Вложение | Размер |
---|---|
krivosheeva_anastasiya.doc | 101 КБ |
Кривошеева Анастасия
Руководитель: Кривошеева В. Н.,
учитель русского языка;
Экология русского языка: ненормативная лексика в современной речевой реальности.
Конец XX века языковеды отмечают интенсивным расширением использования сниженных слов и выражений в русском языке. Сквернословие стало бытовым языком русского народа, частью обыденной речи. Ненормативная лексика проникла в литературу, кино, в средства массовой информации. Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения. Ведь то, что и как говорит человек, достоверно отpажает образ его мыслей, мотивы поступков, жизненные принципы.
Лингвоэкологический подход к речевой реальности позволяет осмыслить культуру языка как часть здоровой окружающей речевой среды существования, освобожденной от ненормативной лексики, негативно влияющей на общую духовность и нравственность человека. Это служит базой для укрепления экономической, хозяйственной, политической, государственной и других сторон общественной жизни. Ведет к общему обустройству, к самоуважению нации, к стабильному и гармоничному общественному развитию и, в конечном счете, к экономическому и культурному процветанию народа и страны.
Академик Д. С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т. е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т. к. можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову. С христианской точки зрения сквернословие – смертный грех. Само название порока показывает, что он оскверняет то, что входит в сущность человеческой души - слово. «Злоречивые Царства Божия не наследуют», – учит апостол Павел. И он же призывает христиан: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».
Ирзабеков В. утверждает, что в русском языке мата нет и быть не может. Автор обращает внимание на тот факт, что на богородичных иконах Царица Небесная изображается, как правило, с тремя восьмиконечными звездами: на челе и на плечах. Это не просто украшение, а графические символы одного из самых сокровенных Таинств православной веры - Приснодевства Пречистой до, во время и после Рождества Спасителя. Когда Русь 300 лет находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, что русский народ почитает Матерь Божию, старались специально нанести оскорбление ему. Скверные слова они направили против Матери-Церкви, против Матери Божией. И недаром в русском народе матерщинников издавна называли богохульниками. Орды завоевателей, захватившие русские земли, но так и не сумевшие покорить душу русского человека по причине непостижимой для них веры его во Христа и верности Ему, посягали на Таинство Боговоплощения. Отсюда вытекает закономерность наименования сквернословия инфернальной лексикой, так как инферна по латыни означает ад.
Не может не вызвать интереса и научная точка зрения на эту проблему. Так исследования, проведенные Российской Академией наук, позволяют говорить о том, что ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Причем одни тексты оздоравливают гены, а проклятия и матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению человека. Ученые предупреждают, что любое произнесенное слово есть не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших потомков. Совсем не случайно в церковнославянском языке слова язык и народ суть одно слово: каков язык - таков и народ. Проблема сквернословия существует и среди молодежи нашего города, но вместе с тем есть готовность молодых людей к искоренению этого порока.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о необходимости комплексной, планомерной и системной разъяснительной работы в данном направлении.
Нам представляется важным целенаправленное формирование у молодого поколения адекватных представлений о культуре речевой деятельности. В частности, сообщение им этимологии ненормативной лексики и рассмотрение вопросов о последствиях её употребления.
Цветение вишни в лунную ночь
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Мастер-класс "Корзиночка"
За еду птицы готовы собирать мусор
Н. Гумилёв. Жираф