Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в учебной и внеучебной деятельности. Внеучебная работа более интересна для учащихся своей свободной формой: конкурс газет по экологической тематике, конкурс экологических сказок, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады. Учебная деятельность – несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Учитывая возрастные особенности младших школьников (их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному), учитель имеет возможность осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения и русского языка, так как изучение материала о жизни природы на уроках чтения и русского языка, образность описания природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию.
Вложение | Размер |
---|---|
spor_pervocvetov.doc | 28 КБ |
Спор первоцветов.
В избушке у леса жил-был Человек. Однажды он тяжело заболел, сильно ослаб. Всю зиму он не выходил на улицу. Лежал на кровати и грустно глядел в окно. Однажды солнышко посветило ему в окно так ласково, словно улыбалось. Человек попросил солнце: «Солнышко, ярче свети! Здоровье мне подари!» Человек приоткрыл окно. Дул лёгкий и тёплый ветерок. Он попросил у ветерка: «Ветерок, смелее дуй! Все болезни с меня сдуй!» Человеку не верилось, что началась весна. Он свесил с кровати ноги, осторожно встал, медленно оделся, подошёл к порогу и вышел на улицу. Там, опираясь на перила, постоял немного на крыльце. Свежий воздух придал ему силы и он направился в сторону леса. Человек, еле дойдя до опушки леса, присел на пенёк отдохнуть. Он сидел и любовался природой, слушал пение птиц. На душе было тихо и спокойно. Вдруг человеку показалось, что кто-то разговаривает. Он прислушался и понял, что это говорят первоцветы.
В такой день первоцветы просто не могли не заговорить. Они завели между собой спор: какое из них, растений, самое замечательное.
- Самое замечательное растение – это я, сказала мать-и-мачеха. – Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех – на первых проталинах! Мне все люди радуются. Назвали меня так не случайно. Мой листочек снизу мягкий и тёплый – мать, а сверху твёрдый и холодный – мачеха. Я - лекарственное растение!
- Подумаешь, - возразила медуница. – Я вот зацвела чуть позже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. Сначала-то все были красные, а потом взяли и переоделись! Я самое замечательное растение, потому что самая разноцветная!
- Нашла чем хвастаться, - вступил в разговор ландыш. – Самая разноцветная… Я вот самый благородный. А почему? Потому что я не такой пёстрый, как ты, а белоснежный, как весеннее облачко. Я никогда не живу в одиночку. В моих цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесён в Красную книгу.
- Может быть… Может быть, вы и смелые, и благородные, - задумчиво произнесла хохлатка, - но я лучше вас. Потому что я самая нежная. Хороший человек до меня дотронуться не решится, такая я нежная. Совсем недолго радую людей своей красотой. А потом, ох, увядаю…
- Ну нет, это ещё надо доказать, кто самый нежный! – обиженно воскликнула ветреница. – Меня вот от каждого ветерка качает. За это и ветреницей прозвали. Посмотрите, какой у меня стебелёк – тонкий-тонкий…
Растения продолжали спорить. Медуница сказала, что она не только самая разноцветная, но и медоносная, недаром её так любят шмели и пчёлы.
Тут Человек встал и улыбнулся.
- Да,- сказал он, - ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ландыш, самый благородный. Вы хохлатка и ветреница, самые нежные. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все без исключения дороги нам, людям.
Растения подарили доброму Человеку сбор из первых лекарственных трав. Обратно Человек возвращался бодрее. Дома он приготовил отвар на травах и стал его ежедневно принимать. С тех пор самочувствие у него улучшилось, Человек пошёл на поправку и вскоре стал здоров. Ещё много вёсен он ходил на заветную опушку, отдавал первоцветам в знак благодарности поклон, но больше никогда не слышал их разговора.
Большое - маленькое
Ледяная внучка
У меня в портфеле
"Разделите так, как делили работу..."
Пчёлки на разведках