Место, где стоит моя деревенька, с таинственным названием Чухчерьма, отличается удивительной живописностью в любое время года. Я счастливый человек, у меня есть ежедневная возможность прикоснуться к истории. Живу я в деревне, которой уже более шестисот лет, в пяти километрах село Ломоносово - родина выдающегося ученого, а в десяти километрах деревня Вавчуга, знавала она Петра I, в прошлом была крупнейшей корабельной верфью. Ну а моя деревня Чухчерьма в прошлом и до сего времени известна храмовым ансамблем и не только. Свою исследовательскую работу посвящаю моей деревне
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_hramovyy_ansambl.doc | 79 КБ |
Введение Место, где стоит моя деревенька, с таинственным названием Чухчерьма, отличается удивительной живописностью в любое время года. Я счастливый человек, у меня есть ежедневная возможность прикоснуться к истории. Живу я в деревне, которой уже более шестисот лет, в пяти километрах село Ломоносово - родина выдающегося ученого, а в десяти километрах деревня Вавчуга, знавала она Петра I, в прошлом была крупнейшей корабельной верфью. Ну а моя деревня Чухчерьма в прошлом и до сего времени известна храмовым ансамблем и не только. Свою исследовательскую работу посвящаю моей деревне. Цель исследования: воссоздать историю храмового ансамбля. Исходя из цели данной работы, были определены следующие задачи: изучить архивные материалы, рассказывающие об истории храмового ансамбля; провести анализ церкви Василия Блаженного и колокольни; записать рассказы и воспоминания очевидцев событий; собрать материал для школьного музея. Объект исследования - православные храмы деревни Чухчерьма Холмогорского района. Предметом исследования – является изучение исторической судьбы церквей и их архитектурные особенности. Время проведения исследования октябрь 2008 – октябрь 2013 гг. При создании работы использованы основные исследовательские методы: теоретический, метод опроса, метод изучения документов, метод анализа. Для достижения поставленной цели выбран следующий ход исследования: изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме; сбор фактического материала на основе опроса земляков; изучение материалов архивного фонда; сделать анализ и выводы. Основными источниками информации, помимо воспоминаний земляков, стали сведения архива села Холмогоры и Чухчеремского сельского совета.
Научная новизна: впервые была углубленно рассмотрена история храмов Чухчерьмы со слов очевидцев. В будущем, когда участников событий не останется в живых, эти знания помогут школьникам и многим любознательным людям ответить на интересующие их вопросы.
Практическая значимость исследования: с созданной работой выступал в Луковецкой школе на классном часе перед одноклассниками, на учебно-исследовательской конференции по теме: «Храмовый ансамбль», на I международных краеведческих чтениях «Судьба села – судьба России».Собран богатый фактический материал для школьного музея посёлка Луковецкий. По итогам поиска систематизирован и оформлен материал «Чухчерьма: даты, факты, события» для сельской библиотеки д. Чухчерьма. Основная часть. В течение четырёх лет было сделано нами много открытий чудных для себя и односельчан. Из архивных документов в селе Холмогоры мы узнали, что по подворной переписи 1785 года в уезде были 28 волостей. Чухченемское-Ильинское и Чухченемское-Николаевское относились к экономическим волостям. По восьмой ревизии 1833г в уезде было 529 сёл и деревень, на сегодняшний день 423 (20% нет). К 1 января 1894 г. было: 438 мужского пола и 499 женского. В моей деревне насчитывается на сегодня 230 (24,5%).
Историческое прошлое. На основе старинных карт (1730 -1788г составленных М.В. Ломоносовым) сделан вывод, что моя деревенька в эти годы существовала на берегу Северной Двины.
По воспоминаниям старейшей жительницы деревни А. М. Овечкиной (90 лет), узнали, что в деревне Чухчерьма было три церкви и одна колокольня. И это подтвердила запись, извлечённая священником Смирновым, из описаний бывших приходских священников П. Калинникова (рукопись 1852 года и А. Козмина 1857г).[5] Приход образовался не позднее начала XVII века. Из грамоты митрополита Киприана от 16 февраля 1634 г., данной по случаю челобитной крестьян Чухченемской волости, известно, что этот приход пострадал в 1633 г. от нападения литовских людей, похитивших из обеих приходских церквей деньги, книги и храмосвятные грамоты. Приходская Ильинская церковь (прил. 1,1а), построенная в 1657 г. по благословению Новгородского митрополита Макария, была не первая от основания прихода, а устроена вместо ранее существовавшей и сгоревшей. До 1823 г. существовала также церковь во имя Георгия, устроенная по благословению Новгородского митрополита Корнилия в 1676 г. вместо одноимённой, уже обветшавшей, церкви. Ещё одна приходская церковь была построена в 1824 г. и освящена во имя Василия Блаженного. Церковь Василия Блаженного (прил. 2) представляет собой классический пример клетской церкви — древней формы деревянного храма. В основе церкви лежит клеть — прямоугольный сруб, который покрыт высокой двускатной (клинчатой) крышей. С восточной стороны пристроен алтарный прируб, с западной — сруб трапезной и крыльцо на два схода (утрачено). По своей архитектуре здание церкви восходит к древнему типу клетских храмов. Об этом свидетельствует заострённая двускатная крыша и крупная пятигранная бочка над алтарным прирубом. По этим признакам архитектор И. А. Бартенев датирует церковь XVIII веком, вопреки устоявшейся дате постройки (1824 год). Древние формы здания обосновывает и предположение, что церковь Василия Блаженного была воссоздана «по подобию» предшественницы, Георгиевской церкви, сгоревшей в 1823 году. (прил. 2) Ильинская церковь (прил. 1) - в 1893г ей было 237 лет. Ильинская церковь была построена в 1657 году на месте сгоревшей и вновь уничтожена пожаром в 1930 году. По своей архитектуре подражала каменным сооружениям XVI — первой половины XVII века. В основе церкви находился сруб-четверик, покрытый четырёхскатной крышей. Завершали храм девять глав: центральная поднята на невысокий шатёр, а остальные расставлены по обрезу крыши — четыре по углам сруба, остальные по осям фасадов. Шеи-барабаны и главы были покрыты лемехом. К срубу примыкали прирубы для алтаря и для паперти, оба завершённые бочками. Паперть была окружена низкой галереей. Внутрь церкви вела дверь, завершённая кокошником. Щель между створками двери прикрывала вертикальная накладка в виде колонки, дополненной небольшими «дыньками» и резьбой. В составе пятиярусного иконостаса находились древние иконы. Резные царские врата были украшены слюдой и басмой. Сгорела она в 1930 году в свой 275-летний юбилей, во время грозы.
Шатровая колокольня (прил.3) построена в 1783 году, а до неё со слов жителей молящих созывали ударами в металлическую доску – «било». Колокольня утраченного ансамбля церквей (тройник). В её основании находится низкий четверик, на него поставлен восьмерик, а завершается здание массивным шатром с луковичной главкой. Стены колокольни рублены «в лапу», что нехарактерно для северного зодчества, а более типично для среднерусских деревянных сооружений. Пол яруса звона находится на уровне полиц. При ремонте в 1910-х годах на ярусе звона появились балясины, хотя первоначальное ограждение было тесо́вым (теси́ны были уложены параллельно поручню). Интересная судьба Чухчеремской колокольни. В 1902 году в деревне побывал исследователь памятников архитектурного зодчества И.Э. Грабарь. В 1906г Милеев для решения о переносе колокольни дальше от обрушавшегося берега. « В 1911 году перенос колокольни был осуществлён. Колокольня была поставлена уже по другую сторону Ильинского храма, но опять же по треугольной системе» (прил. 4а). [2] Храмовый ансамбль виден был с реки и с каждого селения (прил. 4). Хорошему зрительному восприятию способствует умелое взаимное размещение сооружений ансамбля на самом гребне. До сих пор церковь и колокольня производят непередаваемые впечатления. Сейчас ансамбль нарушен, так как утрачен один компонент его - основа всей композиции. А вот судьбу Никольской и Введенской церквей решили люди. Вспоминает А. М. Овечкина и Галушина Т. М.: «В 1935 году началось раскулачивание, у них дома жили поп с попадьёй, их раскулачили и выслали из деревни. После этого службу в церкви никто не вёл. В Никольской церкви сделали клуб, а через некоторое время склад для хранения зерна. И обе они сгорели по причине неаккуратного обращения людей с огнём». «Чухченемско – Николаевский приход был сначала мужским монастырём. Кем и когда был основан этот монастырь, точно неизвестно. Но, принимая во внимание хранившуюся запись можно восстановить имена настоятелей бывшего монастыря и братия, четвёртым значатся игумен Никодим, выменявший в 1508 году лоскут земли Николе Чудотворцу за рекою у Саввы и Павла Яковлевых детей, со всею достоверностью основание этого монастыря нужно относить к концу 14 или 15 века. Этот монастырь был вначале самостоятельным, но впоследствии времени перешёл в ведение Троицко- Сергиевской Лавры. Когда этот монастырь был обращён в приход, хорошо неизвестно. Составитель памятной книги, сопоставляя 1615 год, когда была произведена последняя опись монастыря, с 1629 годом, в котором вместо ветхих храмов были устроены новые, полагает, что образование прихода произошло между 1615 и 1629 годами». [6] Но, принимая во внимание, что хранившиеся в церковном архиве духовные росписи, не восходят далее 1764 года, и что список бывших приходских священников в памятной книге начат с того же 1764 года, с большею вероятностью образование прихода нужно относить к этому году, в котором повсеместно закрывались нештатные монастыри. До 1837 года он не был самостоятельным, но вместе с соседним Чухченемско-Ильинским приходом составлял один приход. Из вотчины приписных монастырей в ХVII в. Наиболее продуктивный период роста землевладения Троицкой духовной корпорации за счет вотчин приписных монастырей наблюдался одновремено с их припиской во втором десятилетии ХVII в. В общих жалованных грамотах царя М.Ф.Романова I6I7, I624 и I625 гг. (которые и могут считаться официальными актами приписки) назывались 5 вновь приписанных обителей: I) Vспенский Стромынский монастырь (в волости Шеренке Московского у.); 2) Троице-Махрищский (в Слободском стане Переславского у.); 3)Троице-Авнежский (в вол. Авнеге Вологодского у.); 4) Макарьева пустынь под Бежецком; 5) Николо-Чухченемский монастырь напротив Холмогор. В первой четверти ХVП в. приписка получает более тщательное, чем в ХVI в., документальное оформление. Помимо выдачи государевых жалованных грамот на подчиняемые Троице монастыри, она еще сопровождается созданием переписных, отписных, отказных книг приписываемых обителей. Их составлением могли заниматься как правительственные агенты на местах, так и троицкие старцы, слуги, строители, назначаемые в эти монастыри. Иногда даже уставные грамоты выдавались от имени троицких властей в новые для них филиалы.
В 1611-1613 гг. позиции Троице-Сергиева монастыря на нижней Двине заметно усилились благодаря приписке к нему местного Николо- Чухченемского монастыря. Это был один из древнейших двинских монастырей, существовавший, по мнению А.А.Шахматова, с конца ХIV в., а судя по его грамотам, по крайней мере уже к середине ХV в. На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители. К моменту приписки вотчина Чухченемского монастыря была небольшой, включая 13-15 малодворных деревень и не более 22 дворов всего. К 1678 г. состав деревень практически не изменился, да и число дворов не сильно возросло - их стало 29 (по данным Я.Е.Водарского на 1700 г. -28). В научной литературе утвердилось мнение, что приписка к Троице-Сергиеву монастырю оборвала последние связи Николаевской обители с окружающим ее волостным миром (М.А.Островская, Н.Н.Покровский, А.И.Копанев). Мысль эта имеет под собой основание. Действительно, многое меняется в самом характере документации Чухченемского монастыря после включения в состав Троицкой корпорации. Чухченемские акты теряют присущую им в ХV в. (в меньшей степени ХVI в.) самобытность - пергамент в качестве материала для письма, наличие свинцовых вислых печатей, упоминания о чернецких и церковных старостах, да и особенности самих поземельных сделок, которые совершались раньше. Но сами поземельные связи жителей края с Чухченемским монастырем все же сохранялись и после его включения в состав Троицкой корпорации. За 1616-1635 гг. известны факты передачи холмогорцами по вкладам, закладам, обменам своих “вотчинных деревень” ( то есть участков ), “орамых земель”, пожен, дворов, изб, разной движимости. Вклады эти по-прежнему мотивировались желанием быть погребенным в “доме Живоначальной Троицы и чудотворца Николы на Чухченеме” или поступить туда в слуги .
Конечной степенью эволюции Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел “старинные тетрадки”, летописи и грамоты. Масштаб вотчины Николо-Чухченемского монастыря в ХVII в. вполне соотносим с параметрами и Николаевской Чухченемской волости в конце ХVIII в., являвшейся одной из мелких волостей Подвинья, в которой исследователи отмечают 14 поселений и 67 дворов.
В средневековой Руси монастыри выполняли, помимо своих религиозных функций, функции приютов для престарелых. В городах и в сельской местности существовали построенные на деньги горожан или крестьян монастыри-богадельни. Примером такого монастыря, принадлежавшего крестьянской волости, был неоднократно уже упоминавшийся Николаевский Чухченемский монастырь близ Холмогор, об основании и устройстве которого говорится в царской грамоте 1582 г., выданной в ответ на челобитье крестьян. Крестьяне рассказывали, что в их волости есть убогий монастырь с двумя церквами, «и к тому-де монастырю четырнадцать деревенек: в их Чухченемской волости одиннадцать деревень, а в Ровдогорской волости три деревни; а поставили-де те церкви и монастырь строили из тех волостей, а те-де деревни к тому монастырку подпущали и прикупали прадеды я деды и отцы их и прочили-де себе и своим детем и внучатам на пострн-ганье и на поминок: и монастырем-де церковного казною и теми деревнями владели они же, и казну монастырскую у себя в волости держали». [6] Среди новгородских данных и духовных даных сохранился комплекс актов, авторами которых были двинские крестьяне, передававшие свои участки и «полоски», пожни и промысловые угодья Чухченемскому монастырю. Многие из этих грамот написаны иноками монастыря и представляют вклад «па пострижение». Родина Ломоносова – это не только его родной Кростров, где он родился и вырос, но и близлежащие поморские селения, разбросанные по берегам и островам среди многочисленных протоков северной Двины: Холмогоры, Чухченема (чухчерема), Ухтостров, Вавчуга, Матигоры. Здесь он бывал неоднократно, о чсём упоминает в своих работах. В 1872 году, вместо Николаевской, была построена Никольская церковь. По словам жителей: Никольская церковь сгорела в 1999 году. Её хорошо видно на фотографии любезно предоставленной семьёй Лукиных (прил. 5). А вот церковь Василия Блаженного и сейчас находится в деревне. Из грамоты митрополита Киприана от 16 февраля 1634 года, данной по случаю челобитной крестьян Чухченемской волости, видно, что этот приход много потерпел в 1633 году от нападения литовских людей, похитивших из обеих людей сумму, книги и храмосвятныя грамоты. В фондах Архангельского музея изобразительных искусств находится праздничный чин иконостаса церкви Василия Блаженного деревни Чухчерьма. Иконы были вывезены из церкви, а затем, в 1983 году, переданы УВД Архангельской области в музей. Доски икон состоят из двух частей, без ковчега, писаны темперой по левкасу. У иконы «Преображение» доска цельная. Иконы отреставрированы в 1986—1987 годах, а иконы «Воскресение — Сошествие во ад» и «Рождество Богоматери» в 2002 и 2005 годах.(прил 6)
Церковь Василия Блаженного (1824г), построена вместо сгоревшей Георгиевской (1823г). Ильинская девятиглавая, с трёх сторон была окружена папертью. Васильевская – одноглавая, тёплая обшита тёсом.(прил. 1,2) Колокольня – 1783г. При Васильевской церкви была церковно-приходская школа, общая с Чухченемско-Николаевским приходом, открыта в ноябре 1891 году. «Законноучителем состоял местный священник, учителем пения – псаломщик, оба безвозмездно. Учительницей была девица Лариса Сидорова, окончившая курсы в епархии женского училища, получавщая в год 120 рублей при готовой квартире. Священник – Александр Васильев Шилов, 52 года, окончивший курсы в Архангельской духовной семинарии, в сане священника с 1865 года, в настоящем приходе с 1884года Псаломщик Фёдор Иванов Прокопьев». [5] Церковный староста: Прохор Балков 1887-1890? г.г. Со слов Николая Лукина – печника, в деревне Чухчерьма изготавливались кирпичи, отличие отпечаток детской руки. Сам хозяин П. Балков был очень сильный в Архангельск ездил на лодке, на вёслах продавать рыбу. Сейчас этот дом есть живёт в нём семья Марчук .
Отрадно то, что сейчас зарождается почитание прошлого! Мы восстанавливаем колокольню. В настоящее время в ней уже проходит молебен. (прил.4) Установлены молельные кресты в деревне.
Заключение. В ходе исследования мы восстановили историю храмового ансамбля и сделали полный анализ. Изучение деревни Чухчерьма представляет особый интерес. Во – первых, потому что данная территория относится к рано заселенному району на Севере, деревне нашей более 600 лет. Во – вторых, это наша малая Родина, и мы о ней должны знать как можно больше. В третьих, церкви, их декор, интерьер представляет огромный интерес. Ещё можно воочию увидеть сруб, более столетней давности, с северной планировкой, тесовой крышей. Не смотря на то, что на нашу долю остается куда меньше находок, чем было в прошлом, северная, народная культура не исчезла!!! Её проявления мы можем наблюдать в народном зодчестве, в том, что сохранилось и дошло до наших дней. Поверьте, это очень интересно! Изучение деревни её архитектурное зодчество мы только начали, ещё много интересных вопросов возникло перед нами, на них мы постараемся ответить.
Император Акбар и Бирбал
Снежная сказка
У меня в портфеле
Волшебная фортепианная музыка
Марши для детей в классической музыке