Много профессий на земле... Но одна из них – особенная, профессия от Бога. Говорят, что когда-то люди не знали языка, не умели разжечь огня, чтобы согреть себя, не имели ни дома, ни поля. Долго и трудно собирали необходимые знания. Но как их сохранить для потомков? Как передать следующим поколениям? Без учителя не обойтись! И появилась благороднейшая из профессий, требующая самоотверженного служения делу, недюжинного ума, таланта, любви к ученикам…
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 75.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия села Большой Сардек» Кукморского муниципального района РТ
Понятие «учитель» по определению Л.Н.Толстого
( секция « Социально-гуманитарные и экономические науки »)
Выполнил: ученик 8А класса
МБОУ «Гимназия села Большой Сардек»
Зарипов Ришат Рафисович
Руководитель: Зарипова Ильсуяр Бариевна –
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2011 г
Исследовательская работа по теме:
«Понятие «учитель» по определению Л.Н.Толстого»
Для того, чтобы человеку
Хорошо прожить свою жизнь,
ему надо знать, что он должен
и чего не должен делать. Для
того, чтобы знать это, ему
надо понимать, что такое он
сам и тот мир, среди которого
он живет. Об этом учили во все
времена самые мудрые и
добрые люди всех народов.
Л. Н. Толстой
Введение.
Много профессий на земле... Но одна из них – особенная, профессия от Бога. Говорят, что когда-то люди не знали языка, не умели разжечь огня, чтобы согреть себя, не имели ни дома, ни поля. Долго и трудно собирали необходимые знания. Но как их сохранить для потомков? Как передать следующим поколениям? Без учителя не обойтись! И появилась благороднейшая из профессий, требующая самоотверженного служения делу, недюжинного ума, таланта, любви к ученикам…
Не зря столько разных значений имеет слово «учитель»! Откроем толковый словарь и обнаружим, что это и «тот, кто обучает чему-то», и «тот, кто является высоким авторитетом в какой-нибудь области, имеет последователей, учеников»; учитель – это и наставник. Словарь помогает сформулировать общее для всех. Но каждый человек, наверное, этому слову даст и своё определение, исходя из личного опыта.
Свое вдохновение учитель черпает из сознания своего долга перед настоящим и будущим. Перед его глазами великие имена: К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.Н. Толстой и мн.др.
На наш взгляд, Лев Николаевич Толстой занимает особое место в этом списке: он не только открыл школу для крестьянских ребятишек в Ясной Поляне, но разработал свои педагогические принципы, методику организации учебно-воспитательного процесса в школе. А самое главное – он был учителем не только для яснополянских ребятишек, он был и остается Учителем всего российского народа: его педагогические принципы можно проследить и в его литературном творчестве. Своей исследовательской работой мы надеемся доказать, что образ Толстого-учителя и сейчас является идеалом для современных учителей и школьников.
Цель нашей научно-исследовательской работы - проследить, как педагогические принципы Толстого отражаются в его повести «Детство», и выявить отношение к Толстому-учителю и его педагогическим принципам у современных участников учебно-воспитательного процесса (учителей и учеников) МБОУ « Гимназия с. Большой Сардек».
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
1.изучить педагогическую деятельность Толстого-учителя;
2.сформулировать педагогические идеи, методы обучения Толстого; выделить профессиональные качества идеального учителя, с точки зрения Л.Н. Толстого;
3.проанализировать повесть Толстого «Детство», выявить, как отражаются в ней его педагогические принципы;
4.составить анкету, включающую ключевые профессиональные качества идеального учителя, с точки зрения педагогических взглядов Л.Н. Толстого;
5.провести анкетирование среди современных подростков и учителей, с целью выявления соответствия или несоответствия идеала учителя Л.Н. Толстого образу современного учителя.
Гипотеза:
1.педагогические взгляды Толстого прослеживаются не только в его преподавательской деятельности, но и в художественных произведениях.
2. Толстой-учитель – остается идеалом для современного учителя и ученика.
Объект исследования: педагогическая деятельность Толстого.
Предмет исследования: повесть Толстого «Детство»; отношение участников современного учебно-воспитательного процесса (учеников 7-11 классов и учителей) к педагогической деятельности Толстого.
Методы:
-Анализ художественных произведений, критических статей.
-Схематизация (обобщение, конкретизация).
-Анкетирование.
Педагогическая деятельность Толстого: основные идеи, методы.
Понятие «учитель» по определению Л.Н.Толстого
В наше время, время преобразований социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В педагогических размышлениях Л.Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней.
Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость внутреннего мира ребенка, его желаний интересов и устремлений, помещая в центр своей педагогической системы личность ребенка.
Он отмечал, что и цель, и смысл жизни человека во "взаимном служении существ друг другу, бесконечном просветлении и единении существ, перенесении цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества". (3) Нравственность - это и есть сущность человека, его родовой признак.
Педагогический метод, открытый Толстым в общении с крестьянскими детьми, - это искусство общения ученика и учителя, когда и тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием.
Таким образом, можно выделит основные педагогические идеи Толстого-педагога:
-организация учебной деятельности в плане постижения единства и взаимосвязи всего живого;
-создание условий для проявления и развития в детях доброжелательности, любви к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира;
-создание педагогической системы, в которой содержание, методы и формы обучения ориентируют ребёнка на нравственный идеал нации и человечества и способствуют формированию у него нравственного отношения к миру – способности улучшать жизнь в условиях сотрудничества, взаимопомощи;
-создание условий для активного включения детей в учебно-познавательную деятельность без принуждения со стороны учителя.
Особое внимание в педагогике Толстой уделял активизации учебного процесса. Лев Николаевич разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке.
Методы обучения Толстого:
Основной метод обучения: познание себя и окружающего мира, включающего самоопределение и выбор жизненного пути на основе соотнесенности собственного опыта с опытом человечества;
1.метод психологической адаптации (подготовка ученика к восприятию нового материала, выработка непосредственного отношения к явлениям жизни», требующего полной свободы» (1);
2.Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности;
3.Моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка;
4.Формирование эмоциональных опорных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти;
Метод, открытый Толстым: искусство общения ученика и учителя, когда тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием.
Великий педагог ставил перед учителем следующие требования: учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, «которые поставила для него природа»; замечать психологическое состояние, названное им «школьным состоянием души», которое дает возможность развивать «высшие способности – воображение, творчество, соображение» и иметь «педагогический дар». Л.Н. Толстой подчеркивал, что, воспитывая, образовывая, развивая ребенка, нужно учитывать, что он представляет собой «первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Лев Николаевич был убежден в том, что настоящим учителем может быть только такой человек, который испытывает «уважение к той среде, из которой его ученики», и осознает всю важность ответственности.
Взяв за основу проект «Школа Л.Н. Толстого», научным руководителем которого является В.Б. Ремизов, мы попытались сформулировать профессионально важные качества учителя, которые выделял в своих педагогических размышлениях Лев Николаевич Толстой.
Учитель – это человек:
1.Обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников;
2.признающий уникальность опыта самого ученика как важного источника в познавании действительности;
3.владеющий глубокими знаниями психолога-педагога и знаниями в различных сферах, учитывающий новые информации, формы, способы и методы обучение детей;
4.стремящийся к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного самосовершенствования и профессионального роста;
5.имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, установку на здоровый образ жизни, высокую экологическую культуру, желание быть творческой личностью;
6.не стоящий на месте, активный в своей пед. деятельности; педагог-исследователь;
7.дающий не столько знания, сколько способы добывания знаний, формирующий практические навыки по своему предмету;
8.имеющий потребность в передаче жизненных и профессиональных ориентиров (опыта);
9.относящийся к ученику в рамках учебно-воспитательного процесса как коллега к коллеге, наставник к младшему товарищу;
10.увлечённый совместной деятельностью с родителями по духовному и физическому развитию ребёнка.
Экспериментальное изучение отношения школьников-подростков и учителей к образу современного учителя.
Чтобы исследовать отношение современных учеников и учителей к образу учителя, выстроенному с точки зрения педагогической концепции Толстого, мы составили анкету-опросник, взяв за основу проект «Школа Л.Н. Толстого», научным руководителем которого является кандидат филологических наук В.Б. Ремизов.
Анкетируемым необходимо было при положительном ответе поставить знак «+», а при отрицательном – знак «-«
Количественные данные ответов приведены в таблице
№ | Вопросы анкеты | Учителя | Ученики | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | ||
1 | Обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников; | 49 | 100 | 116 | 88 |
2 | признающий уникальность опыта самого ученика как важного источника в познавании действительности; | 42 | 75 | 106 | 80 |
3 | владеющий глубокими знаниями психолога-педагога и знаниями в различных сферах, учитывающий новые информации, формы, способы и методы обучение детей; | 46 | 95 | 95 | 82 |
4 | стремящийся к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного самосовершенствования и профессионального роста; | 49 | 100 | 73 | 63 |
5 | имеющий устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, установку на здоровый образ жизни, высокую экологическую культуру, желание быть творческой личностью | 42 | 80 | 75 | 64 |
6 | не стоящий на месте, активный в своей пед. деятельности; педагог-исследователь; | 46 | 92 | 69 | 60 |
7 | дающий не столько знания, сколько способы добывания знаний, формирующий практические навыки по своему предмету | 48 | 97 | 83 | 71 |
8 | имеющий потребность в передаче жизненных и профессиональных ориентиров (опыта); | 41 | 78 | 81 | 70 |
9 | относящийся к ученику в рамках учебно-воспитательного процесса как коллега к коллеге, наставник к младшему товарищу | 45 | 90 | 65 | 40 |
10 | увлечённый совместной деятельностью с родителями по духовному и физическому развитию ребёнка | 43 | 83 | 73 | 63 |
В МБОУ Гимназия с. Большой Сардек были протестированы 116 учащихся и 49 учителя. Мнение учителей и учеников во многом сошлись, но есть и расхождения. 100% учителей указали, что «учитель-это человек, обладающий большой любовью к детям, интересующийся образом жизни своих учеников, знающий и разделяющий интересы и увлечения воспитанников» (1 пункт анкеты). Но с этим мнением согласилось всего 88% учащихся.100% учителей сообщили, что учитель должен быть человеком, «стремящимся к обретению знаний, умений, навыков в области самопознания, личностного самосовершенствования и профессионального роста» (4 пункт анкеты). И только 63% юношей и девушек уверено в необходимости этих качеств.80% учителей заявили, что считают идеалом учителя, который «имеет устойчивые нравственные цели (ориентиры), эстетический вкус, установку на здоровый образ жизни, высокую экологическую культуру, желание быть творческой личностью» (5 пункт анкеты). Но всего 64% учащихся уверено в правильности своего выбора. 90% учителей заявили, что для них как для учителей важно «не стоять на месте, быть активными в своей пед. деятельности, быть педагогами-исследователями» (6 пункт анкеты). И только 60% опрошенных учеников сочли, что именно эти качества присущи идеалу учителя. 97% учителей считают, что учитель, в первую очередь, должен «давать не столько знания, сколько способы добывания знаний, формирующие практические навыки по своему предмету» (7 пункт анкеты). Но лишь 71% подростков уверены, что учитель должен быть приверженцем этого подхода в обучении. 90% анкетируемых учителей считают, что каждый педагог должен быть человеком,«относящимся к ученику в рамках учебно-воспитательного процесса как коллега к коллеге, наставником младшему товарищу» (9 пункт анкеты). И только 40% учеников не против быть с учителем «на равных». 83% учителей согласны, что учитель должен быть «увлечён совместной деятельностью с родителями по духовному и физическому развитию ребёнка» (10 пункт анкеты). Всего 63% школьников полностью согласились с этим утверждением.
Расхождение по 1 пункту анкеты можно объяснить тем, что подростки болезненно воспринимают вторжение взрослых в их мир. Расхождение по 3 , 6 и 7 пунктам можно объяснить непониманием учащихся педагогических понятий, используемых учителями в учебно-воспитательном процессе: «педагог- психолог», «способы и методы обучения», «педагог-исследователь», «способы добывания знаний». Нас удивили ответы анкетируемых по 5 пункту анкеты: почему за здоровый образ жизни и творчество высказались только 80% учителей и 64% учащихся ?
Что касается 9 пункта, то расхождение по данному пункту можно объяснить тем, что ученик привык к традиционной системе обучения, где учитель всегда занимает главенствующее место в процессе обучения, и им сложно перестроиться к новым взглядам в системе обучения, к позиции субъект - субъектных отношений. Расхождение по 10 пункту можно объяснить тем, что юношам и подросткам не приятна чрезмерная опека, контроль со стороны родителей и учителей.
Выводы
Изучив педагогическую деятельность Льва Николаевича Толстого, мы выделили основные идеи, методы обучения Толстого-учителя . На основании проделанной работы, мы можем с уверенностью сказать, что Толстой развивал свои педагогические идеи как в преподавательской деятельности, так и в творчестве.
Взяв за основу проект «Школа Л.Н. Толстого» В.Б. Ремизова, выделили основные профессиональные качества учителя (с точки зрения Льва Николаевича) и составили анкету-опросник для выявления отношения современных участников учебно-воспитательного процесса к педагогическим взглядам Толстого.
Результаты анкетирования показали, что в основном учителя и ученики старших классов согласны с предложенными профессиональными качествами учителя. Хотя есть и расхождения, которые можно с нашей точки зрения ликвидировать, придерживаясь следующих рекомендаций:
-Учителю необходимо владеть большим количеством методических приемов, методов, технологий, чтобы подобрать свой «ключик» к каждому ученику, учитывая возрастные особенности. То есть современный учитель должен быть еще и тонким психологом.
-Результаты анкетирования также показали, что в нашей системе образования медленно приживаются инновационные идеи, неординарные взгляды. Поэтому сегодня, как никогда, необходимо использовать новые технологии или пересматривать и усовершенствовать «старые». Жизнь меняется, мы должны научиться выживать в ней. И большую роль здесь должна играть школа.
-И конечно необходимо учить ребят ценить то, что дает нам природа, - ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ! Учитель, в первую очередь, должен служить примером для подрастающего поколения.
Литература
Белый лист
Яблоко
Валентин Берестов. Аист и соловей
Шелковая горка
Ручей и камень