В данном творческом проекте по ИЗО на тему "Рисуем зимний пейзаж" автор рассказал об истории развития жанра «пейзаж», о различных техниках выполнения пейзажей, художественных материалах и инструментах которыми работают современные художники. В данном проекте представлена последовательность выполнения работы над пейзажем «Зимняя сказка» в смешанной технике.
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 222 КБ |
Творческий проект по ИЗО
«Рисуем зимний пейзаж»
Тематика: ИЗО (Рисование)
Автор: Манджикова Ксения
Руководитель: Петрова Н.Ю.
Учреждение: МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ им. Д.Н.Кугультинова»
Оглавление
Введение
История развития жанра «пейзаж».
1.1. Пейзаж в странах Востока.
1.2. Развитие пейзажного жанра в странах Европы и России.
1.3. Виды пейзажа.
2. Материалы и приспособления для выполнения пейзажа.
3. Живописные и декоративные техники выполнения пейзажа.
3.1. Живописные техники выполнения пейзажа.
3.2. Декоративные техники выполнения пейзажа.
4. Последовательность выполнения пейзажа «Зимняя сказка».
Заключение
Список использованных источников и информации
Приложения
Введение
Пейзаж – один из самых распространённых жанров живописи и графики. Каждый художник по своему видит и передаёт красоту природы.
Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике.
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской ( в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет её, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью.
Природой можно любоваться в любое время года. Только на природе человек может отвлечься от повседневных забот. Наверное не зря нас тянет на природу к реке в лес хочется поплескаться в реке, прикоснуться рукой к теплому шершавому стволу дерева, послушать пение птиц.
Мне нравятся все времена года. В своей работе я решил изобразить зимний пейзаж. Зима в наших краях снежная и холодная. Особенно интересно наблюдать за природой после снегопада в солнечный день, когда на ветвях деревьев еще лежат хлопья снега, и они переливается на солнце всеми цветами радуги. Создается ощущение, что попал в сказку.
Скоро весна, но мне бы хотелось, чтобы зимняя сказка была всегда со мной. Я решил создать зимний пейзаж в смешанной технике, используя различные материалы для работы: краски, бумагу, стекло, клей. Думаю, эта работа будет интересна не только мне но и зрителям, которые будут рассматривать этот зимний пейзаж.
План моей работы над пейзажем «Зимняя сказка»
История развития жанра «пейзаж»
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, который наибольшим образом выразил себя в графике живописи.
Слово «пейзаж» в переводе с французского языка означает «вид страны» или «вид местности» (по немецки «ландшафт»).
Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох она занимала разное место. В древности природу обожествляли, ей поклонялись, а при изображении её превращали в одушевленные символы. Элементами пейзажа украшали стены дворцов и гробниц фараонов.
Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается 16 век. Считать его самостоятельным художественным явлением история начинает лишь с 17 века.
Пейзаж в странах Востока
В выгодном положении в эпоху средневековья оказались китайские художники. Здесь философия и религия способствовали развитию искусства пейзажа.
Религия Китая проповедовала «созерцание природы» ради очищения духа и постижения мудрости. Созерцание природы в средневековом Китае стало неотъемлемой частью духовной жизни. Неудивительно, что изображение природы в 7-8 веках становится ведущим жанром живописи в этой стране.
Несколько необычны внешние признаки китайского пейзажа. Ни рамы, ни подрамника, на который натягивается холст, здесь нет. Длинная узкая полоса шелковой ткани или рисовой бумаги свернута трубкой. Хочешь посмотреть - разверни свиток. Свитки вертикальной композиции служили обычно для украшения стен.
Пейзаж напоминал хорошую книгу. Он существовал не для украшения, а для духовного общения (приложение 1).
Китайская средневековая живопись стала основой для развития пейзажа стран Юго-Востока, в Японии художники любили создавать целые серии видов природы, объединенные единым замыслом. Для живописи Китая и Японии характерна слабая прорисованность дальних планов. Столетиями они использовали тушь и акварель, передавая тончайшие оттенки тона и цвета.
А художники Ирана и Азербайджана четко прорисовывали все детали пейзажа.
Развитие пейзажного жанра в странах Европы и России
В эпоху раннего Возрождения природа, изображенная, на картинах художников является дополнением сюжетной композиции, напоминая отчасти значение декораций в спектакле, хотя художников все больше увлекает изображение природы, волнуют вопросы линейной и воздушной перспективы.
В эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, становится важнейшим элементом художественных сюжетов.
Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до 16 столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы написанный Леонардо да Винчи (приложение 2).
Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале 16 столетия. Природа является главным персонажем его картины “Гроза” Пейзаж на этом полотне — уже не столько среда, в которой живет человек, сколько носитель чувств и настроений. “Гроза” предлагает зрителю погрузиться в мир природы, внимательно прислушаться к его голосам.
На первый план в картине выходит эмоциональное начало, призывающее к созерцанию, проникновению в поэтический мир, созданный мастером. Огромное впечатление производит колорит картины: глубокие, приглушенные краски зелени и земли, свинцово-синие оттенки неба и воды и золотисто-розовые тона городских сооружений (приложение 3).
На 17 век приходится необычайный расцвет голландской живописи и всех ее жанров, наиболее распространенным из которых становится пейзаж. Особенно голландские художники любили изображать море, также большой популярностью пользовались космополитические пейзажи, авторы которых специализировались на создании воображаемых ландшафтов в итальянском стиле. Но не они, а полотна с мотивами скромной нидерландской природы сделали живопись Голландии столь значительным явлением мировой культуры.
В 18 веке на арену европейского искусства вступает Россия.
Академия художеств вменяла в обязанность художникам копировать ландшафты иностранных мастеров. Изображение русского пейзажа не допускалось программой. После Академии учеников посылали на практику в Италию, природа которой считалась наиболее достойной изображения.
Но и в таких сложных условиях в России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев.
Семен Щедрин был первым по времени официальным русским ландшафтным живописцем и первым учителем пейзажа в Академии художеств. Писал он преимущественно виды Петербурга и прилежащие к нему парковые пейзажи придворных резиденций. М.Н. Воробьев, продолжавший работать и в 19 веке, был, в сущности, художником-романтиком. Он первый среди русских стремился передать «настроение природы». Виртуоз-скрипач, он стремился музыку привнести в живопись.
Художники второй половины 19 века все чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подгоняя изображение к музейным образцам. Практика живописи под открытым небом получила название «пленер». В это время появляются различные направления в искусстве, художники объединяются в товарищества, ищут новые способы изображения окружающего мира.
В 20 веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.
Пейзажная живопись 20 века в России связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.
В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского). Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С.В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.
Вся история русского пейзажа - это история самоотверженной коллективной работы многих поколений художников, история преемственности и добросовестной учебы у старших товарищей.
Виды пейзажа
Сельский пейзаж. К этому пейзажу прибегали многие художники – Ф. Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др.
В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
Городской пейзаж. Городской пейзаж включает в себя изображение городских зданий, улиц, проспектов, площадей, набережных. Художники изображавшие в своих произведениях городской пейзаж: Добужинский, Остроумова – Лебедева, А. Лентулов .
Парковый пейзаж. В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали С. Щедрин, А. Бенуа. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.
Морской пейзаж. Морской пейзаж – марина- рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря. В России приверженцев этого пейзажа было очень немного. Но самый ярких из них. Айвазовский, его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны всему миру.
Архитектурный пейзаж. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Рерих, Бенуа, Кончаловский и др.
Индустриальный пейзаж. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах 20 века картиной Б. Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно – повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени. Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.
Материалы и приспособления для выполнения пейзажа
Для создания живописных пейзажей подойдут: акварельные гуашевые, масляные, акриловые краски. Работая с красками художники используют кисти различной формы, мастихины.
Для работы с акварельными и гуашевыми красками подойдет любая плотная бумага и мягкие кисти различных форм и размеров.
Для масляной живописи можно использовать грунтованный картон, холст, натянутый на подрамник. Кисти должны быть достаточно жесткими. Также художники используют мастихины, это подобие не заточенного ножа с гибким лезвием и деревянной ручкой. Существует несколько видов мастихинов с тупым концом, треугольные, в форме мастерка. Мастихин используется в двух случаях: для соскребания свежей краски с холста или палитры после окончания работы и для нанесения краски на холст. Для разбавления масляных красок используют: скипидар, льняное масло, растительное масло, разбавители.
Для графических работ художники используют: карандаши, уголь, сангину, тушь, восковые мелки.
Для выполнения декоративных работ художники используют любой подручный материал: дерево, засушенные растения, кожу, стекло, песок, глину…
Живописные техники выполнения пейзажа
Существует два вида техники, которым в основном следуют при написании картины: alla prima и поэтапная живопись. Опытный художник может писать свою картину сразу.
Но учитывая, что многие великие мастера начинали с рисунка, рекомендуется все же начать с него. Рисунок можно нанести либо углем в виде простых штрихов или кистью с краской сильно разбавленной скипидаром.
Техника живописи alla prima
Техника alla prima была впервые применена импрессионистами. Работая в этой технике художник не ждет когда его работа просохнет, а пишет сразу всю картину от начала до конца, стараясь передать свое «первое впечатление», руководствуясь этим стремлением, художники импрессионисты создавали свои картины в течение двух-трех часов.
Техника поэтапного выполнения живописного произведения
Техника поэтапного выполнения живописного произведения, предусматривает:
Рис. 1. Первый этап: быстрый набросок углем с выбором угла зрения и наметкой наиболее важных форм.
Рис. 2. Второй этап: нанесение основных цветов с передачей форм изображаемых предметов.
Рис. 3. Третий этап: Работаем «с максимальной степенью законченности с самого первого прохода, так, чтобы, когда холст будет полностью покрыт красками, почти ничего не оставалось доделывать».
Рис. 4. Четвертый, последний этап: прописываются детали.
Рис.1.
Рис. 2.
Рис.3.
Рис.4.
Декоративные техники выполнения пейзажа
Декоративное выполнение пейзажа предусматривает работу с различными материалами: красками, природным материалом, бумагой, строительной пеной, тканью, стеклом, глиной и т.п.
Работа с природным материалом (соломка). Соломку необходимо предварительно проварить или замочить в горячей воде. После чего, она расщепляется и утюжится. Затем с помощью клея ПВА её закрепляют на заранее приготовленной поверхности.
Подготовка поверхности на которую будут наклеиваться элементы пейзажа.
Для основного фона пейзажа можно выдрать однотонную бархатную бумагу, можно покрыть поверхность краской прорисовав отдельные элементы пейзажа.
Последовательность выполнения пейзажа из соломки.
Создание пейзажа из стекла.
4. Последовательность выполнения пейзажа «Зимняя сказка»
Материалы для пейзажа «Зимняя сказка».
Пейзаж «Зимняя сказка» я буду выполнять в смешанной технике. Для работы мне понадобится: картон для основы, цветная бумага, битые елочные игрушки, клей и готовая рама для фотографий Ф – А4.
Последовательность работы над пейзажем:
Заключение
В процессе работы над пейзажем «Зимняя сказка», я много узнал из истории жанра «пейзаж», о техниках, материалах, инструментах, которыми пользуются художники, изображая природу.
Закончив, свою работу я пришел к выводу: все художники по своему видят и передают красоту и богатство красок окружающего нас мира. Нельзя недооценивать ни одного из художников прошлого, настоящего, будущего. Мастер изображает то, что видит и чувствует.
Я в своей работе «Зимняя сказка» попытался передать чувства, которые переполняют меня, когда я любуюсь зимней природой.
Думаю, у меня все получилось.
Список использованных источников и информации
Приложение 1
Ли Ижао-Дао. Путники в горах.
Приложение 2
Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж).
Приложение 3
Джорджоне. “Гроза” (ок. 1506-1507, Галерея Академии, Венеция).
Рисуем "Осенний дождь"
"Разделите так, как делили работу..."
Привередница
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"