Описание работы:
Открытие автора.
Знакомство с произведениями Лидии Чарской.
Возвращение на книжную полку через столетие.
Феномен Лидии Чарской как писателя для детей
и для взрослых.
Опрос читателей.
Книги Чарской – это бестселлер?
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 74.5 КБ |
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 662
Тема проекта: «Творчество Лидии Чарской».
Автор работы: Жилкина Мария, 9лет
ученица 3 класса «В».
Руководитель проекта
учитель начальных классов:
Феклистова Надежда Геннадьевна.
Описание работы:
Открытие автора.
Знакомство с произведениями Лидии Чарской.
Возвращение на книжную полку через столетие.
Феномен Лидии Чарской как писателя для детей
и для взрослых.
Опрос читателей.
Книги Чарской – это бестселлер?
Контактные телефоны:
905 - 01- 78 – канцелярия
905 – 64 – 39 – завуч по УВР
Северный Административный округ
город Москва
2008 год
…Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах
Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники, увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.
"Записки гимназистки","Княжна Джаваха","Смелая жизнь"... До революции это были просто книги, они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши... Но когда все сломалось - империя, границы, железные дороги, налаженный быт, эти сентименталь
ные книги чувствительных девочек стали чем-то особенным для всех, кому удалось их сохранить. И не только потому, что их перестали издавать и они стали редкостью. Жизнь,
отразившаяся в этих книгах, исчезла как дым. Остались толь
ко эти страницы как частица утраченного детского рая, как последнее свидетельство о том, что он был...
Когда через семьдесят лет книги Чарской разрешили снова издавать,а дети вновь стали ими зачитываться,строгие критики поморщились: зачем нашим современным детям эти гимназические страдания, стихи в альбомах, этот восторжен-
ный стиль, который невозможно устарел? К счастью, у детей свой взгляд на то, что устарело,а что нет.
В детских библиотеках книги Чарской почти всегда на руках, в книжных магазинах их купить так же трудно, как и в начале века. И взрослым, как и сто лет назад, трудно понять, как притягательна в двенадцать лет беспримесная чистота чувств, как прекрасна эта книжная жизнь, где черное - черно, а белое - белоснежно и у короля -
доброе сердце.
После окончания второго класса учительница предложила список литературы для чтения летом. Чтобы найти некоторые произведения, я решила просмотреть книгу для чтения в 4 классе «В океане света» (авторы Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева, образовательная система «Школа 21 век»).
И вот в этом сборнике я прочитала отрывок из произведения Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Имя и фамилия автора для меня были неизвестны. В книге давалась только небольшая историческая справка о трудной судьбе писательницы, а мне захотелось побольше узнать о ней, тем более, что произведение понравилось.
Когда я спросила о Лидии Чарской у своей учительницы, то она сказала, что по программе в третьем классе (автор Кубасова) нам предстоит прочтение сказки «Живая перчатка» и предложила познакомить ребят с этой писательницей, с ее творчеством.
За лето я прочитала 11 произведений Лидии Чарской. Для меня они стали ярким, неожиданным открытием, как и сама писательница.
Известная русская детская писательница Л.А. Чарская (урожденная Воронова) родилась в Царском Селе в 1875 году, в дворянской семье. Казалось бы, её отделяет от нас всего столетие, однако факты её биографии до сих пор не установлены точно.
Но как бы то ни было, в 70-е годы 19 века появилась на свет девочка, которой суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей.
Отец Лидии был военным инженером, полковником. Мать Лиды умерла, отсюда мотив сиротства, повторяющийся у нее из книги в книгу. Всю свою любовь девочка перенесла на отца. Но отец женился второй раз. Отношения с мачехой у девочки не сложились, Лида несколько раз убегала из дома.
Она была непохожа на других детей. Уже в 10 лет будущая писательница сочиняла стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились.
С 12 лет она училась в институте благородных девиц и в 19 лет окончила его с медалью.
Затем (в 1893году) Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.
С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился псевдоним "Чарская". Можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами "чары", "очарованье", "колдовство".
Наряду с работой в театре Чарская была страстно увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги.
Занятие литературой оказалось легким и приятным. "Я буквально горю и сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой".
Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее институтских дневников, году принесла ей громкую славу.
Критики начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у подростков.
О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах, недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.
Герои книг Чарской, обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным. Во всех книгах Лидии Чарской заметна воспитательная, нравоучительная цель. Другое очень важное для Чарской качество - умение терпеть несправедливости и непреклонная вера в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит. Героев Чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете побеждают они, их душевная красота и обаяние. Чарскую постоянно упрекали за счастливые финалы, вернее, за последнюю счастливую страницу в ее книгах, но радостные финалы, безусловно, были заслуженны в глазах юного читателя.
Лидия Алексеевна прекрасно разбиралась в детской психологии, призывала к уважению личности ребенка, стремилась уберечь ребенка от зла, воспитать в нем доброту, отзывчивость, бескорыстие, человечность, веру в светлое начало в мире, любовь к труду – те качества, которые так необходимы людям. Именно в этом и заключалась ее популярность.
Ее любили, ей писали отклики, ее боготворили.
Популярность Чарской не знала границ. Ее произведения переводили на разные языки.
Вот только некоторые данные: в отчете одной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля Верна. И это явление было типичным. В этом же году в восьми женских гимназиях в сочинении на тему «Моя любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Чарской.
Но после 1917 судьба писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. Подвергли резкой критики за то, что ее произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто).
О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее книги уже стоят на полках книжных магазинов и церковных книжных лавках.
Мы несколько томов купили именно в Свято-Троицком Голутвинском женском (действующем) монастыре. (город Коломна).
В Сергиевом Посаде, в Лавре есть собрание произведений (51).Полное собрание из 32 томов вместило в себя 80 повестей, написанных за 15 лет.
В детстве она увлекалась Ф.Купером. Ее героиня Люда Влассовская, сделавшись гувернанткой, тут же предлагает своей воспитаннице, княжне, чтобы читать научилась, куперовский «Зверобой».
Она испытала влияние писателя И.И.Лажечникова, читала В.Скотта, создавшего жанр исторического романа. Хорошо зная русскую историю, Л.Чарская находила то в одной то в другой исторической эпохе, героя по вкусу: то Ермак, герой 16 века, то события после смерти Петра I («Паж цесаревны».
И, наконец, Надежда Дурова – реальный герой войны русской армии с Наполеоном – в повести «Смелая жизнь».
Автор и ее яркая героиня «кавалерист – девица»,- души родственные. Жизнь и судьбу Чарская узнала, прочитав «Записки кавалерист -девицы» Н.А.Дуровой, уникальность которой открыл сам А.С.Пушкин.
Мы провели исследование: какими книгами в наши дни увлекаются ребята. Опрос провели среди учеников 3 - 7 классов. В каждом классе есть до 19 ребят, которые читают о Гарри Поттере. Многие не помнят фамилий авторов, чьи произведения читали. Но стоит только назвать фамилию Чарской как те, которые читали, с какими–то светящимися лицами, ясными глазами, с восторгом готовы рассказывать о том, что прочитали.
В начале 20 века книги Лидии Чарской были бестселлерами, сейчас их заменила английская писательница Дж.К.Ролинг со своим Гарри Поттером.
Но я считаю, что книги Лидии Чарской, начиная возвращаться на книжные полки через 70 лет, заставят потесниться маленького волшебника Гарри Поттера. Потому, что герои из ее книг нам ближе, роднее, понятнее. Их проблемы, чувства, взаимоотношения мы переживаем и преодолеваем вместе с ними. Открыв для себя детскую писательницу Лидию Чарскую, читая ее повести, становишься добрее, чище, светлее, терпимее к людям, окружающим тебя. Тебе становятся понятными некоторые «взрослые» проблемы, меняются взгляды на многое, что происходит в жизни. Ты стараешься понять людей, умеешь объяснить, казалось бы необъяснимое.
Когда я стану взрослой я обязательно буду читать произведения Л.Чарской своим детям.
Опрос учащихся 3 – 7 классов. (2008 год, школа№662)
класс | Количество учеников | Дж.К.Ролинг Гарри Поттер | Николай Носов | Лидия Чарская |
3 - а | 25 | 5 | 24 | 0 |
3 - в | 26 | 1 | 26 | 2 |
3 - б | 24 | 9 | 22 | 0 |
4 - а | 25 | 8 | 25 | 0 |
4 - в | 24 | 8 | 20 | 0 |
4 - б | 21 | 6 | 18 | 0 |
5 - б | 24 | 18 | 21 | 0 |
6 - г | 18 | 6 | 16 | 0 |
5 - в | 26 | 12 | 24 | 1 |
7 - а | 24 | 15 | 24 | 1 |
7 - д | 20 | 19 | 18 | 1 |
6 - в | 24 | 15 | 13 | 0 |
5 - а | 25 | 3 | 16 | 0 |
7 - б | 24 | 12 | 19 | 0 |
7 - в | 23 | 4 | 13 | 2 |
7 - г | 24 | 14 | 18 | 2 |
всего | 377 | 155 | 317 | 9 |
Опрос взрослых.
Опрошено 36 человек.
Читали произведения Лидии Чарской - 8 человек.
Возраст опрошенных 25 - 35 лет - 5 человек.
Возраст опрошенных 36 - 44 года - 2 человека.
Возраст опрошенных 45 – 55 лет - 1 человек.
Опрос юных читателей.
1911год.
Юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля Верна, Толстой и Достоевский даже не присутствовали. И это явление было типичным!
Журнал "Русская школа" в девятом номере за 1911 год сообщал: "В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему "Любимая книга", девочки почти единогласно указали произведения Чарской.
В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: "Нет книг Чарской".
Один из критиков в статье "За что дети обожают Чарскую", опубликованной в журнале "Новости детской литературы" (1911, февраль), писал: "Она является властительницей дум и сердец современного поколения девочек всех возрастов.
Все, кому приходится следить за детским чтением, и педагоги, и заведующие библиотеками, и родители, и анкеты, проведенные среди учащихся, единогласно утверждают, что книги Чарской берутся читателями нарасхват и всегда вызывают у детей восторженные отзывы и особое чувство умиления и благодарности..."
Вокруг света за 80 дней
Этот древний-древний-древний мир!
Твёрдое - мягкое
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рождественские подарки от Метелицы