… Альганай шэнээн эдээр
Арбан захатые бγтээхэ,
Хурганай шэнээн эдээр
Хорин захатые бγтээхэ.
(урданай буряад зоной hургаал)
Материалом с размером в ладонь
10 одежд научиться шить,
Материалом с размером палец
20 одежд научиться шить.
Гласит старинное бурятское наставление, так как умение шить - это одно из 9 обязательных умений девушек бурятского народа (Басагадай 9 эрдэмэй нэгэн). Также у нас в сундуках сохранились разные виды дэгэлов, сшитые моей прабабушкой Намгар Дамдинжаповной. Раз дэгэлы бережно хранятся в сундуках, то они имеют огромную ценность не только для нашей семьи, но и для всего народа. И тема моей исследовательской работы - «Бурятская национальная одежда как отражение культурных ценностей моего народа».
Актуальность: с каждым годом потребность носить национальную одежду возрастает. Его носят на праздниках Белого месяца, свадьбы, Миланы..., в дацан, Всебурятский культурно-спортивный фестиваль «Алтаргана»…
Но перед нами стоит проблема:
1. Мастериц мало
2. И те, кто носит, неправильно носят.
Об этом говорят члены жюри «Алтарганы», пожилые люди, знатоки культуры, также в статье «Не умеем ни надевать, ни шить» на сайте «Infpol» от 22.02.2014 г.
3. Не знаем сакральное значение элементов национальной одежды.
Цель работы: изучить различные виды национальной одежды агинских бурят. Поставленная мною цель реализуется с помощью следующих задач:
· Собрать и систематизировать теоретический материал про национальную одежду агинских бурят.
· Выполнить практическую работу. Сшить дэгэл для своего брата.
Объект исследования: бурятская национальная одежда агинских бурят.
Предмет исследования: отражение культурных ценностей через элементы бурятской национальной одежды, технология изготовления дэгэла.
Гипотеза: если изучу, систематизирую и научусь шить, то помогу …
Были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: Была проанализирована и изучена специальная и методическая литература.
- Эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемы шитья детского дэгэла (арhатай ухибуудэй дэгэл) в соответствии с образцами народного творчества.
Теоретическая значимость заключается в том, что представленный нами материал систематизирован в определенной последовательности, благодаря чему он стал более доступен в изложении.
Новизна работы определяется ее практической значимостью и заключается в том, что, используя методические рекомендации, каждому под силу создать все своими руками.
Вложение | Размер |
---|---|
buryatskaya_natsionalnaya_odezhda.docx | 1010.03 КБ |
Конкурс (конференция)
исследовательских работ младших школьников
«Я – исследователь»
ТЕМА;
БУРЯТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА
КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
МОЕГО НАРОДА
Гомбожапова Инна
… Альганай шэнээн эдээр
Арбан захатые бγтээхэ,
Хурганай шэнээн эдээр
Хорин захатые бγтээхэ.
(урданай буряад зоной hургаал)
Материалом с размером в ладонь
10 одежд научиться шить,
Материалом с размером палец
20 одежд научиться шить.
Гласит старинное бурятское наставление, так как умение шить - это одно из 9 обязательных умений девушек бурятского народа (Басагадай 9 эрдэмэй нэгэн). Также у нас в сундуках сохранились разные виды дэгэлов, сшитые моей прабабушкой Намгар Дамдинжаповной. Раз дэгэлы бережно хранятся в сундуках (ханза), то они имеют огромную ценность не только для нашей семьи, но и для всего народа.
И тема моей исследовательской работы - «Бурятская национальная одежда как отражение культурных ценностей моего народа».
Актуальность: с каждым годом потребность носить национальную одежду возрастает. Его носят на праздниках Белого месяца, свадьбы, Миланы, в дацан… Также в июле этого года в городе Иркутск проводится XIII Международный бурятский национальный фестиваль «АЛТАРГАНА-2018». И мы провели опрос в социальных сетях. Первый вопрос: знаете ли вы каноны бурятской национальной одежды хоринских бурят (агинских бурят), значения его элементов. Второй вопрос: умеете ли вы шить бурятскую национальную одежду в соответствии с историческими канонами? Но проблема заключается в том, что в результате опроса знают 30%, умеют шить единицы. Об этом свидетельствуют и пожилые люди, а также в статье «Не умеем ни надевать, ни шить» на сайте «Infpol» от 22.02.2014 г.
Гипотеза: если изучу, систематизирую и научусь шить по историческим канонам национальную одежду, то пойму мировоззрение своего народа, раскрою ценностные установки, продолжу традиции своего народа в сохранении культурных ценностей.
Цель работы: изучить, систематизировать и научиться шить по историческим канонам бурятскую национальную одежду хоринских бурят (агинских). Поставленная мною цель реализуется с помощью следующих задач:
Объект исследования: бурятская национальная одежда хоринских бурят (агинских).
Предмет исследования: отражение культурных ценностей через разновидности бурятской национальной одежды, их элементы, технология шитья дэгэла.
Были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников, ресурсов сети Интернет по данной теме, социологический опрос, интервьюирование (встречи со специалистами), систематизация, метод проектирования.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследовательской работы направлены на сохранение культурных ценностей своего народа.
I. Бурятская национальная одежда
Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух.
Костюм, по мнению Ларисы Санжеевой в книге «Традиционная одежда как элемент культуры бурят» (с.92-93), выполняет функцию знаковой системы и образно раскрывает мировоззрение человека,, дает эмоциональную оценку окружающей действительности.
Головной убор
У агинских бурят наиболее популярны «тооробшо малгай», «шэгэбшэтэй малгай».
Шапка наверху завершается «дэнзэ» - серебряное украшение, прикрепляемое на кисть шапки, символизирующее солнце. От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шелковые кисти –залаа, символ животворных солнечных лучей, также залаа символизирует жизненную энергию (hγр hγлдэ). Головной убор прострачивался 11-ю горизонтальными строчками – по числу 11 родов хоринских бурят (сагаангууд, шарайд, харгана, бодонгууд, батанай, галзууд, хуасай, хальбан, хγбдγγд, гушад, худай).
Как отмечает в своей книге «Материальная и духовная культура бурят» Валентина Бабуева, полная символика верха головного убора: тγрэл гарални олон болуужан, hγр hγлдэмни юумэндэ диилдэшэгγй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг (Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развивается надо мной).
Нижний околыш (тойробши) – круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет – символ земли (почвы), которая питает все живое.
Верхняя национальная одежда
По половой принадлежности: мужской и женский.
По возрасту: детский, незамужних – басаган дэгэл, замужних – hамган дэгэл.
По времени года: летний – тэрлиг, hомон дэгэл, зимний – сээжэн дэгэл, хγдэhэн дэгэл.
Как на мужском, так и на женском дэгэле воротники бывают 2-х видов – стойка и отложной. На вороте пришивали от одной до 3-х серебряных, коралловых, золотых пуговиц – тобшо. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю – на талии. Верхние пуговицы считались приносящими прибыль, благодать (хэшэг буянай). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы – γнэр баянай – символизировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца – малай баялигай. Пуговицы застегиваются снизу вверх, раздеваются – сверху вниз, так как правая сторона тела, одежды является сокральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны.
Основной декор мужской верхней одежды – энгэр. Верхняя полоса синего или белого цвета, это символ почитания вечного синего неба, как знак чистых и высоких помыслов человека. Эта полоса называется сагаалса. Средняя полоса черного цвета символизирует цвет плодородной почвы матери-земли. Нижняя полоса красного цвета и трактуется как дорога, по которой уходит от человека зло, а также по некоторым источникам «символ огня». На нижней полосе из красной парчи «улаан хургы» прострегивали три параллельных шва. Смысл этих швов знатоки старины объясняют следующим образом: «Зурхэнэй гурбан харые: тахяалиг – тахяа шэнги эбхи ябадал, гахайлиг – гахай шэнги эдимэр, могойлиг – могой шэнги хоротой hуга доогуураа хойшонь хаянаб гэhэн удхатай» - «Отбрасываю назад три черных качества человеческого сердца: сходство с петухом – легкомесленный, как петух, сходство со свиньей – прожорливый, как свинья; сходство со змеей – ядовитый, как змея» (Ц.Б.Базарова «Национальная одежда агинских бурят» с.38-39).
Цельнокроеные рукава как летних, так зимних мужских, женских дэгэлов дополнялись манжетами – туруун (копыта). Буряты разводили пять видов скота (табан хушуун мал: тэмээн, морин, γхэр, хонин, ямаан), скот – основное богатство, как в физическом плане, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне (адуу малайнгаа hγр hγлдые бэедээ ходо абаад ябаhан удхатай).
Мужской дэгэл обязательно подпоясывался особо почитаемым матерчатым кушаком бγhэ. Пояс бэhэ не только один из главных компонентов мужского дэгэла, но и знак мужского достоинства, как к главе дома, продолжателю рода. Бγhэтэй хγниие γргөөд ябабалшни, тулга болохо, дараад ябабалшни, дарамта болохо» - «Если будешь уважать мужчину, то он будет опорой, если будешь унижать, то он будет обузой».
Особенность женского дэгэла заключается в том, что у женского дэгэла нет энгэр, есть булуубша – полоска парчи, пришиваемая на нижней стороне буфа. А также безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины.Уужа были двух видов: короткая, до линии талии называлась «эсэгын уужа»(отцова безрукавка), потому что по древнему бурятскому обычаю женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с прикрытой головой и спиной – в шапочке и безрукавке.
Обувь
Про обувь наиболее полно раскрывает Цымжит Базарова в книге «Национальная одежда агинских бурят». Эрмэгтэй гутал – обувь с заостренным носиком. Это объясняется тем, что буряты издавна очень бережно относились к природе и считали, что мягкой, легкой подошвой меньше повреждаются травянистые растения и насекомые, а приподнятый носок не наносит раны земле. Бурят-монголы свято верили в то, что Земля – живое женское существо, первопричина жизни всего, что на ней живет и дышит. Любили и, как умели, берегли ее.
Мною изготовлены детской одежды - тэрлиг:
Проверка деталей кроя(хэб хэхэ)
Соединенила внутреннюю полочку (зосоо) с фигурным срезом правой полочки
Обработала воротник (заха)
Соединенила боковые швы и срезы рукавов (хамсы)
Соединенила изделия с подкладом
Соединенила воротник с горловиной
Подготовила декоративную отделку.
Настрачила декоративную отделку на верхнюю часть левой полочки
Влажно-тепловая обработка
Пришивание петель и пуговиц (тобшо).
И, в заключение, изучив материалы про бурятскую национальную одежду агинских бурят, для меня было открытие узнать о разновидностях дэгэлов, их значение, помогающие глубже понять свой народ:
При ношении бурятской одежды агинских бурят необходимо следовать историческим канонам:
1.нельзя носить hамган дэгэл девочкам, девушкам (незамужним).
2. нельзя вместо пояса пользоваться хадаком.
3. энгэр должен соответствовать цветовой символике.
4. в национальной одежде сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода, земля. Поэтому их нельзя бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно.
И я уверена, что знания и умения, приобретенные в процессе работы, пригодятся мне и моим друзьям в дальнейшем.
Респонденты:
Литература:
Интернет ресуры:
https://www.infpol.ru/news/society/57323-ne-umeem-ni-nadevat-ni-shit/
http://mungen-tobsho.com/archives/5678
Приложение
http://mungen-tobsho.com/archives/5678
БАТАЖАРГАЛАЙ CЭРСЭГМА БАГШЫН НОМ СОО БЭШЭЭТЭЙ:
Буряад хубсаһан тухай домог
Эртэ урда сагта нэгэ шүдхэртэй газар байдаг байгаа ха. Тиишээ ошоһон хүн бусажа ерэдэггүй бэлэй. Нэгэтэ нэгэ баатар хүбүүн «Би заабол ошожо үзэхэм» гээд, зүрхэлэн зүдхэшэбэ гэнэ. Тэрэниие айл аймагынь, аха дүүнэрынь яашье хорижо ядаба ха. Тиигэжэ аюултай замда түхеэржэ эхилбэ.
Эжынь баатар хүбүүндээ хубсаһа хунарыень өөрөө оёжо үгэбэ. Малгайдань дэнзэ хадаба. Гуталайнь улые бухын арһаар уллаба. Хутагынь эшые шаргал тэхын эбэрээр эшэлбэ. Дэгэлэйнь хамсыда хара азаргын туруу хадаба. Энгэр таладань буура тэмээнэй зогдор хабшуулба.Баатар хүбүүн эжынгээ оёһон хубсаһа үмдэжэ, эрэ бэеэ бэелжэ, эрэлхэг зоригоо хүбшэлжэ, эмниг хүлэг мориндоо эмээлээ тохон мордобо ха. Яба ябаһаар байтараа, хада хабсагайда тулажа, харанхы һүниие үнгэргэхэ болобо. Баатар хүбүүн мориёо шүдэрлөөд, ташуураараа өөрыгөө тойруулан түхэреэн сахариг зураад, гартаа хутага ташуур хоёроо бариһан зандаа унташаба ха. Тиигэжэ байтарнь, гэнтэ тэнгэри газар хоёрой хаха һүрэмөөр дуун лужаганашаба. Һалхи шуурган хүүен эшхэржэ, элдэб муухай абяа шэмээн гараба. Тиихэдэнь баатар хүбүүн «Шүдхэр гээшэнь ерэбэл ха» гэжэ ойлгоодхибо.
Шүдхэр ерэ ерэһээр баатар хүбүүндэ аһалдажал мэдэбэ.
Теэд хүсэ шадалынь хүрэхөөр бэшэ хэбэртэй:
— Хүлэйнь улаһаа татаха гэхэдэмни, хүрин буха хүлзэбэл даа, гарһаань ошоод татаха гэхэдэмни, хара азарга сабшабал даа, араһаань ошожо татаха гэхэдэмни, буура тэмээн буужа ерэбэл даа, уураг тархииень һорохом гээд, тархиһаань татахадамни, баатар хүбүүнэй дэнзэдэ шарбуулбаб,— гэжэ хэлээд, шүдхэр амияа табишоо һэн ха.
Удангүй улаан нараншье гараба. Баатар хүбүүнэй тойроод харахада, үнөөхи шүдхэрэй хохимой тархиһаа ондоо юумэн харагданагүй. Хүлэг мориниинь ногоо шэмхэлжэ эдеэлһэн зандаа. Өөрынь бэе гэмтээшьегүй. Баатарай гэртээ харижа ерэхэдэнь, айл аймагынь хотоймо ехэ найр наада хэбэ ха.
Эрдэниин тарнитай буряад хубсаһанай ямар үүргэтэй, ямар удхатай байһые манай арад зон иигэжэ түүхэ домог соогоо түүрээн магтаһан байха юм.
.
Есть в осени первоначальной...
Басня "Две подруги"
Плавает ли канцелярская скрепка?
Пчёлы и муха
Рисуем домики зимой