Работа была представлена на муниципальной научно-практической конференции "Интеллектуалы ХХI века" в секции "Филология. Первые шаги в науку". Авторы работы, ученицы 5-го класса, были удостоены Диплома I степени. Для защиты работы создана презентация, отражающая основные вопросы, исследуемые авторами.
Вложение | Размер |
---|---|
Baba_Yaga.docx | 29 КБ |
III муниципальная научно – практическая конференция «Интеллектуалы XXI»
Номинация «Первые шаги в науку. Филология»
Баба Яга: добро или зло?
(Образ Бабы Яги в русском фольклоре, литературе и других видах искусства)
Исследовательская работа
Авторы работы:
Банникова Ирина Андреевна,
ученица 5а класса
МОУ «Гимназия №2»
Коренькова Анастасия Дмитриевна,
ученица 5а класса
МОУ «Гимназия №2
Руководитель:
Гаврилова Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
г. Балаково
2011 г.
План
Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Каждая из них несет в себе общий смысл, который говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в жизни человеческого общества. И во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем в этих сказках появляется Баба-Яга? Думаете, это глупый вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Неправильно! Ведь в сказках продумана каждая мелочь, и ни одна деталь не может быть там без уважительной причины.
Цель нашей работы:
-исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках, в литературе и других видах искусства;
-найти ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ.
Работая над темой, мы поставили перед собой задачи:
- изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги;
- выявить характерные черты героини на примере народных и авторских сказок;
- проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора и виды искусства.
Баба Яга, пожалуй, самый древний, загадочный и любимый всеми сказочный персонаж.
Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.
Третьи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда появилась «избушка на курьих ножках». Но есть и другие мнения.
Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она - из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук делают домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги –
3
отшельники, живет вдали от людей и ведет уединенный образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.
И наконец, есть предположение, что Баба Яга – существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Во многих сказках и мифах часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля!
Бабу Ягу чаще всего можно увидеть на страницах русских народных сказок. Пешком она не ходит. Экипажем для ее передвижения служит ступа. В ступе Баба Яга летает, пестом ее погоняет, след помелом заметает. Эта старая, злая и мощная колдунья, представляющая собою недобрый потусторонний мир, живет тем не менее преимущественно на этом свете. Ее жилище — это избушка на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом, что также служит выражением недоброго характера Бабы Яги. Забор вокруг избушки — из человеческих костей, а на заборе черепа висят. Ворота в заборе — рот с острыми зубами.
В сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы Яги описан подробнее, чем образы остальных персонажей. Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке. Думаете, такие подробности случайны? Вовсе нет. Это говорит о том, что она живет в тесноте, в голоде, одной ногой уже стоит в могиле, но в то же время ещё не переступает этого порога.
Однако, несмотря на весь ее страшный облик, все ее колдовское могущество, несмотря на ее злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протопленную печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Ну чем не гостеприимная и заботливая бабушка?
Какой же предстаёт перед нами Баба Яга в русских народных сказках? Что несёт она в себе: зло или добро? Положительный этот образ или отрицательный?
Большинство из нас с уверенностью скажут, что отрицательный. Но то-
4
гда возникает вопрос: почему во многих сказках она так хорошо обращается с Иваном-царевичем, когда он к ней приходит? Думаете, что она делает это, преследуя какую-нибудь свою коварную цель? Ведь если бы она была на 100% отрицательным персонажем, то, попадая к ней в дом, главный герой обязательно бы почувствовал исходящее от неё зло и не стал бы так спокойно принимать её гостеприимство. Ведь ни один нормальный человек не будет ночевать там, где в любой момент может прерваться его жизнь.
Если Баба Яга загадывает Ивану загадки, это тоже не из вредности. Загадка – самый древний фольклорный жанр. Это зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь избранным. Поэтому умение отгадывать их говорит о принадлежности к числу избранных. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё право на получение этих знаний.
Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом. Немаловажным является и тот факт, что именно от неё Иван-царевич обычно получает волшебное оружие, которым потом побеждает Кощея и прочую нечисть.Начало формы
Не стоит забывать и о том, что Василиса, во всех сказках представляющая собой жизнь – это племянница бабы Яги. Вряд ли найдется человек, который усомнится в том, что Василиса – положительный персонаж. Намного проще поверить в то, что Яга на самом деле не такая злобная, как все о ней думают.
Рассмотрим несколько эпизодов встречи главных героев русских народных сказок с Бабой Ягой.
Вот отрывок из сказки «Царевна-Лягушка»:
«Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.
Говорит Иван-царевич:
- Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом.
Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга костяная нога,
5
нос в потолок врос, сама зубы точит.
- Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал? — спрашивает Баба-яга Ивана-царевича.
- Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила да тогда б и спрашивала.
Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую.
- А, знаю! — сказала Баба-яга. — Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.
Указала Баба-яга, в каком месте растет этот дуб».
Значит, в сказке «Царевна-Лягушка» Баба Яга добрая: она помогла Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасти Василису.
Ещё одна сказка - «Финист - ясный сокол». В ней встречаются три Бабы Яги! Все они неплохо отнеслись к девушке Марьюшке. Вот встреча Марьюшки с третьей Бабой-Ягой:
«Вышла Марьюшка на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа; каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
- Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! —
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит Баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.
Увидела Баба-яга Марьюшку, зашумела:
- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
- Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.
-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка.
- Ладно, спасибо после скажешь, а теперь слушай, что тебе накажу: будут золотое веретенце покупать — не продавай, а просись Финиста —
6
ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу-ягу и пошла…»
И здесь мы видим Бабу Ягу как положительную героиню.
А вот Баба-Яга в одноименной сказке совсем другая. Её образ несет в себе зло. Она состоит в родственных отношениях с мачехой главной героини и помогает злой мачехе извести падчерицу:
«Баба-яга - костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой.
Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.
Баба-яга пустилась опять в погоню.
Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась - не могла прогрызть и воротилась назад».
Меняются времена - меняются нравы. В последние годы из народных сказок Баба Яга перебралась и в литературные. Здесь характер её стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. С особой симпатией Яга относится к детям. И больше она похожа на добрую деревенскую бабушку, чем на злую колдунью. Пример этому – авторская сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Здесь известная как пожирательница детей Баба Яга не только приютила Митю, но и отправилась вместе с ним спасать царство. Чем не добрый и благородный поступок?
В сказке Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга» описывается ранее неизвестное прошлое Бабы-Яги. Там она предстаёт нам маленькой доброй ведьмочкой, которая упорно стремилась исполнить свою мечту – побывать на Вальпургиевой ночи, куда пускали только взрослых ведьм. Однажды ей даже удалось проникнуть туда тайком, и, может быть, её там даже никто и не заметил, если бы не злая тётка Маленькой Бабы Яги - Румпумпель, которая её выдала. Но Главная ведьма дала Маленькой Бабе-Яге шанс побывать на Вальпургиевой ночи, при условии, если она исправится и станет хорошей
ведьмой. Маленькая Баба-Яга, решив не сдаваться, покоряет нас своим
7
упорством, добротой и желанием помочь. Она совершает добрые дела с
помощью своей смекалки.
Образ Бабы Яги из сказок переходит и в другие жанры фольклора. Наряду с народными и авторскими сказками о Бабе Яге известны дразнилки, вид творчества, уже почти всецело развитый детьми. В них отмечаются действительные и мнимые недостатки людей, которых хотят высмеять, осудить в них пороки или просто обидеть в отместку за причинённое зло, подразнить. Дразнилки в детской среде, в отличие от взрослой, в известной мере смягчаются. В большинстве случаев они возникают как рифмованные прибавления к имени или прозвищу, без всякой связи с предметом спора или поводом, вызвавшим столкновение. В некоторые дразнилки проник и образ Бабы Яги. Например:
Бабка Ежка
Костяная ножка,
По улице шла,
Рубль нашла,
Побежала на лужок
И купила пирожок!
*
Бабка Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!
*
Баба Яга,
На лбу рога,
Высунь бородавки,
Дам тебе пиявки!
*
Баба Яга,
На лбу рога,
Выглянь из избушки,
Дам кусок лягушки!
8
Здесь образ Яги приобретает шутливо – оценочный характер. Хотя дразнилки не обладают крупными художественными достоинствами, сравнение с Бабой Ягой имеет воздействие на человека.
Колоритный, таинственный образ Бабы Яги с давних пор вдохновлял и художников, и композиторов на создание произведений, в центре которых наша сказочная героиня.
Вот она на картине В. Васнецова «Баба-Яга». Восходящий месяц озаряет прозрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болотом несется Ведьма. Схватила она Ивашку, и «пошел по лесу страшный шум: деревья трещат, сухие листья хрустят, летит в ступе Баба-яга, пестом погоняет, помелом след заметает...» Кажется, мы слышим скрежет клыков Бабы-Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. На этой картине Баба Яга является воплощением зла, пожирательницей детей.
Великий русский композитор М.П. Мусоргский, написав в 1874 году музыкальный цикл «Картинки с выставки», одну из пьес назвал «Баба Яга». Произведение изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе. Основная тема похожа на нечаянно выхваченный фрагмент из русской пляски, под такую музыку можно прыгать и, подбоченясь, идти вприсядку, а можно и прокатиться на метле.
В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. И после краткого повторения темы полета Бабы-яги вступает музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. «Баба Яга» Мусоргского– картинка фольклорная, сказочная, народная.
Так кто же она такая – Баба Яга? Даже прочитав десятки толстых томов и проведя тщательный анализ её образа, в этом трудно разобраться, потому что Баба Яга никогда не раскрывает всех своих тайн и остаётся вечной загадкой для человека.
9
Список литературы
Кто самый сильный?
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сила слова
Плавает ли канцелярская скрепка?