Презентация к исследовательской творческой работе по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
kavkaz_v_tvorchestve_aleksandra_sergeevicha_pushkina.ppt | 2.59 МБ |
Слайд 1
Кавказ в творчестве Александра Сергеевича Пушкина УЧИТЕЛЬ : Гейко Раиса Петровна с.Сотниковское 02.02.2011Слайд 2
Введение Александр Сергеевич Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна своей духовностью, гуманностью, своей верой, надеждой и любовью. Верой в добро и справедливость, надеждой на Россию и ее народ, любовью к безграничному миру и к жизни во всех ее проявлениях. Его творчество – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее. Поэтому он всегда был и будет читаем во всем мире. А.С.Пушкин - мой любимый поэт. Во время изучения его творчества в этом учебном году я узнала, что он неоднократно был на Кавказе и даже отразил впечатления о нем в некоторых произведениях. Мне захотелось узнать об этом побольше, поэтому мой реферат посвящен теме «Кавказ в творчестве А.С.Пушкина».
Слайд 3
Для того, чтобы раскрыть эту тему, я обралась к следующим книгам: C овременная школьная энциклопедия «Русская литература», «Здесь жил Пушкин»(редакторы - А.М.Гордина и М.М.Калаушина), книга Е.И.Высочиной «Жизнь Пушкина в памяти поколений», «Литературное краеведение Ставрополья» под редакцией Г.М.Гогоберидзе и М.М.Кунижевой. В изученной мной литературе авторы осветили такие вопросы: 1) сколько раз А.С. Пушкин был на Кавказе; 2) какое отношение он имеет к Раевским; 3) где поэт достиг вершины художественного реализма; 4) в каких городах Ставрополья он был; 5) отношение А.С. Пушкина к Кавказской войне; 6) какие произведения были написаны им во время пребывания на Ставрополье; 7) где лечился А.С. Пушкин. На основании этих источников я узнала вот о чем: - Прекрасная природа юга была для А.С. Пушкина источником вдохновения; - на Ставрополье поэт переживал тяжёлые дни изгнания; - в 1929 году Пушкин приехал изменившимся, перенёсшим несколько личных трагедий: две ссылки, гибель друзей-декабристов; - поэт не только восторгался красотой гор Кавказа, но и усердно лечился здесь.
Слайд 4
Цель моего реферата – узнать как можно больше о визитах Пушкина на Кавказ и о произведениях, которые он посвятил моей малой родине. Для достижения цели мне нужно было решить следующие задачи: Найти в источниках информацию о том, сколько раз поэт побывал на Кавказе, где именно он был. Выяснить, какие художественные произведения А.С.Пушкина был посвящены Кавказу, узнать творческую историю их создания. Конкретизировать места, вдохновившие поэта (по возможности). Работа над рефератом помогла мне гораздо больше узнать личность поэта, познакомиться с его духовным миром, его окружением, привычками, вкусами и ещё раз убедиться в том, что это незаурядный человек и великий поэт. Вот результаты моего исследования:
Слайд 5
Пушкин на Северном Кавказе
Слайд 6
Жизнь Пушкина и его творчество тесно связаны с Северным Кавказом. Великий русский поэт, по существу, первым в русской поэзии открыл кавказскую тему не по книгам и чужим рассказам, а по собственным впечатлениям от посещения этих мест. «С легкой руки Пушкина»,— писал Белинский,— «Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний! Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленным драгоценною кровью сынов и подвигами ее героев».
Слайд 7
1820 и последующие годы отмечены обострением политической обстановки в России. Борьба с просвещением достигла своего апогея. Разгромлены Казанский и Петербургский университеты, свирепствует цензура. Пушкин в своей политической лирике, одах и эпиграммах на царя и его приближенных— «Вольность», «Деревня», «Ура! в Россию скачет кочующий деспот...», «На Аракчеева» и многих других заклеймил ненавистный ему крепостнический строй тогдашней России. На лире скромной, благородной Земных богов я не хвалил И силе в гордости свободной Кадилом лести не кадил. Свободу лишь умея славить, Стихами жертвуя лишь ей, Я не рожден царей забавить Стыдливой музою моей... Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Слайд 8
В апреле 1820 года Н. М. Карамзин писал поэту И. И. Дмитриеву: «Над здешним поэтом Пушкиным если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное... Служа под знаменами либералистов, он написал и распустил стихи на Вольность, эпиграммы на властителей и проч. и проч. Это узнала полиция. Опасаются последствий». «Либералисты» — это члены «Союза благоденствия», будущие декабристы. На их сходках Пушкин «читывал» свои запрещенные стихи, содействуя тем самым развитию революционной ситуации в России. «Пловцам я пел...» — скажет об этом позднее поэт в своем «Арионе». Пушкину грозила ссылка в Сибирь или заточение в Соловецкий монастырь, и лишь благодаря заступничеству влиятельных друзей высылка из Петербурга была заменена «служебным переводом» в Екатеринослав (ныне Днепропетровск), где в это время находилась канцелярия главного попечителя и председателя Комитета об иностранных поселенцах Южного края России генерал-лейтенанта И. Н. Инзова.
Слайд 9
Наскоро простившись с друзьями, опальный поэт 6 мая 1820 года покинул северную столицу. Недавно балетмейстер Парижской оперы, коллекционер Сергей Лифарь подарил Пушкинскому дому в Ленинграде подлинный «пашпорт», выданный Пушкину на эту поездку Итак, спешно собравшись в дорогу, Пушкин в сопровождении дядьки Никиты Козлова выехал из Петербурга. До Царского Села его провожали А. А. Дельвиг и П. Л. Яковлев. На одной из почтовых станций между Черниговом и Могилевом смотритель рассказывал И. И. Пущину, что накануне здесь проехал поэт Александр Пушкин «на перекладной, в красной русской рубашке, в поярковой шляпе (время было ужасно жаркое)». 17 или 18 мая он прибыл в Екатеринослав.
Слайд 10
Путешественники выехали из Екатеринослава утром 28 мая. Утром 30 мая путники достигли Таганрога, где обедали и ночевали у градоначальника на Греческой улице. Дом этот сохранился, теперь это здание № 40 по улице III Интернационала . Пребывание Пушкина в Таганроге совпало с восстанием крестьян в Миусском округе, жестоко подавленным военными властями. «Путешественников наших везде встречали с почетом,— вспоминала позднее М. Н. Раевская (Волконская).— В городах обыватели с хлебом-солью выходили к славному защитнику Отечества. При этом старик Раевский шутя, говаривал Пушкину: «Прочтите-ка им свою оду», разумея «Вольность», из-за которой поэт был выслан из Петербурга.
Слайд 11
31 мая рано утром Пушкин и Раевские оставили Таганрог и отправились далее — на Ростов и Нахичевань. Ростов только начал застраиваться. Путешественникам открылась панорама небольшого уездного городка с глинобитными мазанками и редкими деревянными домами. Осмотрели крепость, «где 37 лет тому назад почти год» проживал Раевский-старший с супругой Софьей Алексеевной, и величественный Дон. За крепостью, примерно в версте от восточных ворот города, лежал разноязычный, преимущественно армянский городок Нахичевань, «пространный, многолюдный и торговлей весьма богатый». Вечером того же дня путники прибыли в станицу Аксай, расположенную на высоком берегу Дона в 23 верстах от Новочеркасска, и остановились здесь на ночлег.
Слайд 12
2 июня рано утром Пушкин и Раевские на шлюпке отправились по Дону в Старый Черкасск — разжалованный город в станицу» (теперь станица Черкасская). Здесь осмотрели бывшую столицу Войска Донского, «первое гнездо донских казаков... обойдя все, что там есть достойного», включая старинный войсковой собор. Проезжая донские степи, Пушкин знакомится с бытом и культурой свободолюбивых и вольных казаков. Сам воздух здешних мест был полон легенд и преданий о казачьей вольнице и ее славных походах в защиту Руси от врагов. Поэту запомнились песни о народных героях Булавине, Болотникове, Ермаке; Степана Разина он позднее назовет «единственным поэтическим лицом русской истории», Пугачеву посвятит историческое исследование и «Капитанскую дочку».
Слайд 13
Предстоял шестидневный путь по конному тракту Новочеркасск — Ставрополь и далее до города Георгиевска. 4 июня приехали в Ставрополь и остановились для кратковременного отдыха и смены лошадей. Ставрополь в первое посещение Пушкина был уездным городком и лишь в 1822 году преобразован в центр Кавказской области. «Город построен на высокой горе. Все лучшие здания, казенные и частные, находятся на вершине горы, а худшие на скате оной. Улицы вообще неправильные. Дома большей частью деревянные, выбеленные; весьма немногие построены из тесаного камня, добываемого близ города. Они большей частью с крытыми галереями, обращенные на двор...» С высоты крепости путешественники могли наблюдать живописные окрестности города и величавый двуглавый Эльбрус. От тех лет сохранились остатки крепостной стены и отдельные строения. Впереди по пути до Георгиевска около 170 верст и до места назначения (Горячие воды) еще 40.
Слайд 14
По словам современника, дорога от Ставрополя до Георгиевска «вообще хороша; но во время дождей делается затруднительной от чернозема, коими сии места изобилуют». Сильная гроза и дождь заставили путников ночевать в станице Саблинской, что в сорока верстах от Георгиевска. Утром тронулись в дальнейший путь. При подъеме к заштатному городу Александрову показался, наконец, Бештау. На небосклоне были видны вершины Кавказских гор, покрытые вечными снегами. От Александрова начинались казачьи пикеты. Этот участок дороги до Георгиевска и далее был небезопасен для проезжающих. И вот конвоем окружен, Вослед за пушкою степною В преддверье гор вступает он,— воспоминал позднее Пушкин свое путешествие. 5 июня к обеду добрались до Георгиевска. Построенный в 1777 году при учреждении Кавказской губернии, город в 1802 году был наименован губернским, с 1822 — уездным и с 1830 — заштатным. Из-за «нездорового климата», по словам современника, областное правление было переведено из Георгиевска в Ставрополь.
Слайд 15
6 июня 1820 года Пушкин и Раевские прибыли на Горячие воды. Достигнут, по словам современника, «предел странствий для ищущих исцелений». «Другой день на водах, милая моя Катенька, — писал Н. Н. Раевский своей дочери 7 июня из Константиногорска. — Здесь дожди, а прежде по три месяца ни одного не бывало». Начинался кавказский период жизни Пушкина, столь плодотворный в его творчестве. В Горячих водах родных и Пушкина встретил недавно прибывший сюда для лечения старший сын генерала — полковник Ряжского пехотного полка Александр Николаевич Раевский. Он и снял для них дом в Константиногорской крепости, что в трех верстах от Горячих вод.
Слайд 16
Описание Горячих вод, Железных вод и Кисловодска тех лет оставили нам Пушкин, Раевский - старший и современники. «Все селение расположено в 2 улицы,— писал Раевский дочери о Горячих водах,— я приметил до 60 домов, домиков и лачужек, и как сего недостаточно для приезжающих, то нанимают калмыцкие кибитки, палатки и располагаются лагерями, где кому полюбится... Ванны старые, хотя стоят казне довольно дорого, ни вида, ни выгод не имеют, новые же представляют и то, и другое, возможную чистоту и опрятность. Вид из оных наиприятнейший на Бештовую гору, или Пятигорье... Смесь калмыков, черкес, татар, здешних казаков, здешних жителей и приезжих — все это под вечер движется, встречается, расходится, сходится, и все до безделицы с галерей новых ванн глазам вашим открыто». На окраине города стояли казачьи пикеты для защиты от набега горцев. Отсюда совершались ежедневные переходы к горячим серным источникам, устроенным, по словам Пушкина, в «лачужках, наскоро построенных. Источники, большей частью в первобытном своем виде, били, дымились и стекали с гор по разным направлениям, оставляя по себе белые и красноватые следы. Мы черпали кипучую воду ковшиком из коры или дном разбитой бутылки».
Слайд 17
Вместе с Раевским Пушкин побывал в немецкой колонии Каррас (в восьми верстах от Пятигорска, ныне пос. Иноземцево) у подножья горы Бештау, колония в то время состояла из нескольких домов, расположенных по одной улице в полверсты длиною. Они увидели красивую аллею, обсаженную березами (колония основана в 1802 году шотландскими миссионерами с целью распространения протестантской религии среди местного населения). Позднее отзвуки этой темы найдут отражение в пушкинской поэме о Тазите.
Слайд 18
3 июля Пушкин и семья Раевских приехали на Железные воды, расположенные у подножья и на склонах Железной горы. Дорога из Горячеводска шла между склонами Машука и Бештау через Каррас. Путники поселились в «калмыцких кибитках... в лагере, как цыгане, на половине высокой горы». Железноводска-города еще не было. «Первое основание Железноводска было положено в 1824 году построением от правительства деревянного дома для посетителей».
Слайд 19
Около трех недель Пушкин и Раевские провели на Железных водах и 26 июля переехали в Кисловодск. Дорога шла правым берегом Подкумка по пустынным местам разоренных горских аулов. Кисловодск тех времен — «небольшое селение, при коем находится пятиугольная крепость с пятью бастионами и двумя равелинами. Построена в 1803 году для удобства и защиты приезжающих пользоваться кислыми водами (нарзаном), столь славными своими целительными свойствами и издревле носящими название богатырской воды. Кисловодск расположен в 35 верстах к югу от Горячеводска на небольшой равнине, орошенной двумя небольшими речками (Ольховка и Березовка.— Л. Ч.) и замкнутой со всех сторон горами и холмами различной высоты и образования... Приятное положение равнины, возвышенность мест, ясное небо, чистый воздух придают особую прелесть пребыванию посетителей богатырской воды».
Слайд 20
Пребывание Пушкина на Горячих, Железных и Кислых водах соответствовало лечебной практике того времени. Независимо от вида болезни больные начинали лечение серными ваннами на Горячих водах продолжали принимать железные ванны на Железных водах и завершали лечение нарзанными ваннами в Кисловодске. По свежим наблюдениям и впечатлениям от живописной кавказской природы Пушкин писал на Кислых водах в эпилоге к «Руслану и Людмиле»: Забытый светом и молвою, Далече от брегов Невы, Теперь я вижу пред собою Кавказа гордые главы. Над их вершинами крутыми, На скате каменных стремнин, Питаюсь чувствами немыми И чудной прелестью картин Природы дикой и угрюмой; Душа, как прежде, каждый час Полна томительною думой — Но огнь поэзии погас. Ищу напрасно впечатлений: Она прошла, пора стихов...
Слайд 21
«Но огнь поэзии» угас ненадолго. В душе поэта зрели новые замыслы, и «Кавказский пленник» — один из них. В семье Раевских Пушкин провел на Кавказе «счастливейшие минуты жизни». Генерала он любил за «ясный ум, с простой, прекрасной душою». С его младшим сыном, Николаем, поэта связывала давняя друж6а. Н. Раевскому он посвятил поэму «Кавказский пленник». Прими с улыбкою, мой друг, Свободной музы приношенье: Тебе я посвятил изгнанной лиры пенье И вдохновенный свой досуг... Мы в жизни розно шли: в объятиях покоя Едва, едва расцвел и вслед отца-героя В поля кровавые, под тучи вражьих стрел, Младенец избранный, ты гордо полетел. Отечество тебя ласкало с умиленьем, Как жертву милую, как верный свет надежд. Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем; Я жертва клеветы и мстительных невежд; Но сердца укрепив свободой и терпеньем, Я ждал беспечно лучших дней; И счастие моих друзей Мне было сладким утешеньем.
Слайд 22
На водах состоялось знакомство и встречи Пушкина с литераторами Г. В. Гераковым и Г. П. Ржевским, полковником, впоследствии военным писателем А. Н. Мариным, поручиком С. И. Мещерским и другими. И все это «сердцу возвратило мир». Эти встречи воодушевляли опального поэта, хотя еще свежи были раны, нанесенные самодержавием, удалившим его от активной политической борьбы и от друзей — будущих декабристов. Неспокойно было в это время на Северном Кавказе. Царская Россия угнетала горские народы, не останавливаясь ни перед какими жестокостями. Отстаивая свое право на независимость, черкесы совершали смелые набеги на пограничные станицы и дороги... В эпилоге к «Кавказскому пленнику» Пушкин писал: О Котляревский, бич Кавказа! Куда ни мчался ты грозой — Твой ход, как черная зараза, Губил, ничтожил племена... Эти слова о П. С. Котляревском (1782—1852) генерале, участнике Кавказских войн, покорителе народов Северного Кавказа и Закавказья.
Слайд 23
Пушкин осуждал колонизаторскую политику царизма против горских народов и высказал это в черновой строфе стихотворения «Кавказ» (1829): Так буйную вольность законы теснят, Так дикое племя под властью тоскует, Так ныне безмолвный Кавказ негодует, Так чуждые силы его тяготят... 5 или 6 августа Пушкин и Раевские вернулись на Горячие воды и далее направились в Крым.
Слайд 24
15 августа Пушкин и Раевские выехали морем в Крым. Северный Кавказ был уже позади... Позднее в черновиках «Путешествия Онелина» Пушкин отправит своего героя той же дорогой, по которой ехал сам: Простите, снежных гор вершины, И вы, кубанские равнины; Он едет к берегам иным, Он прибыл из Тамани в Крым... Прошло девять лет... Отгремели залпы на Сенатской площади в Петербурге. Восстание 14 декабря 1825 года было жестоко подавлено. Вожди декабристов были казнены, и 120 человек, как писал А. И. Герцен,— «друзья этих людей, цвет всего, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу». Для великого русского поэта они были, как он сам писал, «братьями, друзьями, товарищами» и, прежде всего единомышленниками.
Слайд 25
Вторая поездка Пушкина на Кавказ летом 1829 года соответствовала творческим замыслам поэта — завершить роман «Евгений Онегин» главой о декабристах с яркой панорамой освободительного движения первой четверти XIX века. Встреча с разжалованными декабристами — свидетелями событий того времени — входила в его планы (сосланных на Кавказ в 1822—1829 годах было около 40 человек и среди них И. Г. Бурцов, А. А. Бестужев, А. С. Гангеблов, П. П. Коновницын, М. И. Пущин, Н. Н. Семичев, В. Д. Сухорукое и др.). Самовольно, без разрешения властей поэт решился ехать на Северный Кавказ и далее в Закавказье. Николай I напоминал Бенкендорфу: «Он забыл, что обязан предупреждать меня обо всем, что делает, по крайней мере, касательно своих путешествий». 4 марта 1829 года Пушкин взял подорожную в канцелярии петербургского военного губернатора.
Слайд 26
9 марта Пушкин покинул Петербург и через Москву выехал на Кавказ. Во время путешествия он вел путевые записки, опубликованные в 1836 году под названием «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Дополнительные сведения содержатся в письмах поэта и отражаются в его художественных произведениях, а также в воспоминаниях современников. В начале мая 1829 года, направляясь на Кавказ, Пушкин поехал на Калугу, Белев и Орел, а не на Воронеж и нарочно сделал 200 лишних верст, чтобы встретиться в Орле с А. П. Ермоловым. Первые же строки «Путешествия в Арзрум» поэт посвятил этой встрече с опальным генералом. Говорили о сомнительных заслугах Паскевича, о засилии немцев в русской армии. От Ермолова Пушкин мог многое узнать о крае и народах, его заселяющих.
Слайд 27
Подъезжали к почтовой станции Кагаль - ницкая. Это было за Доном, откуда, по словам И. Т. Радожицкого, «дорога идет 116 верст до границы Кавказской губернии по калмыцкой земле». На картах того времени эти места назывались степью кочующих калмыков. Взоры поэта привлекли богатая растительность степи и птицы, «неведомые в наших лесах... Калмыки располагаются около станционных хат. У кибиток их пасутся уродливые, косматые кони, знакомые вам по прекрасным рисункам Орловского». Посещение одной из кибиток и разговор с юной калмычкой, «степной Цирцеей», вдохновили поэта на создание прекрасного стихотворения: Прощай, любезная калмычка! Чуть-чуть, назло моих затей, Меня похвальная привычка Не увлекла среди степей Вслед за кибиткою твоей. Твои глаза, конечно, узки, И плосок нос, и лоб широк, Ты не лепечешь по-французски, Ты шелком не сжимаешь ног... Пока коней мне запрягали, Мне ум и сердце занимали Твой взор и дикая краса. Друзья! не все ль одно и то же: Забыться праздною душой В блестящей зале, в модной ложе, Или в кибитке кочевой? Под стихотворением помета: «22 мая 1829».
Слайд 28
В период между двумя поездками Пушкина на Кавказ Горячие воды и прилегающие районы весьма изменились. Город стал застраиваться домами, были перестроены старые здания. Архитекторами братьями Бернардацци были возведены главнейшие и лучшие ванны и другие казенные здания. «Великолепные ванны» — это бывшие Николаевские (ныне Лермонтовские), выстроенные в 1826—1831 годах, казенные дома — ресторация, дом для неимущих офицеров и дом генерала Орлова. Пятигорский бульвар — одно из лучших украшений современного города — был устроен в 1827—1828 годах. «Не верится глазам,— писал современник,— чтобы в такой глуши можно было найти и бульвар, липами обсаженный, гладко укатанный и чистым песком усыпанный, и на нем почти такое многолюдство, как на Невском проспекте». От пушкинского времени сохранились в Пятигорске каменная лестница на вершину Горячей горы, сооруженная в 1813—1814 годах (расположена за Лермонтовскими ваннами), а в Кисловодске — остатки крепости: угловая башня, ворота, стена с бойницами (теперь здесь находится санаторий «Крепость»
Слайд 29
Память о посещении Пушкиным Кавказских Минеральных Вод увековечена в Пятигорске установкой ему в 1982 году памятника (бюста) работы скульптора М. К. Аникушина.
Слайд 30
17 мая Пушкин прибыл в Екатериноград (ныне станица Екатериноградская КБ АССР). На следующий день, 18 мая, поэт отправился в дальнейший путь до Владикавказа и Ларса, где оканчивались границы Северного Кавказа Недалеко от поста Уруховского Пушкин посетил развалины аула Татартуба на левом берегу Терека, напротив осетинского селения Эльхотово. «Справа сиял снежный Кавказ; впереди возвышалась огромная лесистая гора; за нею находилась крепость. Кругом ее видны следы разоренного аула, называвшегося Татартубом и бывшего некогда главным в Большой Кабарде. Легкий одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней, на берегу иссохшего потока. Внутренняя лестница еще не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку, с которой уже не раздается голос муллы». Древнее магометанское городище Татартуб (в переводе татарский холм), принадлежащее к выдающимся памятникам Северного Кавказа, некогда играло большую роль в экономике горских народов. Городище считалось у горцев святыней. Здесь «совершались между кабардинцами все клятвы и договоры для вящей оных прочности». Тот, кто укрывался в Татартубе, был неприкосновенен. И Пушкин, знакомый с бытом и нравами горцев, писал об этом в своей неоконченной неоконченной поэме «Тазит».
Слайд 31
21 мая Пушкин прибыл «с оказией» во Владикавказ (ныне Орджоникидзе—столица Северо-Осетинской АССР) и оставался в нем двое суток. «Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор»— писал он. Город основан в 1784 году на месте небольшого осетинского аула для охраны Военно-Грузинской дороги. В окрестностях Владикавказа поэт посетил осетинский аул, где наблюдал национальный обряд похорон. По разысканиям местного краеведа Г. И. Кусова, «это — поселение, примыкающее к крепости с юга, так называемый Осетинский форштадт, или Владикавказский аул. Оно до сих пор осталось в тех же примерно границах на территории, которую мы в обиходе называем Осетинской слободкой». Позднее Пушкин описал сцену похорон в поэме «Тазит». «Около сакли толпился народ. На дворе стояла арба, запряженная двумя волами. Родственники и друзья умершего съезжались во всех сторон и с громким плачем шли в саклю, ударяя себя кулаками в лоб. Женщины стояли мирно... Один из гостей взял ружье покойного, сдул с полки порох и положил его подле тела. Волы тронулись».
Слайд 32
Около 15 августа путешественники достигли Горячеводска. Пушкин пробыл здесь более недели и около 20 августа посетил Кисловодск. Сохранилась выписка из «Журнала принимаемым ежедневно гг. посетителями ваннам, подогреваемым из кислой минеральной воды в продолжение курса 1829 года». За период с 21 августа по 6 сентября Пушкин принял 19 ванн, за которые уплачено 19 рублей. В начале и в конце поэт принимал по одной подогретой ванне в день, а в середине курса лечения в течение пяти дней (с одним перерывом) принимал по две.
Слайд 33
В Кисловодске сохранился двухэтажный дом с длинными деревянными галереями (по улице Коминтерна, 5), где, по свидетельству М. И. Пущина, останавливался Пушкин. Дом этот принадлежал историку и помещику А. Ф. Реброву; впоследствии он подвергся значительным переделкам. М. Ю. Лермонтов увековечил этот дом в повести «Княжна Мери». Обедал Пушкин в ресторации — деревянном здании, украшенном колоннадой и широкой лестницей. По свидетельству современника, «ресторация вмещает в себе мужскую и женскую половины, разделенные между собою большою залою с буфетом. Комнаты ресторации снабжены приличною мебелью». Внешний вид здания изображен на акварели архитектора А. Тона, в его серии «Виды Пятигорска и Кисловодска, 1833 год» (хранится в Государственном Русском музее). За ветхостью здание было разобрано, и на его месте в 1948 году сооружена Лермонтовская площадка с бюстом поэта.
Слайд 34
8 сентября 1829 года Пушкин заявил «в комендантском управлении при Горячих минеральных водах» свою подорожную и в тот же день выехал в Россию. До Георгиевска было предписано давать ему «в конвой по два конно-вооруженных казака без малейшего задержания». Пушкин возвращался по знакомой дороге через Ставрополь и Новочеркасск, где 13 сентября остановился на один-два дня. Отсюда он писал М. И. Пущину о своих дорожных впечатлениях. В действующей армии поэт «был среди донцов» — казачьих частей, приданных Нижегородскому драгунскому полку Н. Н. Раевского. В сопровождении донцов, отслуживших свой срок и возвращавшихся на Дон, Пушкин ехал в Россию. При виде тихого Дона родились строки: Блеща средь полей широких, Вот он льется!.. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон. Как прославленного брата, Реки знают тихий Дон; От Аракса и Эвфрата Я привез тебе поклон... Около 20 сентября Пушкин был уже в Москве. Со времени первой поездки и до конца своих дней Пушкина влекло к Кавказу.
Слайд 35
Заключение Итак, весьма полезно было узнать о том, что А.С. Пушкин не единожды бывал на Кавказе, который является для меня малой родиной. Например, то, что он не единожды побывал в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Горячеводске, обычно в учебниках не освещается. Поэтому работа над рефератом помогла мне много нового узнать о любимом поэте. Оказывается, во время упомянутых мною в основной части реферата двух поездок к Пятигорью А.С. Пушкин, по его собственным словам, пережил «счастливейшие минуты жизни». Кроме того, даже суждения о Кавказе до знакомства русского общества с посвящёнными ему произведениями Пушкина были весьма скудными. Всю первую четверть 19 века Кавказ в представлении российского дворянства ограничивался главным образом Горячими водами. Поездка на Кавказ в то время означала поездку к Минеральным Водам Пятигорья. «Грандиозный образ Кавказа с его воинственными жителями в первый раз был воспроизведен русской поэзией, - говорил Белинский в своей рецензии на «Кавказского пленника», - и только в поэме Пушкина в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию». Если поэма «Кавказский пленник» заострила внимание русского общества к Минеральным водам, то это внимание было направлено главным образом на молодые курорты. Можно сказать, Кавказ для русского общества заново был открыт Пушкиным. Новое русское лечебное место, связанное с поэзией Пушкина, превратилось в тот «новенький, чистенький городок», который застал позднее Лермонтов; естественно, что все это вместе укрепляло славу Кавказских Минеральных Вод. Недаром Белинский называл Кавказ колыбелью поэзии Пушкина. Ведь в поэтических описаниях Кавказа поэт достиг вершин художественного реализма. «Кавказ», «Обвал», «Дом», «Калмычке», «Делибаш», «Монастырь на Казбеке», «На холмах Грузии», «Дорожные жалобы» - вот далеко не все произведения, написанные А.С. Пушкиным под впечатлением путешествия на Кавказ
Слайд 36
За несколько месяцев до смерти, в августе 1836 года, Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращенным к далеким потомкам – к нам: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жить будет хоть один пиит. В наши дни, как никогда раньше, сбываются великие пушкинские слова. И та «народная тропа», о которой мечтал уходящий из жизни поэт, становится все шире и шире, устремляясь в грядущее, в бессмертие. Пушкин – неотъемлемая часть русской культуры, духовного и нравственного мира нашего современника. И мы, жители Кавказа, должны гордиться тем, что именно наша малая родина вдохновляла величайшего российского поэта, Александра Сергеевича Пушкина, на создание таких прекрасных произведений, которые являются неотъемлемой составляющей духовного и нравственного мира каждого русского человека.
Слайд 37
Обзор литературы А. Слонимский Мастерство Пушкина // Гос. изд. худ. лит-ры, Москва 1963 стр. 187-216 Степник Ю.В. О роли национальных поэтических традиций XVIII века в поэме Пушкина “ Руслан и Людмила” // Русская литература, 1968 стр.107 – 122. Пушкин: суждения и споры // Московский рабочий 1997 стр. 17 Б. С. Мейлах. Сквозь магический кристалл. М., Высшая школа. 1990. А. С. Пушкин. Материалы юбилейных торжеств. М., Л., 1951 Лихачев Д. С. Слово о Пушкине. 1987. Алексеев М. П. Пушкин и наука его времени. М., Л., 1984 Лотман Ю. Пушкин в 1999. Каким он будет? Таллинн. 1987. Благой Д. Пушкин и русская литература. М., Л., 1941. Пушкин. Полное собрание сочинений. Лихачев Д. С. Слово о Пушкине // Театральная жизнь. 1987. № 2. С. 2 Тарковский А. Язык поэзии и поэзия языка // Лит. газ. 1967. 2 авг. Воспоминания П. А. Катенина о Пушкине // Литературное наследство. М., 1934. Т. 16-С. 642. Алексеев М. П. Пушкин и наука его времени // Алексеев М. П. Пушкин: сравнительно-исторические исследования. Л., 1984. С. 173. Цит. по: А. С. Пушкин. Материалы юбилейных торжеств. М.№ Л., 1051. С. 33. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: (В 13 т.) М., 1954. Т. 5. С. 12 Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. Мекк. М., Л., 1935. Т. 1. С. 57. Марков М. Мечты и были. Сиб. 1838. См.: Гальцева Р., Роднянская И. В подлунном мире. С. 132-152. Лотман Ю. Пушкин в 1999. Каким он будет? // Таллинн. 1987. № 1. С. 64. Лотман Ю. Пушкин в 1999. Каким он будет? // Таллинн. 1987. № 1. С. 64 Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений. – М., Просвещение, 1989. Г.М. Гогоберидзе, У. М. Кунижева, С.Г. Найденко, Г.П. Толпаева, О.П. Фесенко. Литературное краеведение Ставрополья. Региональный учебник для 5-8 классов общеобразовательных учреждений. – Ставрополь, 2001.
Вокруг света за 80 дней
Как зима кончилась
Почему Уран и Нептун разного цвета
Что есть на свете красота?
Снежный всадник