Шестиклассник, изучая тексты разных народов, исследует функции мифологического существа, называемого драконом.
Вложение | Размер |
---|---|
pro_drakonov_rabota.doc | 109.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 107»
Школьная научно-практическая конференция учащихся
Секция «Литература»
ФУНКЦИИ ДРАКОНОВ
В МИФАХ РАЗНЫХ НАРОДОВ
Выполнил:Гришин И.,
учащийся 6Б класса.
Руководитель: Байкова О.Б.,
учитель литературы.
Новокузнецк
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение________________________________________________________3
2. Глава I. Мифологический образ дракона.___________________________4
3.Глава II. Драконы народов мира____________________________ _______8
4. Глава I I I Предназначение дракона________________________________11
5. Глава I I I Драконы современности________________________________14
6.Заключение_____________________________________________________15
ВВЕДЕНИЕ.
Из всех вымышленных существ дракон наиболее известен во всем мире. С глубокой древности до нашего времени, на востоке и на западе, в народном эпосе и фантастических произведениях дракон был олицетворением чудовищной сверхчеловеческой силы. В сказаниях многих народов мира драконы - извечные могучие противники героев. В каждой из легенд победа над драконом имеет огромное символическое и даже практическое значение.
В сказках и мифах народов мира часто встречается образ дракона или змея. Обычно это крылатое змеевидное существо, обитающее в горах или воде, имеющее от одной до двенадцати голов (или хвостов), часто несущее в себе огонь.
Самое распространённое представление о драконе — огромный чешуйчатый ящер с перепончатыми крыльями, четырьмя лапами, заканчивающимися страшными когтями, длинным хвостом с острым охвостьем, длинной шеей, зубастой пастью и головой с рогами. Такой дракон наделён магией, выдыхает пламя (или что-либо другое), способен летать, скапливает сокровища и представляет угрозу для окружающих, в первую очередь людей. Часто драконы наделяются большой мудростью или коварством.
Что же такое дракон? Драко́н (от греч. δράκων) — собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Слово «дракон» используется в именованиях некоторых реальных видов позвоночных, преимущественно рептилий и рыб.
Цель исследования – выявить природу существ, называемых драконами и их функции в мифологии разных народов.
Задачи: рассмотреть описания драконов в мифологии народов разных частей света, проанализировать их природу и восприятие их разными народами.
Объект исследования – описание природы драконов в художественной и научной литературе.
Предмет исследования – образ дракона.
Используемые методы: реферативное исследование, текстоведческий и сопоставительный анализ.
Новизна проблемы: традиционно считается, что образ дракона имеет только отрицательное значение. Вопрос о его позитивном восприятии в европейской культуре не рассматривается.
Исследование на данном этапе имеет теоретическое значение, но может быть использовано на уроках литературы при изучении сказок и мифов.
Глава I.
Мифологический образ дракона.
По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование мифологического образа дракона относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Предполагается также, что в образе дракона соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Тем не менее дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея.
Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал. Вспомните сказки народов Кавказа, болгарские, русские, румынские, где дракон-змей перекрывает исток реки и требует жертву за воду.
Связь дракона с водой, урожаем и плодородием иногда осмысляется таким образом, что дракон выступал как воплощение положительного начала, как помощник, дающий людям воду и богатства: в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает герою Юю, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра; легенда о Никите Кожемяке). Дракон, осмысляемый как помощник, может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе — это летающий змей, в африканских легендах – Царь-змей). Но, несмотря на то, что дракон был также образом водной стихии, он часто представлялся огнедышащим (соединение противоположных символов воды и огня).
Общим для всех мифологий, в которых дракон выступает в качестве отдельного персонажа, является миф о его убийстве героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную драконом воду, охраняемое сокровище или похищенных людей (чаще всего девушку). Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В хеттской мифологии бог грозы убивает дракона, опьяневшего во время пира.
Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом (змеем, ср. например Аполлона-Сауроктона) получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник и в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (Чудо Георгия о змие). Литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства.
В европейских сказаниях встречается мотив дракона, похитившего принцессу. Принцессу можно спасти, вызвав дракона на поединок и одержав над ним победу.
Сказания о борьбе с чудовищным змеем распространены на земле очень широко и уходят корнями в самую глубокую древность. Вот что рассказывают индийские легенды.
...Из священного опьяняющего напитка сомы и небесного огня родился гигантский дракон Вритра. Это страшное, безрукое и безногое чудище легло, свернувшись кольцами, в горах, преградило путь рекам и выпило все воды, которые они несли в океан. Но бог грозы Индра чудесным оружием сразил Вритру. Скованные драконом воды вырвались из плена и устремились к океану.
Индра расчленил тело поверженного врага на две части. Одна вознеслась на небо, чтобы стать Луной, другая же превратилась в чрево всех живущих на Земле существ. Вот почему, когда индийцы упоминают об обжорах и чревоугодниках, они говорят, что те приносят жертву дракону.
Одни этнографы отождествляют образ дракона с демоном засухи, а его уничтожение богом Индрой представляют как грозу, освобождающую небесные воды. Другим кажется, что в основе этого сказания лежит иное, более древнее, появившееся еще до того, как предки индийцев пришли на полуостров Индостан. В легенде говорилось о победе над духом зимы, который замораживал воды рек. Почему же дух зимы похож на змею? Южная граница обитания Вритры нам известна - это побережье Индийского океана. Но ведь огромный материк Евразии простирается и за Полярный круг. А там, во мраке полярной ночи, над заснеженными горами и скованными морозом реками пляшут, свиваясь кольцами, змеевидные ленты полярного сияния. Они исчезают весной - как бы тают в свете солнца, которое надолго выходит из-за горизонта. И тогда под гром первых гроз (громовержец Индра?) исчезают снега, разливаются реки...
А.Чемохоненко и Я.Чеснов считают, что особую роль в разработке внешнего облика дракона сыграло полярное сияние - одно из самых красивых и фантастических явлений природы, связанное, с порывами «солнечного ветра» и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов. Кто видел эти величественные светлые, разноцветные сполохи, нередко принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой напоминают самых различных существ - и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей. Зимой, при безоблачном небе, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, сковывающие воды. Часто сияния концентрируются над берегами крупных водоемов, образуя так называемый «береговой эффект».
Тьма долгой полярной ночи, по многим поверьям, - обиталища драконов, напоминает о мраке подземных пещер. Вблизи солнца и луны сияния тускнеют, но во время затмений становятся заметными на внезапно потемневшем небе. Ну, как тут не подумать о прожорливом драконе, проглотившем солнце или луну! Способность же драконов становиться невидимыми (а им такая способность приписывалась) может найти объяснение в прекрасной и сложной игре сполохов, которые, мерцая и переливаясь, то гаснут, те снова разгораются.
В полярных сияниях преобладает зеленый цвет. Светлые лучи - «перья», собирающиеся в длинные ленты и гроздья, напоминают молодые зеленые побеги растений или охапки удлиненных листьев. Это вполне согласуется с необычной судьбой расчлененного тела Вритры. Ведь появляющаяся весной, после гибели дракона-сияния, молодая зелень даст пищу всем живым существам. В то же время «верхние части тела дракона», рассыпавшись по небу, тают среди луны и созвездий, которые начинают казаться более яркими. Сполохи как бы отдают свой свет звездам и луне, превращаясь в них.
Во многих сказках драконы издают ужасающий рев. Тут мы должны вспомнить «родственницу» дракона - сказочную птицу грома. Родство у них весьма близкое. У многих драконов имеются птичьи крылья, перья и когти. В легендах индейцев северо-западного побережья Америки, например, фигурирует птица-громовик, похожая на гигантского орла. Некоторые из индейских племен верили, что гроза - результат соперничества птицы-громовика и гигантской гремучей змеи или морского чудовища.
Исследователь славянской мифологии Афанасьев тоже отождествляет змея с молнией, а гром – с его рёвом. Отсюда следует сочетание в драконе двух стихий – огня (молния) и воды (дождь).
С водой связано представление о драконах и у японцев. В переводе на японский язык слово «водопад» звучит как «таки». А если рассмотреть этот иероглиф, то он зрительно делится на два составных элемента, означающих понятия «вода» и «дракон». Вероятно, в этом есть глубокий смысл. Японцам именно дракона напоминали клубящиеся и сотрясающие округу своим грозным ревом потоки воды, низвергающиеся с высоты на землю.
Глава II.
Драконы народов мира.
Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.
Многоголовость змея — непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В тоже время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.
Китайский дракон— символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.
По китайским поверьям, змей обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
Корейский дракон имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости — китайский дракон.
Корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах. Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора.
В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность.
Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой. Как и для китайских драконов, главное число корейских — девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.
Японские драконы обладают тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.
Один из известнейших японских драконов — Ямата-но ороти. По легенде он восемь лет подряд наводил ужас на страну, пожирая дочерей одной семьи. В древней японской рукописи «Нихонги» имя дракона обозначено идеограммами, которые переводятся как «змей-страшилище, восьмихвостый, восьмиглавый». А сам Ямата-но ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами, на нём растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем».
Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; «пернатый змей») — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.
Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.
Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кецалькоатль, крупнейший представитель отряда птерозавров.
Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на них можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.
Кетцалькоатль олицетворял плодородие земли
Драконы Африки похожи на змей. Они охраняет источники воды. Змеи часто похищают воду или даже поглощают ее, пока не находится главный герой, как правило божественного происхождения, но бывает это человек или даже зверь, который убивает змею и возвращает воду племени.
Глава III .
Предназначение дракона.
Корень слова "дракон" обозначает "взгляд", в то время как слова, обозначающие змею, в европейских языках происходят обычно от ее свойства передвигаться без помощи конечностей - ползти, изгибаться, "змеиться". Видимо, дракон был назван так за свою зоркость или за блестящие глаза. Это свойство еще в древности предопределило основную функцию дракона - охранять сокровища. Если добавить к этому еще и враждебную натуру дракона, унаследованную от змей, получим повторяющийся в легендах многих народов сюжет: дракон охраняет нечто ценное; некто пытается завладеть этим; дракон сопротивляется; начинается битва; дракон убит; победитель получает то, чего хотел. Этот сюжет можно рассматривать как подчеркивание свойства, отличающего дракона от змеи и закрепленного в его имени: он - страж.
Другие исследователи считают, что дракон представляет собой воплощение подземной жизни, которая из за своей неизвестности воспринималась древними людьми как враждебная сила. Враждебность богам - основная черта драконов ближневосточных мифов, где божественные герои сражаются с чудовищем, чтобы спасти мир от хаоса. Мифологи утверждают, что собранный из различных более древних элементов образ дракона появился в Египте, а затем перекочевал в Индию, где дракон из просто живущего в воде существа превратился в божественного "покровителя вод". В дальневосточной мифологии дракон - великодушный защитник людей, распределяющий жизненно необходимую воду, символ плодородия и удачи. В европейском представлении, развившемся преимущественно на основе греческих мифов, дракон, напротив, является противником бога солнца. Так возникло фундаментальное различие между драконами Запада и Востока.
А вот греческие драконы нередко имели по нескольку голов и состояли из частей разных животных. В "Одиссее" и "Илиаде" описывается Химера - существо, составленное из частей змеи, льва, козла и человека, которое извергает пламя. Гесиод в "Теогонии" говорит о змееподобных чудовищах, посланцах первобытного хаоса - Ехидне, Химере и Цифее. Ехидна - полудева полузмея с пятнистой шкурой, существо, которое не умирает и на стареет, - живет в труднодоступной пещере и питается сырой человеческой плотью. От ее союза с Цифеем, врагом Зевса, родилась Химера, которая, согласно Гомеру, дышит пламенем и имеет три головы: змеиную, козлиную и драконью. Это чудовище было побеждено Персеем. Если Химера трехголовая, то ее отец Цифей - стоглавый дракон, глаза которого извергают огонь. Зевс побеждает Цифея в битве, от которой дрожали земля и небо.
Образ дракона, стерегущего сокровища, был широко распространен у греков. Аполлон, победивший зловонное, извивающееся чудовище, построил на добытое богатство знаменитый храм в Дельфах. Место, где произошла битва, было названо Пито ("зловоние"), отсюда название "питон".
В "Аргонавтике" Аполлония Родосского Ясон находит золотое руно в зубах огромного дракона с огненными глазами, "величиной превосходящего корабль с пятьюдесятью гребцами", живущего в священной роще в Колхиде. С помощью Медеи, дочери царя Колхиды, усыпившей дракона своим пением, Ясон убивает его и овладевает золотым руном. Из зубов дракона, посеянных на поле, которое Ясон вспахал на специально для этой цели укрощенном свирепом быке бога Ареса, вырастают вооруженные воины, с которыми Ясон также вынужден вступить в битву. После убийства своих детей Медея спасается бегством из Коринфа в Дельфы на колеснице, запряженной крылатыми драконами.
О драконе говорится и в Библии. В Откровении святого Иоанна Богослова (Апокалипсисе) читаем: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет. И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не пройдет тысяча лет". Вот еще один отрывок, отождествляющий дракона с сатаной и описывающий его низвержение в ад: "…большой красный дракон с семью головами и десятью рогами… Хвост его увлек с неба треть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца… И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диавол ом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю…" Сатана, в обличье змея искушавший Еву отведать запретный плод, низвержен в ад и в начале священной истории, и в легенде о конце света.
Глава IV.
Драконы современности.
Современный дракон имеет довольно мало общего со своим средневековым предком и еще меньше - с драконами из древних мифов и легенд, которым зачастую была совершенно несвойственна чудовищная кровожадность.
В детской литературе XX века появляются новые черты дракона - он часто предстает совершенно неагрессивным. Типичным примером нового дракона можно назвать вежливого и дружелюбного Ленивого Дракона из одноименной книжки Кеннета Грэма. Несмотря на то что он наделен всеми основными чертами классического дракона - когтями, длинным хвостом и огнем, извергающимся из его пасти, он добродушен и совсем не напоминает "посланца хаоса". Он любит рассказывать истории, сочинять стихи и вспоминать о "старых добрых временах, когда драконы водились в изобилии и вообще жизнь была лучше". Святой Георгий вступает с ним в шуточную битву, в которой никто не получает ран. Заканчивается история тем, что Георгий, дракон и жители близлежащего города собираются на праздничный ужин, на котором дракон ведет себя чрезвычайно учтиво и становится душой компании. В сказке Ирвина Шапиро "Джонатан и дракон" жители города долго и безуспешно пытаются различными способами прогнать дракона. Это продолжается до тех пор, пока мальчик Джонатан не залезает ему на спину и шепчет на ухо: "Мистер Дракон, будьте так добры уйти отсюда".
Гораздо больший интерес представляют драконы Дж. Р. Р. Толкиена. Описание дракона Смауга и его смерти в "Хоббите" напоминают классические сцены из "Беовульфа" и норвежских "Эдд". Смауг обладает не только острым зрением, но и превосходными слухом и обонянием. Карлики решают захватить клад дракона и убивают его стрелой, попавшей в его единственное уязвимое место - под крылом. Мертвый дракон тонет в водах озера Эсгарот. Толкиен остается верен древнеанглийской традиции: на сокровища дракона налагается проклятие, и они приносят несчастье карликам и людям, которые овладевают ими из жадности. В "Сильмариллионе" Толкиен развивает собственную мифологию драконов. "Огненные драконы" Урулоки были сотворены Морготом для борьбы со своими врагами - карликами и людьми.
Выводы.
Проведённое исследование показало, что
Список использованной литературы.
Груз обид
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Этот древний-древний-древний мир!
Рыжие листья
Комментарии
Функции драконов
Есть ещё презентация к этой