В работе рассматриваются особенности творчества художника маньериста Д. Арчимбольдо.
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности портретов Арчимбольдо. | 846 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
Искусство
Особенности портретов Джузеппе Арчимбольдо
Автор: Гвоздева Анастасия Александровна Класс: 6 ОУ: МБОУ Лицей № 20 Научные руководители: Пучихина Альфия Харисовна , учитель ИЗО, Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки. |
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2021
Содержание
I. Введение………………………………………………………..…….……..…3
II. Основная часть ………………………………………………………………4
Глава 1.Анкетирование …………………………………………..…..4
Глава 2. Из истории портрета……………………………………..….5
Глава 3. Маньеризм………………………………………………..…..6
Глава 4. Творчество и жизненный путь Д.Арчимбольдо………...…7
4.1. Инсталляции работ Д.Арчимбольдо ……………………10
III. Заключение……………………………………………………………......11
IV. Список используемых источников…………………………………..…..12
V. Приложения……………………………………………………………......13
Тема моей работы «Особенности портретов Джузеппе Арчимбольдо».
Мне эта тема интересна тем, что знакомясь с работами зарубежных живописцев в художественной школе, я открыла для себя работы итальянского художника эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Я захотела узнать, что же натолкнуло его на написание таких необычных полотен.
Актуальность этой темы научиться понимать необычные портреты Арчимбольдо, которым и в наше время подражают.
Проблема: Мало людей знают о творчестве Д. Арчимбольдо и тем более не понимают значение его портретов
Гипотеза: Возможно, его портреты в стиле маньеризма, несут какой- то скрытый смысл.
Цель: Выявить особенности в портретах Арчимбольдо.
Задачи:
Обьект: Портрет
Предмет: Портрет Джузеппе Арчимбольдо
Методы: сравнения, наблюдение, сопоставление, анализ, анкетирование.
Практическое применение: на уроках искусства, МХК.
II. Основная часть
Глава 1. Анкетирование
1. Знакомы ли вы с этими работами? 31% - знакомы с его работами
2. Нравятся ли вам эти картины? 50% - нравятся его работы
3. Почему художник писал такие портреты?
57% -отражение состояния души, 12% - инновационная деятельность художника
4. В каком веке были написаны эти работы?
30% - определили, что это современник, около 1% - точно указали век написания работ
Глава 2. Из истории портрета
Самая древняя известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тысяч лет. В пещере Вильоньер рядом с городом Ангулем был найден меловой «портрет» на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. На нем прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Римский портрет. В отличии от греков римляне считали что хороший человек не обязательно должен быть идеален внешне. Поэтому римлянские портреты до сих пор считают, чуть ли не самыми натуралистичными. Римский портрет развился из посмертных масок.
В Средневековой культуре - упадок портрета, т.к. художник средневековья был строго ограничен церковными канонами и редко обращался к реалистичному портрету. Живописцы средневековья понемногу придают обликам святых черты лица реальных людей. Автопортреты находят в миниатюрах писцов (в работе Хильдегарды Бингенской).
В эпоху Возрождения человек вышел на первый план в искусстве. Первые портреты отталкивались от античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль. Выход из профиля в фас является композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения. С появлением масляной живописи портрет стал более детальным чувственным. Появляется индивидуальный портрет.
В 16 веке, в эпоху Маньеризма портретисты создают не столько идеализированный, индивидуальный портрет, сколько напряженный, наполненный духовности и символов.
Изучив историю портрета я не нашла полотен подобных работам Арчимбольдо.
Глава 3. Маньеризм
Маньеризм сформировался в Италии, основными центрами нового искусства были такие города как Флоренция, Мантуя и Рим. Позже маньеризм распространился в некоторых странах Северной Европы и во Франции.
Можно считать, что стиль маньеризма был порожден кризисом характерным для эпохи позднего Возрождения, так же развитие маньеризма могло спровоцировать разграбление Рима в 1527 году. Рим был разорен, много художников погибло, другие лишь бежали из Италии. Но главное все же то, что художники маньеристы не создавали своего оригинального стиля а лишь соединяли изобразительные формы композиционные приемы и манеру исполнения из эпохи Высокого Возрождения воедино. И в итоге они получали очень выразительные и выдающиеся работы в стиле «маньеризма»
Маньеризм в изобразительном искусстве. Стилевые особенности
В маньеризме часто рисуют религиозный жанр. Обычно работы в маньеризме очень чувственные, но при этом они всегда очень разные. Линии в работах могут быть плавными и нежными, а могут быт резкие и ломаны все зависит от настроения и посыла картины. Однако почти во все случаи позы и фигуры удлиняются, и деформируется художник дополняет полотно необычными и причудливыми эффектами освещения или усиленной перспективы. Еще в таки работа имеет место быт яркая палитра. Из этого можно выделить основные пристрастия художника маньериста –
- Яркая цветовая палитра
- Экзотические костюмы персонажей
-Удлиненные фигуры
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию, Жана Дюве, Орацио Джентилески. Маньеристические тенденции прослеживаются у учеников и последователей Рафаэля, у художников поздней венецианской школы — Тинторетто и Тициана. Некоторые исследователи видят элементы маньеризма в позднем творчестве Микеланджело. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании). Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен)
Вывод……………… 16 век эпоха маньеризма, когда художники создавали напряженный и наполненный духовностью портрет, особо ничего нового не внося при этом
Глава 4. Творчество и жизненный путь Д.Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо - итальянский художник и декоратор, считается одним из самых ярких представителей маньеризма, родился в Милане в 1526 в семье художника витражиста - Бордье Арчимбольдо, где провел свое детство и юность. Еще с юных лет он обучался живописи, и помогал отцу в росписях церковных витражей. Но вскоре из помощника отца он стал самостоятельным, известным мастером.
Благодаря своим талантам в 1562 году он был приглашен ко двору Максимилиана II, бывшего императора Священной Римской империи. Арчимбольдо служил Габсбургам на протяжении 26 лет, сначала в Вене Максимилиану II, Фердинанду I в Богемии, а затем Рудольфу II– в Праге. После чего вернулся в Милан, продолжая при этом выполнять заказы императора Рудольфа II до самой смерти.
Рудольф II стал императором в возрасте 24 лет. Его прозвали собирателем странностей. И помимо живописей и предметов император собирал вокруг себя еще и странных людей. В его окружении находились шаманы алхимики и колдуны со всего мира. И все эти люди (в составе которых был и сам Арчимбольдо) жили на одной улице, которую обычные люди старались обходить стороной. Также Арчимбольдо был «мастером капричозы и анекдотов». Можно даже считать, что все работы Джузеппе были созданы в развлекательных и юмористических целях.
Одной из главных жизненных ценностей для Джузеппе Арчимбольдо была природа. И свою любовь к ее многообразию и многоликости он воплощал в фантасмагорических портретах. Согласно легенде, во время жизни в Праге художник ранним утром приходил на рынок и скупал свежие цветы, фрукты и овощи, чтобы получить как можно больше материала для своих работ.
Особенности творчества художника Джузеппе Арчимбольдо: прославился благодаря своим «метаморфозным» портретам, на которых лица людей составлены из фруктов, овощей и цветов. Однако в некоторых его работах подобные «мозаики» составлялись и из других предметов. К примеру, серия картин «Профессии» («Библиотекарь» состоит из книг, «Официант» - из бочек и бутылок, а «Юрист» - из книг, тушки курицы и рыбы).
Художник неоднократно обращался к теме аллегорий времен года, поэтому существует несколько вариантов изображений, выполненных в одном ключе и стиле. Известные картины Джузеппе Арчимбольдо: серии «Четыре сезона», «Четыре элемента», «Времена Года». Каждая серия состояла из 4 картин.
В 1587 году он вернулся к себе в Милан, но он продолжал работать на императора в своей любимой манере, а готовые работы отправлял в Прагу. Он неоднократно обращался к серии изображений: «Четыре стихии» («Земля», «Вода», «Огонь» и «Воздух»), картины - перевертыши, серия «Профессии», «Четыре сезона».
Он написал парадные портреты императорской семьи, автопортреты, фантастические портреты.
Когда он был придворным художником у императора Рудольфа II, он написал удивительное полотно, которое позволило считать его мастером с уникальным видением. Портрет очень понравился императору, ведь он был человеком неординарным, любившим и ценившим все редкое и необычное. Сам император оценил необычную работу Арчимбольдо, наградив его дворянством.
Это картина “ Портрет Рудольфа II в образе Вертрумна”, написанная около 1590 года, на ней изображен император в образе древнеиталийского бога даров земли – Вертрумна.
Это аллегорическое изображение императора в виде древнеиталийского бога Вертрумна – покровителя природных превращений, бога садов и плодов. Его образ собран из отдельных элементов – фруктов, ягод, овощей и цветов и все это скомпоновано так, что образует тело, лицо и наряд императора. Все вместе это образует портрет с вполне узнаваемыми чертами.
Это виртуозная работа – зеленый лук, кабачки и тыква отлично воспроизводят рельеф тела, а гирлянда из цветов и овощей становится пышной орденской лентой. Каждая часть лица – это отдельный фрукт, ягода или плод. Персики – щеки, нос – груша, губы – вишни, даже борода и усы созданы из природных компонентов – колосьев, семян, бобов, а характерный подбородок императора изображен при помощи «мохнатой» оболочки каштана. Художник изобразил золотые пшеничные колосья в виде короны на голове Рудольфа.
В самом Милане же работы Арчимбольдо популярностью не пользовались. По некоторым данным, у художника случился конфликт с местным аббатом Игнацием Поцци из-за диптиха «Адам» и «Ева». Церковник объявил портреты, составленные из тел младенцев, ересью. А когда Арчимбольдо сообщил, что собирается написать «метаморфозный» портрет Христа, который состоит из всего сущего на Земле, аббат и вовсе пригрозил ему отлучением от церкви.
Как бы там ни было, написать амбициозный «кощунственный» портрет Христа художнику так и не удалось. Вскоре у него начались сильные боли, и врачи диагностировали мочекаменную болезнь. От нее Арчимбольдо и скончался 11 июля 1593 года.
Вывод…………………………
его работы довольно узнаваемые среди других выдающихся маньеристских работ
4.1. Инсталляции работ Д.Арчимбольдо
после смерти Арчимбольдо о нем забыли на долгое время. Новый всплеск популярности художника пришелся уже на ХХ век.
Об Арчимбольдо вспомнили сюрреалисты, которые стали использовать его затейливые композиции в качестве одного из главных источников вдохновения. Сальвадор Дали назвал Арчимбольдо основателем сюрреализма. А картина Арчимбольдо «Библиотекарь» считается триумфом абстрактного искусства XVI века.
В 20 веке и сегодня создаются различные инсталляции из привычных предметов, но до уровня полотен Джузеппе Арчимбольдо они не достигают.
Американский режиссер и художник – Филип Хаанс в лондонском музее представлял свою оригинальную инсталляцию " Четыре времени года". Четыре больших и объёмных скульптуры из стекловолокна точь в точь повторяют серию картин Джузеппе.
Картины Арчимбольдо вдохновили фотографа Эмили Драйден и стилиста Захид Пьерти на создание серии скульптурных портретов под названием «свежие лица» (смотри приложение).
Вывод его необычные работы копировались и вдохновляли на создание новых работ в боле позднее время.
вывод
Заключение: Особенности портретов Джузеппе Арчимбольдо
1. Гипотеза подтвердилась, портреты Арчимбольдо полны скрытого смысла. Думаю, что он скрывал за некоторыми своими портретами конкретных людей. Живописец нашел свою новую стезю в неспокойное время. Его работы были как бы вне политики.
2. Фантастические портреты художника - это новая страница в живописи позднего Возрождения - маньеризма. Это не попытка устрашения как в средневековье, а новое прочтение и восприятие. Арчимбольдо, использовал в своих работах причудливые сочетания (фрукты, овощи, цветы, коренья, предметы быта, животные, рыбы, птицы, дети) для изображения персонажей.
3. Его работы пропитаны скрытой иронией («Юрист»), которой позже воспользовались сюрреалисты.
Список используемых материалов:
ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО - ЗАБЫТЫЙ ГЕНИЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Практически все творчество Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 11 июля 1593) пронизано духом новаторства и бунта против сложившихся законов искусства и жизни.
Безгранично одаренный, гениальный Арчимбольдо всю свою недолгую жизнь занимался всеми на тот момент доступными творческими занятиями. Он был потрясающий художник, инженер, ученый, дизайнер.
Огромная личность Арчимбольдо сравнима с великим Леонардо Да Винчи.
У них очень много общего в судьбах. Оба были детьми мастеров, оба достигали в жизни всего сами, не имея ни знатного рода, ни больших денег. Оба занимались всеми областями творчества, известными в то время. И Да Винчи, и Арчимбольдо занимались конструированием всевозможных полезных и нужны устройств, включая военную технику.
Так же оба этих знаменитых итальянских гения активно творили в искусстве.
А после смерти обоих, практически на сотни лет ушли в небытие. Только, Леонардо Да Винчи вспомнили гораздо раньше Арчимбольдо, поэтому и имя этого великого художника и изобретателя эпохи Возрозждения никому практически не известно.
Сегодня Джузеппе Арчимбольдо в числе тех немногих художников, которые оказали наибольшее влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление
Джузеппе начал первым изображать уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Потом эту линию продолжат другие художники, а потом и поэты, писатели, музыканты, режиссеры...
Однако чудаковатость его картин современники оценивали как курьезы, шутки, перевертыши, веселящие императорский двор, подобно пышным праздничным церемониям, фейерверкам и водным представлениям в императорском дворце, мастером организовывать которые был Арчимбольдо.
Автопортрет. 1575
На современном языке его можно было бы назвать арт-директором императорского двора, но в первую очередь он был все-таки художник, каким и вошел в историю европейской живописи. Его необычные картины восхищали не только императора Священной Римской империи, любивших одаривать ими своих друзей и врагов, но удивляли художников, уже не такого далекого века двадцатого.
Сальвадор Дали называл его первым художником, стоявшим у истоков сюрреализма, приходя в восторг от знаменитых серий «Времена года» и «Стихии». В какой момент произошел переворот в стиле художника, никто уже не узнает, поскольку о его жизни известно не так много. Но начинал Джузеппе как вполне традиционный художник, творивший в русле средневекового храмового искусства.
Витражи св. Екатерины в Миланском соборе, изготовленные Д. Арчимбольдо
Вместе с отцом он украшал Миланский собор витражами с изображением жития св. Екатерины. И ничто не выдавало в нем будущего очень странного художника. От этого периода у Арчимбольдо осталась только любовь к ярким краскам. После витражей был короткий период изготовления эскизов для гобеленов, которые тоже были выполнены во вполне традиционном стиле.
Перелом произошел после приглашения Фердинандом I его, уже известного художника, в императорский дворец в Прагу. К тому времени ему исполнилось уже тридцать пять лет. Началась долгая двадцатипятилетняя служба в качестве придворного императорского художника.
Здесь Арчимбольдо попадает в совершенно иную среду, в которой почитались науки, ученые, маги, астрологи, ценились книги и музеи с лучшими произведениями искусства, создавалась знаменитая кунсткамера с причудливыми животными и всем занимательным, собиравшимся со всех концов света.
"Времена года": "Зима - Весна"
Возможно, именно тогда он познакомился с картинами Босха, Кранаха и Брейгеля, оказавшими на него огромное влияние и изменившими его стиль. Уже через год у Джузеппе Арчимбольдо появилась первые картины, в которых никто бы не узнал художника времен Миланского собора.
Это были картины серии «Времена года»: «Лето» и «Зима». Позднее серия пополнилась картинами «Весна» и «Осень». Картины настолько поразили и понравились императору, что художника просили написать такие же в качестве подарков знаменитым особам. Так появилось несколько картин этой серии, отличающимися друг от друга, но все выполненные в одной художественной концепции и одном стиле.
Серия «Времена года», а потом серии «Стихии», "Профессии", "Перевертыши" и картины, не входящие в серии, необычны тем, что стихии представлены в образе людей, но людей необычных, составленных из элементов, соответствующих представлениям эпохи Возрождения о природе, четырех стихиях, о прекрасном и безобразном. Элементы, из которых художник лепит свои образы времен года и стихий, поражают разнообразием и тонкостью исполнения.
"Времена года": "Лето" - "Осень"
Ученые пытаются составить полный список морских животных, цветов, фруктов, овощей и птиц, из которых Арчимбольдо создавал свои причудливые образы. Помимо необычности материала, из которых он лепит своих героев, художник встраивает в них знаки императорского отличия, возвеличивающие дом Габсбургов и показывающие его силу и могущество.
Художественная концепция картин Джузеппе уникальна. Она положила основу его успеху на много веков вперед, а документы того времени говорят, с каким энтузиазмом монархи и современники отзывались о творчестве Арчимбольдо. Посмотрим внимательнее его серию «Времена года», которая достаточно типична для стиля художника.
Джузеппе Арчимбольдо «Четыре времени года в одном портрете»
Для понимания общей концепции серии необходимо знать, что в то время отсчет года начинался с зимы, а год делился на две половинки - на два полугодия. Соответственно, два рядом стоящих сезона, составляющих одну половинку года (зима – весна; лето-осень), обращены профилем друг к другу. А вместе они - единое целое.
Диалог Сезонов и Стихий: "Лето" - "Огонь"
Два сезона, относящиеся к разным половинкам года, написаны художником повернутыми спиной друг к другу: весна – лето; осень- зима: весна заканчивала зимний период, а осень - летний. Как человек эпохи Возрождения, Арчимбольдо был не только художником, но еще и ученым, инженером, изобретателем, архитектором и сценографом, что ярко проявилось в его причудливых картинах.
«Зима» аллегорически изображена в виде древнего трухлявого пня с трещинами коры, которая в некоторых местах уже отпала. Пень похож на жалкого, чуть живого старика. Его нос разбит, опух и шелушится, беззубый рот – гриб – сидит криво, а подбородок усыпан бородавками. Все лицо покрыто щетиной, шрамами и струпьями, маленькие глазки глубоко скрываются в трещине коры. В качестве уха – сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка.
Но о том, что зима – это не навсегда, говорят два лимона - желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла. Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан над головой, напоминающий корону. На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу императора.
Диалог Сезонов и Стихий: "Зима" - "Вода"
«Весна» - прямая противоположность «Зиме»: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна - это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она олицетворяет весну. На картине Арчимольбо проявляет себя как большой знаток флоры.
Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов, выписанных в мельчайших деталях. Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы – великолепная шапка из множества красочных цветов, платье – из трав и цветов зеленого цвета. Нос – бутон лилии, ухо – тюльпан, глаза – пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок – цветы розы. Шею украшает воротник из белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием.
«Лето» открывает вторую половину года. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось. Пору плодоношения художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод. Здесь уже совсем другая цветовая гамма: нежно-белая и розовая гамма весны сменяется насыщенными желтым, коричневыми, красным и оранжевым, символизирующими жаркое солнце. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном.
Диалог Сезонов и Стихий: "Воздух - "Весна"
Щеки молодой женщины состоят из нежного персика, нос – из кабачка, рот – из молодого стручка гороха, подбородок – из красной груши, зрачок глаза – из яркой вишенки, серьги – из чеснока, а прическа - из винограда, маслин, груш, колосьев пшеницы и других даров лета, а платье соткано из колосьев хлеба. На одном из вариантов картины на воротнике платья видно имя художника, а на плече - год написания – 1573.
«Осень» завершает вторую половину года и летний период. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки. Это голова грубого парня, состоящая из пышных осенних плодов: сочная груша – нос, щека – спелое яблоко, подбородок – граната, ухо – большой гриб-сыроежка, волосы – розовый, красный и темно-синий виноград. И весь образ напоминает Вакха, бога виноделия, возлияний и разгула. Год закончился, можно насладиться плодами трудов своих и повеселиться.
Диалог Сезонов: "Земля" - "Осень"
Как ученый и художник в одном лице, Арчимбольдо сопоставляет серии «Времена года» и «Стихии», выстраивая между ними соответствие и своеобразный диалог: зима – холодная и влажная как вода; весна – теплая и влажная как воздух; лето – жаркое и сухое как огонь; осень – холодная и сухая как земля. Каждая такая пара (время года-стихия) тоже обращена профилем друг к другу: лето и огонь, зима и вода, осень и земля, весна и воздух. При этом лето и огонь – олицетворяют Солнца, а осень и земля – Луну.
Четыре стихии изображаются художником в том же антропоморфном ключе, только здесь меняется морфология образов. Их материя соткана из животных, обитающих в соответствующей стихии: земная - из земных животных: быка, оленя, верблюда, льва, тигра, газели, собаки, обезьяны, носорога, медведя, слона, кабана и т.д.; воздушная – из птиц: орла, павлина, утки, гуся, индюка, петуха и т.д.; огонь – из разного вида огня от свечи и лампы до пушки и пистолета, символизирующие кроме всего прочего еще и военную мощь императора.
Серия "Професии": "Юрист" и "Библиотекарь"
Вода представлена разными видами морских животных, перечислить которые невозможно. Здесь и акула, и скат, и крабы, и осьминоги, и черепахи, и мидии и даже жемчуг, украшающий шею и уши. И рассматривать их - одно удовольствие. Не зря этого художника очень любят дети. Для них его картины - это всегда игра, разгадка ребуса, и наслаждения от угадывания.
Потому что все птицы, звери, морские твари очень реалистичны, начиная от окраски и кончая зубами акулы, хотя размеры некоторых животных не соответствуют реальным. И главное - несмотря на такое многообразие живности, во всех картинах Арчимбольдо нет хаоса, здесь все продумано и царит гармония, подчиненная идее художника.
Серия "Перевертыши": "Корзина с фруктами"
Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши". С первого взгляда - кажется просто корзина с плодами, но в перевернутом виде – это профиль конкретного персонажа. Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал.
Сегодня некоторые художники пишут картины, сделанные под Арчимбольдо, но, в отличие от картин классика, они действительно из серии шуток и курьезов, не несущих никакой другой смысловой нагрузки, напоминающие шутливое стихотворение Бориса Заходера "Из чего только сделаны мальчики?" Но Джузеппе Арчимбольдо был ученым и философом, он пытался по-своему осмыслить мир и представить его так, как он его видел.
Тина Гай Арчимбольдо: забытый гений
Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами.
"Флора"
Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Год спустя Арчимбольдо скончался.
"Вертумн"
Арчимбольдо воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и изобретательности.
https://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post366535081/
Джузеппе Арчимбольдо ( 1526 -1593 гг.) -итальянский живописец, декоратор. Согласно сведениям биографа художника, иезуита Паоло Мориджиа, род художника восходит к временам Карла Великого, в то время представители семьи перебрались в Италию. Прапрадед художника- Гвидо Антонио Арчимбольдо - овдовев, стал в 1489г. архиепископом Милана. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода. Джузеппе был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо . Записей о рождении и крещении Джузеппе не сохранилось . Имеются сведения, что отец Джузеппе дружил с учеником Леонардо да Винчи- Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 г. Сын Луини общался с Джузеппе и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье.
Впервые имя художника вместе с именем отца упоминается в 1549г. Они разрабатывали эскизы витражей для Миланского собора. Этим заказом они были связаны до 1557 г. Первый датируемый рисунок художника относится к 1556 г. После 1559г. имя художника не упоминается в документах о строительстве собора. В расходной книге собора в Комо Сохранился счет 1558г. на 119 лир, выданных Джузеппе за эскиз гобелена. Рисунок его сохранился. На нем роскошные цветы, фрукты, растительные орнаменты. Руке художника приписывается роспись алтарной части собора Сан-Джорджо в Монце.
Согласно биографу художника, в 1562г. Арчимбольдо откликнулся на просьбу императора Максимилиана || и покинул Милан на долгие 25 лет. Именно с этого времени он числится придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того получал награды от монарха за особо понравившиеся работы. В первые два года работы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также написал первую из прославивших его серий " Времена года". Авторская концепция цикла " Времена года" уникальна и явилась основой успеха художника при дворе. Эти картины сильно увлекли монарха . Стиль этих работ не характерен для 16 столетия. По заказу Максимилиана второго Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл "Четыре элемента", ещё одну серию "Времена года",а также создал картины "Повар" и"Виночерпий", которые утрачены.
Другой стороной деятельности художника была организация праздников, увеселений и театральных представлений, изготовление театральных машин. По документам Арчимбольдо был режиссером-постановщиком и декоратором двух турниров на свадебных торжествах 1571г. и на восшествии Рудольфа второго на венгерский престол в 1572г. Ещё в 1570г. Максимилиан второй определил художника в Прагу- ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у Арчимбольдо сложились хорошие личные отношения. После восшествия на престол нового императора в 1575г. его положение при дворе изменилось мало. Однако в 1581г. его жалованье было увеличено до 30 флоринов в месяц. А 1586г. он был удостоен 1500 флоринами, что составило его четырёхкратный годовой оклад.
Рудольф второй по натуре был эксцентриком , обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Он хотел примерить своих протестантских и католических подданых, но при этом был мистиком. Он имел вкус к искусству, особенно живописи, интересовался науками. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся ученых-Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Благодаря Рудольфу в Праге была основана кунсткамера. В 1582г. император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и животных и птиц Нового Света. Существует версия, что художник профессионально занимался естествознанием. В 1580г. император пожаловал Арчимбольдо и его сыну дворянство с правом иметь собственный герб.
В 1587г. художник подал в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать новые произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. За портрет Рудольфа второго в образе "Вертумна" художник был пожалован титулом пфальцграфа в 1592г. Этого титула в 16 веке удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо . В это время был написан один из самых известных портретов - " Флора".
Скончался художник 11 июля 1593г. в возрасте приблизительно 66 лет от заболевания почек. Он не оставил письменных свидетельств ни о себе , ни о своих картинах. После смерти его покровителя Рудольфа второго , наследие Арчимбольдо было забыто, многие картины утрачены. В литературе 17-18 веков он не упоминается вовсе. Только в 1885г. впервые была написана монография о его творчестве. Самая крупная выставка наследия художника ( более 150 картин ) прошла в Вене в 2008г. Классификация Арчимбольдо ,как маньериста , тоже принадлежит 20 веку. Его метафорически- фантастические картины продолжают привлекать с себе внимание до сих пор.
© https://www.livemaster.ru/topic/1926127-dzhuzeppe-archimboldo-genij-epohi-vozrozhdeniya
Как нарисовать ветку ели?
Четыре художника. Осень
Мост из бумаги для Киры и Вики
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Плавает ли канцелярская скрепка?