Колыбелью человеческой жизни является семья, объединяющая людей на добровольных основах любви и согласия. Образ жизни семьи и поведение её членов представляют ценности, являющиеся необходимым условием для нравственного бытия человека, преемственности поколений и построения гражданского общества и государства. Сегодня институт семьи разрушается: Россия занимает первое место в мире по количеству разводов, суицидов, абортов, беспризорных детей, асоциального поведения. Корнями эти негативные явления уходят в семью, во взаимоотношения между его членами. Утрачиваются нравственные ценности семьи, разрушаются моральные устои, связанные с семейным воспитанием. Есть редкие семьи, которые сохранили культуру духовно-нравственного воспитания.
17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора. Современные историки, писатели, политики, да и простые обыватели неоднозначно оценивают роль и значение Николая II в истории России. Его упрекают в чрезмерной мягкости, уступчивости, недостатке воли. Кто - то до сих пор сомневается в святости августейшего семейства. Но в одном сходятся все - Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица - образцом любящей супруги и заботливой матери.
История любого государства складывается из множества семейных историй. Но, ни в одной из них история России не отразилась с такой трагической ясностью, как в семье Императора Николая II. В последней Царской Семье, как в многогранном алмазе, отобразилась вековая история миллионов семей России. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ.
Эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины в 1918 году. Интересно бы было разобраться: как они, живя в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий - ничуть не меньше, чем сейчас, смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20 - летие супруги. Николай II писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что соединили их жизни. Императорская семья не пользовалась какими - то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.
Я предлагаю всем нам подумать, как нам в наше время могут помочь знания о Святой Царской Семье, потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых.
Актуальность: В 2017 году исполнилось 100 лет Великой Октябрьской социалистичекой революции. Одним из главных событий - стал расстрел царской семьи Николая II. Интерес к царской семье растёт год от года, начиная с 1990 годов, когда были обнаружены «екатеринбургские останки» и была провозглашена гласность и демократия в России. Люди стали не бояться говорить «правду», открыто признали в жизни и смерти царской семьи - подвиг. В 1981 году семья была причислена к «лику святых», в 2001 году к лику «святых страстотерпцев», с 2002 года в Екатеринбурге ежегодно проходят «царские дни». Уже более 100 лет эта тема актуальна, но ней не говорится в учебниках истории, и я хочу разобраться и понять, кто для меня семья последнего русского императора. Моя работа посвящена изучению истории России, а именно, духовному развитию и образу жизни семьи Николая II. Моя будущая профессия непременно будет связана с историей, правом и экономикой России. Историю надо знать не только для того, чтобы не делать прежних ошибок, а для того, чтобы ощущать себя достойным гражданином своей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_karlova_kseniya.docx | 145.28 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ
МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
«Царская семья Николая II – идеал православной семьи»
Автор: Карлова Ксения Андреевна, учащаяся 10 «А» класса,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Руководитель: Добровольская
Марина Александровна, учитель Мировой художественной культуры,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Усть-Илимск
2018 г.
Оглавление
Глава 1. Император Николай II - отец и глава семьи 6
Глава 2 «Соединены на вечность…» 8
Глава 3 «Воспитание «по - царски» 8
Глава 4 Семейные праздники последнего царя династии Романовых 13
Глава 5 «Восходит на Голгофу Царь с Царицей…» 16
Глава 6 «И вера в Бога всех объединит…» 17
Список использованной литературы 21
Колыбелью человеческой жизни является семья, объединяющая людей на добровольных основах любви и согласия. Образ жизни семьи и поведение её членов представляют ценности, являющиеся необходимым условием для нравственного бытия человека, преемственности поколений и построения гражданского общества и государства. Сегодня институт семьи разрушается: Россия занимает первое место в мире по количеству разводов, суицидов, абортов, беспризорных детей, асоциального поведения. Корнями эти негативные явления уходят в семью, во взаимоотношения между его членами. Утрачиваются нравственные ценности семьи, разрушаются моральные устои, связанные с семейным воспитанием. Есть редкие семьи, которые сохранили культуру духовно-нравственного воспитания.
17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора. Современные историки, писатели, политики, да и простые обыватели неоднозначно оценивают роль и значение Николая II в истории России. Его упрекают в чрезмерной мягкости, уступчивости, недостатке воли. Кто - то до сих пор сомневается в святости августейшего семейства. Но в одном сходятся все - Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица - образцом любящей супруги и заботливой матери.
История любого государства складывается из множества семейных историй. Но, ни в одной из них история России не отразилась с такой трагической ясностью, как в семье Императора Николая II. В последней Царской Семье, как в многогранном алмазе, отобразилась вековая история миллионов семей России. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ.
Эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины в 1918 году. Интересно бы было разобраться: как они, живя в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий - ничуть не меньше, чем сейчас, смогли в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20 - летие супруги. Николай II писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что соединили их жизни. Императорская семья не пользовалась какими - то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.
Я предлагаю всем нам подумать, как нам в наше время могут помочь знания о Святой Царской Семье, потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых.
Актуальность: В 2017 году исполнилось 100 лет Великой Октябрьской социалистичекой революции. Одним из главных событий - стал расстрел царской семьи Николая II. Интерес к царской семье растёт год от года, начиная с 1990 годов, когда были обнаружены «екатеринбургские останки» и была провозглашена гласность и демократия в России. Люди стали не бояться говорить «правду», открыто признали в жизни и смерти царской семьи - подвиг. В 1981 году семья была причислена к «лику святых», в 2001 году к лику «святых страстотерпцев», с 2002 года в Екатеринбурге ежегодно проходят «царские дни». Уже более 100 лет эта тема актуальна, но ней не говорится в учебниках истории, и я хочу разобраться и понять, кто для меня семья последнего русского императора. Моя работа посвящена изучению истории России, а именно, духовному развитию и образу жизни семьи Николая II. Моя будущая профессия непременно будет связана с историей, правом и экономикой России. Историю надо знать не только для того, чтобы не делать прежних ошибок, а для того, чтобы ощущать себя достойным гражданином своей страны.
Новизна исследования заключается в комплексном изучении, как литературных источников, фотографий, документальных и художественных фильмов, дневников, писем, воспоминаний, так и знакомство с источниками постсоветского периода о развитии отношений между родителями и детьми в семье Романовых.
Практическая значимость исследования определяется его актуальностью и новизной, использованием различных научных подходов к изучению темы. Материалы работы могут быть использованы на уроках истории, ОРКСЭ, ОДНКНР, внеклассных мероприятиях.
Гипотеза: Если исследовать документальные материалы и архивы семьи Николая II , то полученные факты станут доказательством того, что супруги Романовы были истинно православными людьми, создали семью, которая является примером мужественности, стойкости и патриотизма.
Цель исследования состоит в комплексном и всестороннем исследовании культурного уровня и системы воспитания детей и взаимоотношений между супругами в семье последнего российского императора через призму ценностно - ориентирующего междисциплинарного подхода с учетом достижений в культурологии, истории, психологии, педагогики, социологии и философии.
Задачи:
- изучить литературные источники о взаимоотношениях в семье Романовых; изучить мемуары, личные письма и дневники царственных особ;
- изучить историко-культурные и социально-политические обстоятельства воспитания в семье Николая II;
- рассмотреть специфику культуры воспитания детей в Царской семье;
- составить целостную картину воспитания детей в семье Романовых;
- изготовить серию тематических буклетов по теме проекта для уроков ОРКСЭ, ОДНКР, памятку для родителей о семейном воспитании от Великой Императрицы Александры Фёдоровны.
Объект исследования: феномен системы воспитания в семье последнего российского императора, рассматриваемый в наиболее характерных чертах и представленный культурологическими концептуальными моделями.
Предмет исследования: особенности культуры воспитания в семье Николая II в её соотнесении с социокультурными нормами времени.
Методы исследования:
- поисковый метод - комплексное изучение документальных и художественные фильмов, литературных источников, фотографий, дневников, писем, воспоминаний, источники информации постсоветского периода о развитии отношений между родителями и детьми в семье Романовых.
- аналитический метод - анализ и систематизация этих данных с последующим выводом;
- статистический метод - составление таблиц и диаграмм по теме работы с результатами опросов и анализов;
- практический метод - создание серии буклетов с использованием разных источников;
- методы эмпирического уровня - интервьюирование, анкетирование, опрос, собеседование;
Николай II - последний русский император. Именно на нем пресеклась трехсотлетняя история правления Россией Домом Романовых. Николай II был старшим сыном императорской четы Александра III и Марии Федоровны Романовых. После трагической смерти деда - Александра II, Николай Александрович официально стал наследником русского престола.
Психолог и историк П.И. Ковалевский писал: «Государь отличался необыкновенной личной храбростью, неустрашимостью и непоколебимым спокойствием. Он представлял собой необыкновенное сочетание свойств, присущих славянской нации: храбрость и неустрашимость и вместе с тем, любовь, милосердие, сострадание и самопожертвование».
Воспитание и образование Николая II проходили под личным руководством его отца, на традиционной религиозной основе, в спартанских условиях. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» - такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. Наследник Цесаревич получил весьма хорошее домашнее образование - знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком.
Николай любил ходить в церковь и молиться. Очень нравилось Николаю Александровичу зажигать и расставлять свечи перед образами. Цесаревич очень внимательно следил за процессом, и по мере сгорания свечей, тушил их, и старался делать это, так, чтобы огарок как можно меньше дымил. На службе Николай любил подпевать церковному хору, знал много молитв, и обладал определенными музыкальными навыками. Будущий русский император рос задумчивым и застенчивым мальчиком. Вместе с тем он всегда был настойчив в своих взглядах и убеждениях.
Ранняя смерть Александра III не позволила вполне завершить подготовку наследника к исполнению обязанностей монарха. Он еще не был полностью введен в курс высших государственных дел, уже после восшествия на престол многое ему пришлось узнавать из докладов своих министров. Впрочем, характер Николая Александровича, которому при воцарении было двадцать шесть лет, и его мировоззрение к этому времени вполне определились.
Лица, стоявшие близко ко двору, отмечали его живой ум - он всегда быстро схватывал существо докладываемых ему вопросов, прекрасную память, особенно на лица, благородство образа мыслей. В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Отношения детей с Государем были трогательны - он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Николай Александрович впервые увидел свою будущую жену в день свадьбы её сестры на балу в Петербурге в 1884 году. Николаю - 16 лет, Алисе (Аликс) - 12. Он не обращает на девочку никакого внимания. Она не сводит с него глаз… Скромный, серьезный Цесаревич сразу понравился застенчивой принцессе. Через пять лет Аликс Гессенская снова посетила Россию и пробыла в Санкт - Петербурге несколько недель. Тогда у наследника созревает окончательное решение жениться на ней. Государь Александр III не дал своего согласия. Пять лет была испытываема эта любовь. Принцесса Аликс, уже настоящая красавица, к которой сватались многие коронованные женихи, отвечала всем решительным отказом. Так же и цесаревич отвечал спокойным, но твердым отказом на все попытки своих родителей устроить иначе его счастье. Весной 1894 года августейшие родители наследника, видя непоколебимое решение своего сына, его терпение и кроткую покорность родительской воле, дали свое благословение на брак. В том же году он сделал предложение принцессе. В день помолвки Николай II запишет в своём дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс».
«Укрепляй семью, потому что
она основа всякого государства».
В семье Царя Николая Александровича - любовь ставили превыше всего земного и свою семью строили на Вере и Любви. Вся жизнь царской Семьи - подтверждение этих слов. Этот дар сопряжен с ответственностью, с отказом от себялюбия, в служении друг другу, во взаимопомощи во всех жизненных обстоятельствах.
Александра Федоровна была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично. В Александровском дворце Царского Села Императрица создала счастливый остров Уединения и Покоя для императора, обременённого тяжким грузом государственных забот, украшением которого были четыре прелестных цветка: дочери, появившиеся друг за другом с интервалом в полтора - два года: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Четыре Цесаревны, так разительно похожие друг на друга и такие разные!
Старшая дочь Ольга имела прямой, искренний характер, была непосредственна, любила поэзию, книги, была наделена большими музыкальными способностями. С детства она росла очень доброй и отзывчивой, глубоко переживала чужие несчастья и всегда старалась помочь. Ольга больше других сестёр любила читать, позднее она начала писать стихи. Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что Ольга лучше и быстрее сестёр усваивала материал уроков. На окружающих она производила впечатление своей ласковостью, своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она была очень скромной и не любила роскоши.
Татьяна была сдержанна, сосредоточенна, самостоятельна, ее сферой было хозяйство, рукоделие, будничный домашний уклад. Из тихих домашних развлечений предпочитала рисование, книжки с картинками, вышивание и вязание. Татьяна была самой близкой к императрице Александре Фёдоровне, всегда старалась окружить мать заботой и покоем, выслушать и понять её. Многие считали ее самой красивой из всех сестер. П. Жильяр вспоминал, что она от природы была сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра. Она была не так одарена, как старшая сестра, но искупала этот недостаток большой последовательностью и ровностью характера.
Мария была самой простой, ласковой и приветливой из всех дочерей, больше всего любила возиться и нянчиться с маленькими детьми, любила быть с простым народом. Современники описывают Марию как подвижную весёлую девочку, чересчур крупную для своего возраста, со светло - русыми волосами и большими тёмно-синими глазами, которые в семье ласково называли «Машкины блюдца». Генерал М. Дитерихс вспоминал, что Великая княжна Мария Николаевна была самая красивая, типично-русская, добродушная, весёлая, с ровным характером, приветливая девушка. Она умела и любила поговорить с каждым, в особенности с простым человеком. У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку. Как и остальные сестры, Мария любила животных.
Анастасия, младшая дочь, любила читать, была остроумна и жизнерадостна. Как и другие дети императора, Анастасия получила домашнее образование. Обучение началось в восьмилетнем возрасте. По воспоминаниям современников, Анастасия была небольшого роста, с русыми волосами, с большими голубыми глазами, унаследованными от отца. Говорила быстро, но четко. Голос имела высокий, глубокий. Имела привычку громко смеяться и хохотать. Девочка отличалась лёгким и жизнерадостным характером, любила играть в лапту, в фанты, в серсо, могла часами без устали носиться по дворцу, играя в прятки. Она была неистощима на выдумки. С её лёгкой руки в моду вошло вплетать в волосы цветы и ленты, чем маленькая Анастасия очень гордилась. Была неразлучна со старшей сестрой Марией, обожала брата и могла часами развлекать его, когда Алексея укладывала в постель очередная болезнь.
Современники считали, что прелесть этих четырех сестер состояла в их большой простоте, естественности, свежести и доброте. Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только матерью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у неё совета.
Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по - русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но она решительно отказалась. Девушка не хотела быть иностранкой в своей стране, она хотела остаться русской. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга и Татьяна, вместе с Императрицей окончили курс медсестер и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой, но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим. Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая в этом отношении своих младших сестёр.
Может быть, Александра Федоровна, будь она обычной матерью, и побаловала бы дочерей, но она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных: когда началась первая Мировая Война, новые платья вообще перестали шиться. Великим княжнам приходилось самим аккуратно чинить свою одежду.
Летом 1904 года в Петергофе, почти через 10 лет замужества, царица родила сына. На свет появился наследник престола, человек к которому должно перейти управление империей. Не прошло и шести недель, как стало выясняться, что у мальчика страшная болезнь - гемофилия, против которой медицина бессильна. Малейшая царапина могла повлечь за собой смерть ребенка.
По этой причине вначале его окружал бдительный надзор, преподаватель французского языка у царских детей, предложил родителям Алексея предоставить Царевичу больше самостоятельности и приучить его находить в самом себе силы и энергию противодействовать своим импульсам. Родители всецело присоединились к мнению преподавателя и заявили, что согласны на опасный опыт. Они, без сомнения, сознавали вред строго надзора и опеки над ребенком, угрозу вырастить человека, лишенного самообладания, немощного в моральном отношении. Сам Царевич был очень рад такому решению и обещал оправдать доверие, которое ему оказывали. У мальчика была большая живость ума, много вдумчивости, деликатная и чуткая душа. От природы он был любящим и чувствительным к чужим страданиям, потому что сам много страдал. Вкусы его были очень скромны. Благодаря природной простоте Алексей был устойчив к нелепому преклонению некоторых из окружающих, напротив, он смущался и неприятно себя чувствовал, сталкиваясь с подобострастием. Наследник Алексей был ласков, чужд надменности, он не любил придворного этикета, ему нравилось общаться с солдатами. Как характеризуют Алексея современники, он был горячим патриотом, умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах. Он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не упускал случая, когда мог сделать что-нибудь приятное окружающим. Ощущение чистоты, доброжелательства и живого интереса к людям у Царевича Алексея было естественно и просто. В лице Алексея Николаевича Россия приобрела бы прекрасного государя. Он любил Россию, русский язык, русский народ. Он понимал, что такое страдание. У него были обширные для его возраста познания. Он также любил общаться с простыми солдатами. Часто он говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».
В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нравственно здоровой личности. Это воспитание ребёнок получает в семье, дома. Дом для Государыни - «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».
О том, какое участие принимал в воспитании детей Николай II, мы узнаём из получивших в то время почти повсеместное распространение, как среди взрослых, так и детей, ведения дневников. В своих записях Николай II сообщает о домашних событиях: «Милой Мари исполнилось 8 лет. Утром она получила подарки»; «Долго гулял и катался с детьми с горы»; «После обеда поехал с детьми в цирк»; «В 8 часов поехал с Ольгой и Мари в Мариинский театр...». «Прогулялся с Алексеем на Детском острове, а затем занимался с ним русской историей»; «В 2 часа вышел в сад со всей семьей». В этих строчках хорошо просматриваются взаимоотношения между Николаем и его детьми, проникнутые любовью и взаимопониманием. По воспоминаниям Пьера Жильяра Николай II был для своих детей «одновременно Царём, отцом и товарищем».
В своих устремлениях к прямому родительскому участию в воспитании детей императорская чета следовала не только велению сердца, но и новейшим открытиям педагогики, переживавшей пору бурного развития. По словам приближенных, «это была самая святая и чистая семья».
Рождество - праздник, на который дети ждут подарков. Дети российских императоров тоже не были исключением. Перед праздниками все родители в смятении: что же подарить своим любимым чадам, чтобы действительно порадовать. А что же дарили своим детям представители монаршей династии Романовых? С началом царствования все традиции, впитанные Николаем II с детства, продолжались при Императорском дворе вплоть до 1917 г. В декабре 1895 г. император Николай II впервые встречал Рождество в Зимнем дворце мужем и отцом. Няня царских детей англичанка Маргарет Эггер впервые наблюдала русское Рождество в декабре 1900 г. В этом году рождественские праздники проводились в Александровском дворце Царского Села. По ее словам, во дворце установили не менее 8 елок, в их украшении принимала участие сама императрица. Кроме этого, Александра Федоровна выбирала подарки для всего окружения императорской семьи, от офицеров охраны и до лакеев с истопниками. Для царских дочерей и их няни установили отдельную елку. Подарки для детей разместили на отдельных столиках, установленных вокруг елки. Остальные праздники Рождества в семье Николая II проходили по сложившейся схеме. Менялось только количество детей, и с 1904 г. праздник Рождества отмечался в Александровском дворце Царского Села. Поскольку детей поселили на втором этаже дворца, то 24 декабря 1904 г. рождественскую елку впервые установили у детей наверху. В последующие годы все повторялось без изменений. Многочисленные елки для охраны, елки с родственниками, домашние елки, в которых стали принимать участие и дети. Для детей устраивались отдельные елки. Готовились и личные подарки. В 1906 г. Николай II записал в своём дневнике: «В новой комнате Алике была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков».
Одна из мемуаристок упоминает, что императрица имела маленькую «рождественскую» слабость: «Она непременно хотела, чтобы свечи на елке задувала она сама. Она гордилась тем, что особенно сильной струей воздуха ей удавалось погасить самую верхнюю свечу». Когда дочери подросли, их стали привлекать к посещениям елок, организованных для охраны. Даже появились специфические выражения «елка первой очереди», «елка второй очереди». Посещение этих обязательных елок было важной частью публичной «профессии» царя. Новый год праздновали через неделю после Рождества. Это уже не семейный праздник - его отмечали балами и маскарадами: и публичными, и домашними.
Сегодня, воскрешая в памяти те далекие дни, когда Православный Царь вместе со своим народом славил Воскресшего Господа, мы в своем нынешнем сиротстве, снова хоть отчасти можем ощутить полноту этой великой радости. И будто Государь и его венценосная семья снова с нами. Пасха была одним из любимейших праздников в семье Николая II. Христово Воскресение было главным событием года, важнее даже Рождества. И в Царской семье ее отмечали особенно торжественно. В первые годы царствования молодой Государь с супругою по установленному церемониалу в Пасхальную полночь возглавлял шествие в пышном кортеже по парадным залам Зимнего дворца к Большой церкви, совершая все положенные ритуалы торжественного богослужения. Он часто лично участвовал в выносе плащаницы. На заре, по окончании литургии, Царское семейство собиралось для пасхальной трапезы с куличами, пасхами и крашеными яйцами в великолепной Малахитовой гостиной, примыкавшей к личным покоям Императора.
Николай писал в дневнике: «Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась... В 11.30 часов началось христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца». В последующие дни продолжались поздравления, христосования, раздача даров родственникам, придворным чинам, свите, служащим дворца, число которых достигало тысячи человек. По словам Роберта Масси, Пасху царская семья часто встречала в Ливадии. Пасхальные Богослужения совпадали с красивейшим временем года, и в Крыму в это время было особенно чудесно.
Историк А.А. Вырубова пишет: «Государь был небольшой ростом, и ему надо было тянуться на цыпочках, целуя придворных высоких солдат, которые деликатно наклонялись в его сторону. Некоторые из них давали Государю красное пасхальное яйцо, получая взамен фарфоровое, украшенное инициалами Государя». Александра Федоровна, в свою очередь, посещала школы. Школьницы, молодые девочки, получали пасхальный поцелуй Государыни. Она также раздавала, как и Николай Александрович, украшенные её инициалами фарфоровые яйца. Пасхальным поцелуем поздравлялись также и во дворце - этим Государь и Государыня показывали, что они помнят своих подданных.
Пасхальное яйцо - этот символический дар, окрашенный в цвет крови Спасителя - было уже не опосредованным символом, а обретало особое значение на фронтах, где лилась кровь солдат. И в светлый праздник Воскресения оно рождало надежду на спасение и искупление грехов личным подвигом мужества и самопожертвования. Пасхи военных лет Царская семья проводит на фронтах и в госпиталях, христосуясь с солдатами и раздавая им подарки. Члены царской семьи тоже получали пасхальные яйца в подарок. Количество этих яиц к каждой Пасхе для императорской семьи было строго определено: император и императрица получали по 40 - 50 яиц, великие князья - по 3, а великие княгини - по 2.
Пасху 1917 года Императорская семья встретила в заточении в Александровском дворце Царского Села, где, по приказу А.Ф.Керенского, общение членов семьи было ограничено встречами за столом, значительно сократилось число приближенных, которые присутствовали на богослужении и разделяли пасхальную трапезу Царской семьи. Печальной была последняя Пасха в жизни Императорской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге, где в ночь на 17 июля 1918 г. они были расстреляны большевиками. Николай II писал о морозном и пасмурном дне Пасхи 1918 г.: «По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать «Христос Воскресе» ... Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать».
Взаимная любовь и согласие всех членов этой тесно сплочённой православной семьи, доверие и сердечная дружба способствовали единению не только в радости, но и в горе. В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.
Семья - вот было истинное царство Николая II до самого конца и преданность его ей достойна восхищения. Они были все вместе в ту роковую ночь и остались вместе и после смерти: в 2000 году Николай II, Александра Федоровна, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей были причислены к лику святых Русской Православной Церкви. В ночь на 17 июля 1918 г. царская семья была расстреляна. «Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, …чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь» (княгиня Ольга)
Укрепленные великой верой во Христа, члены царской семьи служат для нас образцом мужественной твердости и непоколебимой надежды. Они - помощники России, всякого русского человека в трудных поисках верного жизненного пути. Мы верим, что нет таких жизненных ситуаций, в которых нельзя противостоять унынию, страху, безнадежности.
Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома, как о людях страдающих, но глубоко верующих, покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою Родину, и в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».
Без духовно - нравственной культуры, накопленной Православной Церковью на протяжении тысячелетий, невозможно полноценное развитие личности. Православная Церковь всегда была и остаётся проводником, посредством которого становились известными свидетельства Святого Благовестия. Сердце ребёнка, как учат Святые Отцы Церкви, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны. Какой именно образ получит ребёнок, зависит от действий тех, кто кладёт на него свою печать воспитания. Святитель Димитрий Ростовский в восемнадцатом веке писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приуготовленной для изображения картины: что живописец изобразит - доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней». Духовное совершенствование личности невозможно без нравственного внутреннего закона. И здесь не обойтись без помощи Церкви. Без помощи Церкви невозможны преодоление и профилактика губительных пороков современного общества: пьянства, наркомании, гражданской пассивности и нравственного безразличия. Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом, Церковь веками служила опорой школе и семье.
Результаты исследования:
Среди учащихся 9 - 11 классов, я провела анкетирование, в котором приняли участие 101 человек. Результаты представлены в (Приложении 1). Проанализировав результаты, я сделала следующие выводы: мало кто из учащихся знает историю семьи последнего русского императора. Всего 14 человек написали, что знакомились и изучали биографические сведения царской семьи. Нашлись и такие, кому эта тема не интересна. 37 человек считают, что совсем не обязательно воспитывать детей в соответствии с православной религией, они уверены, что воспитание должно быть современным. 15 человек рассказали, что в их семье говорят о православной религии, соблюдают праздники и традиции. 98 человек отметили, что не хотят, чтобы родители воспитывали их в строгости и скромности, хотят жить в полном достатке, и будут стремиться к этому в будущем. Достаток позволит дать детям хорошее образование, комфортное проживание, путешествовать по миру. Я составила таблицу (Приложение 2), которая подтверждает, насколько разные принципы царского и современного воспитания детей.
В момент проведения анкеты многие говорили о том, что знают, о строгом воспитании в царской семье Николая II, читали, смотрели фильмы, проходили по истории. 39 человек эта тема заинтересовала - они хотят познакомиться с традициями воспитания в этой семье. Моё исследование доказало, что современное общество не стремится к воспитанию на основе православной религии. В интервьюировании со сверстниками - учащиеся рассказали, что родители обеспечивают детей всем самым необходимым и погружаются в работу, тем самым теряя связь с детьми, взаимопонимание, уважение и доверие. Я уверена, что в школе нужно обязательно приводить, как пример, достойного воспитания и взаимоуважения в семье, историю семьи последнего русского императора. Ученикам необходимо рассказывать на уроках, родителям на собраниях. Я приготовила памятку для родителей о семейном воспитании от Великой Императрицы Александры Фёдоровны (Приложение 3), уверена, что она не оставит равнодушных, для учащихся серию буклетов о семье Николая II, для педагогов материал для проведения уроков и классных часов. Написать данную работу мне помог просмотр документальных и художественных фильмов «Романовы. Венценосная семья», биографический фильм «Падение Романовых».
Этим великим людям изначально приуготовлялся великий подвиг. Они удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за веру и Отечество. Ко всем их качествам можно прибавить ещё одно - они любили свою Россию. И чтобы не погубить её и не погубить свой народ, они добровольно пошли на эти муки. Император знал, что ему уготовано, он мог уехать, скрыться избежать этого, но он остался.… Остался страдать вместе со своей многострадальной Родиной и своим великим народом, за который отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих детей. Своим примером заботливости, самопожертвования, любви и кротости, которую подавала им Александра Фёдоровна. Пример мужественности, стойкости, патриотизма, который подавал Николай II. Больше ничего и не нужно. Дети впитывали это с раннего возраста. С раннего возраста познавали они и Христа, научились верить и безгранично любить его.
Итак, нравственные устои семьи Романовых основывались на родительском примере любви, взаимоуважения между собой, заботе и любви к детям. Родители были беспрекословным авторитетом для детей. Они проявляли максимум внимания к детям и заботу о них, в детях воспитывалось чувство долга и ответственности за свою страну, религиозность семьи просматривается во всех мемуарах и дневниковых записях. Немаловажен тот факт, что родители часто проводили свободное время с детьми, много читали, обсуждали, советовали, организовывали совместные прогулки и отдых. Ядром таких семейных взаимоотношений была бесконечная взаимная любовь Николая II и Александры Фёдоровны.
Воспитание Николая и Алисы полностью основывалось на религиозной основе.
Царские дети очень любили свою родину, поэтому Ольга отказалась выходить замуж за румынского принца. На попечении Александры и дочерей находилось несколько благотворительных заведений, а в годы войны они стали сестрами милосердия. В уцелевших дневниках великих княгинь мы сможем прочесть не истории первой любви, а увидим описание того, как на их глазах умирают люди, как они выносят тазы с кровью и ампутированные части тела. Такая работа подходит далеко не всем, но дочери императора с ней справлялись.
Последняя царская семья сочетала в себе все черты православной семьи. До конца своих дней Романовы сохраняли верность друг другу, вместе приняли они и страшную смерть. Формула их счастливой семейной жизни проста: почитание родителей детьми, любовь родителей друг к другу, чистая, не требующая ничего взамен. Они жили верой в Бога, которая с годами становилась все сильнее, и именно эта вера помогла им выжить и сохранить любовь в столь непростое время, именно эта вера вознесла их на небеса.
Вот он, идеал русской православной семьи, который служит примером и для современного поколения родителей, и для моих сверстников, которые вскоре примут эту роль родителей на себя. Я собрала исследовательский материал, и полученные факты доказали, что супруги Романовы были истинно православными людьми, создали великолепную семью, которая на протяжении ста лет является примером мужественности, стойкости и патриотизма.
1. Евангелие от Матфея. Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря, М., 2014.- 230с.
2. «Государь-миротворец», статья Ю.В. Кудриной, журнал «Покров», Издательский дом «СТ Медиа», № 3., 2010.-10с.
3. Дневники императора Николая II. М.: «Орбита». 1992.- 310с.
4. Дневниковые записи, переписка царской семьи, представленная в книге «Дивный Свет», 2009.- 390 с.
5. Кравцова М. «Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников», / Кравцова М. - Православное издательство «Благо», 166с.
6. Ларина Е. Статья Денис Титкин. О Боге узнал из атеистических книг / Е. Ларина// Журнал «Брянские миряне», ПРО Брянская епархия РПЦ, № 3 2014. - 27с.
7. Протоиерей Валериан Кречетов «Как жить по вере сегодня в России?», Издание храма Державной иконы Божией Матери, 2009.- 178с.
8. Протоиерей Василий Жданов статья «Опыт взаимодействия церкви и школы в организации преподавания православной культуры», журнал «Покров», Издательский дом «СТ Медиа», № 9., 2009.- 200с.
9. Святой Иоанн Златоуст. «Цветочки с духовного луга». Школа православного воспитания, М., 1999.- 79с.
10. Святой Димитрий Ростовский. Христианское воспитание детей. Опыты православной педагогики. М., 1993.- 110с.
11. Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах./ Стремоухов П.П. - Париж: Русская Летопись, 1924.- 43с.
Сравнение принципов царского и современного воспитания детей
Царское воспитание | Современное воспитание |
| 1. Уход от традиций; 2. Уход от духовного воспитания; 3. Негативное влияние со стороны СМИ; 4. Детоцентризм; 5. Чрезмерная опека. |
Таблица 1
Памятка для родителей о семейном воспитании от Великой Императрицы Александры Фёдоровны
«Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого».
«Всегда любить - это долг».
«Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…».
« Как счастлив дом, где все - дети и родители - верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения».
«В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье - когда все честно выполняют свои обязанности».
«Дом - это место тепла и нежности».
«Дом и семья - это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве».
«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».
«Что касается детей, то долг родителей - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог»
«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно - слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».
«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Дом - это-место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью».
Фото. Царская семья Николая II
Волшебная фортепианная музыка
Аэродинамика и воздушный шарик
У меня в портфеле
Никто меня не любит
Рисуют дети водопад