Изготовление марийского костюма куклы - увлекательное занятие. Данная работа ученицы 7 класса поможет учителям при проведении внеурочных занятий, кружков рукоделия.
Вложение | Размер |
---|---|
Марийский костюм для куклы. | 22.52 КБ |
zakirova_alina.pptx | 1.62 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш Кукморского муниципального района» Республики Татарстан
Изготовление марийского народного костюма для куклы
Выполнила: Закирова Алина
Ученица 7 класса МБОУ «СОШ
села Нижний Искубаш»
Руководитель: Гарипова Лейля Мунировна,
учитель русского языка и литературы
Нижний Искубаш, 2021
Оглавление
1.Введение
2.Основная часть
2.1. Изучение значения марийского орнамента
2.2 Создание костюма
2.3. Вышивка костюма
2.4. Практическое применение
3. Заключение
4. Список литературы
1.Введение
Актуальность темы.
2021 год объявлен Годом родного языка и межкультурных коммуникаций. Изучая культуру своего народа и народов, живущих в нашем районе, мы обогащаем себя, устанавливаем закономерности, крайне важные для практических целей.
Марийский народ – один из древнейших народов, сохранивших неразрывные связи с природой, соблюдающих обычаи по сей день.
Цель исследования.
Целью настоящего исследования является изучение марийских орнаментов, создание марийского костюма для куклы. В соответствии с общей целью в работе ставятся следующие задачи:
- найти информацию о значении марийских орнаментов;
- описать особенности марийского костюма;
- описать этапы создания марийского костюма для куклы.
Объектом исследования является марийская культура.
Предметом исследования являются орнаменты марийского костюма.
Практическая ценность. Кукольный костюм можно использовать в школьной и дошкольной практике при изучении культуры марийского народа.
2.1. Изучение значения марийского орнамента
Для создания кукольного костюма мы изучили значение марийских орнаментов.
Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита (2,6 млн — 150 тыс. лет до н. э). В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».
Орнамент маритÿр (марийской вышивки) образован из геометрических и геометризированных мотивов зооморфного и растительного характера. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения - по отсчёту нитей основы ткани; любой рисунок приобретает геометрический вид. В любом образце вышивок трудно было найти абсолютно идентичные повторения, в каждом случае - своё индивидуальное решение.
При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл. Они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определённом явлении, связанном с добрым или злым началом».
У приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол - "сторож грудей". Это наиболее архаичные композиции из дошедших до нас образцов. Такие композиции считались признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода.
На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок её состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор в виде цветка или лепестков.
Орнамент имеет контур росписью. Чызорол может иметь форму диагональной полосы или острого угла; такие узоры обычно располагаются на уровне нижней части нагрудной вышивки.
Традиционное оформление мужской рубашки также имеет свои отличительные особенности. Самые характерные узоры: это пондашйыртÿр - "вышивка вокруг бороды"; вачyм-балтÿр - "вышивка на плечах"; тувырoрма - "знак зрелости мужчины". Такие узоры на рубашках подчеркивали, что перед нами мужчина зрелого возраста.
Пондашйыртÿр - "вышивка вокруг бороды". Вышивается на нагрудной части мужской рубашки. Вышивка как бы примыкает к острому концу основной орнаментальной композиции нагрудной вышивки. Затем образует собой несколько мелких углов и поднимается к плечам по левой и правой сторонам разреза. Плотная вышивка, украшающая грудной разрез рубашки, дополняется лёгкой вышивкой, в которой даются обычно только контуры.
Вачyмбалтÿр - "вышивка на плечах". Вышивается на наплечной части передней детали мужской рубашки. Рисунок представляет собой орнамент, расположенный по диагонали и примыкающий к нагрудной вышивке в верхней её части. Узор, напоминающий бордюрную композицию, является оберегом широких мужских плеч, крепкого тела, физической силы. Его, как и пондашйыртyр, вышивают после исполнения основного рисунка нагрудной вышивки.
Тувырoрма - "знак зрелости мужчины". Вышивается на подоле переднего полотна мужской рубашки, в центре.
Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая такой орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи. Именно такую идею вкладывала она, оформляя вокруг основного узора целую канву из крючков и завитков. По своему контуру узор состоит из трёх главных элементов. Первый - центральный, изображающий мужской фаллос; два других, расположенных по разные стороны от него, - символы зрелости мужчины.
Другой не менее важной частью в мужской рубашке была расписная вышивка тупорол - "сторож спины". Само название этого узора уже говорит о его назначении - оберегать владельца рубахи со стороны спины.
Размещали узор на уровне лопаток в виде розетки или зигзагообразных линий, вышитых косой стёжкой.
Как и у иных народов, марийский национальный костюм включает в себя головные уборы. Вышивка на головных уборах использовалась не только в качестве украшения. Она указывала на возраст и на социальную принадлежность её владельца, являлась определяющей и специфической для каждой этнической группы. Основным признаком этого этнического различия были головные уборы замужних женщин. Они отличались как по покрою и типу изготовления, способам ношения, так и по принципам декора и распространения тех или иных узоров вышивки.
Используются нитки двух цветов: красного и чёрного. Сама техника исполнения узоров уже является оберегом.
Присмотревшись к узору, вы ощутите "рябь в глазах", т.е. создаются энергетические вибрации, которые защищают женщину от негативных воздействий, направленных на неё, от недобрых взглядов и сглаза.
Общим головным убором для всех этнических групп марийцев является платок - шовыч, в разной степени украшенный вышивкой. Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вyргенчык. Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы"). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.
Для оформления платка по краям использовали особый орнамент. Широкая центральная полоса композиции вышивается набором. Вкладывая ещё больший труд и умение, создавали двустороннюю вышивку.
Узор "крест" размещали в углу платка. Символически назовем его "сторожем дома" и рассмотрим смысловую нагрузку отдельных мотивов орнамента. Квадрат в центре - это земля, дом. Если на него будет надвигаться какая-то неприятность, то крест её рассечёт, измельчит и сведёт на нет. Всего здесь 30 крестов. Квадрат со всех сторон ограждён мотивами типа воронка. Они как репьи с колючками не пропускают, задерживают неприятности, оберегая "дом". Эта рябь, т.е. вибрации, которые создает сама техника исполнения композиции ступенчатой росписью, оберегает владелицу платка с такой вышивкой.
2.2 Создание костюма
Для создания кукольного костюма мы сняли мерки с куклы и сшили платье, фартук и головной убор. Использовали белую хлопчатобумажную ткань, так как традиционный цвет марийского костюма белый. Для вышивки использовали мулине красного цвета.
2.3. Вышивка костюма
На груди платья вышила оберег груди, по подолу платья вышили марийский узор, по подолу фартука также вышили красными нитками марийский орнамент. Вышивка заняла большее время, чем пошив костюма (2 недели).
2.4. Практическое применение
Практическое применение заключается в использовании куклы в марийском костюме в дошкольной и школьной практике при изучении культуры народов нашего края. Можно также рассчитать стоимость расходных материалов (ткани, куклы, мулине) и составить бизнес-план (при наличии желающих приобрести куклу).
3. Заключение
В результате проделанной работы нами были сделаны следующие выводы.
Журнал «Наш дом – Татарстан
Слайд 1
Изготовление марийского костюмаСлайд 2
Цели и задачи Цель: изучение марийских орнаментов, создание марийского костюма для куклы. Задачи : - найти информацию о значении марийских орнаментов; - описать особенности марийского костюма; - описать этапы создания марийского костюма для куклы.
Слайд 3
Марийский костюм
Слайд 6
Элементы мужского костюма
Слайд 7
Элементы женского костюма. Женский головной убор
Слайд 8
Этапы создания костюма для куклы Сняла мерки с куклы. Раскроила платье, фартук, платок. Изучила марийский орнамент. Сшила костюм для куклы. Вышила костюм.
Слайд 9
Практическое применение Можно использовать для изучения элементов марийского костюма на классных часах или занятиях в детском саду. Можно подарить маленьким детям. Можно монетизировать, рассчитав стоимость расходных материалов, работы.
Слайд 10
Использованная литература 1. Журнал «Наш дом – Татарстан». 2. www.finnougoria.ru
Зимовье зверей
Ручей и камень
Четыре художника. Осень
Хитрость Дидоны
Филимоновская игрушка