РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В современном мире, в эпоху научно-технического прогресса очень востребованы люди с гибким мышлением, быстрой адаптацией к новым условиям, творческим подходом к решению проблем. Развитие общества в будущем будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности выражаются в умении видеть необычное в повседневном и обычном, находить новые способы решения проблем. Такие способности в какой-то мере зависят от психофизиологических особенностей человека, но не являются врожденными. Творческое развитие детей является одной из важнейших задач педагогов.
По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение. Особое значение в развитии воображения имеет постановка и решение творческих задач, при выполнении которых ребёнок использует свой прошлый опыт, комбинирует свои впечатления. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием воспринимают творческие задания и стараются проявить себя, лучше всего это получается в игре. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Пластилинография – это нетрадиционная техника лепки, она выражается в рисовании пластилином плоских или более выпуклых (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Рисование пластилиновых картин с детьми с ОВЗ можно начать с создания коллективных композиций вместе с педагогом. Поначалу рисование идёт предметное, затем постепенно усложняется до небольшого сюжета. Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы для создания плоского или полу рельефного изображения. Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды: приём надавливания, приём размазывания, использование обоих этих приёмов, Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности – от простого к сложному. При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае обратить внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Постепенно можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление будущей поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.
Существует несколько видов пластилинографии:
прямая - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;
обратная (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
контурная - изображение объекта по контуру, с использованием жгутиков;
многослойная - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
модульная - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
мозаичная - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
фактурная - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Занятия пластилинографией на коррекционно-развивающих занятиях помогают снять стресс, найти выход эмоциональным переживаниям; помогают лучше ориентироваться в окружающем мире и на листе бумаги, уточняют и расширяют представления об окружающих предметах в повседневной жизни, способствуют развитию речи. Работа с пластилином не только развивает мелкую моторику, но и удовлетворяет потребность в творческом поиске. При знакомстве с новым материалом и закреплении его при запоминании через лепку скульптурных форм, дети с ограниченными возможностями здоровья обогащают собственный познавательный и практический опыт, который помогает им в жизни
В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Улучшается внимание, память, вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Занятия пластилинографией дают определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.
Астрономический календарь. Май, 2019
По морям вокруг Земли
Смекалка против Змея-Горыныча
Рисуем домики зимой
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ