Данная работа на тему «ЛЕТО И РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
была написана в рамках проекта «СТРЕМЛЮСЬ ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ»
Вложение | Размер |
---|---|
leto....docx | 18.68 КБ |
«ЛЕТО И РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
в рамках проекта «СТРЕМЛЮСЬ ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ» («СтрИЖ»)
Лето. Почему люди испокон веков относились к этому времени года с уважением и почтением? Задавшись этим вопросом, решила найти на него ответ. Мы все хорошо знаем, что лето включает три календарных месяца: июнь, июль, август, приходит в 1-й день июня и продолжается 92 дня, тогда как астрономическое, оказывается, начинается 21-22 июня и длится от вступления солнца в знак Тельца (май) до перехода его в созвездие Льва (сентябрь). Фенологический календарь указывает, что лето наступает тогда, когда заколосится рожь, зацветет шиповник, а по календарю метеорологов начало лета считается по времени, когда среднесуточная температура воздуха устойчиво переходит через +10...+15 С.
Лето всегда было особым време нем года, когда люди, пользуясь щедростью природы, пытались запастись здоровьем, бод ростью на весь год. Поэтому именно на лето приходилось большинство празд ников, весёлых, с играми и забавами, хороводами и песня ми, посвященных расцветающей природе.
По народному календарю лето наступало, ког да раскрывались бутоны шиповника, раньше дня солнцестояния 22 июня. После него, как утверждает пословица, пово рачивало «солнце на зиму, лето на жару». Важ ную эту перемену русские отмечали несколь кими праздниками.
Самый разгар веселья прихо дился на день Ивана Купалы (24 июня по ста рому стилю — 7 июля по новому стилю). Ночь накануне Ивана Купалы считалась колдовской; по народным преданьям в это вре мя оживлялась нечистая сила. Оборониться от этого зла можно было с помощью силы солнца, воды, жаркого дня, огня, да еще всеобщего едине ния. Поэтому в празднике, на который созывала песня:
Кто не выйдет на Купальню,
Тот будет пень-колода,
А кто выйдет на Купальню,
Тот будет бел-береза,
участвовали все.
Считалось, что травы, сорванные в ночь под Ивана Купалу, сохраняют свои це лебные свойства в течение всего года. За травами ходили в ночь или перед рас светом, особенно ценились купа ленка, иван-да-марья. Они были как бы сим волами этого празднества.По цветам гада ли: если цветок не увял к вечеру, то это сулило здоровье. Но, главное, травы собирали впрок для излечения от недугов.
Начало сезона купания откры вал день Аграфены Купальницы (23 июня ст. ст. — 6 июля н. ст.). Разумеется, если год был теплым, то плавать начинали и раньше, но день Аграфены отмечали песнями, хоро водами:
Иван да Марья в реке купались,
Где Иван купался, берег колыхался,
Где Марья купалась, трава расстилалась...
Того, кто не решался купаться, обливали. Это было любимое развлечение молодежи. Набрав кувшин воды, неожидан но обливали зазевавшегося соседа, но не трогали старых да малых. Плескания, купания, обливания должны были дать силу людям.
Летние праздники, проводив шиеся у воды, назывались Ярилой.
Ярилки проводились перед Петровым днем (29 июня ст. ст. — 12 июля н. ст.). Праздник этот приходился как бы на середину лета и особенно чтился. К реке или озеру шли во второй половине дня или пос ле обеда. На берегу разводили костры, варили яйца и красили их луковым пером. Для этих костров огонь добывали трением двух сухих плашек одну о другую. Именно этот огонь называли живым. Через костры перепрыгивали юноши и де вушки, чтобы оградить себя от порчи, счита лось, что в пламени сгорают болезни, чары.
Солнце уже начинало склонять ся к осени, а созревающим полям еще так нужны были свет и тепло. Не за горами был следующий большой праздник — Ильин день(20 июля ст. ст. — 2 августа н, ст.), а по народ ным приметам: «На Илью до обеда лето, а после обеда— осень». Этот день означал для крестьян окончание лета. Он редко проходил' без дождей, гроз или даже града. Испортившаяся погода не очень огорчала, так как бытовало поверье: если на Илью день пройдет с дождем, то уменьшает ся опасность пожаров. Дождевой водой окаты вали, ею умывались, чтобы «смыть болезни». Пос ле Ильина дня вода считалась слишком холод ной для того, чтобы купаться в реках, а дожди — вредными для сена и урожая.
Об урожае крестьяне хлопота ли с весны и все лето. Как ни коротка лет няя пора, а крестьянину необходимо успеть многое.
Как только зацветали луговые злаки, наступала пора сенокосов. Начинали колоситься озимые хлеба — пришло время собирать с кузовом за полевыми и лесными дарами: «Лето — припасиха, а зима — подбериха. Что летом родится, то зимой пригодится».
Пригрело солнышко пожарче - заалели, зачернели, засинели по опушкам яго ды. «Клади по ягодке — наберешь кузовок».
Щедра земля на дары, но и о ней следует позаботиться. А потому уже в начале лета крестьяне чистили скотные дворы, сгребали навоз. «Коли вез в поля на воз, снимешь хлеба полный воз». Стоило поработать ради нового хорошего урожая.
Лето — особое время года. Лету соответствует священный камень рубин, напоминающий яркость и зной летнего солнца. Оно давало возможность закалить ся, запастись здоровьем, обеспечивало уро жай — пищу на весь год. «Летний день год кормит. Лето пролежишь - зимой с сумой побежишь»,- говорили старики. Недаром жизнь свою русские люди считали и считают по летам или по летам.
Юрий Визбор. Милая моя
Сказка "12 месяцев". История и современность
Четыре художника. Осень
Кактусы из сада камней
Два морехода