Книга даёт нам много полезного: слова в нашей голове превращаются в картинки, этим самым мы постоянно развиваем своё воображение, наш мозг при чтении задаётся вопросом о том, что из прочитанного реальность, а что-воображение? Мы начинаем размышлять. После прочтения и всего пережитого она становится как-то ближе, роднее и душевнее. Это уже не просто какая-то книга, а часть твоей жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа на тему "Искусство создания книги" | 29.71 КБ |
filippova.docx | 29.71 КБ |
Муниципальное бюджетное учреждение
«МБОУ Большекатрасьская СОШ Чебоксарского района»
Исследовательская работа на тему:
«Искусство создания книги»
Выполнила ученица 3 класса
Филиппова Софья
Научный руководитель
Романова А.Е.
д. Большие Катраси
Содержание.
Представление
Исследовательская работа: «Искусство создания книги»
Анкетные данные участника конкурса «Я — исследователь»
1. Фамилия, Имя, Отчество автора Филиппова Софья Дмитриевна
2. Дата рождения автора 25.08.2011 год
3. Образовательное учреждение МБОУ Большекатрасьская СОШ
4. Фамилия, Имя, Отчество научного руководителя: Романова Антонина Евгеньевна
5. Предметное направление: Гуманитарное
Краткое описание работы:
Проблема: В век современных технологий люди привыкли к электронным носителям. Книгу можно скачать на просторах интернета, можно найти и прочитать ее в режиме онлайн, можно закачать аудио книгу. Да… Все это удобно и практично. Но... Если задуматься, что будет, когда через несколько лет в печатном формате не останется книг? Ведь держать ее в руках, осязать запах свежей обложки, шелест новеньких страниц, да и сам процесс, когда ты впервые берешь книгу в руки с полки книжного магазина или получаешь ее в посылке, напоминает новогоднюю сказку.
Цель: Создать книгу своими руками, тем самым показать насколько интересен этот процесс.
Задачи:
Гипотеза: Книга позволяет нашему подсознанию окунуться в другой мир, совершить путешествие по сказочным местам, пережить эмоции вместе с героями. Если мы изучим историю, процесс создания книг, мы сможем создать свою книгу и получить новые для нас эмоции и знания.
Результаты: Проведенные мною действия по созданию книги
Выводы: Мне удалось создать свою книгу, получив много удовольствия, интереса от проделанной работы, процесс был увлекательным для меня настолько, что я решила добавить туда стихи, которые написала сама. Все же книга дает нам много полезного: слова в нашей голове превращаются в картинки, этим самым мы постоянно развиваем своё воображение, наш мозг при чтении задается вопросом о том, что из прочитанного реальность, а что воображение? Мы начинаем размышлять. После прочтения и всего пережитого она становится как-то ближе, роднее и душевнее. Это уже не просто какая-то книга, а часть твоей жизни.
История появления книги
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Давайте заглянем в далёкое прошлое книг. В этом самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.
Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались “Лонтраны” и существовали в Индонезии. Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке. В античном мире писали книги на воске. Восковая табличка представляет собой деревянную доску, покрытую слоем воска. На них можно было писать и стирать написанное с помощью палочки – «стило», один конец которой был заострён для письма, а другой, полукруглый, стирал. Время от времени воск счищался, и дощечки покрывались им заново. Существующее выражение "с чистого листа" происходит именно из этой процедуры. Часто таблички складывались воском вовнутрь и соединялись по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка.
Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы придумали писать на глиняных табличках - специальной палочкой выдавливали буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем сырые глиняные таблички обжигались в печи – они становились не мягкими и хрупкими, а твёрдыми, складывались в корзину. И это тоже была книга! А в Древней Руси люди писали на бересте – это был дешёвый, но недолговечный материал. С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот.
Древние египтяне приблизились в большей степени к современным представлениям о книге. На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Из них вручную делали длинные полосы, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Текст писали: красной охрой – заголовки, черной сажей – основной текст. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку и аккуратно хранилась. На них египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. Но папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся: крошился, рассыпался, писать на нём можно было только с одной стороны. И люди нашли новый материал.
К середине XV века папирус был вытеснен пергаментом. Это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа овец, коз или телят. Изготовляли его недалеко от города Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. Куски пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа, и так вкладывали их один в другой. Писец писал книгу, затем она отправлялась к переплетчику. Тот сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба. Далее заготовлялись деревянные обложки, которые скреплялись с листами. На обложки приклеивали большой кусок кожи, закрывая им сгибы секций. Готовые книги украшались богатым окладом, драгоценными камнями и бережно хранились. На одну книгу подчас требовалась кожа целого стада овец. Стоили такие книги очень дорого. Чтобы уберечь от воровства, в библиотеках их часто приковывали цепями к столу.
Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурному развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых. Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Китайцы настолько ценили его изобретение, что даже причислили этого человека к лику богов, воздвигали в честь него храмы. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Более 800 лет никто в мире не мог сделать бумагу, и покупали её только у китайцев. Сначала бумагу вручную изготавливали из шёлка, потом из тряпья, потом из перемолотого дерева – целлюлозы. Но в мире не существует вечных секретов.
Пришло время, и тайна изготовления бумаги была силой выпытана арабами у пленных китайцев. От арабов секрет распространился среди европейских народов и по миру. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма. Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. Их писали в ручную, знающие грамоту люди – писцы. Это были церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Для письма использовались гусиные перья. Перо сначала нужно было расщепить и заточить. Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным. А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков. Заголовки или первые буквы писец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, смешанного с рыбьим клеем. Теперь вы понимаете, откуда пошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно, целый год при свечах и лучинах, это был тяжёлый труд.
Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гутенберг. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. При помощи этого способа он напечатал свою первую книгу, знаменитую Библию Гуттенберга, между 1453 и 1456 годами. Шрифт Гуттенберга хранился в кассе, каждая буква отдельно. Если брать из ящика буквы, то было очень просто набирать слова, строчки, страницы. Набрав текст и напечатав страницу, можно было разбирать и раскладывать буквы по своим местам, после чего можно было набирать очередную страницу. Эта система используется до наших дней, хотя изобретатели сделали немало, чтобы ускорить этот процесс.
История электронных книг началась в далёком 1971 г. Тогда не существовало ни интернета, ни персональных компьютеров, а мобильные телефоны были размером с чемодан. Но большие ЭВМ уже были, и к одной удалось получить практически неограниченный доступ студенту Иллинойского университета Майклу Харту. Он верил, что в недалёком будущем компьютеры будут доступны каждому, и решил совершить что-то полезное. Юноша задался целью перевести в электронный формат 10 тысяч наиболее известных произведений мировой литературы, причём уложиться до конца века. Первым электронным текстом стала американская «Декларация независимости», которую Харт носил в рюкзаке. Студент назвал свою инициативу «Проект Гутенберг» в честь знаменитого первопечатника. Постепенно проект расширялся, к нему присоединялись другие участники. До 1989 г. все тексты набирались вручную. Затем стали использоваться сканеры и программы распознавания текстов. «Проект Гутенберг» существует и по сей день в виде некоммерческой организации. На конец прошлого года в его библиотеке было более 32 тысяч е-книг. План давно перевыполнен. В нашей стране тоже появился подобный энтузиаст. Правда, гораздо позже: в 1994 г. программист Максим Мошков создал интернет-библиотеку lib.ru. Она пополняется, главным образом, усилиями пользователей. Цифра в 30 тысяч книг, по данным Мошкова, была превышена ещё в 2006 г. Библиотека продолжает расти и сохраняет популярность, несмотря на то (а может быть, даже благодаря тому), что её дизайн не менялся с первого дня существования — таково решение её владельца.
Процесс и этапы изготовления книг.
Как происходит изготовление книг, как они появляются на свет и какой путь проходят от рукописи до красивого, пахнущего типографской краской издания?
На самом деле «рождение» книги – процесс довольно длительный и сложный. Кроме самого производства в него входят разные этапы так называемой до- и постпечатной подготовки. Поразительно, но факт остается фактом: не смотря на активное внедрение новейших технологий во все сферы человеческой жизни, изготовление книг в Казани до сих пор осуществляется с применением ручного труда.
В современной типографии существует несколько типов переплетов для книг, но все они сводятся к двум основным – твердому и мягкому.
Мягкий переплет – вид переплета для полиграфических изданий, где обложка изготавливается из мягкого покрытия (бумага синтетическая или тканевая), а листы или блоки в большинстве случаев не сшиваются, а скрепляются клеем. Мягкий переплет используется для изготовления не только книг, но и брошюр. Переплет такого типа не столь долговечен и прочен, зато стоит он значительно дешевле, чем твердый. Именно финансовая доступность диктует основную сферу применения мягких переплетов – это учебные пособия, методички, научные статьи и пр.
Издания в твердом переплете получили широкое распространение благодаря привлекательному, презентабельному внешнему виду, высокой технологичности и максимальной износостойкости. Сегодня твердый переплет по праву считается наиболее востребованным, процесс производства книг, таким образом, состоит из 3-х этапов:
Изготовление книжного блока и его обработка
Из листов с напечатанным на них текстом формируются тетради, скрепляющиеся потом в один блок с помощью клеящего состава, ниток либо проволоки. Готовый книжный блок подрезают и спрессовывают, а затем приклеивают к нему форзацы и корешок.
Следующий этап – это производство переплетных крышек – двух боковых сторонок и одной корешковой. Делаются они из картона, на который наклеивается покровной материал – синтетика, натуральная кожа, ткань либо ламинированная бумага. Оформление крышек может быть самым разнообразным.
И, наконец, последний, заключительный этап – сборка книги, то есть соединение в одно целое полученных на предыдущих этапах деталей. Чтобы книга была прочной, после соединения всех частей ее помещают под пресс и оставляют там на определенное время.
Подготовка материала к созданию книги своими руками.
Для создания нашей книги мы выбрали такие материалы (см. приложение №1), как:
Создание книги.
Толщина книги зависит от количества листов, чем толще книгу вы хотите, тем больше листов бумаги вам понадобится. Я не стала добавлять слишком много, так как не знала как же будут они держаться на клею.
Раз уж листы у нас в альбоме (других мы не нашли, а эти купили в магазине читай город) их придется для начала аккуратно вырвать из него. Затем нужно разрезать их пополам, чтоб книга получилась размером примерно с А5. (см приложение №2) Когда процесс подготовки наших страниц для книги закончился, начинаем их проклеивать между собой, с каждой стороны по пол сантиметра, при этом склеивая их между собой. Клей ПВА для этого не подошел, листы расходились, не склеивались, а вот клей карандаш сделал свою работу как надо. (см приложение №3)
После появление очертания страниц для книги, берем картон, складываем его пополам, разрезаем ровно посередине и склеиваем нашу обложку с листами (см приложение №4) Откладываем в сторону, для того чтоб они просохли и проклеились как можно крепче, можно положить их под что-нибудь тяжелое, допустим словарь «Ожегова». В это время готовим корешок для книги, чтоб скрыть наше место переплета, т.е. проклеенную часть нашей будущей книги. Промазываем наш корешок клеем, кстати сделан он из того же материала что и наши страницы для книги, и соединяем его с местом проклейки. (см приложение №5)
Ну, вот книга в принципе готова. Она конечно же отличается от настоящих, но сам принцип стал понятен. Чего-то в ней не хватает, а да… Нужно пронумеровать, подписать названия книги, имя автора, год выпуска. И заполнить страницы содержанием. (См. приложение №6) Я заполнила их своими стихами, к сожалению на всю книгу не хватило, но я обязательно ее дополню.
Выводы.
Создание книги - это увлекательный процесс. Он трудоемкий, интересный, затягивающий и познавательный. Это кропотливый труд, сколько терпения и внимания требует он. Создавая книгу, ты будто создаешь новую жизнь.
В процессе изучения появления книги, я осознала, что к ним нужно относиться бережно и аккуратно. У каждой книги должно быть свое место и есть своя история. История появления книг в моей домашней библиотеке идет еще с садика, когда бабушка приносила мне множество различных красочных книг со сказками. От моего папы мне досталась различная научная литература. А как-то на новый год дед Мороз принес мне коллекцию из 14 книг Холли Вебб. Я очень рада, что мне привили интерес к книгам.
Теперь я еще и получила огромное удовольствие от создания своей небольшой книги, которая выполнена в стиле мягкого переплета. Оказывается это можно сделать и в домашних условиях. Я настолько было увлечена процессом, что решила ее дополнить стихами собственного сочинения. Одно из них я хочу вам прочитать.
Осень.
Осень, осень золотая
Наступила на дворе.
Что ж румяная такая?
Не поймёшь ты до сих пор,
Что ребятам во дворе
Не хватает солнышка.
Список использованной литературы:
Муниципальное бюджетное учреждение
«МБОУ Большекатрасьская СОШ Чебоксарского района»
Исследовательская работа на тему:
«Искусство создания книги»
Выполнила ученица 3 класса
Филиппова Софья
Научный руководитель
Романова А.Е.
д. Большие Катраси
Содержание.
Представление
Исследовательская работа: «Искусство создания книги»
Анкетные данные участника конкурса «Я — исследователь»
1. Фамилия, Имя, Отчество автора Филиппова Софья Дмитриевна
2. Дата рождения автора 25.08.2011 год
3. Образовательное учреждение МБОУ Большекатрасьская СОШ
4. Фамилия, Имя, Отчество научного руководителя: Романова Антонина Евгеньевна
5. Предметное направление: Гуманитарное
Краткое описание работы:
Проблема: В век современных технологий люди привыкли к электронным носителям. Книгу можно скачать на просторах интернета, можно найти и прочитать ее в режиме онлайн, можно закачать аудио книгу. Да… Все это удобно и практично. Но... Если задуматься, что будет, когда через несколько лет в печатном формате не останется книг? Ведь держать ее в руках, осязать запах свежей обложки, шелест новеньких страниц, да и сам процесс, когда ты впервые берешь книгу в руки с полки книжного магазина или получаешь ее в посылке, напоминает новогоднюю сказку.
Цель: Создать книгу своими руками, тем самым показать насколько интересен этот процесс.
Задачи:
Гипотеза: Книга позволяет нашему подсознанию окунуться в другой мир, совершить путешествие по сказочным местам, пережить эмоции вместе с героями. Если мы изучим историю, процесс создания книг, мы сможем создать свою книгу и получить новые для нас эмоции и знания.
Результаты: Проведенные мною действия по созданию книги
Выводы: Мне удалось создать свою книгу, получив много удовольствия, интереса от проделанной работы, процесс был увлекательным для меня настолько, что я решила добавить туда стихи, которые написала сама. Все же книга дает нам много полезного: слова в нашей голове превращаются в картинки, этим самым мы постоянно развиваем своё воображение, наш мозг при чтении задается вопросом о том, что из прочитанного реальность, а что воображение? Мы начинаем размышлять. После прочтения и всего пережитого она становится как-то ближе, роднее и душевнее. Это уже не просто какая-то книга, а часть твоей жизни.
История появления книги
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Давайте заглянем в далёкое прошлое книг. В этом самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.
Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались “Лонтраны” и существовали в Индонезии. Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке. В античном мире писали книги на воске. Восковая табличка представляет собой деревянную доску, покрытую слоем воска. На них можно было писать и стирать написанное с помощью палочки – «стило», один конец которой был заострён для письма, а другой, полукруглый, стирал. Время от времени воск счищался, и дощечки покрывались им заново. Существующее выражение "с чистого листа" происходит именно из этой процедуры. Часто таблички складывались воском вовнутрь и соединялись по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка.
Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы придумали писать на глиняных табличках - специальной палочкой выдавливали буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем сырые глиняные таблички обжигались в печи – они становились не мягкими и хрупкими, а твёрдыми, складывались в корзину. И это тоже была книга! А в Древней Руси люди писали на бересте – это был дешёвый, но недолговечный материал. С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот.
Древние египтяне приблизились в большей степени к современным представлениям о книге. На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Из них вручную делали длинные полосы, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Текст писали: красной охрой – заголовки, черной сажей – основной текст. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку и аккуратно хранилась. На них египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. Но папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся: крошился, рассыпался, писать на нём можно было только с одной стороны. И люди нашли новый материал.
К середине XV века папирус был вытеснен пергаментом. Это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа овец, коз или телят. Изготовляли его недалеко от города Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. Куски пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа, и так вкладывали их один в другой. Писец писал книгу, затем она отправлялась к переплетчику. Тот сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба. Далее заготовлялись деревянные обложки, которые скреплялись с листами. На обложки приклеивали большой кусок кожи, закрывая им сгибы секций. Готовые книги украшались богатым окладом, драгоценными камнями и бережно хранились. На одну книгу подчас требовалась кожа целого стада овец. Стоили такие книги очень дорого. Чтобы уберечь от воровства, в библиотеках их часто приковывали цепями к столу.
Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурному развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых. Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Китайцы настолько ценили его изобретение, что даже причислили этого человека к лику богов, воздвигали в честь него храмы. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Более 800 лет никто в мире не мог сделать бумагу, и покупали её только у китайцев. Сначала бумагу вручную изготавливали из шёлка, потом из тряпья, потом из перемолотого дерева – целлюлозы. Но в мире не существует вечных секретов.
Пришло время, и тайна изготовления бумаги была силой выпытана арабами у пленных китайцев. От арабов секрет распространился среди европейских народов и по миру. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма. Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. Их писали в ручную, знающие грамоту люди – писцы. Это были церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Для письма использовались гусиные перья. Перо сначала нужно было расщепить и заточить. Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным. А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков. Заголовки или первые буквы писец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, смешанного с рыбьим клеем. Теперь вы понимаете, откуда пошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно, целый год при свечах и лучинах, это был тяжёлый труд.
Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гутенберг. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. При помощи этого способа он напечатал свою первую книгу, знаменитую Библию Гуттенберга, между 1453 и 1456 годами. Шрифт Гуттенберга хранился в кассе, каждая буква отдельно. Если брать из ящика буквы, то было очень просто набирать слова, строчки, страницы. Набрав текст и напечатав страницу, можно было разбирать и раскладывать буквы по своим местам, после чего можно было набирать очередную страницу. Эта система используется до наших дней, хотя изобретатели сделали немало, чтобы ускорить этот процесс.
История электронных книг началась в далёком 1971 г. Тогда не существовало ни интернета, ни персональных компьютеров, а мобильные телефоны были размером с чемодан. Но большие ЭВМ уже были, и к одной удалось получить практически неограниченный доступ студенту Иллинойского университета Майклу Харту. Он верил, что в недалёком будущем компьютеры будут доступны каждому, и решил совершить что-то полезное. Юноша задался целью перевести в электронный формат 10 тысяч наиболее известных произведений мировой литературы, причём уложиться до конца века. Первым электронным текстом стала американская «Декларация независимости», которую Харт носил в рюкзаке. Студент назвал свою инициативу «Проект Гутенберг» в честь знаменитого первопечатника. Постепенно проект расширялся, к нему присоединялись другие участники. До 1989 г. все тексты набирались вручную. Затем стали использоваться сканеры и программы распознавания текстов. «Проект Гутенберг» существует и по сей день в виде некоммерческой организации. На конец прошлого года в его библиотеке было более 32 тысяч е-книг. План давно перевыполнен. В нашей стране тоже появился подобный энтузиаст. Правда, гораздо позже: в 1994 г. программист Максим Мошков создал интернет-библиотеку lib.ru. Она пополняется, главным образом, усилиями пользователей. Цифра в 30 тысяч книг, по данным Мошкова, была превышена ещё в 2006 г. Библиотека продолжает расти и сохраняет популярность, несмотря на то (а может быть, даже благодаря тому), что её дизайн не менялся с первого дня существования — таково решение её владельца.
Процесс и этапы изготовления книг.
Как происходит изготовление книг, как они появляются на свет и какой путь проходят от рукописи до красивого, пахнущего типографской краской издания?
На самом деле «рождение» книги – процесс довольно длительный и сложный. Кроме самого производства в него входят разные этапы так называемой до- и постпечатной подготовки. Поразительно, но факт остается фактом: не смотря на активное внедрение новейших технологий во все сферы человеческой жизни, изготовление книг в Казани до сих пор осуществляется с применением ручного труда.
В современной типографии существует несколько типов переплетов для книг, но все они сводятся к двум основным – твердому и мягкому.
Мягкий переплет – вид переплета для полиграфических изданий, где обложка изготавливается из мягкого покрытия (бумага синтетическая или тканевая), а листы или блоки в большинстве случаев не сшиваются, а скрепляются клеем. Мягкий переплет используется для изготовления не только книг, но и брошюр. Переплет такого типа не столь долговечен и прочен, зато стоит он значительно дешевле, чем твердый. Именно финансовая доступность диктует основную сферу применения мягких переплетов – это учебные пособия, методички, научные статьи и пр.
Издания в твердом переплете получили широкое распространение благодаря привлекательному, презентабельному внешнему виду, высокой технологичности и максимальной износостойкости. Сегодня твердый переплет по праву считается наиболее востребованным, процесс производства книг, таким образом, состоит из 3-х этапов:
Изготовление книжного блока и его обработка
Из листов с напечатанным на них текстом формируются тетради, скрепляющиеся потом в один блок с помощью клеящего состава, ниток либо проволоки. Готовый книжный блок подрезают и спрессовывают, а затем приклеивают к нему форзацы и корешок.
Следующий этап – это производство переплетных крышек – двух боковых сторонок и одной корешковой. Делаются они из картона, на который наклеивается покровной материал – синтетика, натуральная кожа, ткань либо ламинированная бумага. Оформление крышек может быть самым разнообразным.
И, наконец, последний, заключительный этап – сборка книги, то есть соединение в одно целое полученных на предыдущих этапах деталей. Чтобы книга была прочной, после соединения всех частей ее помещают под пресс и оставляют там на определенное время.
Подготовка материала к созданию книги своими руками.
Для создания нашей книги мы выбрали такие материалы (см. приложение №1), как:
Создание книги.
Толщина книги зависит от количества листов, чем толще книгу вы хотите, тем больше листов бумаги вам понадобится. Я не стала добавлять слишком много, так как не знала как же будут они держаться на клею.
Раз уж листы у нас в альбоме (других мы не нашли, а эти купили в магазине читай город) их придется для начала аккуратно вырвать из него. Затем нужно разрезать их пополам, чтоб книга получилась размером примерно с А5. (см приложение №2) Когда процесс подготовки наших страниц для книги закончился, начинаем их проклеивать между собой, с каждой стороны по пол сантиметра, при этом склеивая их между собой. Клей ПВА для этого не подошел, листы расходились, не склеивались, а вот клей карандаш сделал свою работу как надо. (см приложение №3)
После появление очертания страниц для книги, берем картон, складываем его пополам, разрезаем ровно посередине и склеиваем нашу обложку с листами (см приложение №4) Откладываем в сторону, для того чтоб они просохли и проклеились как можно крепче, можно положить их под что-нибудь тяжелое, допустим словарь «Ожегова». В это время готовим корешок для книги, чтоб скрыть наше место переплета, т.е. проклеенную часть нашей будущей книги. Промазываем наш корешок клеем, кстати сделан он из того же материала что и наши страницы для книги, и соединяем его с местом проклейки. (см приложение №5)
Ну, вот книга в принципе готова. Она конечно же отличается от настоящих, но сам принцип стал понятен. Чего-то в ней не хватает, а да… Нужно пронумеровать, подписать названия книги, имя автора, год выпуска. И заполнить страницы содержанием. (См. приложение №6) Я заполнила их своими стихами, к сожалению на всю книгу не хватило, но я обязательно ее дополню.
Выводы.
Создание книги - это увлекательный процесс. Он трудоемкий, интересный, затягивающий и познавательный. Это кропотливый труд, сколько терпения и внимания требует он. Создавая книгу, ты будто создаешь новую жизнь.
В процессе изучения появления книги, я осознала, что к ним нужно относиться бережно и аккуратно. У каждой книги должно быть свое место и есть своя история. История появления книг в моей домашней библиотеке идет еще с садика, когда бабушка приносила мне множество различных красочных книг со сказками. От моего папы мне досталась различная научная литература. А как-то на новый год дед Мороз принес мне коллекцию из 14 книг Холли Вебб. Я очень рада, что мне привили интерес к книгам.
Теперь я еще и получила огромное удовольствие от создания своей небольшой книги, которая выполнена в стиле мягкого переплета. Оказывается это можно сделать и в домашних условиях. Я настолько было увлечена процессом, что решила ее дополнить стихами собственного сочинения. Одно из них я хочу вам прочитать.
Осень.
Осень, осень золотая
Наступила на дворе.
Что ж румяная такая?
Не поймёшь ты до сих пор,
Что ребятам во дворе
Не хватает солнышка.
Список использованной литературы:
Весёлая кукушка
Филимоновская игрушка
Белый лист
Философские стихи Кристины Россетти
Браво, Феликс!