Сочинение участвовало в школьном конкурсе,посвящённом Дню победы.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 416.5 КБ |
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.
Никто не забыт и ничто не забыто,
На все поколенья и все времена.
Сединами живших и кровью убитых,
Оплачена страшная эта война.
Река времени неизбежно отдаляет от нас, сегодняшних, героические годы Великой Отечественной войны. Редеют ряды ветеранов, шествующих на парадах. Не часто, в основном к празднику Победы, мелькают телевизионные кадры, скопированные со старых кинолент. На них воины-победители гордо сваливают к подножию Мавзолея в кучу знамена и штандарты немецкого фашизма. Седые «девчонки» в старых гимнастерках плачут, разыскивая своих постаревших «мальчиков» - героев прошедшей войны. «Это праздник со слезами на глазах», - звучит знакомая мелодия.
С самого детства мне было непонятно: в День Победы нужно радоваться или предаваться скорби? Несомненно, в этот день наша страна прославляет ратный подвиг солдат, тружеников тыла, всех, кто воевал, пережил, работал «на победу», страдал, умирал и становился героем в 1941-1945 годах. Мы гордимся славными сынами и дочерьми нашей страны, разгромившими фашистов. В День Победы вспоминаем и чтим их светлую память. Их вера в справедливость вела к Победе 1945 года. Ее цена - более двадцати миллионов жизней! За этими цифрами – живые мысли, живая плоть, живая человеческая скорбь. «Наше дело правое, и мы - победим». «Умрем, но не сдадимся!» Вот чем жила страна в дни войны. Это было сутью жизни, борьбы армии и народа. В этом истоки нашей победы над проклятым фашизмом.
Немецкий фашизм покорил Европу в конце тридцатых годов, пересек границы нашей Родины, «раструбил» всему миру о том, что водрузит свои флаги на башнях Московского Кремля и завоюет весь мир. Фашизм, самое отвратительное зло двадцатого столетия, пришел в наши города, села и деревни с треском барабанов, визгом репродукторов, грохотом бомбежек, автоматными очередями, огнем, пеплом, смертью. Чем дальше от нас годы военного лихолетья, тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели миллионов людей в той войне.
Помните! Через века, через года,-
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
Горькие стоны,
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
Мечту пронесите через года и
Жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,-
Заклинаем,- помните!
(«Реквием» Р.Рождественского)
Фашистский террор отвратителен тем, что преследует за принадлежность к расе, то есть за то, что человек не властен изменить, значит, он заранее обречен на смерть. Как ужасно…Бесчеловечно… Фашисты пришли на нашу землю, чтобы убивать, порабощать людей только за то, что они не «арийцы»- славяне, цыганы, евреи, инакомыслящие, военнопленные. Антисемитская идеология лежала в основе программы национал-социалистической партии Германии (NSDAP), принятой в 1920 году, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». После прихода к власти в 1933 году Гитлер проводил политику государственного антисемитизма. С принятием законов «О гражданах рейха» и «Защите немецкой крови» фашистская Германия встала на путь чудовищных злодеяний. В середине ХХ века мир узнал, что такое Холокост. Эта страница истории мне мало была известна, и я выяснила, что холокост – по-гречески значит «всесожжение» - обозначение массовых убийств евреев в годы войны. Сердце мое холодело от ужаса, чем больше я «погружалась» в эту тему. Во время Второй Мировой войны нацисты убили шесть миллионов евреев. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов. Евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Эта катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств. Символами трагедии еврейского народа стали Бабий Яр в Киеве, Треблинка, Майданек, Освенцим. Остались воспоминания, исторические справки, военные сводки, сняты фильмы («Список Шиллера», «Тяжелый песок» и др.), написаны удивительные книги о Холокосте.
«Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно». Вот через это окошко я познакомилась с материалами Василия Гроссмана. Его книги «Жизнь и судьба», «Черная книга»- не только литературные произведения. В них описаны достоверные факты зловещих злодеяний фашистов. В очерке «Убийство евреев в Бердичеве» Гроссман описал гетто, обнесенное колючей проволокой, охраняемое вооруженными патрулями. В этом гетто погибла его мать. Жизнь в гетто – это голод, страх, невыносимые условия существования. Эсесовцы регулярно проводили акции, во время которых в первую очередь уничтожали всех нетрудоспособных - детей, стариков, больных, беременных женщин. Один из узников Вильнюсского гетто описывал облаву: «Жильцы дома идут в укрытие через отверстие в стене, далее в сырой погреб. Много людей с узлами. Мы, как звери, обложенные охотниками. Вдруг где-то начинает плакать ребенок. Стон отчаяния срывается со всех губ. Мы пропали. Отчаянная попытка успокоить ребенка ни к чему не привела. Ему затыкают рот подушкой. Мать ребенка плачет. Люди насмерть напуганы… Немцы ушли. Сердце так и колотится от радости! Я жив!» Горечь утраты, боль сквозит в каждой строчке. Очерк «Треблинский ад» посвящен лагерю смерти Треблинка. Всепоглощающий ужас, который постиг еврейский народ, производит потрясение, которое нельзя передать словами. Это не повесть, не очерк, не статья. Просто ад… Недаром «Треблинский ад» был использован в качестве документа на Нюрнбергском процессе. Гроссман описал поведение карателей, фашистов, продуманный до мелочей механизм умерщвления – «конвейерную плаху», рассказал об устройстве газовой камеры, применяемых отравляющих веществах, об унижении евреев. Немцы заставляли их носить желтые нашивки, чтобы евреи отличались от остального населения, считали их рабами, недочеловеками.
Обитатели многих гетто мужественно сопротивлялись варварским действиям нацистов. Подпольщики выпускали листовки, готовили боеспособную часть населения к восстаниям. Евреи, сумевшие уйти из гетто, вливались в партизанские отряды. Около полумиллиона евреев находились в годы Великой Отечественной войны в армии. 150 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Различными боевыми наградами отмечены более 160 тысяч евреев – участников войны. Имена некоторых широко известны (защитник Дома Павлова в Сталинграде Идель Хант, участник боев за Малую землю майор Цезарь Куников, генералы Давид Драгунский и Яков Крейзер и многие другие).
Так, с ужасом и болью я закрыла бы для себя тему Холокоста. Но, оставался вопрос, вызывающий тревогу, отчего «пробегали мурашки» и холодели ладони. Не повторится ли все. Это? Ведь люди и сейчас не всегда бывают «белыми и пушистыми». Добро и зло часто меняются местами. Известно, что и во время войны отношение местного населения на оккупированной немцами территории к евреям было сложным, неоднозначным. Многие русские, украинцы, белорусы укрывали евреев в своих семьях, помогали им, рискуя собственной жизнью.
Но известны и совсем иные факты. Антисемитские идеи проникали в головы людей, напуганных, равнодушных к чужому горю. Известно, что в Бабьем Яру евреев расстреливали украинцы-полицаи. Один из выживших в гетто вспоминал: «Местное население, объятое страхом перед возможными репрессиями со стороны немцев за укрывательство евреев, было настроено к нам враждебно. Сейчас, когда с конца войны прошло много лет, я не смею осуждать их. И знаете почему? Я не уверен, как бы я поступил на их месте». Как важно было в то время не опуститься, не поддаться отчаянию. Сохранить человеческое в себе, противостоять уничтожению.
Об этом же пишет Дина Рубина, современная писательница, бывшая наша соотечественница, ныне живущая в Израиле. Сборник ее рассказов, заботливо преподнесенный мудрой учительницей литературы Инной Сергеевной, - как роскошный подарок судьбы, расставивший все точки. Рассказ Дины Рубиной «Адам и Мирьям» - о чудесном спасении девушки-еврейки во время войны. Мирьям в шестнадцать лет попала в Гродненское гетто, полюбила молодого человека Адама. Она не бежала с ним, не посмев ослушаться матери, попала в расстрельную яму, чудом выбралась оттуда живой, чудом не попала к немцам. Мирьям оказалась у местных жителей. Счастливое избавление от смерти привело ее в …могилу. Туда посадили Мирьям крестьяне и выпускали только по ночам. У девочки начались болезни, выпали волосы, она чуть не ослепла. В итоге не выдержав испытания собственным милосердием, устав от него, от бесконечного страха, хозяева подкинули Мирьям к воротам лагеря. Оказавшись перед выбором, человек в рассказе Д.Рубиной оказался слаб. «Видите ли, - говорит Мирьям, - милосердие и страх, добро и жестокость не распределены между разными людьми, а соседствуют в каждом человеке».
От мира Мирьям, нашего страшного прошлого мой благополучный мир русской школьницы отделяло хрупкое стекло незнания, разбившееся вдребезги от слов моей ровесницы из двадцатого века. Стекла нет, нет и иллюзий: ни о человеке, ни о возможности жить, делая вид, что все забыто, прощено и ныне прекрасно. Рубина восстанавливает связь времен прямо по-дантевски: «…потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
И вот уже чувствуешь собственной кожей, как невыносимо видеть современных людей в черной одежде, со свастикой, в черных беретах, в этой их обуви. Современная массовая культура породила «панков», «готов», «эмо», «металлистов», тоже причудливо одетых. И становится совсем не смешно, когда «бритоголовые» жестоко избивают, убивают несчастных другой национальности, устраивают поножовщину в Синагоге. Когда разрушают памятники русскому солдату-освободителю, чеченцы развязывают войну, чтобы убивать «неверных», «не мусульман», грузины устраивают геноцид осетинам в Цхинвале.
Приходит осознание того, что убийство человека человеком вновь обрело такую силу, как в годы Второй Мировой войны. Мир Холокоста, оказывается, существует, как это ни горько, и сейчас. Ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Остановить возрождающийся фашизм может только наша память. Изучение уроков прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
Закончен великий победный парад,
Притихло житейское море.
Но нас окликают и в душу глядят
Прошедшего века герои.
Только звезды побед над страною погасли,
Погибают бойцы не от ран - от обид,
И, наверное, мы уверяли напрасно,
Что ничто не забыто, и никто не забыт.
Года все короче и дни сочтены,
И бедность у нас безответна…
Одна только жизнь у героев войны,
Одна только память бессмертна.
Только память вернет честь и совесть Отчизны
И слеза упадет на холодный гранит
И напомнит, кому мы обязаны жизнью,
И напомнит о тех, кто сегодня забыт.
И снова солдатский гремит эшелон
На стыках святой кинопленки.
И снова мальчишки уходят на фронт
И плачут седые девчонки…
На последний рубеж вышел «тридцать четвертый»,
Выцветают, увы, кадры прошлой войны,
Только память жива, только память не стерта
И народной печали берега не видны.
Время правды придет и все честно расскажет,
И страна равнодушье и лень победит.
Может, только тогда наши внуки докажут,
Что никто не забыт…
Рисуем тыкву
Рождественский венок
По морям вокруг Земли
Сочные помидорки
Карты планет и спутников Солнечной системы
Комментарии
Сочинение"Никто не забыт,ничто не забыто"