Эта работа о детском саратовском писателе Михаиле Александровиче Каришневе-Лубоцком
Вложение | Размер |
---|---|
MOI_ZEMLYaKI.doc | 45 КБ |
«МОИ ЗЕМЛЯКИ. «ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОСТУПЬ СТОЛЕТИЙ ОТ НАЧАЛА ДО НЫНЕШНИХ ДНЕЙ...»
Выполнила ученица МОУ «СОШ № 51»
4 «А» класса Данилова Мария
Я хочу рассказать вам о нашем земляке и современнике, хорошем детском писателе Михаиле Александровиче Каришневе-Лубоцком. Он живёт в Саратове, пишет сказки (сказочные романы). Родился в 1948 году в городе Чапаевске Куйбышевской области, но своей малой родиной считает Хвалынск, в котором прошли его детские, отроческие и юношеские годы. Живёт в Саратове. Окончил филологический факультет Саратовского государственного педагогического института. С 1995 года состоит в Союзе писателей Москвы. С мая 2008 года активно участвует в работе журнала «Волга - XXI век», формирует детский «журнал в журнале» под названием «Семейное чтение».
Каришнев-Лубоцкий — лауреат премии СССР (1991 год, первая премия) за лучшую пьесу для детей, лауреат премии журнала «Мурзилка». В 2000 году писатель номинировался на государственную премию Российской Федерации, в том же году вошёл в шорт-лист премии «Антибукер», а через два года стал финалистом конкурса «Российский сюжет».
На этом эпопея с премиями не заканчивается. В 2007 году Каришнев- Лубоцкий стал лауреатом Всероссийского литературного конкурса для детей «Добрая лира», в 2008 году — лауреатом премии Петра Ершова, а осенью этого года получил премию «Высокие канделябры» (до него эту премию получила известная американская писательница Харпер Ли).
Четыре пьесы-сказки писателя поставлены в российских театрах. Его произведения печатались в журналах «Мурзилка», «Детская роман-газета», «Странник», «Волга — XXI век», «Кукумбер», в «Литературной газете» и других средствах массовой информации.
Также Михаил Александрович Каришнев-Лубоцкий является автором книг «Волшебные сказки», «Приключения маленькой волшебницы», «Чародей из Гнэлльфбурга», «День рождения домового», «Искатели злоключений», «Обманное колечко». Большинство книг выпущено московскими издательствами и входят в школьную программу.
Основной жанр, в котором работает Михаил Александрович, можно, по собственному определению писателя, обозначить как «роман-сказка» или «сказочная повесть». Книги выходят в Москве, в издательстве «АСТ», в сериях «Золотая библиотека», «Любимое чтение», «Любимая сказка». В рамках проекта «Пушкинская библиотека» появилась «повесть-сказка» «Чародей из Гнэльфбурга», причём «соседями» по серии оказались произведения Астрид Линдгрен, Джонатана Свифта, Алана Милна, Ганса Христиана Андерсен, Николая Носова и Льва Кассиля. И совсем недавно в издательстве «АСТ» (проект НФ «Пушкинская библиотека», серия «Внеклассное чтение») вышла книга сказочных повестей «Приключения маленькой волшебницы» (2005).
Думаю, что подробный рассказ о лучшей, на мой взгляд сказке Каришнева- Лубоцкого скажет о нём больше, чем рассказ о нём самом..
Героиня её, лесовичка Уморушка, обладает таким обаянием, которое можно сравнить лишь с очарованием Пеппи, Карлсона, Вини-Пуха и очень-очень немногих персонажей детской классики. Приятно, что Уморушка — персонаж такой «свойский», вроднённый в фольклор. Взрослый человек тоже с удовольствием читает эту сказку.
Все герои Лубоцкого сохраняют в себе эту «частичку ребёнка». Это мудрые дети, понимающие их старики (бабушки-дедушки) и совершенно инфантильные, (пол и возраст ни причём), бесхитростные сказочные существа, не способные лгать. «Скучные взрослые мне не очень интересны, — говорит Михаил Александрович. - В моей пьесе «Остров обезьян» я даже оставил родителей «за кадром». То есть за кулисами. Они воспитывали своих чад с помощью аудиозаписей!»
Вот и в повествовании про Уморушку сказочник не изменяет своим принципам: он спешно отправляет не верящих в существование Уморушки родителей по неотложным делам, в командировку. Чтобы не мешали они весёлой сказке тоскливым скепсисом и берегли свои слабые нервы. А ведь так оно в жизни и бывает!
Сказки Лубоцкого <феалистичиы»: подробно прорисованы провинциальные города, улицы, дома с живыми и симпатичными обитателями. Город Светлогорск, где разворачивается действие, это и есть наш Саратов (его литературный образ): «А на улице была весна: радуясь теплу и синему небу, кричали, как нулевики- шестилетки, воробьи на деревьях; тополиный пух белой метелью кружил по пыльным улочкам Светлогорска... где могла, из-под земли, из-под асфальта лезла трава, тянулись вслед за ней неприхотливые одуванчики. Лето стучалось в ворота Светлогорска — триста семьдесят шестое лето в его жизни».
В повести не ощущается специального нагнетания сказочной обстановки. Чудесное - оно рядом, стоит только приглядеться. Прислушаться к своей душе. «Сказочником я родился. Люблю сочинять разные забавные волшебные истории, создавать свои миры и ничего не могу с собой поделать!» — признаётся Михаил Александрович.
Миры получились действительно своеобразные, ибо в их основу легли не только картины жизни - маленького уютного городка, но и умное, ироничное прочтение русских народных сказок, которые, надо сказать, добры далеко не всегда. Хотя конец обыкновенно справедливый, но злющих страшилищ в произведениях народного творчества предостаточно: тут вам и Змей Горыныч, и Яга, и Кощей, водяной, кикимора... леший, ещё много мелкой нечисти.
А в «Приключениях маленькой волшебницы» многое: и сюжет, и характеры — идёт от народных сказок. Баба Яга - добрая колдунья, «нянюшка», сама про себя сочиняющая байки, для того чтобы позабавить ребят; чувствительная, лирически настроенная особа: «Баба Яга подумала об этом печально, почти с тоской. Летать на луну она и сама любила, особенно в юности...» Змей Горыныч? так тот и вовсе — философ, который никак не может урегулировать отношения между своими тремя головами - трудно это, когда две головы умные, а одна дурная... Старенькая «учительница» Кикимора следует гуманистическим принципам истинного педагога, помогая утопающим выбраться из болота. Леший, «старый добрый лешак», хоть и «самый главный» по колдовству, а всё-таки держится принципа «сперва с человеком по-человечески поговорить нужно. Вдруг поймёт...» Даже избушка на курьих ножках, традиционное обиталище Яги, и та не слушается раз и навсегда установленного заклинания: «... избушка не торопилась выполнять приказание.
— Оглохла она, что ли? — спросила Маришка... Но избушка и на этот раз не стала поворачиваться. Зато из неё выбежал огромный чёрный кот...»
Волшебство становится обыденным, самим собой для маленьких героев разумеющимся. Вот маленькая волшебница, лесовичка Уморушка, главная героиня четырёх сказок, чародейную силу получает в наследство от деда-лешего, и запросто обучается основам колдовства - в лесной начальной школе, прямо с первого класса. А все приключения, связанные с превращениями, имеют ещё и иронический подтекст, связанный с шрой слов: например, «зайцы» - безбилетные пассажиры и лешим заколдованные дети, обращённые в зайцев.
Благодаря такой игре все герои получились живыми, они наделены оригинальными характерами, запоминающейся внешностью. Вот даже второстепенный персонаж — Кикимора: «Перед ним сидела на корточках небольшого росточка старушка в стареньком болотного цвета балахончике и глядела на него зелёными, будто кошачьими глазами: любопытно и весело».
Уморушка и её подруга Маришка, леший Калина Калиныч и чудаковатый учитель Иван Иванович Гвоздиков, «самый смешной мальчишка во всей школе» Петя Брыклин и даже его совесть — Альтер Эго, иначе Костя Травкин - динамичны в своих поступках, узнаваемы в речи: «Ребёнки должны получать яркие впечатления с детства» (Уморушка). «Да, немного подкосило меня твое предложение, уж очень оно неожиданное» (педагог Гвоздиков.) «Была чаща Муромская местом заповедным, а стала заповедником... не звери же мы» (речь бабы Яги особо колоритна: старушка лесорубов то «лесогубцами» назовёт, то «древотяпами»). Словотворчеством занимаются все, от автора до Маришки: «Не-а, - сказала Маришка... — это не вертолёт. У вертолёта крутилки наверху крутятся, а у этого махалки сбоку махают. Должно быть, махолёт летит».
Думаю, что из сказок Каришнева-Лубоцкого получились бы замечательные детские спектакли или даже многосерийные мультфильмы, гораздо лучше тех страшилок, из-за которых падким на волшебство детям вержутся по ночам злобные невидимки и монстры под кроватью. «Нечистая сила» в сказках Лубоцкого вовсе не горит желанием вторгаться в людской мир и нарушать его покой (кстати, это этика всех добрых сказок: вспомните скромное поведение Карлсона и героев Волшебной страны, оберегавших её не только от врагов, но и от обыденщины, могущей явиться из-за Гор в лице цивилизованных людей). Герои Муромской чащи веками живут в очарованном мире, насыщенном колдовскими чарами пространстве, в замедленном и проверенном традициями времени. В сказочном лесу царит Золотой век.
Патриархальный Светлогорск тоже живёт по своим привычным, человеческим законам, и настоящее, остросюжетное чудо происходит только тогда, когда два эти мира сталкиваются. Когда люди проникают в Муромскую чащу. И именно люди, а не сказочные существа становятся носителями злой и доброй сил: злой - лесорубы, доброй - Маришка и её друзья. Зло, как то и положено в сказке, будет посрамлено, добро восторжествует, но сказка-роман, как сама жизнь, останется с открытым финалом.
Язык сказок Каришнева-Лубоцкого классически чист и поэтичен. Михаил Александрович говорит о сказочной повести «Винни-Пух и Все-Все-Все»: «Есть интонация, есть ритм и мелодия фраз, есть то, что читается между строк, есть юмор — весёлый и грустный, есть "послевкусие "...»
Думается, с тем же успехом мы можем отнести эти слова и к стилю «Приключений маленькой волшебницы». И если изящество иронии может быть и недоступно ребёнку «среднего школьного возраста», для которого книга рекомендована, то для ребят остаётся ещё и добрый юмор волшебства, обаяние смешной Уморушки и её друзей, сочувствие их детской жажде справедливости. «Мои герои из «Приключений маленькой волшебницы» вряд ли бы отправились в очередное путешествие за приключениями только ради сокровищ. Им обязательно нужно спасать кого-нибудь от беды - родной край или друга», - утверждает автор.
У маленьких героев-школьников - врождённое чувство долга, и оказывается, что долг — это совсем не скучно, а весело и интересно, ибо побуждает к действию, а из действия рождается сказка... Как Уморушка и её друзья защищают Муромскую чащу, переживают за «честь школы», возмущаются предательством одноклассника, стремятся помочь страдающей душе! Их жажда действия и составляет сюжет книги; из любого тупика они находят выход, самостоятельно распутав все ниточки интриги. С детской обстоятельностью и мудростью. С юмором. «Они (ребята) смеются не потому, что не верят ей (Маришке). Они смеются потому, что это просто здорово: полетать на Змее Горыныче. Особенно на таком, который совсем не кусается...»
Выбери путь
Солдатская шинель
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
На берегу Байкала
Глупый мальчишка