Сегодня автор работы Некрасова Мария является студенткой филологического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. Туда её привела страстная любовь к русской литературе. Будучи школьницей, Мария поражала своих сверстников отношением к книге. Владея современными компьютерными технологиями, она не потеряла интерес к книге, более того, стала пропагандировать чтение среди своих сверстников.
Научно-исследовательская работа посвящена актуальным вопросам отношения к книге в современном мире. По мнению автора, наметилась негативная тенденция в среде молодых людей: пренебрежение классическим наследием, скептическое отношение к фольклору.
Настоящее исследование призвано изменить ситуацию с чтением сказки, с осмыслением и интерпретацией её. Сделана попытка герменетического анализа русских народных сказок, проведено сопоставительное наблюдение над разными вариантами одной и той же сказки.
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_skazki.doc | 185.5 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов. Такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который часто отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках.
Сказка играет большую роль в жизни человека. Через сказку маленький ребенок познает мир. Взрослый, как ни банально это звучит, тоже может почерпнуть из сказки что-то интересное.
Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой - невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью - самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды.
Интересно происхождение термина «сказка». В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями». Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», т. е. рассказывают сказки. В этом первом упоминании сказки полностью отразилось противоречивое отношение к ней. С одной стороны, сказка – любимое развлечение и потеха, с другой – ее клеймят и преследуют, как нечто бесовское, расшатывающее устои древнерусской жизни. Уже в Древней Руси сформировались основные особенности поэтики сказок, влиявшие на древнерусских книжников. В русских летописях можно найти много сказочных оборотов и образов. Несомненно влияние сказки и на известный памятник XIII века «Моление Даниила Заточника», в котором автор, наряду с книжными цитатами, использует сказочные элементы.
Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров.
Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями.
Также сказки различают как фантастические, юмористические и сатирические. Любая сказка преследует определенные цели: они могут быть поучительные, либо сказочное повествование служит для развлечения слушателей – детей и взрослых.
В данной работе остановимся на исследовании фольклорной сказки, так как именно она несет в себе все черты сказочного повествования. Литературная сказка может являться сказкой только по авторскому определению, например, «Сказка о тройке» А. и Б. Стругацких, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. В основе таких сказок лежит социальная сатира.
Исследованию русской народной сказки посвящено немало работ литературоведов.
Тем не менее, в наше время популярность фольклорной сказки резко упала. Более того, появляются статьи, критикующие сказки (особенно русские народные). Многие литературоведы считают, что русские - народные сказки, - дошедшие до наших дней, потеряли свой первоначальный смысл.
Отсюда актуальность данной работы заключается в инициировании интереса к русской народной сказке.
Цель данной работы: исследовать возможность интерпретации русской народной сказки, открытия в ней всё новых и новых смыслов.
Данная цель потребовала постановки нескольких задач:
ГЛАВА I.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯЗЫЧЕСКИХ МОТИВОВ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ
История народа отражается прежде всего в литературе (в том числе и в фольклоре). Проследим за развитием и изменением языческих образов в литературном творчестве русского народа.
Обратимся к русским народным сказкам. Самые древние из них очень сложны для понимания современными людьми.
Перечитаем одну из самых древних славянских сказок.
Липовая нога.
Жили были Старик со Старухой. Однажды зимой пошел Старик за дровами и нашел в лесу спящего медведя. Старик испугался, но подошел к Медведю и отрезал ему ногу. Медвежью ногу Старик принес домой и отдал Старухе, чтобы та нащипала шерсти. Старуха стала щипать.
Вспомнив верования древних славян, нетрудно найти в этой сказке скрытый смысл. Эта сказка учила людей уважению сил природы. Славяне-язычники почитали медведя, даже боялись называть его по имени, обращались - «лесной хозяин», «бурый», «косолапый», «мишенька» и т.п. Старик со Старухой обидели Медведя, нанесли оскорбление силам природы, за что и были наказаны.
Кроме того, старик напал на спящего, а такой поступок славяне считали бесчестным. Как говорилось выше, славяне уважали медведя, почитая его отцом (реже братом) а братоубийство (отцеубийство тем более) считалось непростительным проступком. Предания о родстве с медведем сохранились в сказаниях фино-угорских народов.
На небе жил великий бог и у него был сын, звали которого Медведем. Однажды Медведь из любопытства (реже из жалости к людям) спустился на Землю, не спросив разрешения отца. Тот разгневался и не позволили сыну вернуться на небо, оставив его жить с людьми. Медведь был гордым и не просил пощады. Отец дал Медведю лук со стрелами и огонь, чтобы облегчить Медведю жизнь на Земле, но Медведь поделился дарами отца с людьми, за что был лишен бессмертия.
( По С. В. Чумакову)
Более поздние сказки дошли до нас с большими изменениями. Вспомним сказки о Бабе – Яге. Их можно разделить на два типа:
Чем же объясняется такая неоднозначность образа Бабы – Яги?
В славянской мифологии Бабу – Ягу считали духом-берегиней, хранительницей семейных связей, помощницей бога Рода. Считалось, что Баба – Яга живет на границе Яви и Нави и помогает героям (Ивану-царевичу, Ивану - крестьянскому сыну) спуститься в мир иной, победить врагов и вернуться обратно.
Затем под влиянием христианства, Бабу – Ягу стали представлять в виде старой, безобразной ведьмы: «на печи, на девятом кирпиче лежит Баба-Яга, Костяная нога, глазищами вращает, нос в потолок врос». (Кстати, само слово «ведьма» тоже претерпело изменения. Изначально оно обозначало «многознающая», «мудрая»).
Такой образ Бабы – Яги характерен для сказок второго типа. Баба – Яга «переселилась» в избушку-на-курьих ножках, стоящую к миру задом за забором из человеческих костей, с черепами на кольях, ворота в этом заборе – рот с острыми зубами. Она стремится съесть случайного гостя, со своими слугами обходится жестоко: ворота не смазывает, кота и собаку не кормит, березке ниточки не подарит, работницу бьёт. За свою жестокость Баба – Яга расплачивается. Её слуги помогают пленникам Бабы – Яги сбежать (сказка «Баба – Яга»).
В таких сказках Баба – Яга уже не кажется мудрой, наоборот, герои обманывают её, прикидываясь, что не знают, как залезать в печь («Скатерть-самобранка»). Часто им в этом помогают силы природы («Гуси- Лебеди»). Реже это может произойти с помощью слуг Бабы – Яги («Василиса Прекрасная»). Символическое значение приобретает спасение с помощью волшебных предметов (гребешок, превращающийся в дремучий лес: «в три года не объедешь, руки не просунешь», долото – в гору «до неба, в объезд 200 верст объезжать», полотенце – в реку, которую Баба – Яга пытается выпить и лопает). Таким образом, зло, которое олицетворяла Баба – Яга, оказывается побежденным.
Не меньшую трансформацию претерпел образ черта. Изначально черт был мелким духом, охраняющим границы. Вслушаемся в звучание слов – черт, черта.
Затем черт превратился в мелкого беса, пытающегося навредить людям. Глупцов черт легко обманывает, а человек сильный духом и крепкий в вере, может сам одолеть черта и заставить его служить себе. У черта появилось множество имён: лукавый, бес, бесёнок. Можно вспомнить «Ночь перед рождеством» и «Пропащую грамоту» Н. В. Гоголя. Поясним: здесь для примера приведены авторские произведения, т.к. свои повести Гоголь писал на основе народных (чаще всего анекдотических сказок) про мужика и черта. Вариантов таких сказок существует множество, поэтому удобнее рассматривать известное авторское произведение.
Возникает вопрос: если столь сильно изменились персонажи сказок, то не поменялся ли её смысл, то, чему сказка учит? Для ответа на этот вопрос ознакомимся со сказкой, возникшей на основе славянских мифов.
Велес и тать
Жил в одном городе тать, воровал он и у своих и у заезжих, но с каждой добычи откладывал долю Велесу, считая того своим покровителем. Однажды тать попался, и хотели его убить, но он вырвался и пустился бежать. Погоня догоняет, взмолился тать, просит Велеса о помощи.
И услышал Велес – явился перед татем и говорит:видишь дохлая кобыла у забора лежит, лезь под неё.
Тать залез, а от туши , смрад от нее лютый, опарыши в глазницах кубло свили. Но тать побоялся перечить же богу, да и погоня нагоняет. Тать еле высидел в своем укрытии. Тут снова явился ему Вещий Бог.Спрашивает: «Сладко ли было?». «Ох, Господине, - тать в ответ, - уж думал, не вылезти ли к погоне – лучше б от людей смерть принять, чем в смраде ядовитом задохнуться». «Так и Мне гнусно было от жертв твоих, от доли в деле неправедном», - ответил ему Вещий. И, добавил: «Ступай поздорову домой, да забрось кривое дело. Не бросишь – Меня впредь не зови. Не приду».
Сказывают, взялся тот тать за ум, зажил честным человеком. А старые люди сказывают – нелюбо Богам, когда дело бесчестное Их именем прикрывают. ( По Аникину В. П.)
В этой сказке, по содержанию близкой к легенде, можно выделить несколько основных идей.
Таким образом, можно сказать, что смысл, который несли сказки до и после принятия христианства практически не отличается. Можно говорить о том, что каждая сказка учит добру, справедливости, дает надежду.
Существует немало сказок, где звучит тот же мотив, мотив помощи
«в последний момент и один-единственный раз». В ранних сказках герою помогают боги (реже духи) или другие существа, так как главный герой уважает и почитает их. Герои волшебных сказок часто получают помощь у лешего (старичка-лесовичка) за то, что вежливо с ним поговорили. А герои более поздних сказок могут получить помощь только, если сделают «доброе дело». Ивану-царевичу из сказки «Царевна-лягушка» помогают животные: заяц, селезень, волк, медведь, щука. Они делают это, потому что Иван царевич пощадил их и их детей. Герой сказки «Волшебное кольцо» оставляет муравьям свой хлеб, вычесывает волку репей из шкуры, спасает мышку. Таким образом, можно сказать, что в ранних сказках второстепенные персонажи могут быть сильнее героя, и помогают они ему из-за того, что сопереживают. В более поздних сказках персонажи помогают герою, так как обязаны ему чем-либо.
В настоящее время в некоторых статьях о сказке говорят о том, что русская народная сказка учит «бездельничать и надеяться на судьбу» (8 –С. 31). Авторы таких публикаций не обращают внимания на то, что в большинстве сказок герой получает помощь за какой-то поступок.
Как уже было сказано: сказки практически не изменили свой значение. Главной особенностью любой фольклорной сказки является счастливый финал – победа добра над злом.
Например, не претерпел значительных изменений сюжет сказок, рассказывающих о борьбе Героя с Кощеем Бессмертным. В волшебных сказках о Кощее сохранился мифологический сюжет борьбы бога солнца с духами тьмы.
Вспомним сюжет: Красавицу-царевну похищает Кощей Бессмертный, богатырь, преодолевая трудности, прибегая к помощи Бабы-Яги (реже другого персонажа), побеждает Кощея и освобождает девушку.
Любопытно, что подобный сюжет присутствует в мифологии многих европейских народов, например, существует скандинавская песнь о том, как бог грома Тор отправлялся в Етунхейм (мир великанов) спасать богиню жизни Индуин. В пути Тору помогал его брат Локи (Лофт) и старая великанша. В основу индийской поэмы «Рамаяна» также положена история о том, как у Рамы (юноши божественного происхождения) была украдена невеста. И он с помощью верных друзей спасал её.
Старославянское слово «кощь» переводится как «сухой», «худой», «тощий». Имя Кощея ассоциируется с окостеневшей, замерзшей землей. Прототипом Кощея служил Демон зимы – худой безобразный колдун, во владения которого царит вечная стужа. Кощей стремится получить жизненную силу, поэтому его жертвой становится девица-краса. Красота и молодость – неотъемлемое качество славянской богини весны Лады. То есть, похищая богиню весны, Кощей лишает людей жизненной силы.
Герой – царевич, отправляющийся на поиски подобен богу-громовнику. Его победа – победа тепла над холодом, жизни над смертью.
Интересно имя главного героя подобных сказок. Иван-царевич или Иван-дурак
Иван-дурак - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье.
В начале сюжета Иван оказывается невостребованным. В сказке говорится о том, что Иван целыми днями лежит на печи или проводит время в кабаках. Преображается герой только после смерти отца. Он охотно подменяет братьев на могиле отца и получает заслуженную награду - волшебного коня.
Иван скрывает коня от братьев и, используя его, завоевывает царевну. Иногда герою приходится не только сражаться за царевну, но и принимать участие в отгадывании и загадывании загадок. Иван отгадывает все загадки, его же загадки не может разгадать никто.
Женившись на царевне, Иван совершает несколько подвигов и добывает волшебные предметы: молодильные яблоки, живую воду, свинку - золотую щетинку. Затем он становится царем, и сюжет завершается.
Во втором варианте сюжетов об Иване - дураке, герой караулит сад, в который по ночам забирается таинственный вор. Ночью Иван обнаруживает, что вором является чудесная кобылица. Она прилетает в сад и вытаптывает траву. Иногда вместо кобылицы в сюжете появляется жар - птица.
Иван сначала ловит, а затем - отпускает плененное им волшебное существо и получает в награду волшебного коня. Жар - птица оставляет ему также свое перо. Увидев перо, царь заставляет Ивана отправиться на поиски жар - птицы. Во время путешествия Иван добывает не только жар - птицу, но и другие волшебные предметы: кота - игруна, перстень. Наградой ему также становится красавица - невеста.
Почему же иногда вместо дурака в сказке действует царевич. Изучив литературу по этой теме, можно выделить три причины:
ГЛАВА 2.
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Судьба сказки во многом не предсказуема. Она зависит от сказителей, от их мастерства, умения «дать жизнь» сказке. Как правило, нет аналогий сказкам, родившимся в далёкой древности, тем, которые рассказывали наши предки своим детям, тем, которые мы будем рассказывать своим. К таким «вечным» сказкам относится сказка «Курочка Ряба»:
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Для понимания этой, на первый взгляд, простой сказки рассмотрим имена её героев. Корень «стар-» в словах «старик» и «старуха» – в русском языке обозначает древность событий. Имя персонажа «Курочка» – воплощение богини Макоши, олицетворяющей жизнь. Термин «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Таким образом, Ряба – это космос, мерцающий и рябящий множеством своих звёзд.
Яйцо – чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира – его начала и конца. В мифах многих народов мир начинается с яйца. Индусы верили, что бог-прародитель Брахма возник из первоначального Яйца и сотворил из него мир, финно-угорские народы считали, что мир возник из яйца, снесенного уткой на колено первого живого существа, старца Вайнямена. Кроме того, во многих волшебных сказках используется яйцо. В сказке «Медное, серебряное и золотое царство» в яйце скрывается волшебный дворец, в сказках о Кощее Бессмертном жизнь Кощея спрятана в яйце.
Такой герой, как «мышь», тоже часто встречается в мифах и сказках. От «мышь» произведено название Млечного пути – Мышиная тропка. Последняя сущность Макоши (Богиня Морана, Маара) – смерть – и есть Мышь.
Таким образом, в сказке «Курочка Ряба» рассказывается о сотворении и разрушении мира, о том, что люди из-за того, что хотели отойти от Правды (расколоть яйцо, т. е. мир), были лишены счастливой жизни (золотого яйца) и получили обыкновенную. Похожие сюжеты также встречаются в мифологии индоевропейских народов (миф о пяти веках истории у индусов и греков, сказание о войне золота у скандинавов. Даже в христианстве можно найти подобный сюжет – грехопадение первых людей, изгнание Адама и Евы из Рая.
Многие народные сказки были созданы на основе мифов, и миролюбивый характер славянских преданий сохранился в отдельных элементах фольклора. Мирная жизнь, правила достойного поведения в семье, умение сохранять добрососедские отношения и совместно противостоять трудностям – все это можно было найти в сказке.
В этом отношении интересен герменевтический аспект чем сказки «Репка».
Семья сообща проделывает работу, то есть вытаскивает репку. Все члены семьи и даже домашние животные принимают участие в процессе. И только когда за дело берется самый незначительный персонаж, мышка, задача оказывается выполненной. Репка, источник пищи, а значит, источник жизни, извлечена из земли. Каждый член семьи должен быть замечен. Вот гуманистический смысл простого, на первый взгляд, сюжета «Репки».
Интересно то, что в сказке нет традиционного для сказок противостояния добра и зла. В сказке «Репка» Дед совершает ошибку. Он пытается вытащить репку один. Возможно, дед считает себя наиболее значимым членом семьи, но мы понимаем, что это заблуждение. Он сталкивается с неудачей – репка остается в земле. Необычный для сказки поворот сюжета, когда не дано определения добра и зла, а нехороший поступок есть. Как же принять правильное решение, почему Дед не смог вытащить репку? Нужно вспомнить о самом главном, что есть у человека – семье. И Дед зовет Бабку. Интересно, что Бабка совершает аналогичную ошибку: она считает, что им с Дедом под силу вытащить репку вдвоем. Но, как мы уже догадываемся, неудача опять настигает героев. То же самое происходит со всеми остальными участниками, пока семья не вспоминает про самое незначительное существо – мышку. И наконец, когда семья уже потеряла надежду, с помощью мышки их усилия вознаграждаются. Вытянули репку!
Сказка обычно содержит мораль. Какой же вывод можно извлечь здесь? Вовсе не абстрактные добро и зло, а конкретный коллектив может решить задачу любой сложности. Вывод понятен: каждый член общества по одиночке незначителен, но самый маленький человек в коллективе, а тем более в семье важен.
Очень похожей на «Курочку Рябу» является сказка «Колобок». Вспомним, что словом «коло» - в старину называли светило, солнце (Славянского бога солнца звали Хорс (Корс). Тогда имя персонажа правильно читается Колобог - солнечный бог. Ребенок появился у бабки с дедкой. На окошко они его поставили "простыть", но не остудить. Что это значит в отношении ребенка? Правильно, опекая, вырастить его до совершеннолетия, ознакомив его с законами этого мира.
Вот и вырос Колобок и отправился в путь дорогу, но не из окна, а с крылечка, со ступенечек, на травку. С благословения родителей ушел во взрослую жизнь. И повстречал первым зайца. Заяц – в мифологии славян символизировал страхи. Колобок своим страхам спел песенку и победил их. Он не убегал от них, а, можно сказать, разговаривал с ними. Затем был волк - агрессия, эмоции; медведь - сила, социум со своими законами. Ведь когда человек вырастает, стенки общества могут стать тюрьмой.
А вот последней была лисица. И это, конечно, медные трубы, звездная болезнь. Много раз люди споткнулись на этом. Но не тут-то было (и жизнь тому подтверждение), Колобок и лисе песенку спел ... и покатился дальше, к Солнцу. Этот конец есть в редких (старых) изданиях русских народных сказок.
Также в сказке «Колобок» можно увидеть картину мира. Колобок – символ движения и фаз луны. Вспомним загадку про луну или солнце: «Синий платок, красный колобок». Стоит заметить, что славяне, наблюдая за движением светил, говорили, что они находятся в каком-либо доме, чертоге. Среди главных были чертог Сварога (полнолуние) и чертог Лисицы (новолуние)
Если же рассмотреть «Колобка» в том варианте, в котором он дошел до нас (в этом варианте сказки колобок укатился сам по себе, не спросясь у Деда и Бабы, и был съеден лисой), то мы увидим, что сказка осуждает и предупреждает непослушных детей, детей, делающих что-либо без родительского благословения. Лиса всегда символизировала хитрость и обман, поэтому сказка предупреждает, что с испытаниями, где нужна сила (медведь, волк) человек может справиться самостоятельно, а там, где надо мыслить, ему не обойтись без совета старших.
Таким образом, мы видим, что первоначальный смысл народных сказок завуалирован и зачастую непонятен читателям, особенно детям.
Заключение
В литературе последних десятилетий сказка практически заменяется литературой в стиле фэнтези.
Российская литература стиля фэнтези делится на:
Кроме того существуют книги, «переписанные» с произведений Дж. Р. Р. Толкина, которого считают основателем жанра фэнтези. Более известными являются «Кольцо Тьмы» Ника (Николая) Перумова и «Последний кольценосец» Кирилла Еськова. «Кольцо Тьмы» написано как продолжение к роману Толкина «Властелин колец», а «Последний кольценосец» является «шпионским» романом, в основу которого положен пересказ «Властелина колец».
Несмотря на многообразие направлений внутри стиля фэнтези, самостоятельных произведений очень мало. Традиции сказочности практически утеряны.
Видовое многообразие не обогащает жанр сказки, так как все произведения строятся по шаблонной схеме. Вот повествование – путешествие, где герой узнает о существовании какого-либо волшебного предмета, который может или уничтожить мир или спасти его. Тогда герой отправляется на поиски для того, чтобы уничтожить этот предмет или принести его людям. А вот повествование -расследование, в котором герой разрешает какую-либо загадку, прибегая к помощи сверхъестественных сил. Нельзя говорить, что среди авторов, создающих фэнтези, нет талантливых, но большинство книг пишутся «без души», а именно такие книги чаще всего встречаются на полках книжных магазинов.
Не удивительно, что в современном мире интерес к сказке пропадает. Был проведен опрос среди школьников 2-4, 5-7 и 9-11, где учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
Как вы относитесь к сказкам?
Кто ваш любимый сказочный герой?
Какие сказки вы знаете?
Результаты были неутешительными. Только 12% опрошенных (во всех возрастных категориях) имеют представление о сказке, знают их, однако только 3% считают сказки важными и нужными.
Может возникнуть вопрос: зачем вообще нужны сказки, если «маленькому ребенку не понять их смысла правильно, а взрослому можно рассказать все «открытым текстом…» (47 - С.120).
Сказка - это не банальное объяснение, что можно делать, а что нельзя. Сказка служит, прежде всего, для общения ребенка и взрослого. Сказка сближает их, ребенку интересно слушать о приключениях персонажей, а взрослому через сказку проще объяснить детям, что хорошо, а что плохо, при этом не напугав ребенка огромным количеством нравоучений.
Кроме того, рассказывание сказки отрывает взрослого от повседневных проблем, можно сказать, заставляет выделять время для общения с ребенком. А этого так не хватает современному человеку.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ДИАГНОСТИКА «Значение сказки в моей жизни»
Диаграмма 1. Читали ли вы русские народные сказки и почему?
ДИАГНОСТИКА «Значение сказки в моей жизни»
Диаграмма 2. Нравятся ли вам русские народные сказки?
ДИАГНОСТИКА «Значение сказки в моей жизни»
Диаграмма 3. Можете ли пересказать какую-либо русскую народную сказку
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Сказочные цветы за 15 минут
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Сказка "Узнай-зеркала"
"Морская болезнь" у космонавтов