В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата. Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна.
Вложение | Размер |
---|---|
slova_dlya_evy_-_kopiya.docx | 28.22 КБ |
История возникновения куклы.
У меня, как и у любой девочки, дома есть много различных кукол. И я как-то задумалась: а всегда ли они были такими? Или наши бабушки играли с другими куклами? Я думаю, что очень многим девочкам, да и мальчикам тоже, было бы интересно узнать, какая она, одна из наших любимых игрушек, была вначале своего существования, где она появилась и какие куклы популярны в каких странах. И тогда я решила провести исследование на тему «История появления куклы»
Актуальность исследования: я думаю, что тема исследовательского проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.
Гипотеза: на игрушку куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратились к словарю С. И. Ожегова. Там объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Из Интернета узнала, что по мнению других учёных - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только появился «человек разумный», а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди ещё не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки.
Первые дошедшие до нас детские куклы были обнаружены на территории Египта. Развитая египетская цивилизация умела делать игрушки ещё 4,5 тысяч лет назад. Ноги и руки египетских кукол могли двигаться, они имели волосы и их украшали бусинами.
В Древней Греции и Древнем Риме куклы занимали немалое место в жизни детей. В основном игрушки делали из глины, реже из воска. Уже тогда куклы ярко раскрашивались, чтобы привлечь внимание.
В Древней Руси также знали о куклах. В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики.
Через куклу взрослые передавали детям накопленный опыт своего мастерства и традиции народной культуры.
По назначению куклы различались по группам – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы делали из разных подручных материалов - из соломы, дерева, бересты, глины, льна, скручивали из ниток и ткани. Самая распространённая была тряпичная кукла. Тряпичные куклы делали свёрнутыми из лоскутов и перевязанными нитками (скрутки) – такие куклы делали без иголок. Ткань, которую использовали для тряпичной куклы, была изношена и легко рвалась. Считалось, что ношенная одежда хранит тепло души человека, который её носил и поэтому она обережная (оберегает).
Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она дарит сон и оберегает его.
Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения.
Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.
Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях.
В подарок на именины делали куклу Ангелочка.
Столбушки. Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу». Для этой игры девочки делали куколок - столбушек. Дети старались скопировать не только основные действа свадебных обрядов, совершавшихся на их глазах, но и костюмы персонажей.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, а тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.
Домашняя Масленица. Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался поклонению Солнцу, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах.
Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.
Я решила провести социологический опрос среди учащихся 1,2,3,4 классов и выяснить, в какие игрушки они играют и что им известно о народных куклах.
Было опрошено 65 учащихся начальной школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Какие игрушки есть у тебя?
2. Какие из них ты любишь больше всего?
3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
4. Какие народные куклы тебе известны?
Результаты социологического опроса приведены в таблицах.
Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие.
III. ВЫВОДЫ
В ходе работы я узнала много нового и интересного об истории создания куклы, её назначением.
В результате опроса и рассказа о куклах я пришла к выводу, что всем детям нравится мастерить куклы своими руками и играть ими, даже мальчикам.
Исследование подтверждает нашу гипотезу: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с обществом.
Я получила огромное удовольствие. В дальнейшем планирую продолжить работу по этой же теме. Изучить более современные виды кукол и их происхождение.
ВОПРОСЫ | ДА | НЕТ |
1. Есть ли у тебя дома кукла? | 54 | 9 |
2.Играешь ли ты в куклы? | 58 | 7 |
3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками? | 65 | 0 |
4. Какие игрушки ты сделал (а) сам (а)? | куклу, машинку, снеговика, медведь | |
5.Какие народные игрушки ты знаешь? | матрешку, масленицу. |
Разлука
Весенняя сказка
Просто так
Есть ли лёд на других планетах?
Сказка об одной Тайне