яркому примеру и мистическому образу у читателя возникает обобщенный глобальный вывод. Если место действия произведения отнесено в космос, автор как бы убеждает нас: «Так будет везде!». Если время действия отнесено в будущее, автор как бы говорит: «Так будет всегда!»
Для полноты следует отметить еще одно литературное достоинство фантастики: она «удобнее» для остранения. Что означает «остранение»? Это изображение знакомых предметов с необычной точки зрения. Угол зрения непривычен, и в знакомом открывается нечто новое, обыденное становится странным. К примеру, путешественники прибывают на чужую планету и удивляются странным тамошним обычаям, а читатель подводится к выводу: «Значит, можно и иначе жить, думать, смотреть на мир». В рассказе В. Д. Колупаева «Весна света» главные герои в буквальном смысле с разных планет; при их встрече мы видим насколько разливы их мировоззрения, в результате чего они находят общий язык и знакомят друг друга со своими мирами, стреляться достигнуть взаимопонимания.
Мы приходим к выводу, что писатель использует фантастичность в своем творчестве с определенной целью, а именно: для придания своему повествованию исключительности, доступности, значительности, обобщающего вывода и нового взгляда на предмет.
Для того чтобы наглядно увидеть возможности фантастики и подтвердить сделанные выводы, обратимся к творчеству В.Д. Колупаева, томского писателя – фантаста. Проанализируем его рассказ «Два взгляда».
Добро и зло вечны, как и противостояние между ними. Многие поколения человечества рассуждали на тему добра и зла, ставя проблемы и пытаясь дать на них ответ. Тему добра и зла поднимает и В.Д. Колупаев в рассказе «Два взгляда».
Рассмотрим систему персонажей: один из главных героев - это Петр Иванович Ветругин, человек средних лет, преподаватель. Автор не дает портрета этого героя, но что важно, он показывает Петра Ивановича на фоне осенней природы, которую герой чутко и внимательно воспринимает, между ними идет «диалог». Петр Иванович чувствует себя умиротворенным и счастливым, он смотрит на окружающий его мир с лаской и радостью, каждый человек для него добрый и обладает множеством хороших качеств: «Особые заботы не отягощали его умиротворенную сейчас душу. <...>Напротив, все казались милыми и добрыми, удивительно молодыми и интересными. Словно ласковость какая-то опускалась на людей в Лагерном саду». Затем настроение Петра Ивановича резко меняется, обрывается «диалог» с природой, с людьми. В связи с переменой настроения меняется и взгляд героя на окружающий его мир: люди становятся злыми, некрасивыми, «мир рассыпается на глазах». Делая усилие, Петр Иванович частично возвращает прежнее настроение и прежний взгляд, « мир восстает из праха».
Жизнь или разрушение окружающего мира являются результатом отношения, взгляда человека на этот мир. Злой и циничный взгляд разрушает окружающую действительность, окрашивая ее в черный цвет, при этом люди в этом мире тоже становятся злыми и некрасивыми в своей злости: «Девушка, злая и некрасивая в своей злости, кричала на парня. А тот лениво и отсутствующе теребил противную бороденку, совсем не идущую ему.<...>Мир рассыпался на глазах». А добрый взгляд, наоборот, мир оживляет, придает ему краски, позволяет увидеть в людях их физическую и нравственную красоту.
С древних времен взгляду придавали магическую силу, это иллюстрируют такие пословицы, как «Взглянет, словно рублем подарит», «На что Касьян ни взглянет, все вянет» и т. д. Что же такое взгляд, почему характер взгляда играет такую важную роль? В словаре Даля о взгляде говорится так: «свойство или качество этого действия и само выражение глаз, как немой, но высшей речи человека». Значит, взгляд героя - это разговор его с окружающим миром, высшая речь его души, поскольку она безмолвная, и в силу этого самая правдивая. Злая речь порождает лишь злой ответ, а зло - это всегда разрушение. В итоге разрушается и мир вокруг человека, и сам человек.
Примером такой разрушительной силы является второй герой рассказа - Евгений Расковцев. Автор описывает его человеком с красивым лицом, человеком, одетым просто, но с претензией на изящество, и молодым, вызывающе молодым. Евгений - бывший одноклассник Петра Ивановича, и что удивительно, то это внешний возрастной контраст: один человек выглядит достаточно пожилым, а другой слишком молодым для своих лет. Одна из первых фраз, которую произносит Расковцев: «Сдыхает природа-мать». В этой реплике уже заложено столько злобы: признавая природу матерью, Евгений уничижительно говорит, что она «сдыхает». По сравнению с Петром Ивановичем, который ощущает: « Золотое марево застлало глаза, и музыка гордо умирающего леса, цветов и трав переполнила все его существо и на невидимых, невесомых крыльях вознесла в вышину неба», Расковцев не чувствует и не видит красоту окружающей природы. Более того, при взгляде Евгения, мир, вступая с ним в «диалог», начинает рассыпаться, страдать от тяжести этого взгляда. Петр Иванович тоже ощущает необъяснимую тяжесть взгляда своего бывшего одноклассника: «Но он тотчас же овладел собой и долго не отводил своего тяжелого взгляда. Петру Ивановичу стало страшно. И уже чувствовал он, как сникает, надламывается, стареет, словно время неудержимо понеслось вскачь».
Между героями завязывается разговор, в ходе которого Расковцев повествует о своей жизни, о людях, которые были рядом с ним, о своем отношении к этим людям и к миру. Мы узнаем, что у Евгения была семья: жена, сын. Причем жена умерла (неясно от чего), сын ушел из дома и его высшая мечта - никогда не видеть отца. Соседи, коллеги - все постепенно умирают рядом с Евгением. Каждая его реплика свидетельствует о его ненависти к окружающим его людям и миру, о его самолюбии. Он «прожигает» людей взглядом из-за своей ненависти, он забирает жизненные силы и хорошее настроение, он - воплощение торжества злого начала над добрым. Зло не обладает созидательной силой. Оно способно питать лишь само себя, о чем ярко свидетельствует прекрасная и молодая внешность Расковцева. Петр Иванович чувствует себя постаревшим возле Евгения, чувствует, что когда Расковцев смотрит ему за спину, то там пропадает хорошее настроение, жизнь. Таким образом, Расковцев излучает зло, забирая добро из жизни.
И Петр Иванович бросает вызов этому злу: он заставляет Евгения закрыть глаза, слушать окружающий мир, т. е. Петр Иванович заставляет Расковцева не только говорить (а взгляд - это речь), но и слушать, тем самым, вступая в борьбу. Ветругин не первый, кто понял и увидел «орудие зла», т. е. взгляд, так как этот взгляд чувствовала и умирающая жена Евгения: «Она когда умирала, я, само собой, рядом сидел. Смотрю, смотрю на нее, а она и скажет: «Закрой глаза». Не отвернись, а именно: закрой глаза», но Петр Иванович первый, кто вступил в борьбу. Об этом свидетельствует еще и то, что Расковцев начинает постоянно жаловаться на боль, которую испытывает в течение разговора с Ветругиным: « Больно, Петька! Что ты со мной делаешь?!». И в этой борьбе и заключается особая трудность, на которую люди не обращают внимания: как бороться со злом не методами зла, а методами добра? Так сложно сохранить добро в себе и не дать этому добру стать злом! Ветругин стоит перед сложнейшим вопросом: как? Как «обезвредить» Расковцева? Убить? Но убийство человека это грех, зло, разве может зло служить во имя добра? Заставить Евгения понять его собственную суть? Как? Петр Иванович пытается открыть Расковцеву его страшный дар, но в процессе борьбы Ветругин находит лишь одно средство - это показать Евгению его способность убивать. Но для этого необходимо принести себя в жертву: « У добра есть тихая, спокойная, благородная работа…Есть и проще…несложная…Трудная…Есть и невыносимо трудная…Ах, как больно…Но если мгновение! Если на раздумья только миг! И миг кончается…». И Петр Иванович приносит эту жертву, он умирает. Что произошло, не поймет никто, кроме Ветругина, Расковцева и читателя. Для всех - случайность, для героев - осознанное действие, имеющее свой смысл. И эта жертва Ветругина стала его победой, он обратил взгляд Расковцева не на мир, а на самого себя. Затем мы узнаем, что через некоторое время преподавателю по химии выжгло глаза. Предполагая, что этот преподаватель и есть Евгений, т. к. оба героя закончили именно химический факультет, можно сказать, что он не выдержал собственного взгляда, он прожег ему душу, ведь глаза - это зеркало души.
В итоге добро победило: не применяя методов зла, оно сделало зло добром, т. е. Евгений сам лишил себя своего взгляда. Для остальных людей не видна эта внутренняя борьба (т. к. боль, испытываемая при этом, это боль душевная, а не физическая), внешне он всего лишь неправильно провел химический опыт, а на самом деле он заглянул сам в себя и осознал свою суть.
Таким образом, мы видим, что использование фантастики позволяет посмотреть на вечные истины и проблемы по-новому. У читателя есть возможность открыть в обычном необычное. Старые и скучные проблемы приобретают новый смысл и новое толкование. Проблема добра и зла вечна, но вот способы противостояния двух начал - это новая проблема, которая весьма актуальна на сегодняшний день. Зачастую люди достигают целей любыми методами и не задумываются о последствиях. Важна лишь цель, а не средства. Есть люди, которые считают, что «клин клином вышибают», т. е. все то же зло можно искоренить только злом, поскольку такие методы будут наиболее эффективными. В пример можно привести современные фильмы. Появляется главный герой, сталкивается со злом, которое необходимо искоренить и, соответственно, начинает искоренять: режет, кромсает, убивает. В итоге он является героем, все носят его на руках и ликуют, оправдывая убийства словом «возмездие». Никто никогда не задумывается, что это не возмездие, а убийство. При этом такой герой становится не просто победителем, он становится кумиром, а неоправданная жестокость остается незамеченной. На самом же деле герой, способный на убийство, является сам таким же злом, как и то зло, что он искоренял. Данная ситуация является примером того, насколько безрассудно и поверхностно может быть отношение к проблеме. Вскрывая один пласт этой проблемы, нельзя останавливаться на первом этапе и считать, что задача выполнена. Жизнь-это сложная система вопросов и ответов, которые взаимодействуют между собой, образуя порой неуловимые и тончайшие связи, которые, однако, нельзя упустить. Размышляя о том, как решить проблему, нужно думать не только о том, что делать, но и как это делать. Именно к такому выводу подводит нас рассказ В.Д. Колупаева «Два взгляда».
Еще одно достоинство фантастики наряду с ее глубиной: фантастика позволяет гиперболизировать ситуацию, придавая ей необычайный размах и масштабность. Это дает возможность представить проблему ярко, позволяя максимально увидеть и осмыслить все плюсы, минусы и последствия.
Очевидно, что фантастика позволяет увидеть мир по-новому, является яркой и наглядной, способна заключать в себе глубокий смысл и сложную сюжетную линию, позволяющую избежать предсказуемости и чрезмерной простоты повествования.
Познакомившись с основными особенностями фантастики и проанализировав рассказ В.Д. Колупаева «Два взгляда», мы получили обобщенное представление о фантастике, облегчили ее понимание. Безусловно, фантастика многолика и разнородна, т. к. выполняет разные задачи, но при этом всегда нужно помнить, что фантастика расширяет возможности реализма, а вовсе не отгораживается от него, являясь лишь одним из способов исследования действительности. В данном жанре всегда было необходимо соблюдать три основных условия: научность, художественность, человечность.
Мы проследили, каким образом фантастика взаимодействует с жизнью и как жизнь взаимодействует с фантастикой. Данный жанр, как и многие другие направления, является своеобразным ключом к реальности. Но зачастую родители не позволяют читать своим детям фантастику, считая, что она делает человека мечтательным и отрывает от реальности, что она не подготавливает человека к вступлению в жизнь, т. к. мир фантастики слишком далек от жизни. Но это заблуждение. Плохая фантастика, написанная писателями, представляющими массовую культуру, действительно способна дать совершенно ложное представление о жизни или не дать его вовсе. Но различная техника будущего, небывалые монстры и пришельцы нужны не для того, чтобы удивить читателя или оторвать его от действительности, погрузив в вымышленный мир, а для того, чтобы дать возможность по-новому взглянуть на жизнь. Доводя различные ситуации до абсурда или гиперболизируя их писатель позволяет нам увидеть неявные проблемы, минусы и плюсы, которые становятся заметны лишь при более детальном рассмотрении и осмыслении. В этом и есть преимущество фантастики: глобальные проблемы мы можем рассмотреть через яркий единичный пример.
Знакомые следы
Рисуем осенние листья
Сказка "Колосок"
Петушок из русских сказок
3 загадки Солнечной системы
Комментарии
О работе Расташанской Евгении