Работа направлена на изучение картин, изображающих страницы русской истории, что позволит понимать значимость запечатленных событий, воспроизводить историю своего народа и сохранять память о важных событиях в жизни страны, развивать чувство эмоционального патриотизма и чувства гордости за страну. Описание картин позволяет глубже понимать историю своей страны, позицию автора, создателя художественного полотна и развивать в себе умение сопереживать героям картин, эстетические чувства. В данной работе представлены и исследуются картины русских художников, запечатлевших важные страницы истории нашей страны.
Цель исследования – показать силу духа русского народа на примере творчества художников
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tamara.docx | 22.82 КБ |
onlayn_ekskursiya_v_kartinnye_galerei.docx | 1.26 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст Якша
Исследовательский проект
«Сила духа великого русского народа в картинах»
Автор: Растворова Тамара
5 класс, МОУ «СОШ» пст Якша
Наставник: Бахтина Светлана Ивановна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ» пст Якша
Якша 2023
Содержание
Введение
Обоснование выбора
Цели и задачи
Гипотеза
1.Теоретическая часть
1.1. Историческая живопись – жанр живописи, посвященный изображению исторических событий
1.2. Как понять картину?
2.Практическая часть
2.1. Составление экскурсии по картинам, несущим дух патриотизма.
2.2 Проведение предварительного опроса
2.3. Проведение онлайн экскурсии из подобранного материала
2.4. Проведение опроса после экскурсии.
Заключение
Список литературы
Введение
Наша страна, Великая держава. Живопись, для нас является мощным средством для развития восприятия мира. Благодаря картинам мы можем увидеть «своими глазами» события давно минувших дней. По словам русского художника В.Сурикова для того «чтобы вдохнуть воздух прошлого, нужно достаточно долго и внимательно смотреть на историческое полотно, выполненное хорошим художником».
В нашей стране в силу своеобразия ее исторического развития искусство всегда играло огромную роль и было выразителем идей и взглядов, отличающихся от официально признанных и навязываемых. «Искусство… это – выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперед к свету, хочет быть лучше, совершеннее», – утверждал русский скульптор XIX века Марк Антокольский.
Актуальность
Работа направлена на изучение картин, изображающих страницы русской истории, что позволит понимать значимость запечатленных событий, воспроизводить историю своего народа и сохранять память о важных событиях в жизни страны, развивать чувство эмоционального патриотизма и чувства гордости за страну. Описание картин позволяет глубже понимать историю своей страны, позицию автора, создателя художественного полотна и развивать в себе умение сопереживать героям картин, эстетические чувства. В данной работе представлены и исследуются картины русских художников, запечатлевших важные страницы истории нашей страны.
Цель исследования – показать силу духа русского народа на примере творчества художников
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать картины художников, показывающие героизм народа.
3. Составить описание каждой исторической картины.
4. Обобщить материал по теме исследования, провести онлайн – экскурсию, сделать выводы.
Объект исследования –– картины, изображающие великие битвы.
Предмет исследования – обучающиеся 5 класса
Гипотеза исследования:
Если я покажу, картины, я создам эмоциональное переживание патриотических чувств.
1.Теоретическая часть
1.1. Историческая живопись – жанр живописи.
Историческая живопись – жанр живописи, посвященный изображению исторических событий, понимаемых в самом широком смысле. Обычно исторический жанр разделяют на ряд поджанров; выделяются религиозная, мифологическая, батальная и собственно историческая живопись. Настоящий расцвет исторического жанра происходит в искусстве Возрождения. Интерес к истории заставил художников изучать географию, этнографию, традиции и обычаи разных стран и народов, чтобы с исторической точностью воспроизвести образы прошлого. Множество шедевров исторической живописи было создано русскими художниками Н.Н. Ге, В.И. Суриковым, И.Е. Репиным во второй половине XIX века.
2.2. Как понять картину?
Да, научиться понимать живопись можно, и даже нужно. Для изучения и понимания живописи, иметь яркое воображение – не самое главное качество. Нужно представить мир, в которых создавались картины, вспомнить историю. Нужно понять почему художники творили так, а не иначе, нужно хорошо знать, что происходило в мире, в каких условиях они жили. Знание биографии автора поможет ярко представить эпоху, в которой он жил. Зачастую именно из описания жизни художника становится понятно, почему он стал великим, а другой его современник – нет.
1. Всмотритесь в полотно внимательно, посмотрите на изображение с разных ракурсов и с различного расстояния.
2. Прочитайте название и затем попробуйте изучить картину, воспользовавшись небольшой инструкцией: узнайте дату создания картины, биографию живописца и жанр, в котором он работал, чтобы понять, почему он выбрал именно данную тему;
3. Определите сюжет картины (Библейский, исторический или литературный), так сразу становится ясной цель автора.
4. Определи место, которое сразу бросается в глаза. (Своеобразный центр картины)
5. Прислушайтесь к собственным эмоциям и сравните их с названием картины. Совпадают ли они? Возможно, автор пытается вызвать жалость или здоровую злость;
6. Изучите пропорции. (Иногда художники намеренно искажают реальные пропорции, чтобы изобразить скорость, направление движения объекта).
7. Обрати внимание на цветовую гамму. (Ключ к пониманию эмоционального состояния автора в момент написания картины)
2.Практическая часть
2.1. Составление экскурсии по картинам, несущим дух патриотизма.
Для написания экскурсии, прошлась по просторам интернета и нашла картины, которые раскрывают душу русского героя. На мой взгляд самые трогательные картины – это Владимира Серова «Ледовое побоище», Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», . Картина Михаила Ломоносова «Полтавская баталия», Картина Франца Рубо «Живой мост», Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости», Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», Максим Фаюстов «Русский герой - Евгений Родионов», Константин Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». На основе прочитанного материала составила рассказ о каждой картине. Данные рассказы включила в содержание экскурсии.
2.2 Проведение предварительного опроса
Запланировала в 5 классе провести экскурсию, перед начало экскурсии провела опрос:
Получила такие результаты:
вопросы | ответы | |
1 | Какие картины вам известны, в которых отражается героизм русского народа? | 32% назвали картину Дайнека «Битва за Севастополь» 68 % не могли вспомнить не одной картины. |
2 | Интересно ли тебе смотреть картины? | Нет – 52% Да – 16% |
3 | Нужны ли картины? | Да – 16% Не знаю – 68% Нет – 16 % |
4 | Могут ли картины растрогать до слез? | Да – 16% Не знаю – 68% Нет – 16 % |
5 | Могут ли картины заставить задуматься о силе духа русского человека? | Да – 32% Не знаю –16 % Нет – 32 % |
6 | Могут ли формировать чувство патриотизма? | Не знаю –68 % Нет – 16 % Да - 16% |
2.3. Проведение онлайн экскурсии из подобранного материала
После опроса обучающимся предложила принять участие в подготовленной мною экскурсии. Все участники экскурсии внимательно меня слушали информацию, многие удивлялись услышанному.
2.4. Проведение опроса после экскурсии
После просмотра предложила еще раз ответить на вопросы и получила желаемый результат, да, действительно от моей экскурсии есть результат,
вопросы | ответы | |
1 | Какие картины вам известны, в которых отражается героизм русского народа? | Назвали все просмотренные картины и художников |
2 | Интересно ли тебе смотреть картины? | Да – 100% |
3 | Нужны ли картины? | Да – 100% |
4 | Могут ли картины растрогать до слез? | Да – 100% |
5 | Могут ли картины заставить задуматься о силе духа русского человека? | Да – 100% |
6 | Могут ли формировать чувство патриотизма? | Да - 100% |
Проанализировав ответы обучающихся, я поняла, что время потратила не зря. Для нас важно, изучать творчество художников и учиться правильно, всматриваться в сюжет картины, для того чтобы понять, что хотел донести до нас художник.
Заключение
В процессе работы, я узнала много нового об искусстве, где отражены подвиги русского народа. Цель моего проекта достигнута, поставленные задачи выполнены. Данный материал имеет практическое значение. Его можно использовать на уроках изобразительного искусства, истории, при проведении классных часов. Есть картины, которые запали в душу. На них нельзя смотреть просто, не переживая, без слёз. Они не оставят равнодушным человека. Перед моими глазами пробежали столетия, а образ героя не изменен. Все картины вызывают великое чувство патриотизма за нашу страну. С помощью собранного в процессе работы материала, ознакомила ребят из пятого класса с творчеством различных художников, провела онлайн экскурсию. Таким образом, ценность искусства исторического жанра в том, что произведения художников дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.
Гипотеза нашла свое подтверждение: показав картины, я создала эмоциональное переживание патриотических чувств.
Список литературы
1. https://jivopis.fandom.com/ru/wiki/Историческая_живопись
2. Источник: https://nyblog.ru/kak-chitat-i-ponimat-zhivopis/
3. Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/kak-nauchitsya-ponimat-zhivopis
4. https://vk.com/wall-43747253_73658
6. https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-lomonosova-poltavskaya-bataliya/
7. Источник: https://fishki.net/2184545-podvig-gavrily-sidorova-ili-zhivoj-most.html © Fishki.net
Сказка "12 месяцев". История и современность
Весенняя гроза
Акварель + трафарет = ?
Муравьиная кухня
Карты планет и спутников Солнечной системы