На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_otechestvennaya_voyna_v_istorii_nashego_sela..doc | 88 КБ |
МОУ Кировская средняя общеобразовательная школа
Научно - практическая конференция учащихся
секция истории Научно - исследовательская работа
Великая Отечественная война в истории нашего села
Автор:
Радченко Надежда Сергеевна ученица 9 класса
Руководитель:
Колохматов Сергей Георгиевич
Содержание
I.Введение
1.Цели, актуальность, практическая значимость темы ………1
2. Память жива. Трагические дни 1941 года. ……………… 3
II.Основная часть.
1.Никто не забыт.Ничто не забыто. …………………………5
2.Кировчане в годы Великой Отечественной войны…………6
3.Война в жизни и судьбе моих односельчан. ………………7
III.Заключение .
Вклад моих земляков в победу. …………………… 8
2.Эпохой бессмертия мы рождены. Поклонимся великим тем годам ……………………………9
IV.Список литературы …………………………………… 10
Введение
Моя исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны
Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни людей, их выживания в суровые годы военного лихолетья, тяжёлого труда в военные годы, жертв принесённых во имя Победы. Людей проживающих рядом с нами, проанализировать их жизнь и цену победы. Осуществление поиска, изучения и систематизации документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
- способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины; - узнать как можно больше информации об участниках Великой Отечественной войны, жителей села Кирово; - привести в соответствие имеющие данные о точных потерях, уточнить списки погибших, списки не отмеченных на сельском обелиске и в Книге Памяти; -показать, как отразилась война на судьбах кировчан, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу - использовать в работе информационных технологии, создать электронные презентации.
Степень изученности проблемы
В художественной и научной литературе можно найти много работ по данной проблеме, которые я и использовала. Я просмотрела и перечитала много книг о войне. Особенно мне понравились книги: Николая Доризо «День нынешний и день вчерашний» . В этих книгах, в стихах показана весь трагизм Великой войны, жизнь в военные годы. Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их поют и сейчас. Например: «Враги сожгли родную хату» на стихи М.Исаковского.
В более позднее время появились новые замечательные песни такие как «День победы» Эти ПЕСНИ И КНИГИ о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых в военные годы. О Памяти Мне интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М. Данишевс-кого, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат с фронта. Из газетных статей про период войны я узнала много о земляках-алтайцах, переживших страшные годы войны. В школе мы с ребятами встречались с ветеранами, тружениками тыла. Постоянно общаюсь с Дуда Надеждой Михайловной, моей тётей, которая много рассказывала о прошлой жизни, о истории села. Много ценных материалов у нас есть в школьном музее, которые помогают осознать величие , значимость тех героических лет. Судьба наших предков, нашей семьи - яркое отражение истории нашей страны.
Основные этапы проекта.
- совместная деятельность с учителем истории Колохматовым С.Г., работниками сельского дома культуры и сельской библиотеки по подготовке материалов; -работа с первоисточниками наиболее полно освещающих избранную проблему; - знакомства и встречи с людьми – очевидцами событий прошлых лет; - изучение литературы и периодической печати; - выбор методов исследования под руководством учителя истории.
-самостоятельная работа с данными по Великой Отечественной войне; - работа с архивными материалами, материалами школьного музея, СДК; -анализ собственных данных, их сопоставление; -работа по подготовке исследованных материалов к оформлению, составление таблиц, создание электронных презентаций.
Память жива. Трагические дни 1941 года.
Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хочу показать в своей работе.
Все дальше в прошлое уходят события Ве ликой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы.
В селе Кирово есть улица Жаворонкова, героя войны.(своими словами) Но лучшим памятником героям – землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.
На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Вот уже 70 лет минуло с той поры когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море. Везде. Сейчас можно услышать, что не осталось тайн, и мы знаем всё о той войне. (пауза)
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первые победы над страшным врагом - это было тоже в 41- ом. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирала силы и Хакасия...
Так если мы знаем всё о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – « Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой некуда деться, когда из под вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир, оставшейся за кадром кинохроники тех жестоких лет? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники. Каким вырастет новое поколение? А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства , выполнить священный долг защиты Отечества? Хорошо ли нам живущим ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет. «Не должно этого быть!» решили мы с ребятами и началась серьёзная работа.
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит, которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит. Вот почему посмертно они живы.
Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить, чтоб небосвод был вечно голубой - Нет, не забудем никогда героев, что ради жизни шли в бессмертный бой!
Нам предстояло узнать об участии наших земляков в Великой Отечественной войне, в ходе которой была одержана нелегкая победа. О героях, которые очень необходимы были тогда стране. Они проявили свои положительные качества, они-то и облегчили победу, а кто они эти героические люди, когда то также учившиеся в школе,
Основная часть
1.Никто не забыт. Ничто не забыто.
Долг нашего поколения – сохранение памяти о войне. Для подрастающего поколения скоро останутся только фотографии, видео. Если в 1980 году были живы 87 ветеранов Великой Отечественной войны, то сейчас их осталось только 5. Совместная работа нашей школы с общественными организациями, СДК становится системой работы. Ведётся большая поисковая деятельность. Есть уже определённые результаты. На сегодняшний день у нас в селе проживают 78 тружеников тыла. Мы знаем , что более трёхсот жителей села воевали на фронтах, из которых погибло 203 человека. Проверяя данные, написанные в «Книге Памяти» - мы заметили, что в ней записаны не все участники войны, мы провели поисковую работу – сверили списки погибших кировчан ,стали сверять со списком на Обелиске, который стоит в центре села и на нём тоже выяснилось, что отсутствует часть фамилий; старожилы села, зная, что ведётся данная работа, стали приходить по поводу своих родственников, тех на кого нет никаких данных; в следствии этого выяснилось, что на Обелиске не хватает 45 человек, а о 59 солдатах в Книге Памяти по Хакасии нет не строчки. Люди отдали свои жизни и о них ничего не известно кроме года их рождения. Возможно причина в том что в начале войны с.Кирово относилось к Минусинскому району, а в 1944году образовался Алтайский район. Также возможна путаница по Книгам Памяти – Хакасии и Красноярского края. Наша задача исправить эту ситуацию. Как сказал фронтовик Михаил Дудин: - «Неизвестных солдат нет и быть не может, потому что мы живые, защищенные их кровью, ходим по нашей земле, дышим этим воздухом жизни, растим детей на радость нашему грядущему». (5.с.46)
Нам хотелось узнать, где погибли эти люди, как, и сохранить это для будущих поколений. В одиночку не каждый решится на сбор сведений, а всем вместе гораздо легче это сделать.
На тружеников тыла составлен список и около 30 человек заполнили анкеты «Труд в годы Великой Отечественной войны», где указаны Ф.И.О., год рождения, образование, когда начал трудовую деятельность, где работал и кем, какие имеет награды, общий трудовой стаж, памятные моменты из детства, юности, семейное положение, нуждаются ли в помощи. В школе мы проводим встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «Вспомним как это было» и тружениками тыла « Всё для фронта, всё для победы» - рассказы записали на видео. Совместно с СДК собираем фотографии и письма с фронта всех участников войны. О 87 ветеранах в сельской библиотеке оформлена папка « Их помнят, их знают, ими гордятся!». Там же оформлены тематические папки: «Фронтовики наденьте ордена», « Всегда на первом рубеже», «Свой век мы прожили не зря», «Мне Родину спасать досталось»
2.Кировчане в годы Великой Отечественной войны
Во время мероприятия, посвящённого ветеранам «Вспомним мы, как это было»,ветераны, труженики тыла рассказывали о нелёгком труде в годы войны: «Грянула война. Сразу все изменилось. Посуровели лица у всех, меньше стало улыбок, больше слез. Ушли на войну отцы, братья, мужья. Их места заменили женщины, старики, многие дети начали работать с 10 лет, выполняя непосильный взрослый труд, Пахали и боронили на плохоньких лошадях, на быках и даже на коровах. В бригаду давали две коровы на них боронили и доили, кормили рабочих.
В войну и послевоенные годы был страшный голод, ели крапиву, лебеду, из соболька пекли лепешки. Весной по огородам дети собирали перемерзлую картошку. Летом ловили сусликов. Не хватало дров, керосина, не было спичек. Колхоз получал все более трудные задания: новую группу людей в армию, новую партию тракторов и автомашин, лошадей - для формирования новых полков. Матери, старики и дети работали день и ночь. И это было легче не намного чем на войне, а может и трудней.»
На основе собранного материала были разработаны следующие презентации (в электронном виде): 1.Помнит мир спасённый. 2.Это фашизм. 3.Всё для фронта, всё для Победы! 4.Так начиналась война. 5. У войны не женское лицо. 6.Празднование Дня Победы в с. Кирово и др.
Составлен сценарий и проведено мероприятие посвященное Дню памяти начала Великой Отечественной войны 22июня. Подготовлена современная антифашисткая листовка - «Фашизм не пройдёт!», оформлены списки, таблицы: -список участников войны призванных из села Кирово, не занесённых в Книгу Памяти по Хакасии; -список погибших кировчан в годы войны, имён которых нет на сельском памятнике; -«Им посчастливилось остаться в живых, вернуться домой», «Они сражались за Родину», «Память о них жива. Подвиг их бессмертен».
На основе данных материалов были созданы проекты, которые приняли участие в июне 2011года в республиканском конурсе «Нет фашизму», на котором получили высокую оценку и были отмечены дипломом и ценным подарком.
Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди, особенно дети военного поколения: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!
Заключение
Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно. Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
Вглядитесь в эти фотографии. У этих портретов одно имя –ПАМЯТЬ. Память о вечно живых, которые, не жалели себя, не щадили своих жизней, чтобы их дети, внуки, правнуки жили в свободной стране, были счастливы, свободны. Я могу долго смотреть на эти старые фотографии, пытаться представить их живыми, молодыми в окружении своих родных и близких. Я часто думаю, а смогла бы я ?… вытерпеть все то, что вытерпели они? И мне хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Мне есть с кого брать пример в жизни. Я постараюсь поступать так, чтобы мне не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях. Я буду достойна Вас, мои дорогие предки».
Литература:
1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.
4. Булава И.А. Летопись Енисея. Красноярское книжное издательство, 1997.
5. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.
6. Доризо Н. День нынешний и день вчерашний. М., Военное издательство.
7.Рождественский Р. «Реквием» «Детская литература», 1984.
8.Штыгашев В.Н, Закиров К.Р.. Материалы школьного музея.1983.
9.Сунчугашев Я.И.. «Краткие очерки из Истории Хакасии». 1987.
10.Олещенко Н.М «Во имя победы». Красноярское книжное издательство, 1997.
11.Материалы из газеты «Сельская правда», 1995-20011 гг.
При подготовке использованы материалы:
Федеральная архивная служба России (Росархив):
kinarh@online.ru: http://www.rusarchives.ru
Федеральный электронный ресурс «Подвиг народа»http://podvignaroda.mil.ru/
Президентская библиотека, электронный читальный зал http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
Генеалогический форум ВГД , Архивы Красноярского края,
Минусинский архив (Красноярский кр.)
Книга Памяти по Республике Хакасия
Фонды краеведческого музея Алтайского района, РХ.
Материалы Кировского СДК, школьного музея МОУ Кировской СОШ
На берегу Байкала
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Простые летающие модели из бумаги
Крутильный маятник своими руками
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт