Работа посвящена изучению прошлого и настоящего одного из самых эффектных архитектурных стилей в искусстве - готики. Как и когда он появился и куда исчез? Оставил ли он след в современном искусстве? На эти вопросы в исследовательской работе попытались ответить ученицы 8 класса под руководством педагога ОДОД Гавриловой Елены Владимировны.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №217
Красносельского района Санкт-Петербурга
имени Н.А. Алексеева
«Загадочная готика. Современная жизнь старинного стиля.»
Автор:
ученица 8 класса,
Сонина Екатерина
Воробьёва Ксения
ГБОУ школы № 217
Красносельского района Санкт-Петербурга
имени Н.А. Алексеева
Руководитель: Гаврилова Елена Владимировна,
Педагог ОДОД
Санкт-Петербург
2024
СОДЕРЖАНИЕ:
Оглавление …………………………………………………………………….. стр. - 4
Введение
Актуальность исследовательской работы……………………….…………….. стр. 5 - 6
Цели и задачи работы………………………………………….………………… стр. 7
Основная часть
Глава I
«Пламенеющая готика» ………………………….………… стр. 8 - 11
Глава II
«Архитектурные особенности
готического стиля» ……………………………………… стр. 12-13
Глава III
«Готика и современный дизайн»…………………………...……………. стр. 14 - 15
Вывод …………………………………………………………………………… стр. 16
Заключение …………………………………………………………………….. стр. 17
Источники информации ……………………………………………………… стр. 18
Приложение …………………………………………………………………….. стр. 19-
.
NOTRE DAME
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, – и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
О.Мандельштам 1912
Введение:
Культура человеческой цивилизации чрезвычайно разнообразна. Современный человек, глядя на творения мастеров прошлых эпох, часто не задумывается, какой смысл они вкладывали в свои произведения. В своей работе я рассматриваю одну из интереснейших эпох в истории искусства – эпоху готики.
Этот загадочный и несколько мрачный стиль стал логическим завершением искусства средневековья, широко распространившись в и соборы стали главным архитектурным воплощением готики.
Готический стиль, один из самых противоречивых и оригинальных стилей, до сих пор вызывает неослабевающий интерес со стороны искусствоведов, культурологов, художников и историков. Готика с эпохи Ренессанса и до конца XVIII - начала XIX веков ассоциировалась с варварским наследием, отрицающим законы красоты и целесообразности. До сих пор многие вопросы, несмотря на большое количество литературы, посвященной европейской готике, недостаточно освещены. Нет однозначного мнения относительно зарождения составляющих готического стиля. Актуальность этого исследования заключается не только в раскрытии темы интерьерной пластики в готических соборах Франции, но и в освещении основополагающего вопроса синтеза искусств, степени их взаимопроникновения и взаимовлияния на характер формообразования.
Актуальность исследовательской работы заключается в выявлении наиболее характерных черт стилевого дизайна и возможности последовательной разработки дизайн-концепции интерьера или архитектурного сооружения в готическом стиле. Готический стиль, один из самых противоречивых и оригинальных, до сих пор вызывает неослабевающий интерес со стороны искусствоведов, культурологов, художников и историков. Готика с эпохи Ренессанса и до конца XVIII - начала XIX веков ассоциировалась с варварским наследием, отрицающим законы красоты и целесообразности. До сих пор многие вопросы, несмотря на большое количество литературы, посвященной европейской готике, недостаточно освещены. Нет однозначного мнения относительно зарождения составляющих готического стиля. Актуальность этого исследования заключается не только в раскрытии темы интерьерной пластики в готических соборах Франции, но и в освещении основополагающего вопроса синтеза искусств, степени их взаимопроникновения и взаимовлияния на характер формообразования.
Цели и задачи работы
Цель исследования – возможность создания современной глубинно - пространственной композиции интерьера или архитектурного сооружения, стилизованного под готический стиль.
Задачи исследования:
. • Изучить историческую и искусствоведческую литературу;
• Выполнить сбор материалов по данному стилю;
• Изучить архитектурные и декоративные особенности стиля;
• Провести анализ сооружений в стиле неоготики Х1Х-ХХ веков;
• Рассмотреть возможность выполнения дизайна интерьера или здания в готическом стиле;
• Создать продукт проекта -. архитектурный словарик «Готический стиль».
Основная часть
ГЛАВА1. «Пламенеющая готика».
Готический стиль — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Готическое искусство отражало дух свободы, присущий жителям торговых и ремесленных коммун. В городах находились дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри. Центром религиозной, культурной и общественной жизни того времени был городской собор - большой христианский храм, воплотивший в себе основные черты искусства готики. На базе церковных школ возникли университеты, которые превращались в своеобразные интеллектуальные центры. Высокого развития достигли художественные ремесла.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Готика в архитектуре проявлялась в ратушах и соборах. В готических зданиях обязательно есть витражи, фрески с религиозными и историческими сюжетами, множество скульптур.
Характерными особенностями готического стиля являются:
Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, скульптуры. В этот период предпринимаются усилия по упорядочению и украшению городов. Увеличивается число ремесленных мастерских. Готический стиль пришел на смену романскому стилю и стал последней ступенью развития средневекового искусства. Историки выделили сооружение, давшее начало этому захватившему Европу на несколько веков стилю. Первым готическим сооружением стал монастырь Сен-Дени, где в 1122 году при перестройке были убраны многие лишние опоры и массивные стены, что сделало монастырь гораздо более легким и воздушным по сравнению с церковными крепостями в романском стиле. (Прил.№1)
Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, Италии. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
Несколько веков готический стиль использовался для строительства изящных храмовых комплексов, но со временем он утратил свое значение. На смену готике сначала в Италии, а потом и во всей Европе пришел стиль ренессанс. Считается, что конец эпохи готики пришелся на XVI век.
Термин "пламенеющая готика" придумал еще в 1851 году английский историк Эдуард Фримен. Прилагательным "flamboyant" ("пламенеющий") назвали определенный кусок средневекового готического искусства, потому что контуры и силуэты в это время стали похожи на языки пламени. Период поздней готики начинается с XIV в и длится два столетия (XIV—XV вв.). Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором.
Замечательное создание поздней готической архитектуры — Страсбургский собор, воздвигнутый по плану немецких мастеров, во многом развивает своеобразные традиции немецкой школы готической архитектуры. В скульптурах, особенно в статуях западного фасада, весьма сильно выражены также принципы и традиции собственно французского искусства. (Прил.№2)
ГЛАВА 2. Архитектурные особенности готического стиля.
Основу готической архитектуры составляла новая конструкция сводов. Если в романской церкви своды держались на массивных стенах, то в готическом соборе они опирались на арки, а те, в свою очередь, на столбы. Такая конструкция позволяла создавать невиданные до тех пор по высоте и ширине внутреннего пространства храмы. Гигантские шпили и башни, порталы (архитектурно оформленные входы), стрельчатые окна и арки - весь образ собора был подчинен стремлению в небеса.
В готическом соборе исчезла ровная поверхность стен, так настенная роспись (фрески) уступила место витражам. Внешнее убранство и внутренний интерьер храма украшало множество рельефов и статуй.
Отличительные черты готической архитектуры:
(Прил. №3)
2.1 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери – Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника. Образы святых утратили былую строгость и стали более похожими на обычных людей.
Идея подчинения декора архитектурному замыслу привела к тому, что сложилась система расположения скульптуры, определенный канон.В центре главного фасада была фигура Христа, по сторонам фигуры-столбы апостолов. Образы святых утратили былую строгость и стали более похожими на обычных людей.
Характерно, что в архитектурные ансамбли вплетаются образы фантастических чудовищ – химер, горгулий. Существует поверье — когда зло попытается проникнуть за стены храма, украшенного такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим начало происхождения из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями в наличии или отсутствии функции дренажа крыши. Архитектурный термин "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.
Химеры - декоративные архитектурные элементы без полезного назначения.
Эти чудовища, соединяющие в себе несколько образов: человеческий, животный и потусторонний (рога чёрта или крылья ангела), символизируют демонический образ, душевное уродство. Чудовища давали богатую пищу для воображения средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершённые грехи.
Витраж - сюжетная или орнаментальная композиция, выполненная из кусочков прозрачного цветного стекла, скрепленных свинцовой обрамлением.
Витражи выполняли в храмах определенные функции. Свет проникал через раскрашенные окна в собор, и в разное время определенным цветом освещалась та или иная часть алтаря, что придавало интерьеру культового сооружения величество и таинственность. Стекло не только раскрашивали, но и украшали золотом, серебром, в солнечную погоду благодаря этим инкрустированным частицам внутреннее убранство храма сияло и вызывало у прихожан ощущение торжественности, возвышенности.
Темами витражных композиций были религиозные сцены, исторические события, трудовые процессы крестьян и ремесленников, литературные мотивы. Из цветов преобладали красный, синий, желтый, коричневый.
В произведениях живописи, как и раньше, главное место занимали религиозные сюжеты, однако уже прослеживался интерес к светской жизни, мыслям и настроениям обычного человека.
Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступнице за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с характерным для Средневековья поклонением прекрасной даме. Оба культы нередко переплетались, и Дева Мария представала в образе очаровательной женщины.
В эпоху готики изменился и образ Христа: художники изображали Бога в скорби и страданиях за грехи человечества.
Готика стала логичным этапом в истории живописи. Картины легко узнать благодаря ярким выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмысленны, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизм, светские образы и религиозность.
ГЛАВА 3. Готика и современный дизайн.
Мода на готику вернулась в середине XVIII века, первоначально получив распространение среди британских аристократов. В эпоху романтизма на волне идеализации Средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных ещё во времена Средневековья, как, например, Кёльнский собор), а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные за время мировых войн. На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь.
Благодаря этому вернулся интерес к готическому стилю и среди деятелей искусства (архитекторов, дизайнеров, художников), и среди простых горожан.
В наше время многие застройщики в сотрудничестве с архитекторами и дизайнерами предлагают готовые проекты домов в неоготическом стиле. Конечно, их внешний облик сложно сравнивать с теми же храмами средневекового периода, в современных зданиях лишь прослеживаются некоторые основные тенденции, элементы готического стиля. Тем не менее, выглядит это впечатляюще. Готика – это уникальный стиль, который сочетает в себе элегантность и аристократизм, неповторимое величие и изысканность. Сегодня готический стиль часто применяется для оформления интерьера элитных ресторанов и дорогих отелей, позволяя их посетителям с головой окунуться в волшебную эпоху отважных рыцарей и обворожительных дам. Готический стиль относится к «широкомасштабным» — он предполагает наличие большого пространства, высоких окон, роскошных витражей и обилия света. Готический стиль можно использовать и для оформления интерьера обычной городской квартиры или загородного коттеджа. Для украшения стен в готическом интерьере используются гобелены со специфическими историческими изображениями, картины, стилизованные под Средневековье, фрески и настенные росписи. Мебель для готического интерьера предполагает наличие высоких деревянных столов с красивыми резными ножками, стульев и кресел с деревянными подлокотниками, резных сундуков, украшенных кованой металлической фурнитурой, зеркал в тяжелых металлических рамах. Готический стиль в интерьере – это неповторимое сочетание роскоши и мистицизма, которое обязательно придется по вкусу всем поклонникам неординарности и креативности. (см.Приложение №7)
(см. Приложение №8)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готический стиль является очень важной частью искусства эпохи Средневековья и охватывает все сферы деятельности мастеров того времени. Готика и по сей день привлекает архитекторов, дизайнеров, художников, иллюстраторов, писателей и музыкантов и вдохновляет их на создание своих шедевров. Духовная сила человека, слабого телом, но сильного в своих убеждениях и вере, стала решающей в оценке личности. Готика - эпоха двусмысленности, переломный момент, своеобразный переход от «варварского» к «высшему».
В результаты исследовательской работы были рассмотрены основополагающие вопросы синтеза искусств, степени их взаимопроникновения и взаимовлияния на характер формообразования современных архитектурных сооружений.
В процессе работы были решены намеченные задачи.
Цель работы достигнута.
В ходе проведенного исследования нашла подтверждение гипотеза: Готика актуальна в разных видах современного конструктивного искусства – дизайне и архитектуре.
Практический результат работы – дизайнерский словарик «Готический стиль».
Список использованной литературы.
Интернет- ресурсы:
Как нарисовать черёмуху
Простые новогодние шары из бумаги
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Глупый мальчишка