Исследовательский проект "Дымковская игрушка"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_avtosohranennyy.docx | 463.47 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 Исследовательский проект «Дымковская игрушка» Выполнили: ученицы 4 В класса Ефимкина Вероника, Муравьева Анастасия Руководитель: учитель начальных классов Чебану Ю.К. г. Рассказово 2015 год |
План проекта
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".
В XVIII-XIX вв.производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня ХлудневоДуминичского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки-свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.
Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.
Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Проблемные вопросы проекта:
Цель исследования: создать дымковскую игрушку, освоив технологию изготовления.
Задачи:
Гипотеза: Если мы освоим технологию изготовления дымковской игрушки, получится ли у нас ее создать.
Образ – вид, внешность, фигура, очертание (в чертах или в плоскости); подобие предмета, его изображение.[1]
Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.
Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», — говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца!
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.
Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
3. Дымковская игрушка
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
ДЫМКОВО
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах.
В. Фефанов
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька...
Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки...
На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.
Это краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.
Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
4. Филимоновская игрушка
Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть - образуют веселый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.
Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных.
Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой.
Желтый, красный, зеленый - основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.
В наши дни в деревне Филимонове игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, своя поступь, свой голос.
Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
5.Каргопольская игрушка
Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень.
Заповедная Каргопольская земля - хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремеслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.
Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.
А вот Полкан - сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки. Ведь и у вас, ребята, есть любимые игрушки-зверята?! Посмотрите, какие узоры на этих игрушках!
Где мастера подглядели эти узоры? Может, в поле, у полного зерен колоса, у цветка на лугу, у елки в лесу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды...
В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.
Игрушки, о которых мы говорили на прошлом уроке, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.
6. Способы изготовления игрушки.
Для производства Дымковской и Каргопольской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).
В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. Это особенно заметно при лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи.
Но у нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму выбранной игрушки мы постараемся сохранить.
Вспомним методы лепки:
1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела - шею, руки, ноги - до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом,
украшают игрушку накладными деталями.
2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.
А теперь внимательно рассмотрим декор игрушек. Необычайно ярка филимоновская игрушка-свистулька в своих пестрых декоративных «одеждах»—узорах, нанесенных прямо на поверхность обожженной глины. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.
Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки (круги, овалы, клетки, полоски, точки), на то, как они выстраиваются в узор, на яркость красок. В росписи используют желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный цвета.
Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.
Посмотри, как выразительна роспись каргополъской игрушки, которая сохраняет прочную связь с древними мотивами.
Каждая мастерица, пользуясь традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, всегда привносит элемент творчества в это яркое, веселое искусство.
7. Практическая часть.
Практическая часть работы состояла из 3х этапов.
На первом этапе были выявлены уровни знаний детей о Дымковских игрушках. С целью изучения представлений детей о Дымковских игрушках был проведен опрос. В результате опроса ребят было зафиксировано, что из 16 учеников 4 «В» класса 70% учащихся мало знают о Дымковской игрушке. Например,
- слышали о Дымковской игрушке – все;
- узнать её среди других смогли 11 человек;
- особенности без труда перечислили 5 человек. Особую трудность у школьников вызвал второй вопрос, так как не смогли отличить Дымковскую игрушку от других видов игрушек.
Итоговый результат определяется на диаграмме, где выявлены следующие уровни:
Средний уровень – 30%
Низкий уровень – 70 %
Анализируя результаты, полученные в процессе проведения опроса, мы пришли к выводу, что детям не хватает знаний по данной теме.
Второй этап.
В ходе второго этапа с учащимися 4 класса было проведено: 5 занятий и внеклассное мероприятие с целью повышения уровня знаний детей о Дымковской игрушке.
После выявления уровня знаний мы разработали ряд занятий по данной теме.
Беседа была направлена на знакомство с историей возникновения Дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента.
На этом уроке мы отправились в Дымковскую слободу, рассказали об истории возникновения русского декоративно-прикладного искусства и в частности дымковской игрушке, о процессе рождения игрушки в Дымковской слободе, ее место и роли в жизни русского народа. Внимание детей было обращено на особенности пластики, на «украшательство», используемые при лепке игрушек, на цвета, которые присутствуют в росписи.
На втором и третьем уроках дети знакомятся с деталями узора дымковской игрушки, учатся приемам рисования, составляют узор в полоске. Рассматривая дымковскую игрушку, дети самостоятельно приходят к выводу о том, что в ней является главным, что составляет основу узора и в какой цветной гамме должен быть выполнен узор.
На четвертом уроке «Лепка дымковской игрушки» мы продолжаем знакомить детей с различными формами дымковской игрушки, и предлагаем подумать, как можно вылепить, к примеру, барыню, какие приемы при этом применить, обращаем внимание на соразмерность всех частей туловища барыни. При оценке работ обращается внимание на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Мы предлагали каждому ребенку сказать несколько слов о своей игрушке. Пусть дети немного пофантазируют.
Тема пятого урока: «Роспись дымковской игрушки». На этом уроке мы продолжаем знакомить детей с элементами дымковской росписи, беседуем об особенностях дымковского узора, отмечая, что на нем есть круги, кольца, линии – прямые и волнистые, которые могут составлять квадраты. Еще раз обсуждается выбор цветов для составления узоров. Дети знакомятся с понятием «композиция», получают представление о композиционном построении. Затем предлагаем детям, используя дымковские мотивы, самостоятельно расписать игрушки.
Главными задачами проделанной работы мы считаем следующее:
С этой целью и проводятся эти уроки и внеклассные мероприятия.
Третий этап.
По окончании второго этапа работы нами был повторно проведен опрос.
Сравнительный анализ показал, что количество учащихся с средним уровнем почти осталось неизменным, при этом изменились показатели высокого и низкого уровней.
Высокий уровень – 30%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 30%
Результаты третьего этапа показаны на диаграмме.
Учитывая кратковременность второго этапа, можно говорить о позитивной тенденции.
Результаты контрольного эксперимента показали, что изучение народных промыслов и включение в занятия виды работ по развитию творческих способностей повышает у детей интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории, развивает художественный вкус, творческое воображение, графические умения.
Дымковская игрушка стала одним из брендов, подчеркивающим самобытность, насыщенную и древнюю историю.
Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях.
Сегодня дымковскую игрушку может изготовить любой человек, не имеющий специального образования, даже ребенок. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
Приложение №1
Вопросы опроса:
Приложение №2
Цели:
- познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента;
- развивать художественный вкус, творческое воображение, графические умения;
- прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование: иллюстрации дымковской игрушки, росписи промыслов различных мастеров, образцы росписей дымковской игрушки, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход деятельности
Педагог: Ребята у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от реки Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.
Педагог показывает дымковские игрушки.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В.Фофанов)
Деревня Дымково
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
(Народное творчество)
– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки для того, чтобы они были прочными; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Педагог демонстрирует игрушки на слайдах “Олень”, “Барышня”, “Конь” и др.
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
– Даже кони приобрели яркий наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Народное творчество)
Педагог: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.
Педагог: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.
Педагог: А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, (на каждой игрушке может быть до 10-12 цветов). Они особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
Педагог: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
Педагог: Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Педагог: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.
Педагог: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?
– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз.
Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке.
Самые любимые из них – это свистульки.
Учитель демонстрирует игрушки.
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!
– Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника “Свистопляска”. Позднее ярмарка-праздник стала называться “Свистунья”. Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.
Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
(Народное творчество)
– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.
Демонстрируются игрушки "Дама с собачкой", "Водоноска". Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с педагогом.
– После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
Педагог: Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?
Дети: округлая форма, , белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы кольца.
Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Беседа сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, фотографий, слайд, таблиц.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(Народное творчество)
– Много разнообразных узоров дымковской росписи.
Педагог: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Дети: кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Педагог: Какие цвета любят мастера Дымково?
Дети: Яркие нарядные: красный, алый, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Педагог: Сколько различных цветов можно насчитать в росписи дымковской игрушки
Дети: от10 до 12 цветов.
Педагог: Дети, с какой игрушкой вы сегодня познакомились и где она зародилась?
Дети: С дымковской игрушкой, она появилась в слободе Дымково.
Педагог: Всё верно, в следующий раз мы с вами попробуем нарисовать некоторые элементы дымковской росписи.
Познакомить детей с народной игрушкой, приемами ее лепки; развивать фантазию, воображение, формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
1. Обучить технике лепки из глины.
2. Развивать творческие способности, эстетическое воспитание, интерес к лепке, умение планировать работу.
3. Воспитывать мотивацию, любовь и интерес к декоративно-прикладному творчеству, трудолюбие.
4. развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений), коррекция и развитие мыслительной деятельности.
Педагог: Какая ждет сегодня нас работа,
Поскорее узнать вам, конечно охота.
А мы будем ни клеить, ни резать, ни шить,
Мы будем, друзья, игрушки лепить.
-И лепить мы будем не из пластилина, посмотрите, что же лежит у вас на столах? Что это за материал?
Дети: глина
Педагог: «Глина – это природный материал, который встречается повсеместно. Глины различаются по цвету (белые, красные, голубые, зеленые и д.р.), по составу (жирные и тощие). Глина готова к работе, если она легко отстает от рук, не пачкая их. (предложить детям попробовать готова ли глина к работе) Глина быстро сохнет, поэтому незаконченную работу смачивают водой и накрывают мокрой тряпкой. Во избежание растрескивания изделия при сушке глину надо тщательно приминать (для устранения пустот). После сушки изделия белят (грунтовкой) а затем раскрашивают».
- Сегодня мы с вами будем лепить Дымковскую игрушку, которая относится к «Декоративно-прикладному искусству
- Мы с вами уже знакомились с дымковской игрушкой,. Расскажите, как выглядит Дымковская игрушка. Обратить внимание на выставку (иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).
-Воспитатель:
Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.
Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Сегодня мы будем лепить дымковскую игрушку.
- Дымковскую игрушку знают взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
- Какие особенности мы увидели у дымковских игрушек?
Дети: округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромба, кольца)
-Главная особенность- лепка из глины по частям.
Физ. минутка:
«Пальчиковая гимнастика» (подготовка руки к лепке)
«Конь»
Конь меня в дорогу ждет постукивание пальцами рук по столу
Бьёт копытом у ворот
На ветру играет гривой махи руками в стороны
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро я в седло вскачу постукивание пальцами рук по столу
Не поеду-полечу.
Цок – цок - цок, цок-цок-цок. Ритмичное сжимание кулачков рук
Там за дальней за рекой, помахать ладонями обеих рук.
Помашу тебе рукой.
– Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки.
Для работы нам понадобятся:
• Глина
• Подставка
• Стеки
• Блюдца с водой
• Салфетки для рук
• Салфетка для сглаживания игрушки
Практическая работа.
- Сегодня мы будем лепить барыню.
Педагог объясняет этапы лепки и показывает их. Во время самостоятельной работы педагог предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно слушать веселую народную музыку.
3. Соединение деталей по показу педагога.
-Все детали готовы. Следим за последовательность соединения деталей (глазами следим, как соединяю я, и делаем тоже самое со своими заготовками).
4. Итог занятия
1. Выставка детских работ
-Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Дети демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении, к какому народному промыслу они относятся, каковы отличительные черты игрушки.
2.Беседа.
- С каким материалом мы работали? Что нового для себя вы узнали? Трудно работать с глиной? Что требуется от мастера при обработке глины, изготовление поделок?
3. Уборка места
-Стихотворение о возникновении и истории дымковского народного промысла.
Художница
В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
За своей работаю старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит…нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поёт, бесхитростна светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
- На следующем занятии мы будем расписывать игрушки (украшать узором) которые мы сегодня с вами слепили. Спасибо вам умельцы -мастера, до свиданье.
Беседа 3: «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»
Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка.
Задачи:
1. Учить расписывать игрушки дымковскими узорами.
2. Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение.
3. Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
4. Воспитывать самостоятельность и творчество.
Материал: глиняные фигурки барынь, вылепленные детьми, гуашь, палитры, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки с водой (непроливайки).
Ход деятельности
Педагог: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково – дымкой.
- Из чего делают эти игрушки?
Дети: Из глины
Педагог: Да, из глины и мы с этим материалом прекрасно знакомы, лепили из нее лошадок. Но как же эти глиняные фигурки превращали искуссные мастера в веселые игрушки?
(Дети рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, грунтовали)
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что мы отправились на Север нашей страны, нашли село Дымково, и мы – те самые замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами.
Это у нас – мастерская, светлая и просторная. И все у нас есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку. Настроились?
Послушайте стихотворение:
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу.
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки!
- Вот и готовы наши глиняные игрушки! (Педагог вынимает фигурки из нарисованной на плотном картоне передней части печи )
- И чем мы сейчас с вами будем заниматься?
Дети: Расписывать игрушки
- Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера?
Дети: Малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие, голубые.
- Да, каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок!
- Кто напомнит, какой орнамент характерен для дымковской игрушки лошадки?
Дети: Яркие пятна, круги, зигзаги, полоски, точки, волнистые линии.
- Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Какие части мы закрасим полностью?
Дети: Хвост, грива, копыта.
- Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги)
- Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою глиняную фигурку, представьте, что должно получиться.
(Педагог включает в этот момент спокойную народную музыку)
- Приступайте к работе.
Дети занимаются раскрашиванием глиняных фигур. Педагог ненавязчиво советует детям, которые испытывают затруднения, подбадривает, если нужно. Когда дети закончили работу, со своими игрушками подходят к столу, где организована выставка и расставляют свои экспонаты. Затем дети по очереди высказывают своё мнение об игрушках.
- И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! И не верится, что это все сделано из глины.
Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
Беседа 4: « Стадо на лугу.»
Цель: Продолжать знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).
Задачи:
1.Продолжать учить самостоятельно, расписывать узором фигурки животных используя знания об элементах, композиции, цветосочетании росписи, полученные на занятиях.
2.Выполнять роспись на игрушках (бумажных силуэтах) в определенной последовательности.
3.Развивать творческие способности.
4.Развивать навыки общения в совместной деятельности.
Материал: мольберты, магнитофон и диск с записью русских народных мелодий, плакаты с элементами дымковской росписи, и цветовой палитрой данной росписи, бумажные силуэты оленей и баранов, краски гуашь, кисточка, ватная палочка, тряпочка, баночка с водой.
Ход деятельности
Дети входят в изостудию, рассаживаются по местам.
Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. (Педагог обращает внимание детей на иллюстрации дымковских игрушек)
Беседа.
- как называются эти игрушки?
Дети рассматривают дымковские игрушки.
- Какого цвета фон игрушек?
- Какими элементами росписи они украшены?
- Как расположены элементы на игрушках?
- Какие цвета используют художники для росписи сувениров из Дымки?
Ребята, сегодня вы снова сможете стать дымковскими мастерами. И будете расписывать игрушки. У вас на столах лежат силуэты оленей и баранов.
Когда вы будете расписывать фигурки, то не забудьте, что сначала нужно закрасить отдельные части, а затем наносить узор.
- Что сначала нужно закрашивать у баранов и оленей? Каким цветом?
- Чем будете наносить узор?
Физминутка «Матрешки»
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
Подумайте, каким узором вы будете украшать свои игрушки и приступайте к работе.
Самостоятельная работа. Оказание индивидуальной помощи.
Педагог наблюдает за работой детей, оказывает индивидуальную помощь.
Расписанные бумажные силуэты прикрепляет на мольберты и раскладывает на столы.
Анализ работ.
- А теперь, ребята, мы рассмотрим получившиеся игрушки.
- - Какой барашек или олень похож на дымковского? Почему?
- Какой из них самый яркий?
- Какой расписан аккуратно?
- Из каких элементов я составил узор?
Итог занятия
Педагог: Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу. Все вы сегодня постарались и у нас получились красивые яркие дымковские игрушки.
Беседа 5: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской росписи «Козлёнок»
Цель: Расширять и уточнять знания детей о народных промыслах;
Задачи:
1. Совершенствовать приёмы плоскостной лепки сложной фигуры из целого куска пластилина;
2. Обогащать и закреплять приёмы восприятия;
3. Отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки;
4. Развитие мелкой моторики пальцев руки;
5. Развитие творческих способностей детей.
Используемое оборудование:
Демонстрационный материал: образцы глиняных игрушек, фотографии дымковских игрушек.
Раздаточный материал: стеки, пластилин, подкладная доска, тряпочка, шаблон козлика.
Ход деятельности
Педагог: Сегодня мы будем лепить из пластилина весёлую игрушку. А кого именно лепить, вы узнаете, отгадав загадку:
Бока крутые, рога золотые
Копытца с оборкой, на спине Егорка.
Кто это?
Дети: Козленок.
Педагог: Давайте и мы посмотрим на эти игрушки. Чем эти игрушки похожи друг на друга?
Дети: Белым фоном.
Педагог: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают каждую игрушку?
Дети: Белой.
Педагог: Правильно, белой, оттого что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг было белым – бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. Какими ещё красками раскрашены игрушки?
Дети называют цвета.
Педагог: Посмотрите, какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: Полосочки, клеточки, кружочки.
Педагог: Нравятся вам эти игрушки? Кому какая игрушка нравится больше всех? Почему?
Ответы детей: Маленькие, добрые, весёлые, красивые, радостные и т. д.
Воспитатель:– Из каких основных частей состоит игрушка?
– Какую форму имеют шея, рога, ноги игрушки?
Ответы детей:
Физминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся (опустить голову, руки на коленях, спину, расслабить)
Больше спать не захотел (встать из-за стола)
Шевельнулся, потянулся (плавное движение руками)
Взвился вверх и полетел (смотреть на кончики пальцев)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся (маховое движение руками, кружение)
Педагог объясняет плоскостной способ лепки из пластилина.
1.Взять кусок пластилина раскатать его.
2.На раскатанный пласт пластилина наложить вырезанный из картона шаблон козлика.
3.С помощью стеки убрать лишний пластилин по краям.
Роспись её выполняется узорами, вылепленными из пластилина (горошинами, волнистыми линиями и др.).
Итог:
– С каким центром народного промысла сегодня познакомились?
– Какие особенности оформления дымковских игрушек?
– Какую роль играют народные игрушки в жизни человека?
Приложение №3
[1] (Толковый словарь русского языка В. И. Даля)
Нора Аргунова. Щенята
Два морехода
Без сердца что поймём?
Марши для детей в классической музыке
Загадка Бабы-Яги